«Для человека нет ничего
ценнее в мире, чем здоровье»
В. Гумбольдт.
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье – это способность противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды.
Современное определение здоровья ребенка содержит пять признаков:
• адаптируемость – приспособляемость к окружающей среде;
• равновесие – способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз (постоянство внутренней среды);
• благополучие – состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;
• гармоничность – уравновешенность всех функций, обеспечивающих наиболее успешное протекание роста и развития организма;
• способность функционировать – главная составляющая практического понимания здоровья, отражающая степень согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий уровень биологической и социальной активности и трудоспособности человека.
В настоящее время нет более насущной задачи, чем сохранение и укрепление здоровья.
Для решения главной задачи в МОУ лицей № 11 с 2001 года разработана и принята программа «Здоровье». До создания этой программы школа работала над проблемой сохранения здоровья на диагностической основе. Престиж здорового образа жизни в лицее очень высок. Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания; наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое оформление интерьера лицея, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В рекреациях и классных комнатах подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект. Формирование у детей в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни находит поддержку в семье и среди сверстников.
Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс активно реализуется в последние годы через программу “ Здоровье ”. Работа лицея направлена прежде всего на природосообразность, обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №11 расположен по адресу улица Молодежная 1. Здание построено по типовому проекту в 1976 году (СНИ ПП-65-73 общеобразовательная школа и их проектирование).
Проектная мощность – 1100 учащихся. Здание лицея трехэтажное выполнено из стеновых панелей. Имеется горячее и холодное водоснабжение. Форма учебных помещений является прямоугольной, с размещением окон по одной из длинных сторон. Это обеспечивает левостороннюю направленность света. Для дополнительного освещения классных комнат и досок имеется люминесцентное освещение. В кабинете физики, химии, биологии имеются лаборантские помещения для хранения оборудования и реактивов, с дополнительным входом, вытяжной вентиляцией, подведена вода.
На каждый предмет выделены по 2-3 кабинета с мебелью, чтобы обеспечить правильное возрастное рассаживание учащихся (5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.). Для учащихся младших классов имеется отдельный блок. Для отдыха имеются рекреационные помещения, с достаточны естественным и искусственным освещением, условием для проветривания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в двух спортивных залах: большом и малом.
На территории школьного двора оборудован спортивный комплекс.
Для охвата школьников горячим питанием функционирует столовая, оборудованная согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, с достаточным количеством посуды, с холодильными камерами, подсобным помещением, на 240 посадочных мест.
Трудовое обучение проводится в учебных мастерских для мальчиков,а для девочек в кабинетах по работе с тканями, раскроем, шитьем. В лицее имеется актовый зал, где проходят все торжественные мероприятия.
На 1 этаже имеется библиотека с читальным залом.
МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ
На первом этаже расположен медицинский кабинет общей площадью 20 кв.м. В нем две комнаты. Одна для проведения антропометрических обследований, вторая – прививочная. Кабинет укомплектован достаточным оборудованием и необходимым перечнем медикаментозных средств и перевязочного материала.
В кабинете имеется холодильник для хранения иммунобиологических препаратов, сумка-холодильник для транспортировки, кварцевая лампа, три инструментальных столика. На видном месте стоит инструментальный шкаф, где хранятся укомплектованные посиндромные аптечки неотложной помощи, аптечка по Ф-20, ВИЧ-аптечка, лежит журнал аварийных ситуаций для регистраций протоколов. В шкафу хранится бикс с перевязочным материалом и антисептическими средствами для работы при чрезвычайных ситуациях.
В медицинском кабинете стоят два шкафа для хранения медицинских форм и медикаментов, 2 стола для работы, две кушетки, двое весов, ростомер, два тонометра, два фонендоскопа, 30 термометров. 30 шпателей металлических, аппарат Рота для определения остроты зрения, набор шин, жгутов. Для стерилизации инструментария – сухожаровой шкаф. Для хранения медикаментов группа «А» – сейф. Всегда в наличии месячный запас одноразовых шприцов. В шкафу стоит аптечка по форме №20.
На видном месте рядом с инструментальным столиком, где проводятся прививки, стоит «аварийная аптечка».Здесь же лежит журнал для регистрации всех аварийных ситуаций.
На втором этаже оборудована миниполиклиника, где проводится дифференциальная диагностика различных видов заболеваний, спирография, лабораторное и электрокардиографическое обследование, с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательной системы, проводятся профилактические занятия.
