Образовательные платформы как средство освоения и расширения компетенций при изучении гуманитарных дисциплин

Образовательные платформы как средство освоения и расширения компетенций при изучении гуманитарных дисциплин

docx
23.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Статья.docx

Образовательные платформы как средство освоения и расширения компетенций при изучении гуманитарных дисциплин

Пашков А.В.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

antonpaskov333@gmail.com    antoshapashkov1996@mail.ru

 

1.                  Способ и важность обучения

В гуманитарном образовании, на первый взгляд, возможен полный переход на технологии дистанционного обучения (ДО). Однако и в этой сфере образования при переходе на дистанционную форму обучения возникает множество проблем, которые порождаются особенностями гуманитарных знаний.

Это связано, прежде всего, с их неформализованным характером. Представление информации преимущественно в текстовом виде, наличие огромного количества иллюстративного материала – все это служит препятствием при создании интерактивных обучающих программ. В отличие от, например, физико–математических курсов, здесь трудно выделить сюжетную линию – основу построения сценария электронного курса.

В этом случае основным учебным материалом будет являться книга; следовательно, необходимо наличие библиотеки в удаленном от образовательного центра регионе. Конечно, библиотечные фонды можно перевести в электронную форму и обеспечить доступ к ним из удаленного региона. Однако предпочтение будет отдаваться обычной книге, а не электронной.

Поэтому материалы, предоставляемые с помощью компьютера, должны иметь совершенно иную организацию и структуру, чем полиграфические. Главным учебно-методическим пособием при изучении гуманитарных дисциплин становится мультимедийный учебник, основанный на использовании гипертекста, видео– и аудиоприложений, большого количества иллюстративного материала.

Необходимо подчеркнуть, что компьютерный курс, предназначенный для ДО, должен быть авторским курсом и рассчитан на авторское сопровождение. Авторское участие педагога должно быть заложено не только в мультимедиа-курсе, но и во всем учебном процессе. Именно автор мультимедиа-курса и должен преподавать его, участвуя во всех видах учебной деятельности в ДО: видеоконференциях, on-line и off-line консультациях, проверке качества знаний. Это связано с тем, что нельзя заранее создать формализованную модель знания. Необходима ее постоянная корректировка с учетом различных факторов: особенностей контингента учеников, национального менталитета, динамики научно-технического и социально-экономического развития.

В гуманитарном образовании, как и в других областях знаний, важным звеном учебного процесса является учебная практика. Работа в архивах, с первоисточниками, полевая практика – далеко не полный перечень учебной деятельности, когда на первое место выдвигается получение учеником практических навыков. Нельзя на компьютере научить ученика вести археологические раскопки, собирать фольклорный материал или проводить аудит деятельности фирмы. Компьютер здесь может выступать лишь как средство для реализации имитационных моделей, тренажеров и т.п. Реальная учебная практика будет возможна лишь с привлечением местных образовательных ресурсов (музеи, архивы, лаборатории), преподавательских кадров и рабочих мест в соответствующих организациях, предприятиях и фирмах. Таким образом, в этом виде учебной деятельности дистанционные технологии могут быть только вспомогательными.

Еще одна проблема использования ДО в гуманитарном образовании – проверка качества знаний. Неформальный характер гуманитарных знаний требует применения неформальных, а следовательно – трудно поддающихся компьютерной обработке тестов. В этом случае эффективной формой является проведение письменного экзамена с отправкой их по электронной почте автору курса для проверки.

