«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»
Оценка 5

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
Взрослым
18.03.2019
«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»
Исследовательский метод ориентирован на приобретение новых знаний путём развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение.Исследовательская деятельность даёт простор для творческой инициативы не только детей но и учителя, подразумевает сотрудничество и является эффективным путём по формированию и развитию музыкального мышления и вокального исполнительства.
ДОКЛАД.docx
«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки» Подготовила: учитель музыки Невская Т.А. Нижний Новгород 2019 Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки. «Если скука не приемлема на любом школьном уроке, то трижды она не приемлема на уроке музыки.»(Д.Кабалевский). Одна из важнейших проблем современной школы ­ проблема всестороннего  развития личности. Образование должно быть наполнено новым качеством и  содержанием, носить деятельностный характер, чтобы наш ученик стал в  жизни целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно  изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно  социализироваться в обществе. Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей  педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по  любому предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства,  где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже  незначительных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Музыкальное искусство открывается перед ребенком, как процесс  становления художественного образа, через разные формы художественного  воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на  выявление жизненных связей музыки. Сейчас урок музыки, не просто урок  развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда  развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память,  внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство  ритма, музыкальное мышление и т.д. Содержание уроков базируется на  нравственно­эстетическом, интонационно­образном, жанрово­стилевом  постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства  (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической  музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с  произведениями других видов искусства. Для наилучшего достижения целей и задач освоения музыкального  образования я использую традиционные методы преподавания, как  словесный метод, метод «забегания» вперед, метод обобщения,  стимулирования, так и современные методы: исследовательский метод,  проектный, проблемно – поисковый, импровизации, интеграция,  музицирования. Интерес к музыке зависит от создания эффекта удивления (у учащихся  вызывает интерес сообщение учителя очем­то необычном например: о том,  что А.Бородин был одновременно и музыкантом, и известным ученым –  химиком). Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует  создание ситуаций успеха. Подбадривание, поощрение и хорошая оценка  помогает создать обстановку непринужденности, которая необходима для  творчества. Из средств, стимулирующих эффективное обучение музыке, являются –  произведения живописи, произведения литературы, средства ИКТ. Из форм – групповая, индивидуальная, коллективная деятельность. Именно  эти методы, средства и формы позволяют активизировать процесс познания,  позволяют создать больше возможностей для решения познавательных задач,  реализуют творческий потенциал учащихся, создают условия для полного  развития личности. С помощью создания проблемной ситуации на уроке, мы не только изучаем  новый материал, но и обобщаем ранее пройденный, таким образом  устанавливаются связи между изученным материалом и новым. Перед  учащимися я ставлю познавательную задачу, нацеливающая их на  исследование или самостоятельную работу. Кроме того дети покажут лучшие  результаты, если они психологически подготовлены к восприятию нового  материала и уверены в своих силах. На это и направлены проблемные уроки,  создающие атмосферу успешности, побуждающие к активным мыслительным  процессам при изучении нового материала. Проблемный метод эффективно  работает совместно с методом исследования. Исследовательский метод ориентирован на приобретение новых знаний  путём развития познавательной активности, мыслительных способностей и их  творческое применение. Исследовательская деятельность даёт простор для творческой инициативы не  только детей но и учителя, подразумевает сотрудничество и является  эффективным путём по формированию и развитию музыкального мышления и вокального исполнительства. При разыгрывании песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного  материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих  размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты  происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет  совершенствовать навыки устного изложения программного материала на  уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составление афиш,  эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям,  Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным  искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей  действительностью. Использование на уроках ИКТ является новыми формами, средствами  воспитания. В современном мире технический прогресс развивается очень  активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии.  Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый  телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами.   В процессе обучения  музыке я эффективно использую следующие  мультимедийные образовательные продукты: ­ энциклопедические издания, справочники, ­ электронные учебники и учебные пособия ­ программы­тренажеры ­oms блоки Большая часть упомянутых изданий интерактивна, т.е. обеспечивает  диалоговый режим пользователя и программного продукта. В ряде изданий  заложена возможность видения тематического, фактографического поиска,  проверки и тестирования полученных знаний в процессе работы с данным  продуктом.   Энциклопедические пособия, справочники использую на уроках для  самостоятельной работы учащихся. Они  позволяют не только слушать  музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и  дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства:  живопись, музыка, литература, архитектура, народные промыслы.    