Ведение медицинской документации:
– журнал учета учащихся;
– журнал регистрации амбулаторных больных;
– журнал учета инфекционных заболеваний (Ф №60);
– журнал учета диспансерных больных;
– журнал учета санпросвет работы;
– журнал медико-педагогического контроля за уроками физкультуры;
– журнал учета детей, направленных к фтизиатру;
– журнал учета иммунобиологических препаратов;
– журнал учета одноразовых шприцов;
– журнал санитарного состояния школы (Ф-308У);
– журнал наблюдения за контактными больными;
– журнал регистрации травматизма в школе (Ф-067У);
– журнал флюорографического обследования;
– журнал регистрации детей по Ф-20;
– журнал температурного режима холодильника;
– журнал учета работы бактерицидной лампы;
– журнал здоровья;
– журнал учета генеральных уборок;
– журнал выдачи аптечек;
– бракеражный журнал;
– план работы на год.
МЕДИЦИНСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников, находящихся в течение учебного процесса в школе, позволяет судить об их физическом развитии и росте. Наиболее важным моментом в контроле за состоянием здоровья учащихся, считается проведение ежегодных медицинских осмотров (углубленный, педиатрический, гинекологический, стоматологический).
Правильная организация медосмотров, комплексная оценка состояния здоровья, особенно у учащихся 1, 2, 5, 9, 11 классов, позволяет судить об изменении состояния здоровья детей.
Результаты диспансеризации учащихся, медосмотра юношей допризывного возраста
№ |
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
1. |
Снижение процента часто болеющих детей |
44 |
45 |
23 |
2. |
Снижение процента детей с хроническими заболеваниями |
38% |
38% |
41% |
3. |
Динамика процента детей, отнесенных к основной группе здоровья для занятий физкультурой |
93,3% |
93,1% |
91% |
4. |
Снижение среднего показателя заболеваемости (кол-во дней, пропущенных по болезни, на 1 реб.) |
8,7 |
8,75 |
7,0 |
Результаты мониторинга «Здоровье»
№п/п |
Наличие заболеваний в различных классах |
2010-2011 уч. год |
1 |
Хронические заболевания при поступлении в 1 класс |
28 |
2 |
Хронические заболевания при переходе в 5 класс |
27 |
3 |
Хронические заболевания при выпуске 9 класса |
33 |
4 |
Хронические заболевания при выпуске 11 класса |
7 |
5 |
Количество детей-инвалидов |
6 |
Заболевания, часто встречающиеся в анамнезе учащихся лицея
№п/п |
Заболевания |
2010-2011 уч. год |
1 |
Заболевания сердечно-сосудистой системы |
45 |
2 |
Заболевания органов зрения |
123 |
3 |
Лор-заболевания |
47 |
4 |
Заболевания органов дыхания |
- |
5 |
Ортопедические заболевания |
183 |
6 |
Урологические заболевания |
40 |
7 |
Кожные заболевания |
- |
8 |
Аллергические заболевания |
12 |
9 |
Заболевания крови |
1 |
10 |
Неврологические заболевания |
35 |
11 |
Заболевания эндокринной системы |
123 |
12 |
Заболевания органов пищеварения |
22 |
13 |
Хирургические заболевания |
2 |
14 |
Вегетососудистая дистания |
38 |
15 |
Количество детей, страдающих двумя и более заболеваниями одновременно |
61 |
Критерии состояния здоровья и развития учащихся за 2010-2011 учебный год
Тщательно анализируются результаты углубленного медосмотра, справки, подтверждающие диагнозы, дается заключительная оценка по состоянию здоровья каждого учащегося, рациональные рекомендации по занятиям физической культурой, оценке физического развития, выставляется диспансерная группа, рекомендуются оздоровительные мероприятия. Все учащиеся разделены на диспансерные группы.
К основной группе здоровья были отнесены 845 учащихся (91%), к подготовительной – 67 (7,2%), к специальной – 15 (1,6%), освобождены -2 (0,2%).
Учащиеся распределены на физкультурные группы. Перевод из одной физкультурной группы в другую проводится с учителями физкультуры каждую четверть, специальная группа корректируется по рекомендации врачей.
Распределение учащихся для занятий физической культурой
В основную группу идут дети с нормальным физическим развитием, нормальным функциональным состоянием.
В подготовительную группу идут здоровые дети, но имеющие некоторые морфологические отклонения, имеющие сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
В специальную – идут дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации.
Учитель физкультуры совместно с медицинским работником школы сначала учебного года формирует списки учащихся. Комплектуя по возрасту: - 7-10л, 11-14л, 14-15л, обязательно указывая на какой срок, какие диагнозы, даются рекомендации. Один раз в месяц с преподавателем физкультуры определяем нагрузку, даём оценку построения урока, соответствие физических упражнений.
