Данная статья посвящена музыкальному фольклору и его незаменимой роли в нравственно-эстетическом воспитании детей и подростков. Практика показала, что возможность дальнейшего цивилизованного развития человека во многом зависит от того, насколько органично осуществляется взаимодействие разных типов культур. Для создания полноценных жизненных условий себе и своим потомкам человек должен умело сочетать лучшие достижения современной цивилизации с уникальным опытом древней культуры. Именно такой опыт мы получаем, осваивая фольклор.
Лященко Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3»
г. Губкинский, ЯНАО
учитель музыки, истории и обществознания
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Аннотация
Данная статья посвящена музыкальному фольклору и его незаменимой
роли в нравственноэстетическом воспитании детей и подростков. Практика
показала, что возможность дальнейшего цивилизованного развития человека во
многом зависит от того, насколько органично осуществляется взаимодействие
разных типов культур. Для создания полноценных жизненных условий себе и
своим потомкам человек должен умело сочетать лучшие достижения
современной цивилизации с уникальным опытом древней культуры. Именно
такой опыт мы получаем, осваивая фольклор.
Ключевые слова: фольклор, народное творчество, народная мудрость,
нравственноэстетическое воспитание, культура, духовные ценности, предки,
история.
Актуальность. Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в
настоящее время серьезный духовный кризис. Современному человеку как
никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Культура
выступает как «фактор творческого жизнеустройства». В связи с этим, огромная
роль в эстетическом воспитании молодежи, в формировании общей культуры
личности, принадлежит школе.
эстетического развития детей;
Перед современной школой стоят важнейшие задачи интеллектуального,
духовнонравственного,
подготовки
интеллигентного человека, который мыслит общечеловеческими категориями и
наследует опыт предшествующих поколений. Школа обязана воспитать в
каждом ребенке потребность в самообучении, самовоспитании и саморазвитии.
Предмет музыка, как никакой другой, обладает большими возможностями для
создания условий культурного и личностного становления обучающихся.
В этих условиях правильно организованная система работы учителя
представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно
максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более
результативным и эффективным весь процесс обучения музыке.Решение задач в данном направлении может сыграть приобщение детей к
народному творчеству, к русской песне, которой заслуженно принадлежит одно
из ведущих мест в национальной и мировой музыкальной культуре.
Новизна. Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами
работы. Выстраивание системы внеурочных мероприятий, интеграция основного
и дополнительного образования учащихся. Выход за пределы жанров, связанных
с музыкой. Совместная творческая деятельность обучающихся, родителей и
педагогов.
Практическая значимость. В течение последних десятилетий фольклор
находит все более достойное место в российской образовательной системе
воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Отшлифованные
временем фольклорные средства содержат эмоциональноэнергетический
потенциал, крепчайшими узами соединяющий человека с родной землей, с
окружающими людьми и ведущий его по пути Добра, Любви, Красоты и
Справедливости. Традиционные истоки являются незаменимым источником
нравственноэстетического воспитания детей и подростков. Фольклор –
культура, дающая возможность человеку найти свое место в окружающей
действительности и ориентироваться в ней, выстраивая целостную картину
мира.
Фольклор – самобытная культура, передаваемая и накапливаемая
человеком с незапамятных времен. С ее помощью осуществляется
преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным
истокам. Фольклор активизирует самоопределение личности, ее развитие и
адаптацию к окружающей среде.
Механизмы реализации. Проанализировав собственный опыт, а также
опыт работы с детьми ведущих музыкантов фольклористов и руководителей
наиболее известных детских фольклорных коллективов России, я пришла к
выводу, что для полного и радостного вхождения в фольклор требуется
вводить его уже с первого класса, а то и раньше (с 56 лет). Заложенное в
детстве (если даже обучение фольклору будет прервано) отзовётся готовностью
принять эту культуру без отторжения. Опыт показал, что начало обучения
фольклору в пятом классе (1112 лет) не даёт таких результатов, как раннее
начало, и встречает по большей части активное сопротивление среди детей,
музыкально – языковая культура которых формировалась вне фольклорного
пространства. Поэтому знакомство обучающихся с фольклором на уроке
музыки я начинаю с первого класса. В своей работе я использую программу
«Музыка» (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), так как
приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки
через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.