Например: «Энциклопедия классической музыки». В структуре энциклопедии можно выделить следующие разделы:  ­    экскурсии по странам, как в дикторском, так и в графическом виде. Фоном изображения являются музыкальные инструменты, элементы исторического  костюма, предметы национального быта, пейзажи и т.п. ­ статьи о композиторах, произведениях, исполнителях с изображениями,  анимацией, видеофрагментами, звуковым сопровождением. ­ викторина – контролирующий тест относительно полученных в ходе работы  с энциклопедией знаний.  ­ хронология важнейших событий музыкальной жизни.   Интерактивные экскурсии с использованием справочного пособия  «Музыкальные инструменты» знакомят учащихся с музыкальными  инструментами, их строением и помогают услышать их звучание,  Содержание справочника включает обзор инструментов стран мира,  рассмотрение их конструкции, тембровых характеристик, особенностей  звучания в оркестре, специфике бытования. Учащиеся имеют возможность  прослушать сольное исполнение на инструменте или его звучание в ансамбле,  оркестре. Еще один из инструментов информационных технологий, который я  использую довольно часто и очень продуктивно, является программа  PowerPoint,  Программа PowerPoint – это средство конструирования и демонстрации  набора слайдов (слайд­фильма). Каждый слайд может содержать статические  изображения (одно или несколько), фотографии, рисунки, схемы, диаграммы,  текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм,  мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой  записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). С этой  программой можно весь необходимый для урока материал собрать воедино,  что позволяет мне экономить время, и сделать уроки более  информационными, наглядными, интересными и насыщенными. Презентации эффективно использую на различных этапах урока, зрительное  восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать  излагаемый материал. На уроке результативно использую не только звуковые иллюстрации, но и  видеофрагменты изучаемых опер, балетов, биографию композиторов  музыкальные мультфильмы, отрывки из кинофильмов и т.д. Одним из эффективных способов развития произвольного внимания и памяти  у учащихся является систематическое включение во все этапы урока  двигательной активности, музицирования на шумовых инструментах,  пластического интонирования. Например: волнообразными движениями рук обучающиеся могут изображать  картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н.  Римского­Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети  исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского,  постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают  раскрывающийся бутон цветка. Создать пластический образ хромающего царя Гороха предлагаю под музыку фрагмента из балета Р. Щедрина «Царь Горох», выбрать шумовые музыкальные инструменты, которые подходят для  колыбельной или марша и т.д. Любимый вид деятельности учащихся – пение. Интересно и познавательно  применяю караоке с текстом песен, с ритмом. В процессе работы над песнями особое внимание уделяю тексту, чтобы детям был понятен смысл песни, и  характеру песни. Для лучшего запоминания, дети рисуют иллюстрации к  песням, поем песни по рядам, парами, цепочкой, группами. Детям нравятся  уроки музыки, насыщенные живым, активным творчеством. Я систематически  использую на уроке пластическое интонирование и музыкально­ритмические  движения, их сочетание с вокально­хоровыми упражнениями. В начальном  звене дети учат песни в сочетании с движениями­жестами, что позволяет  быстро решить сразу несколько задач: 1) быстро разогреть голосовой аппарат  для серьезной вокальной работы; 2) улучшить качество запоминания за счёт  одновременного выполнения движений и произношения слов и звуков, так как работают сразу несколько видов памяти (двигательная, слуховая,  эмоционально­образная); 3) активизировать и развивать произвольное  внимание через сочетание нескольких видов деятельности; 4) снимать  усталость от однообразной деятельности, решать вопрос дефицита  двигательной активности, что вполне отвечает принципам  здоровьесберегающей образовательной технологии. В процессе работы  большое внимание я уделяю разнообразным заданиям, связанным с метро –  ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической  пульсации; элементы танцевальных движений: притопы, прихлопы, щелчки,  выставление ноги на пятку или на носок, шаг с подскоком и так далее. На уроках ребята много поют, играют музыкальные игры, тут же учатся их  инсценировать, танцуют, музицируют на детских музыкальных  инструментах .Так как игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым видом деятельности в начальной  школе. В структуре урока музыки движения являются его частью, длящейся  пять ­ шесть минут, выполняющие роль двигательной разрядки  (физминуткой). Широко использую методы проектной деятельности на уроках музыки в 5 – 7  классах. В проектных заданиях обучающихся использую хорошо знакомые понятия в сочетании с новыми знаниями. При защите проектов обучающиеся  приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют  полученные знания при изучении других предметов. На уроках используется  презентации, подготовленная как мною, так и учениками, включающая  необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Ребята с  удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в  Интернете, творческие задания. Они узнают биографию композиторов,  историю создания произведений или другую информацию. В моей практике  есть разные варианты подобных заданий. Например, обучающиеся старших  классов с удовольствием находят информацию о современных направлениях в музыке, исполнителях как современных, так и оперных, камерных  произведений, находят интересные факты из жизни композиторов и т.д. Итак, методы интегрированного обучения, современные средства и формы  позволяют эффективно обучать музыке, способствуют росту  профессионального мастерства преподавателя музыки, Самое важное в  деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть  постоянно в творческом поиске.

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»

«Образовательные технологии, методы и формы деятельности на уроках музыки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2019