Большие сложности наблюдаются при организации дистанционного обучения по языковым специальностям. Целью, наиболее полно отражающей специфику иностранного языка как учебного предмета, является коммуникативная цель обучения, которая предполагает обучение общению на иностранном языке в единстве всех его функций: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной. В условиях, когда отсутствуют языковая среда и естественная мотивация, при разработке методики обучения иностранному языку с использованием средств дистанционного образования необходимо учитывать ряд условий:

-                   непосредственное межличностное общение является наиболее плодотворным;

-                   необходимо организовать общение с носителями языка, которое является стимулом к практическому применению иностранного языка и его изучению;

-                   педагог исполняет роль главного и непосредственного источника учебной информации;

-                   изучающим иностранный язык необходимо иметь огромное количество накопителей информации;

-                   основным и наиболее плодотворным является непосредственное межличностное или "живое" общение, т.к. оно является наиболее естественным и информативным для человека способом обмена опытом своей деятельности в процессе ее выполнения. Информационные технологии, используемые в дистанционном обучении, предоставляют возможность постоянного и достаточно интенсивного общения обучаемого и педагога на расстоянии.

Правда, пока межличностное телекоммуникационное общение не способно в полной мере восполнить отсутствие «живого» общения. Основные отличия телекоммуникационного общения от "живого" заключаются во временной отсроченности процесса общения и в преобладании текстовой и графической форм представления информации при обмене сообщениями. Таким образом, следует искать дополнительные способы, чтобы попытаться восполнить отсутствие непосредственного «живого» общения.

Во–первых, рекомендуется организовать комбинированную форму обучения «очная + дистанционная», предполагающую выезды педагога в периферийные центры.

Во–вторых, необходимо разрабатывать языковые мультимедийные курсы. Особенностью таких курсов является то, что в них, помимо текста и графики, могут использоваться аудиозапись, анимационные, кино– и видеофрагменты. При этом телекоммуникационное общение можно использовать для промежуточного и итогового тестирования и проведения консультаций – т.е. для оперативного управления процессом обучения со стороны педагога.

Обучение иностранному языку вне общения с носителями языка (естественного или искусственно организованного) – бессмысленно. Поэтому важно, во–первых, использовать на занятиях различные технические средства обучения, позволяющие учащимся слышать подлинную иноязычную речь, и, во–вторых, пытаться налаживать контакты с носителями языка (например, посредством переписки). Эти приемы будут стимулировать к практическому применению иностранного языка и, соответственно, к его изучению, и обеспечат естественную мотивацию.

Представление учебной информации на компакт–диске обеспечивает погружение обучаемого в искусственно созданную языковую среду – обучаемый имеет возможность слушать иноязычную речь, учиться понимать ее на слух и отрабатывать свое произношение, повторяя за диктором. Исключительно важной особенностью дистанционного обучения иностранному языку является возможность телекоммуникационного общения обучаемого не только с педагогом и партнерами по обучению, но и с реальными партнерами-носителями языка. Обучаемый может находить и присоединяться к предлагаемым в Internet международным проектам, принимать участие в международных телеконференциях для обсуждения наиболее интересующих его проблем, налаживать связь посредством переписки со своими сверстниками из стран изучаемого языка.

Разумно организованное дистанционное обучение иностранному языку может оказаться достаточно эффективным, а его развитие выглядит многообещающим и вполне реалистичным.


 

2.                  Образовательные платформы и характеристика их педагогических возможностей

2.1 Характеристика образовательной платформы Coursera

Coursera ориентирована, в первую очередь, на тех, кто хочет самостоятельно улучшить свои профессиональные навыки, расширить представления о той или иной области знаний, повысить свою привлекательность в глазах серьёзных работодателей. Поэтому учтите: если вы хотите получить свидетельство о прохождении курса – придётся в течение нескольких месяцев выполнять домашние задания, писать эссе и участвовать в обсуждениях. При этом здесь можно найти и серьёзную базу для несерьёзного хобби– будь то комиксы или скандинавские сериалы. А если вы не хотите делать «домашку» и просто рассчитываете послушать лекции и почитать дополнительные материалы, на курс всё равно придётся записаться: стартуют они в определённое время, круглогодично открытых курсов крайне мало.

Русские студенты Coursera рекомендуют курсы о моделях мышления, творчестве Rolling Stones в 1962–1974–х и социальной психологии, а одними из самых популярных в последнее время стали курсы о геймификации в бизнесе и «Научитесь учиться». В западных странах сертификаты о пройденных на Coursera курсах засчитываются как дополнительное образование при устройстве на работу. В России такая практика ещё не распространена, но, мы думаем, это вопрос ближайшего будущего.