Освобожденные – это дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, обучающиеся на
Сведения о количестве учащихся, занимающихся в различных физических группах за три года
год |
Основная группа |
Подготовительная группа |
Специальная группа |
Освобождены от занятий |
||||
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
|
2009 |
825 |
92,2 |
5 |
0,6 |
1 |
0,1 |
- |
- |
2010 |
855 |
92,7 |
67 |
4,2 |
10 |
1,07 |
- |
- |
2011 |
871 |
90,1 |
70 |
7,3 |
8 |
0,84 |
1 |
0,10 |
Физическое воспитание учащихся.
Каждое отдельное относительно завершенное занятие физическими упражнениями является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны – прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купание, туристические походы, уроки физической культуры. Все они строятся на основе некоторых закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет разумно и с наибольшей эффективностью решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительная роль заключается в совершенствовании терморегуляции, повышению устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, что способствует снижению простудных заболеваний. Физическая культура стимулирует процессы роста и развития организма, а также корректирует врожденные и приобретенные дефекты, охраняет и укрепляет физическое здоровье путем повышения тонуса коры мозга и созданию положительных эмоций.
Многие уроки физической культуры носят, прежде всего, образовательный характер, поэтому медсестра, бывая на уроках, вносит предложения на проведение упражнений оздоровительных, укрепляющих здоровье.
Задачи по воспитанию физических и волевых качеств укрепления здоровья конкретны. Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом периоде, поэтому планируется основная нагрузка на воспитание осанки.
Осанка – это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве. Формирование осанки, закрепление и совершенствование является важнейшей задачей физического воспитания. В школе как можно чаще напоминается о необходимости соблюдать правильную осанку, с помощью плакатов "Сутулость – враг здоровья!"
Нестойкие нарушения осанки функционального характера несложно устранить средствами физической культуры. Для коррекции же стойких аномалий осанки патологического характера требуется вмешательство специалиста по лечебной физкультуре. Для таких детей рекомендуется заниматься плаванием.
Год |
Сколиоз |
Нарушение осанки |
Сколиотическая установка |
2009 |
16=1.9% |
89=10,6% |
19=2,2% |
2010 |
17=2,0% |
160=17,0% |
24=2,5% |
2011 |
16=1,6% |
150=15,3% |
23=2,3% |
При анализе функционального состояния и физической подготовленности детей обнаружено, что 30% детей показали низкие результаты работоспособности на нестандартную физическую нагрузку (20 приседаний).
У 70-90% детей имеются значительные нарушения в координации движений, равновесии, умении ориентироваться в пространстве.
У 89% детей имеются слабые мышцы спины и плечевого пояса, 92% - слабые мышцы брюшного пресса. Все это говорит об ухудшении здоровья детского населения. Поэтому при распределении учащихся на физкультурные группы учитывается не только диагноз, но и оценка физического развития, биологическая и моторная зрелость, функциональные возможности ребенка. Это дифференцирует физическую нагрузку.
Перед проведением занятий медсестра проводит контроль за техническим, санитарным состоянием спортзала, раздевалок.
Учителя физкультуры доводят до сведения администрации лицея , готовят с школьным психологом семинары по состоянию здоровья детей и охвату их физической культурой в школе и посещение учащимися спортивных секций.
Помимо всех физкультурных групп, в лицее широко практикуется проведение физкультминуток особенно в младших классах на каждом уроке, в средних классах на предпоследнем и последнем уроках. На уроках информатики проводятся упражнения, предупреждающие переутомление глаз, развитие близорукости. Учителя информатики проводят упражнения с наклоном туловища, вращения головой, тыльное и подошвенное сгибание стоп, для предотвращения застойных реакций кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза.
С целью профилактики снижения зрения у учащихся и учителей, рекомендована следующая гимнастика для глаз:
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
1. 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.
2. 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз вверх.
3. 15 вращательных движений глазами слева направо.
4. 15 вращательных движений глазами справа налево.
5. 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
Упражнения повторяют через 25-30 минут зрительной работы.
Известный немецкий поэт и публицист Г. Гейне заметил, что "сто лекарств может заменить движения, но движения не заменит ни одно лекарство".
Таким образом, мышечная активность обеспечивает энергетический обмен, движение крови в организме, формирует физический облик человека.
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Санитарное просвещение – важнейший раздел повседневной работы школьного медработника. Большинство – это здоровые дети, поэтому первостепенной задачей считается мобилизация всех возможностей по организации условий жизни, рационального питания, режима закаливания. профилактики инъекций, для сохранения и укрепления здоровья.
Успех может быть достигнут только совместно с педагогами, а самое главное с семьей, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка.
