Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора

  • Семинары
  • docx
  • 18.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья посвящена музыкальному фольклору и его незаменимой роли в нравственно-эстетическом воспитании детей и подростков. Практика показала, что возможность дальнейшего цивилизованного развития человека во многом зависит от того, насколько органично осуществляется взаимодействие разных типов культур. Для создания полноценных жизненных условий себе и своим потомкам человек должен умело сочетать лучшие достижения современной цивилизации с уникальным опытом древней культуры. Именно такой опыт мы получаем, осваивая фольклор.
Иконка файла материала СтатьяООШ №3 Лященко И.А..docx
Лященко Ирина Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3» г. Губкинский,  ЯНАО учитель музыки, истории и обществознания Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора Аннотация Данная   статья   посвящена   музыкальному   фольклору   и   его   незаменимой роли   в  нравственно­эстетическом   воспитании   детей   и   подростков.   Практика показала, что возможность дальнейшего цивилизованного развития человека во многом зависит от того, насколько органично осуществляется взаимодействие разных типов культур. Для создания полноценных жизненных условий   себе и своим   потомкам   человек   должен   умело   сочетать   лучшие   достижения современной   цивилизации   с  уникальным   опытом     древней   культуры.  Именно такой опыт мы получаем, осваивая фольклор. Ключевые слова:  фольклор,  народное  творчество,  народная  мудрость, нравственно­эстетическое   воспитание,   культура,   духовные   ценности,   предки, история. Актуальность.  Ни   для   кого   не   секрет,   что   наше   общество   переживает   в настоящее   время   серьезный   духовный   кризис.   Современному   человеку   как никогда   важно   приобщение   к   мировым   культурным   традициям.   Культура выступает как «фактор творческого жизнеустройства». В связи с этим, огромная роль в эстетическом воспитании молодежи, в формировании общей культуры личности, принадлежит школе.   эстетического   развития   детей; Перед современной школой стоят важнейшие задачи   интеллектуального, духовно­нравственного,   подготовки интеллигентного человека, который мыслит общечеловеческими категориями и наследует   опыт   предшествующих   поколений.   Школа   обязана   воспитать   в каждом ребенке потребность в самообучении, самовоспитании и саморазвитии. Предмет музыка, как никакой другой, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся. В   этих   условиях   правильно   организованная   система   работы   учителя представляет   собой   ту   благоприятную   сферу,   в   условиях   которой   можно максимально   развить   или   сформировать   познавательные   потребности   и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс обучения музыке.Решение задач в данном направлении может сыграть приобщение детей к народному творчеству, к русской песне, которой заслуженно принадлежит одно из ведущих мест в национальной и мировой музыкальной культуре. Новизна.  Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Выстраивание системы внеурочных мероприятий, интеграция основного и дополнительного образования учащихся. Выход за пределы жанров, связанных с   музыкой.   Совместная   творческая   деятельность   обучающихся,   родителей   и педагогов. Практическая значимость.  В течение последних десятилетий фольклор находит   все   более   достойное   место   в   российской   образовательной   системе воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Отшлифованные временем   фольклорные   средства   содержат   эмоционально­энергетический потенциал,   крепчайшими   узами   соединяющий   человека   с   родной   землей,   с окружающими   людьми   и   ведущий   его   по   пути   Добра,   Любви,   Красоты   и Справедливости.   Традиционные   истоки   являются   незаменимым   источником нравственно­эстетического   воспитания   детей   и   подростков.   Фольклор   – культура,   дающая   возможность   человеку   найти   свое   место   в   окружающей действительности   и   ориентироваться   в   ней,   выстраивая   целостную   картину мира. Фольклор   –   самобытная   культура,   передаваемая   и   накапливаемая человеком   с   незапамятных   времен.   С   ее   помощью   осуществляется преемственность   поколений,   их   приобщение   к   национальным   жизненным истокам.   Фольклор   активизирует самоопределение   личности,   ее   развитие   и адаптацию к окружающей среде. Механизмы реализации.         Проанализировав собственный опыт, а также опыт работы с детьми ведущих музыкантов ­ фольклористов и руководителей наиболее   известных   детских   фольклорных   коллективов   России,   я   пришла   к выводу,  что   для   полного   и   радостного   вхождения     в   фольклор   требуется вводить   его   уже  с  первого   класса,  а  то  и  раньше  (с 5­6  лет).  Заложенное   в детстве (если даже обучение фольклору будет прервано) отзовётся готовностью принять   эту   культуру   без   отторжения.   Опыт   показал,   что   начало   обучения фольклору в пятом классе (11­12 лет) не даёт таких результатов, как раннее начало,   и   встречает   по   большей   части   активное   сопротивление   среди   детей, музыкально   –   языковая   культура   которых   формировалась   вне   фольклорного пространства.   Поэтому   знакомство   обучающихся   с   фольклором   на   уроке музыки я начинаю с первого класса. В своей работе я использую программу «Музыка»   (авторы   Е.Д.   Критская,   Г.П.   Сергеева,   Т.С.   Шмагина),   так   как приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. С 1 по 4 класс  проводятся занятия по внеурочной деятельности «Русский фольклор» (автор программы Л.