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2016/05/1-3-730x497.jpg

Рисунок 1. Образовательная платформа Coursera


 

2.2 Характеристика образовательной платформы «Арзамас»

 

«Представьте, что вы записались в идеальный университет, бесплатный при этом, и каждую неделю вам предлагается новый факультет – или, точнее будет сказать, кафедра», – рассказывает один из основателей «Арзамаса», бывший главный редактор журнала «Большой город» Филипп Дзядко.

Этот отечественный просветительский проект посвящён гуманитарному знанию и состоит из тематических курсов, которые выходят каждую неделю. Каждый курс от «Арзамаса» – это всестороннее и крайне не скучное погружение в какую-нибудь неожиданную тему, с дополнительными текстами, видео, картинками и остроумными тестами в духе «Кто вы из героев русских былин?».

«Арзамас» стремится удивлять, давать пищу для ума и новые поводы для беседы, поэтому никаких экзаменов и сертификатов здесь нет. Лекции читают лучшие учёные России (умеющие, что немаловажно, рассказывать о своём предмете увлекательно), а материалы составляют талантливые журналисты, культурологи, искусствоведы и другие горящие идеей просвещения специалисты.

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2016/05/2-2-730x497.jpg

Рисунок 2. Образовательная платформа «Арзамас»

2.3 Характеристика образовательной платформы «Лекториум»

 

Академический образовательный проект, сочетающий в себе два направления: огромную медиатеку, где полно интересных видеолекций от ведущих преподавателей вузов России, и собственные онлайн-курсы. Например, здесь есть романтический курс «Петербургские перекрёстки» – литературные прогулки по Санкт–Петербургу, где можно узнать о «городе на Неве» Бродского и Блока, «Медном всаднике» Пушкина и «маленьком человеке» Достоевского. А есть практичный в исторической перспективе курс «Теории денег. От ракушки до биткоина» или, например, интригующий «Бионика. Нанокиборги». Лекции о языках программирования, геометрии и базах данных, курсы о теории вероятности и инженерии…

Особенной популярностью в последнее время почему-то пользуется «Небесная механика», где можно получить базовые знания о законах движения небесных тел, а потом перейти к проблемам современной физики и космологии.

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2016/05/3-1-730x497.jpg

Рисунок 3. Образовательная платформа «Арзамас»

2.4 Характеристика образовательной платформы «Универсариум»

 

«Мы учим учиться» – слоган ещё одной ведущей отечественной платформы: «Универсариума», который в 2014 году стал победителем премии «Сделано в России» журнала «Сноб» в номинации «Образование». Как и «Лекториум», эта платформа – бесплатная и работает по технологии массовых открытых онлайн–курсов. В отличие от «Лекториума», здесь гораздо больше курсов самой разной направленности: космос, дизайн, менеджмент, культурология, ядерная физика, макроэкономика и многое другое. Можно выбирать курсы «по темам и интересам», читать краткие описания и записываться на понравившийся курс в ожидании старта – всё почти как на Coursera. Ценное отличие «Универсариума» от западных коллег – в том, что здесь есть не только обычные курсы, но и курсы для детей и родителей, в том числе обучение играм, рисованию и мультипликации.

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2016/05/4-1-730x497.jpg

Рисунок 4. Образовательная платформа «Униферсариум»


 

2.5 Характеристика образовательной платформы «Стэпик»

«Молекулярная биология и генетика», «Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира», «Компьютерная графика: основы», «Журналистика и медиаграмотность» – на сайте образовательного ресурса Stepic.org тоже можно найти бесплатные курсы на любой вкус, хотя в основном ресурс всё-таки заточен на разного рода математику, работу с компьютерными системами, программирование, а ещё почему-то – цитологию и генетику.

«Стэпик», может, не такой занимательный, как другие платформы, зато он сотрудничает не только с учёными, но и с практическими специалистами: например, здесь можно найти лекцию сотрудников «Яндекса» или интернет-газеты «Бумага». А ещё здесь есть огромная база задач по разным (в основном опять же – математическим и компьютерным) дисциплинам.