При каждой встрече с родителями медработник рассказывает о здоровье ребенка, учитывая его особенности, дает рекомендации. При проведении бесед дает не только теоретические, но и практические знания и умения. Особое внимание уделяется детям, которые перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии. У этих детей воспитывается временное ограничение в питании, поведении, физических нагрузках.
Самой доступной формой санпросвет работы являются беседы. Всем, кому проводится какая-либо прививка, медработник рассказывает о заболевании, пути передачи инфекции, на сколько эффективна вакцинация, какие могут быть осложнения. Среди учащихся 6,7,8 классов проводятся диктанты по профилактике гриппа, ВИЧ-инфекции, отравлении грибами. Активное участие принимают дети по выпуску санбюллетеней на тему «Здоровый образ жизни».
Ученикам 9, 10, 11 классов для проведения лекций приглашаются специалисты по половому воспитанию, профилактике туберкулеза.
Медработником лицея, Л.С. Кураченко, систематически проводятся тематические лекции, беседы среди учащихся, родителей и педколлектива. Тематика разнообразна:
– «Профилактика туберкулеза среди детей и подростков»;
– медицинское обеспечение подготовки граждан РФ к военной службе;
– проведение летней оздоровительной компании;
– мероприятия проводимые среди населения при чрезвычайных ситуациях;
– «Профилактика, лечение гриппа»;
– «Сахарный диабет у детей».
За текущий год прочитано 11 лекций, выпущено 5 санбюллетеней, проведено 48 бесед, написано 20 диктантов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»
С каждым годом растет активность учащихся в спортивно-массовой работе.
В городских соревнованиях учащихся добиваются призовых мест. Уменьшается количество детей в спец. мед. группе, больше переходят в подготовительную группу. Укрепляется материально-техническая база. Отслеживание динамики уровня здоровьесохранной грамотности учащихся с 2001-2011 учебный год показывает рост знаний и умений учащихся в области культуры здоровья. Анализ диагностического тестирования учителей и наблюдение за их деятельностью на уроках позволяют сделать вывод о том, что большинство учителей (74%) организуют учебный процесс на уроке с позиции здоровьесберегающего подхода.
Анализ деятельности учителей выявляет положительную динамику направленности педагогов на сохранение, укрепление своего здоровья. Педагогами ведется психофизиологический мониторинг, в котором отражаются все характеристики здоровья ребенка, даны рекомендации, определены индивидуальные траектории развития для каждого ребенка. При построении оздоровительной работы с классом каждый классный руководитель обязательно учитывает психофизиологические особенности учащихся класса.
Для решения проблемы сохранения здоровья детей учителями реорганизуется весь учебно-воспитательный процесс: кабинеты оформлены с учетом рекомендаций (“Уголки здоровья”, “Глазодвигательные тренажеры”, тренажеры по коррекции межполушарного взаимодействия). Педагоги начальной школы подбирают звуковое сопровождение к урокам (“Звуки природы”, классические музыкальные произведения). На своих уроках постоянно работают с цветом, активно используя монохромные пятна, нарисованные кленовые листья, цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети по совету учителя используют не гладкую, а ребристую авторучку - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней, в начальной школе имеются специальные тренажеры, которые ребята ласково прозвали “Ежиками”, релаксационные наборы “Ощущение”. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей. Учебные занятия проходят под звуки дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учителя лицея грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут обеспечить этой информацией родителей.
Наряду с этим перед лицеем стоят важные задачи по укреплению и сохранению здоровья детей:
– при составлении расписания уроков, режимных моментов и распределения нагрузки учащихся учитывать степень утомляемости детей на основе исследования психологов, меднаблюдения;
– учитывая имеющиеся отклонения в здоровье отдельных учащихся: сколиоз, нарушение осанки и зрения, нарушение в координации движений, следует проводить в течение урока физминутки, гимнастику для глаз;
– для улучшения условий пребывания детей в лицее необходимо проводить мероприятия по укреплению и совершенствованию материально-технической базы.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения общественности, так как хорошая связь между лицеем и общественностью является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родителями разрабатываются темы классных часов, бесед по здоровому образу жизни. Родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.
Число учащихся, занимающихся спортом в учреждениях дополнительного образования
На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках: “Папа, мама, я — спортивная семья”, театральных постановках, новогодних утренниках, тематических утренниках, внеклассных мероприятиях по предметам, КВН, турнирах смекалистых, и т.д. Они и режиссеры, и актеры, и оформители. С помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.