Л. Куприянова).Музыкальное   воспитание   в   школе,   как   известно,   наиболее   эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. Для фольклора это сочетание становится необходимым. С   одной   стороны,  урок  –   основная   форма   обучения,   где   происходит передача   подрастающему   поколению   накопленного   человечеством   опыта   в форме   материальной   и   духовной   культуры.   Фольклор   является   составной частью этого опыта, и каждый человек должен быть приобщён к нему. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности. Фольклор   в многообразии его проявлений требует выхода   за пределы стен класса, а подчас и самой школы, за пределы регламентированного времени урока, типового иерархического отношения между учителем и учениками. Сам фольклорный материал вызывает необходимость поиска соответствующих форм организации обучения. Повышенный интерес детей к фольклору, их желание заниматься им не только на уроках следует поддерживать. В нашей школе проводятся занятия фольклорной группы. Главная  цель  занятий:   ввести   учащихся   в   яркий   мир   русского национального бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических (народная   музыка)   воплощениях.   За   основу   взят   народный   календарь, последовательность   крестьянских   праздников,   связанных   с   определёнными точками природного годового цикла. Такое построение занятий очень удобно, так как позволяет привлекать интересный материал, а самое главное, формирует у ребят ощущение органичной включённости человека в природную жизнь. Цикличность   народного   календаря,   повторность   и   периодичность обрядовых песен, передаваемых из года в год, из поколения в поколение, этот принцип, лежащий в основе всех занятий, даёт возможность учащимся в течение 3   –   4   лет   изучать   и   проживать   одни   и   те   же   обряды,   праздники,   обычаи   и соответствующий  им устный и музыкальный  материал, количество и уровень сложности   которого   увеличивается   с   каждым   годом.   Принцип   «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает  решить задачи не только   музыкального,   эстетического   воспитания,   но   и   нравственного совершенствования   личности:   дети   старшего   возраста   передают   усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают всё более сложный материал, стремясь подражать старшим.   Результаты   реализации.  Система   работы,   строящаяся   на   принципах фольклорного   творчества,   развивает   эмоционально   –   чувственную   сферу, художественно   –   образное   мышление,   фантазию,   активизирует   самыеразнообразные   творческие   проявления   учащихся,   обеспечивает   готовность наследовать духовные ценности народного искусства: 1. развивая творческое воображение, мы естественно помогаем эффективному развитию   внутреннего   слуха   и   музыкальной   памяти,   а   также   общего эстетического уровня учащихся;   благодаря   внедрению   творческих   форм   работы     обучающиеся, занимающиеся фольклором   развили свой мелодический, гармонический и полифонический   слух   гораздо   лучше,   глубже   и   быстрее,   чем   другие обучающиеся;  2. 3. более   глубокое запоминание музыкального   материала   способствует накоплению «музыкально­слухового опыта» и тем самым влияет на уровень развития   внутреннего   слуха,   долговременной   памяти,   воображения, национального характера мышления; 4. Опыт   работы   показал,   что   воспитание   детей   средствами   фольклора   с применением   комплексного   метода   обучения   (музыке, ИЗО,   хореографии, театральному   искусству)   способствует   эффективному   развитию индивидуальных способностей ребенка, а также эстетического восприятия; 5. Эмоциональное восприятие фольклора, участие в коллективных творческих формах игры,   помещение   ребенка   в   фольклорную   среду   способствуют формированию   чувства   коллективизма,   толерантности,   способности к сопереживанию; 6. фольклор   расширяет   владение   русским   языком   (вербальные   способности, мышление). Фольклор   целесообразно   рассматривать,   особенно   в младшей школе,   как незаменимую часть физического, умственного, эстетического воспитания. Система   работы,   строящаяся   на   принципах   фольклорного   творчества, позволяет   добиваться   высоких   результатов   в   хоровом   исполнительстве. Школьный   хоровой   коллектив   имеет   сложный   и   разнообразный   репертуар, является   участником   и   победителем   многих,   проводимых   в   городе   и   школе мероприятий. Совместная творческая деятельность обучающихся, родителей и педагогов позволяет   с   наименьшими   затратами   сил   и   времени   достигать   намеченных результатов. Родители оказывают помощь в изготовлении декораций, костюмов, атрибутов к праздникам; являются участниками всех проводимых мероприятий. Библиографический список 1. Алексеев В.А. Русская народная песня в начальной школе. – Оса;  2. «Росстани – на – Каме», 1994.  Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. ­ М.,  Советский композитор, 1988. 3. Анухина И.В. Детские праздники. Изд­во « Композитор» ,1996.4. Времена года. Сборник, ­ М., 1995 5. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе.  ­ М.:  Просвещение, 1990. 6. Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. – М.,  2000. 7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной  школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1996г. 8. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. – М.:  Сов. композитор, 1988. 9. Интернет­ресурсы: http://www.sng.edu.ru http://www.folklor.ru/ http://karpattour.narod.ru/index22.htm

Посмотрите также