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2016/05/5-1-730x497.jpg

Рисунок 5. Образовательная платформа «Стэпик»


 

2.6 Характеристика образовательной платформы «edX»

edX сочетает в себе видеолекции, чтение и самостоятельные здания, причём совершенно не ограничивает себя в темах и сферах знания. Самые популярные курсы ресурса на сегодняшний день (из тех, которые скоро стартуют) – «Введение в облачные технологии», «Введение в сталь», «Креативное решение задач и принятие решений».

Судя по всему, свежий тренд в современном самостоятельном образовании – это научный подход к здоровому образу жизни. edX предлагает сразу два популярных курса: «Наука и кулинария» (от профессоров Гарварда!) и «Питание и здоровье».

Оба курса ведут, разумеется, самые настоящие учёные, по итогам можно получить сертификат, так что о проблеме доверия, которую вызывают видеоблоги на Youtube, можно не задумываться. Единственный недостаток edX – пожалуй, исключительная англоязычность (Coursera, например, уже постепенно осваивают российские вузы). Но если у вас нет проблем с английским – не проходите мимо.

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2016/05/6-1-730x497.jpg

Рисунок 6. Образовательная платформа «edX»

 

2.7 Характеристика образовательной платформы «Постнаука»

Интернет-проект «ПостНаука» позволяет учёным рассказывать о своих исследованиях от первого лица – через видеоролики. «Мы считаем важным рассказывать в первую очередь о фундаментальной науке, перенося на неё акцент с прикладных областей, а также освещать актуальные теории, идеи, концепции, законы и понятия в современных областях знания», – поясняют организаторы.

Проект не предполагает классических курсов и самостоятельных заданий – сюда приходят «образованные люди, заинтересованные в дополнительных знаниях»,  готовые к сложной информации.

Прелесть «ПостНауки» в том, что она связывает сложное и повседневное. Например, социолог рассказывает о методах исследования нашего восприятия увиденного на киноэкранах, а в рубрике «Книги» можно найти «5 книг о психологии эмоций» или «5 книг об исследованиях сна».

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2016/05/7-1-730x497.jpg

Рисунок 7. Образовательная платформа «Постнаука»

 

 

3.                  Личный опыт использования образовательных платформ в самообразовании

Профессия педагога является профессией с повышенной моральной и социальной ответственностью, поэтому и требования, предъявляемые к уровню подготовки педагогов, достаточно высоки.

Преподавателю, чтобы заниматься образованием других, недостаточно обходиться только знаниями самого предмета и методики его преподавания, он должен умело ориентироваться во многих сферах жизнедеятельности.

 Важнейшая роль в развитии современного общества, бесспорно, принадлежит информатизации. Поток информации, перерабатываемой человеком, увеличивается с каждым разом, поэтому круг вопросов, в которых должен ориентироваться педагог, расширяется постоянно. Современному преподавателю необходимо уметь анализировать, интерпретировать и адекватно реагировать на огромное количество информации. В эпоху бурного информационного прорыва  педагог не имеет этического права образовывать и воспитывать других, если он постоянно сам не совершенствуется в своих знаниях и умениях. заметил: «Учитель не может уподобляться верстовому столбу, который сам неподвижно стоит на месте и лишь указывает дорогу другим». Чтобы успевать за развитием общества, необходимо непрерывно саморазвиваться и самосовершенствоваться

В связи с этим в последнее время особенно остро встает вопрос о повышении профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессионализма педагога самообразование играет огромную роль. «Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя» – такое определение дает в своем словаре. Педагог для этого должен владеть навыками самостоятельной работы, уметь находить новые, эффективные способы работы с информацией и управлять своей познавательной деятельностью. Процесс самообразования может быть успешен только в том случае, если  он осуществляется добровольно и сознательно. Основной причиной, которая «тормозит» педагогов в деле самообразования, как правило, является дефицит времени и нехватка источников информации. Решить эти проблемы поможет использование информационных ресурсов сети Internet.

Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.

Интернет-образование – это освоение и развитие информационных ресурсов глобальной компьютерной сети пользователями на основе технологий, выбранных в соответствии с образовательными задачами и спецификой ресурсов сети. Интернет – технологии в процессе самообразования – это, прежде всего, получение и накопление информации, обработка и, по необходимости, передача информации, использование обработанной информации для работы.

В Internet сети существует огромное количество возможностей для повышения квалификации педагогов, распространения и обсуждения передового педагогического опыта, обмена мнениями, создания творческих объединений учителей, участия в семинарах, конференциях, мастер-классах и многое другое.

Образовательные сайты стали важным элементом новых образовательных информационных технологий. Ниже приведены некоторые возможности, которыми обладают образовательные сайты для самообразования педагогов.

 

1.Издательский дом «1 сентября» ( http://1september. ru/)

В рамках работы издательского дома «1 сентября» существует система повышения квалификации педагогов «Университет 1 сентября», который предлагает большой выбор курсов повышения квалификации (заочная и очно – заочная форма обучения). При издательстве действуют такие образовательные проекты, как фестиваль педагогических идей «Открытый урок», который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании, фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Ежегодно реализуется проект «Педагогический марафон», в рамках которого, проводятся круглые столы, семинары, конференции, мастер-классы и другие  мероприятия для учителей-предметников. На сайте можно ознакомиться с электронными версиями периодических изданий «1 сентября».

 

2. Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www. eidos. ru/)

Центр дистанционного образования «Эйдос» проводит дистанционные олимпиады, курсы повышения квалификации по различным программам, конференции, семинары для педагогов, других специалистов, ведет научно-педагогические исследования. В электронном магазине  центра можно найти большое количество электронных изданий по актуальным учебно-методическим вопросам.

 

3. Сеть творческих учителей (http://www. it-n. ru/)

Крупнейший учительский Интернет-проект России. Сеть творческих учителей представляет собой сообщества, в которых педагоги могут знакомиться, «встречаться», общаться, обсуждать проблемы, делиться идеями, создавать виртуальные группы для работы над проектами, оценивать и обсуждать созданные коллегами ресурсы перед их публикацией. Для членов сообществ доступна библиотека методических материалов и учебных проектов. В сети творческих учителей проводятся конкурсы для учащихся и педагогов.

 

 

 

4. Интернет университет информационных технологий «ИНТУИТ» (http://www. intuit. ru/)

Интернет университет предлагает большое количество дистанционных курсов повышения квалификации, видеолекций, участие в конференциях, общение на форуме, с целью обмена мнениями.

И это лишь только небольшая часть электронных образовательных ресурсов, которые могут использовать для самообразования педагоги.

Участие практически во всех интернет – проектах подтверждается сертификатами, дипломами, свидетельствами и удостоверениями, что впоследствии может пригодиться для оформления портфолио педагога.

Работа преподавателя с образовательными ресурсами сети Internet, его участие в сетевых методических объединениях, виртуальных педагогических советах, дистанционном обучении, сетевых проектах способствует формированию системного подхода к самообразованию и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса.

Самообразование с использованием интернет – ресурсов предоставляет неограниченные возможности для самостоятельной работы педагогов и совместной творческой деятельности с коллегами. Еще одной из положительных сторон использования сети Internet для самообразования можно отметить доступность, комфортность обучения и экономию времени. При этом не стоит забывать и о других способах работы с информацией. В системе самообразования нельзя пренебрегать чтением методической, научной литературы, участием в реальных семинарах, конференциях, обучении на курсах повышения квалификации, ведь ни один, даже самый совершенный информационный продукт, не заменит человеческого общения.

И какими бы не были современные технологии самообразования, нельзя добиться результатов, если самосовершенствование не является для педагога неотъемлемой потребностью, если он не имеет желания творить, экспериментировать, делиться своим опытом и учиться. Ведь недаром  говорил, что «учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам».


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)