Участие в городских соревнованиях команд МОУ лицея №11
год Вид соревнований |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Соревнования по туризму и «Школе ОБЖ» |
1 место |
3 место |
1 место |
1 место |
Легкая атлетика |
2 место |
3 место |
3 место |
3 место |
Легкоатлетическая эстафета |
5 место |
5 место |
3 место |
4 место |
Пионербол |
6 место |
3 место |
1 место |
3 место |
Анализ деятельности учителей выявляет положительную динамику направленности педагогов на сохранение, укрепление своего здоровья. Как показывает опрос учителей, учащихся, родителей подавляющее большинство (77%) поддерживают осуществляемую в лицее инновационную деятельность.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЯ»
2009-2010 учебный год.
I. Диагностика состояния здоровья учащихся.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Диспансеризация учащихся |
Сентябрь, май |
фельдшер Кураченко Л.С., узкие специалисты. |
2 |
Медицинское обследование учителей |
По графику |
Директор лицея И.А. Шахова |
3. |
Сбор медсправок о состоянии здоровья некоторых учащихся и составление списка учащихся, относящихся к специальной медицинской группе. |
Сентябрь, октябрь |
Зам. директора по УВР – Курунина Н.И., фельдшер Кураченко Л.С., Учитель физкультуры – Донецкая И.Ю. |
II. Организация учебных занятий физической культурой. Предупреждение перегрузок учащихся.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
||||
1 |
Проведение уроков физкультуры с соблюдением гигиенических норм и правил на стадионе и в спортивных залах. |
В течение года |
Учителя физкультуры |
||||
2 |
Проведение занятий в специальной медицинской группе. |
2 раза в неделю |
Фельдшер Кураченко Л.С., Учитель физкультуры – Донецкая И.Ю. |
||||
3 |
Проведение занятий в спортивных секциях по выбору учащихся. |
По расписанию |
Учителя физкультуры – Донецкая И.Ю., Горелова О.В.
|
|
|||
4. |
Проведение лицейских соревнований |
По плану лицея |
Все учителя физкультуры. |
|
|||
5 |
Проведение подвижных перемен, физкультминуток |
ежедневно |
Учителя-предметники |
|
|||
6 |
Проведение методических семинаров по преемственности в обучении начальной и средней школы |
1 четверть |
Учителя-предметники, учителя начальных классов. |
|
|||
7 |
Исследование психолога, медработника по проблеме «Работоспособность ребенка во время учебных занятий» |
2 четверть |
Психолог Чепорушко Г.А., фельдшер Кураченко Л.С. |
|
|||
8 |
Семинар-практикум «Здоровье учащихся и дозировка домашних заданий». |
2 четверть |
Учителя-предметники, учителя начальных классов. |
|
|||
III Дифференцированный подход в организации занятий физкультурой.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Проведение систематического контроля за состоянием здоровья учащихся, особенно в специальной медицинской группе. Возможный переход из одной группы в другую. |
В течение года |
Учитель физкультуры – Донецкая И.Ю. |
IV Развитие сети дополнительного образования.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
|||
1 |
Работа спортивных секций и кружков совместно с тренерами ЦДЮТур «Пилигрим» ЦДОД «Радуга», ДЮСШ №4,5. |
В течение года |
МО учителей ОБЖ и физкультуры |
|||
2 |
Проведение совместных соревнований |
По плану |
МО учителей ОБЖ, физкультуры |
|||
3 |
Проведение совместных тренировок в пожарной части № 26 |
По расписанию |
Учитель ОБЖ – Шевелёв С.И. |
|||
4 |
Проведение совместных мероприятий с МР |
В течение года |
Учителя физкультуры, представители МР |
|||
V Развитие интереса к занятиям физкультурой, здоровому образу жизни.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Проведение Дней: Здоровья, Защиты детей, турпоходов, спортивных праздников. |
По графику |
Зам. директора по УВР – Елисеева Н.А. |
2 |
Проведение интегрированных уроков по биологии, ОБЖ, химии, физкультуры, истории |
По плану лицея |
Учителя-предметники |
3 |
Проведение классных часов |
По плану лицея |
Классные руководители. Заместитель директора по УВР – Елисеева Н.А. |
4 |
Проведение лектория «Здоровье – счастье» |
1 раз в четверть |
Узкие специалисты здравоохранения |
5 |
Кинолекторий «Всемирный день против курения», «СПИД – чума XXI века». |
По плану лицея |
Классные руководители. Заместитель директора по УВР – Елисеева Н.А. |
6 |
Проведение месячника «Здоровый образ жизни» |
октябрь |
Классные руководители. Заместитель директора по УВР – Елисеева Н.А. |
VI Организация спортивно-массовой работы.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Участие в городской Спартакиаде школьников. |
По графику |
Учителя физкультуры. |
2 |
Проведение соревнований в рамках школьной Спартакиады. |
По графику |
Учителя физкультуры. |
3 |
Проведение соревнований на командное первенство и личный зачет. |
По графику |
Учителя физкультуры. |
4 |
Организация соревнований по футболу «Дворовый матч» |
сентябрь |
Учителя физкультуры, МР |
5 |
Проведение соревнований по баскетболу между командами школ города |
октябрь |
Учителя физкультуры. |
VII. Организация системы рационального питания.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Организация горячего питания |
ежедневно |
Зав. производством Карпенко Г.Л. |
2 |
Постоянный контроль за качеством пищи |
ежедневно |
Фельдшер Кураченко Л.С. |
3 |
Организация горячего питания для детей, посещающих ГПД |
ежедневно |
Соц. педагог лицея Зав. производством Карпенко Г.Л. |
4 |
Разнообразие предлагаемой буфетной продукции, обогащенной йодированной солью и микронутриентами |
ежедневно |
Зав. производством Карпенко Г.Л. |
5 |
Введение в рацион питания учащихся витаминизированных салатов, натуральных соков, молочной продукции |
ежедневно |
Зав. производством Карпенко Г.Л. |
2010-2011 учебный год.