С 1 по 4 класс проводятся занятия по внеурочной деятельности «Русский
фольклор» (автор программы Л.Л. Куприянова).Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно
осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. Для фольклора
это сочетание становится необходимым.
С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит
передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в
форме материальной и духовной культуры. Фольклор является составной
частью этого опыта, и каждый человек должен быть приобщён к нему.
С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной,
дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы,
направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Фольклор в многообразии его проявлений требует выхода за пределы
стен класса, а подчас и самой школы, за пределы регламентированного времени
урока, типового иерархического отношения между учителем и учениками. Сам
фольклорный материал вызывает необходимость поиска соответствующих форм
организации обучения.
Повышенный интерес детей к фольклору, их желание заниматься им не
только на уроках следует поддерживать. В нашей школе проводятся занятия
фольклорной группы.
Главная цель занятий: ввести учащихся в яркий мир русского
национального бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических
(народная музыка) воплощениях. За основу взят народный календарь,
последовательность крестьянских праздников, связанных с определёнными
точками природного годового цикла. Такое построение занятий очень удобно,
так как позволяет привлекать интересный материал, а самое главное, формирует
у ребят ощущение органичной включённости человека в природную жизнь.
Цикличность народного календаря, повторность и периодичность
обрядовых песен, передаваемых из года в год, из поколения в поколение, этот
принцип, лежащий в основе всех занятий, даёт возможность учащимся в течение
3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и
соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень
сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип «сквозного
воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не
только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного
совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное
малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети
младшего возраста осваивают всё более сложный материал, стремясь подражать
старшим.
Результаты реализации. Система работы, строящаяся на принципах
фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу,
художественно – образное мышление, фантазию, активизирует самыеразнообразные творческие проявления учащихся, обеспечивает готовность
наследовать духовные ценности народного искусства:
1. развивая творческое воображение, мы естественно помогаем эффективному
развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти, а также общего
эстетического уровня учащихся;
благодаря внедрению творческих форм работы
обучающиеся,
занимающиеся фольклором развили свой мелодический, гармонический и
полифонический слух гораздо лучше, глубже и быстрее, чем другие
обучающиеся;
2.
3. более глубокое запоминание музыкального материала способствует
накоплению «музыкальнослухового опыта» и тем самым влияет на уровень
развития внутреннего слуха, долговременной памяти, воображения,
национального характера мышления;
4. Опыт работы показал, что воспитание детей средствами фольклора с
применением комплексного метода обучения (музыке, ИЗО, хореографии,
театральному искусству)
способствует эффективному развитию
индивидуальных способностей ребенка, а также эстетического восприятия;
5. Эмоциональное восприятие фольклора, участие в коллективных творческих
формах игры, помещение ребенка в фольклорную среду способствуют
формированию чувства коллективизма, толерантности, способности
к сопереживанию;
6. фольклор расширяет владение русским языком (вербальные способности,
мышление).
Фольклор целесообразно рассматривать, особенно в младшей школе, как
незаменимую часть физического, умственного, эстетического воспитания.
Система работы, строящаяся на принципах фольклорного творчества,
позволяет добиваться высоких результатов в хоровом исполнительстве.
Школьный хоровой коллектив имеет сложный и разнообразный репертуар,
является участником и победителем многих, проводимых в городе и школе
мероприятий.
Совместная творческая деятельность обучающихся, родителей и педагогов
позволяет с наименьшими затратами сил и времени достигать намеченных
результатов. Родители оказывают помощь в изготовлении декораций, костюмов,
атрибутов к праздникам; являются участниками всех проводимых мероприятий.
Библиографический список
1. Алексеев В.А. Русская народная песня в начальной школе. – Оса;
2.
«Росстани – на – Каме», 1994.
Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.,
Советский композитор, 1988.
3. Анухина И.В. Детские праздники. Издво « Композитор» ,1996.4. Времена года. Сборник, М., 1995
5. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. М.:
Просвещение, 1990.
6. Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. – М.,
2000.
7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной
школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1996г.
8. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. – М.:
Сов. композитор, 1988.
9. Интернетресурсы:
http://www.sng.edu.ru
http://www.folklor.ru/
http://karpattour.narod.ru/index22.htm