Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Оценка 5
Семинары
docx
музыка +1
Взрослым
18.03.2019
Данная статья посвящена музыкальному фольклору и его незаменимой роли в нравственно-эстетическом воспитании детей и подростков. Практика показала, что возможность дальнейшего цивилизованного развития человека во многом зависит от того, насколько органично осуществляется взаимодействие разных типов культур. Для создания полноценных жизненных условий себе и своим потомкам человек должен умело сочетать лучшие достижения современной цивилизации с уникальным опытом древней культуры. Именно такой опыт мы получаем, осваивая фольклор.
СтатьяООШ №3 Лященко И.А..docx
Лященко Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3»
г. Губкинский, ЯНАО
учитель музыки, истории и обществознания
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Аннотация
Данная статья посвящена музыкальному фольклору и его незаменимой
роли в нравственноэстетическом воспитании детей и подростков. Практика
показала, что возможность дальнейшего цивилизованного развития человека во
многом зависит от того, насколько органично осуществляется взаимодействие
разных типов культур. Для создания полноценных жизненных условий себе и
своим потомкам человек должен умело сочетать лучшие достижения
современной цивилизации с уникальным опытом древней культуры. Именно
такой опыт мы получаем, осваивая фольклор.
Ключевые слова: фольклор, народное творчество, народная мудрость,
нравственноэстетическое воспитание, культура, духовные ценности, предки,
история.
Актуальность. Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в
настоящее время серьезный духовный кризис. Современному человеку как
никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Культура
выступает как «фактор творческого жизнеустройства». В связи с этим, огромная
роль в эстетическом воспитании молодежи, в формировании общей культуры
личности, принадлежит школе.
эстетического развития детей;
Перед современной школой стоят важнейшие задачи интеллектуального,
духовнонравственного,
подготовки
интеллигентного человека, который мыслит общечеловеческими категориями и
наследует опыт предшествующих поколений. Школа обязана воспитать в
каждом ребенке потребность в самообучении, самовоспитании и саморазвитии.
Предмет музыка, как никакой другой, обладает большими возможностями для
создания условий культурного и личностного становления обучающихся.
В этих условиях правильно организованная система работы учителя
представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно
максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более
результативным и эффективным весь процесс обучения музыке. Решение задач в данном направлении может сыграть приобщение детей к
народному творчеству, к русской песне, которой заслуженно принадлежит одно
из ведущих мест в национальной и мировой музыкальной культуре.
Новизна. Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами
работы. Выстраивание системы внеурочных мероприятий, интеграция основного
и дополнительного образования учащихся. Выход за пределы жанров, связанных
с музыкой. Совместная творческая деятельность обучающихся, родителей и
педагогов.
Практическая значимость. В течение последних десятилетий фольклор
находит все более достойное место в российской образовательной системе
воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Отшлифованные
временем фольклорные средства содержат эмоциональноэнергетический
потенциал, крепчайшими узами соединяющий человека с родной землей, с
окружающими людьми и ведущий его по пути Добра, Любви, Красоты и
Справедливости. Традиционные истоки являются незаменимым источником
нравственноэстетического воспитания детей и подростков. Фольклор –
культура, дающая возможность человеку найти свое место в окружающей
действительности и ориентироваться в ней, выстраивая целостную картину
мира.
Фольклор – самобытная культура, передаваемая и накапливаемая
человеком с незапамятных времен. С ее помощью осуществляется
преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным
истокам. Фольклор активизирует самоопределение личности, ее развитие и
адаптацию к окружающей среде.
Механизмы реализации. Проанализировав собственный опыт, а также
опыт работы с детьми ведущих музыкантов фольклористов и руководителей
наиболее известных детских фольклорных коллективов России, я пришла к
выводу, что для полного и радостного вхождения в фольклор требуется
вводить его уже с первого класса, а то и раньше (с 56 лет). Заложенное в
детстве (если даже обучение фольклору будет прервано) отзовётся готовностью
принять эту культуру без отторжения. Опыт показал, что начало обучения
фольклору в пятом классе (1112 лет) не даёт таких результатов, как раннее
начало, и встречает по большей части активное сопротивление среди детей,
музыкально – языковая культура которых формировалась вне фольклорного
пространства. Поэтому знакомство обучающихся с фольклором на уроке
музыки я начинаю с первого класса. В своей работе я использую программу
«Музыка» (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), так как
приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки
через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.