I. Диагностика состояния здоровья учащихся.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Тщательное обследование учащихся. Рекомендации по профилактике заболеваний. |
Сентябрь, В течение года |
Фельдшер Кураченко Л.С., узкие специалисты. |
II. Организация учебных занятий физической культурой.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Организация занятий спортивно-оздоравливающего направления среди учителей.
|
2 раза в неделю. |
Учитель физкультуры Донецкая И.Ю. |
2. |
Проведение уроков Здоровья |
2 раза в неделю. |
Учитель физкультуры Донецкая И.Ю. |
3 |
Участие школьников в научно-практических конференциях, с использованием данных исследований учащихся в практической деятельности |
По графику |
Учителя-предметники, |
III. Дифференцированный подход в организации занятий физкультурой.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Постоянный врачебный контроль среди учащихся специальной медицинской группы. |
ежемесячно |
Зам. директора по УВР – Курунина Н.И., фельдшер Кураченко Л.С., Учитель физкультуры – Донецкая И.Ю. |
IV Развитие сети дополнительного образования.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Продолжить совместную работу с ДЮСШ. |
В течение года |
МО учителей ОБЖ и физкультуры |
2 |
Выполнить спортивные разряды по различным видам спорта. |
В течение года |
Тренеры и учителя физкультуры |
V. Развитие интереса к занятиям физкультурой, к здоровому образу жизни.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Проведение рекламных показательных выступлений |
В течение года |
Зам. директора по ВР – Елисеева Н.А., учителя физкультуры |
2 |
Проведение спортивных праздников совместно с родителями |
По плану лицея |
Классные руководители. Заместитель директора по УВР – Елисеева Н.А. |
3 |
Организация спортивно-массовой работы в ШУСе |
По плану лицея |
Председатель ШУСа |
4 |
Организация спортивных праздников в лицее и в микрорайоне |
По плану лицея |
Председатель микрорайона. Заместитель директора по УВР – Елисеева Н.А. |
VI Организация спортивно-массовой работы.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1
|
Принять участие и занять призовое место в городской Спартакиаде школьников |
По графику |
Учителя физкультуры и ОБЖ. |
2 |
Проведение соревнований в рамках школьной Спартакиады |
По графику |
Учителя физкультуры и ОБЖ. |
VII. Организация системы рационального питания.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Переход учащихся на рациональное питание, заказ блюд. |
ежедневно |
Зав. производством Карпенко Г.Л. |
2 |
Постоянный контроль за качеством и разнообразием пищи |
ежедневно |
Фельдшер Куроченко Л.С. |
VIII Санитарное состояние в лицее.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Проведение проверок санитарного состояния учебных кабинетов. |
По графику |
Директор, заместитель директора |
2 |
Ремонт спортивного зала и спортивного оборудования |
По плану лицея |
Директор |
XI. Социальный заказ.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Увеличить количество страховок на учащихся от несчастных случаев. |
По графику |
классные руководители. |
2011-2012 учебный год.
I. Диагностика состояния здоровья учащихся.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Организация службы психологической помощи |
В течение года |
Фельдшер Куроченко Л.С., психолог лицея |
II. Организация учебных занятий физической культурой.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
1. Деление учащихся на уроках физкультуры на группы по физическому развитию 2. Увеличение уроков физкультуры-3 раза в неделю |
2010г. |
Зам. директора по УВР |
III Дифференцированный подход в организации занятий физкультурой.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Помощь в организации подвижных перемен для учащихся старших классов. |
В течение года |
Зам. директора по ВР – Елисеева Н.А. |
IV Развитие сети дополнительного образования.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Участие в соревнованиях областного масштаба. |
В течение года |
МО учителей ОБЖ и физкультуры |
2 |
Выполнение спортивных разрядов. |
По плану |
Тренеры и учителя физкультуры |
3 |
Участие учителей в чемпионатах области среди ветеранов и в Спартакиаде трудящихся. |
По плану |
учителя физкультуры |
V. Развитие интереса к занятиям физкультурой, здоровому образу жизни.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Продолжение проведения спортивных праздников и Дней Здоровья. |
По плану |
учителя физкультуры |
2 |
Проведение спортивных праздников совместно с родителями |
По плану лицея |
Классные руководители. Заместитель директора по УВР – Елисеева Н.А. |
VI Организация спортивно-массовой работы.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1
|
Участие в соревнованиях различного ранга |
По графику |
Учителя физкультуры и ОБЖ. |
VII Пропаганда здорового образа жизни.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Проведение уроков с элементами валеологии |
По плану лицея |
Зам. директора по УВР |
2 |
Проведение уроков Здоровья |
По плану лицея |
Классные руководители. Заместитель директора по УВР – Елисеева Н.А. |
VIII Предупреждение перегрузок учащихся.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Создание условий для уменьшения перегрузок учащихся. |
По графику |
Учителя-предметники, |
IX. Организация системы рационального питания.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Переход учащихся всего лицея на рациональное питание, заказ блюд. |
ежедневно |
Зав. производством Карпенко Г.Л. |
2 |
Постоянный контроль за качеством и разнообразием пищи |
ежедневно |
Фельдшер Кураченко Л.С. |
РАБОТА В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Лечебно-профилактическая деятельность в лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко» на базе МОУ лицея № 11.
Функционирование оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» на базе МОУ лицея № 11 направлено на продолжение реализации программы «Здоровье» в период летних каникул. В лагере «Солнышко» отдыхают и укрепляют свое здоровье дети из социально незащищенных категорий: дети-инвалиды, дети-сироты, дети из неполных семей, дети из малообеспеченных семей, дети «группы риска» от 6 до 14 лет. Наполняемость лагеря: I поток – 150–200 чел., II поток – 100–150 чел.. Режим работы лагеря с 8.30 до 14.30.
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в план работы включены следующие мероприятия:
Организационно-подготовительная работа:
· подготовка заявки на лекарственные средства и перевязочные материалы, согласно утвержденного перечня;
· участие в комиссии по определению готовности оздоровительного учреждения к приему детей;
· проверка медицинских документов каждого сотрудника оздоровительного учреждения (наличие необходимых медицинских обследований, вакцинации, отметки о сдаче зачета после прохождения курса медико-гигиенического обучения);
· контроль за обеспечением оздоровительного учреждения дезсредствами в достаточном количестве;
Лечебно-профилактическая и санитарно-противоэпидемическая работа:
· распределение медицинских справок по отрядам;
· ежедневный осмотр сотрудников пищеблока и детей дежурного отряда на наличие гнойничковых заболеваний;
· присутствие на всех спортивно-массовых мероприятиях; при купании детей в бассейне;
· ведение амбулаторного приема детей и сотрудников;
· сопровождение больного ребенка на консультацию, госпитализацию;
· осуществление немедленной сигнализации вышестоящих организаций обо всех ЧП, в том числе, вспышках инфекционных заболеваний, отравлениях и травмах;
· проведение санитарно-просветительной работы с детьми, персоналом и родителями;
· участие в административных совещаниях;
· предоставление письменного отчета по итогам смены в Управление здравоохранения г. Волгодонска;
· ведение медицинской документации:
· амбулаторный журнал;
· бракеражных журналов скоропортящихся продуктов и готовой пищи, накопительной ведомости;
· журнал осмотра на педикулез;
· журнал осмотра сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний;
· журнал по санитарно-просветительной работе.
· утренняя гимнастика (зарядка);
· принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
· организация пешеходных экскурсий;
· организация здорового питания детей;
· организация спортивно-массовых мероприятий;
· подвижные игры на свежем воздухе;
Комплекс лечебно-профилактических мероприятий в лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко» осуществляет фельдшер высшей категории Кураченко Людмила Степановна.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 15-20 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
. Воздушные ванны проводятся ежедневно с первых дней пребывания в учреждении для детей основной группы при температуре воздуха не ниже 18 °С, для детей специальной группы - не ниже 22 °С. Прием воздушных ванн сочетаются с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями, общественно полезным трудом.
Солнечные ванны проводятся ежедневно после окончания приема воздушных ванн. Их проводят в утренние часы на специальных площадках, защищенных от ветра, спустя час-полтора после еды, при температуре воздуха 19-25 °С.
Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. В режим дня лагеря включены ежедневные прогулки и пешеходные экскурсии протяженностью для детей 6-11 лет - до 5 км (специальная группа по разрешению врача - до 3 км); для детей старше 11 лет основная группа - до 10 км, подготовительная - до 8 км, специальная - до 6 км. Темп движения 2-2,5 км/ч, через каждые 35-40 мин ходьбы устраивается на 10 мин остановка для отдыха с организацией спокойных игр, обучением туристским навыкам. Такие прогулки и пешеходные экскурсии проводятся в окрестностях города: посещение музеев, кинотеатра, центров дополнительного образования, посещение бассейна.
Для здоровья детей важны не только движение, отдых, психоэмоциональный комфорт, но и полноценное питание, поэтому в меню лагеря при предусмотренном двухразовом питании включают фрукты, овощи, богатые витаминами, а также натуральные соки, кондитерские изделия, мясные и молочные продукты. Лагерь» Солнышко»- оздоровительный, и ребята получают не только усиленное питание, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства. C-витаминизация третьих блюд осуществляется ежедневно. Меню - раскладка составляется с учетом норм питания. Постоянный контроль за качеством поступающих продуктов, сроком их реализации и условиями хранения осуществляет медицинский работник.
В лагере уделяется большое значение проведению спортивно массовым мероприятиям. Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям. Поэтому в лагере «Солнышко» предусмотрено трехразовое посещение бассейна.
Летняя пора – это самое активное время года. Детские подвижные игры на свежем воздухе – одно из самых полезных времяпровождений детей в лагере «Солнышко». Они способствуют укреплению здоровья ребенка, его позитивному настроению. Также, поскольку многие из этих игр – командные, они развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам. Эти качества очень пригодятся им во взрослой жизни. Игры на свежем воздухе проводятся в лагере ежедневно.
Система лечебно-профилактической работы лагеря «Солнышко» включает в себя консультационную работу по просвещению сотрудников лагеря, родителей и воспитанников по вопросам охраны здоровья. Педагогами совместно с фельдшером в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» активно проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, беседы по личной гигиене, значению физической культуры и закаливанию, правильном питании, режиме дня, беседы по профилактике травматизма и солнечного ожога, беседы по профилактике чесотки, педикулеза, острых желудочно-кишечных заболеваний, осторожному обращению с грибами и ягодами и по технике безопасности детей во время пребывания в лагере.
Тематика часов здоровья для воспитанников лагеря:
· Личная гигиена
· Чтобы зубы не болели
· Беречь глаза как алмаз
· Да здравствует мыло душистое
· Твой режим дня
· О хороших привычках
· Умеем отдыхать
· Не видать грязнулям счастья
· Загадки доктора Неболита
· Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение
· Лакомств – 1000, а здоровье – одно!
· Как уберечь себя от беды
· Наше здоровье в наших руках
· О полезных и вредных привычках
· Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья
· Чистота – залог здоровья
Просветительско–консультационная работа с родителями:
1. Консультативная работа, цель которой – разработка рекомендации для учителей, родителей по укреплению здоровья школьников.
Тренинги для родителей:
· Проблемы здоровья детей.
· Роль семьи в воспитании здорового ребёнка. Проблемные ситуации в семье.
· Влияние родительских установок на развитие детей.
· Способы установления контакта. «Я - послания». Заключение договора.
· Позитивное разрешение конфликтов.
· Способы организации совместной деятельности. Гендерный подход в воспитании.
· Воспитание самостоятельной личности.
· Формирование жизненно важных навыков.
· Профилактика жестокости и насилия.
· Распорядок дня ребёнка.
· «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».
· Профилактика простудных заболеваний.
· Профилактика стрессов.
· Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни.
· Компьютер и здоровье.
· Выпуск бюллетеней для родителей:
· «Распорядок дня ребёнка».
· «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».
· «Профилактика простудных заболеваний».
· «Профилактика стрессов».
· «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».
· «Компьютер и здоровье».
· «Здоровое питание».
· «Как бороться с вредными привычками».
· «Мама, папа, я - здоровая семья».
Информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни.
Широко
используются методы наглядной агитации:
• стенгазеты;
• санбюллетени;
• выставки и уголки здоровья;
• книжные выставки.
Проведение в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни предполагает полноценное осознание всеми участниками образовательного процесса важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.