С 1 по 4 класс проводятся занятия по внеурочной деятельности «Русский
фольклор» (автор программы Л.Л. Куприянова). Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно
осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. Для фольклора
это сочетание становится необходимым.
С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит
передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в
форме материальной и духовной культуры. Фольклор является составной
частью этого опыта, и каждый человек должен быть приобщён к нему.
С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной,
дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы,
направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Фольклор в многообразии его проявлений требует выхода за пределы
стен класса, а подчас и самой школы, за пределы регламентированного времени
урока, типового иерархического отношения между учителем и учениками. Сам
фольклорный материал вызывает необходимость поиска соответствующих форм
организации обучения.
Повышенный интерес детей к фольклору, их желание заниматься им не
только на уроках следует поддерживать. В нашей школе проводятся занятия
фольклорной группы.
Главная цель занятий: ввести учащихся в яркий мир русского
национального бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических
(народная музыка) воплощениях. За основу взят народный календарь,
последовательность крестьянских праздников, связанных с определёнными
точками природного годового цикла. Такое построение занятий очень удобно,
так как позволяет привлекать интересный материал, а самое главное, формирует
у ребят ощущение органичной включённости человека в природную жизнь.
Цикличность народного календаря, повторность и периодичность
обрядовых песен, передаваемых из года в год, из поколения в поколение, этот
принцип, лежащий в основе всех занятий, даёт возможность учащимся в течение
3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и
соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень
сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип «сквозного
воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не
только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного
совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное
малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети
младшего возраста осваивают всё более сложный материал, стремясь подражать
старшим.
Результаты реализации. Система работы, строящаяся на принципах
фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу,
художественно – образное мышление, фантазию, активизирует самые разнообразные творческие проявления учащихся, обеспечивает готовность
наследовать духовные ценности народного искусства:
1. развивая творческое воображение, мы естественно помогаем эффективному
развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти, а также общего
эстетического уровня учащихся;
благодаря внедрению творческих форм работы
обучающиеся,
занимающиеся фольклором развили свой мелодический, гармонический и
полифонический слух гораздо лучше, глубже и быстрее, чем другие
обучающиеся;
2.
3. более глубокое запоминание музыкального материала способствует
накоплению «музыкальнослухового опыта» и тем самым влияет на уровень
развития внутреннего слуха, долговременной памяти, воображения,
национального характера мышления;
4. Опыт работы показал, что воспитание детей средствами фольклора с
применением комплексного метода обучения (музыке, ИЗО, хореографии,
театральному искусству)
способствует эффективному развитию
индивидуальных способностей ребенка, а также эстетического восприятия;
5. Эмоциональное восприятие фольклора, участие в коллективных творческих
формах игры, помещение ребенка в фольклорную среду способствуют
формированию чувства коллективизма, толерантности, способности
к сопереживанию;
6. фольклор расширяет владение русским языком (вербальные способности,
мышление).
Фольклор целесообразно рассматривать, особенно в младшей школе, как
незаменимую часть физического, умственного, эстетического воспитания.
Система работы, строящаяся на принципах фольклорного творчества,
позволяет добиваться высоких результатов в хоровом исполнительстве.
Школьный хоровой коллектив имеет сложный и разнообразный репертуар,
является участником и победителем многих, проводимых в городе и школе
мероприятий.
Совместная творческая деятельность обучающихся, родителей и педагогов
позволяет с наименьшими затратами сил и времени достигать намеченных
результатов. Родители оказывают помощь в изготовлении декораций, костюмов,
атрибутов к праздникам; являются участниками всех проводимых мероприятий.
Библиографический список
1. Алексеев В.А. Русская народная песня в начальной школе. – Оса;
2.
«Росстани – на – Каме», 1994.
Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.,
Советский композитор, 1988.
3. Анухина И.В. Детские праздники. Издво « Композитор» ,1996. 4. Времена года. Сборник, М., 1995
5. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. М.:
Просвещение, 1990.
6. Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. – М.,
2000.
7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной
школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1996г.
8. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. – М.:
Сов. композитор, 1988.
9. Интернетресурсы:
http://www.sng.edu.ru
http://www.folklor.ru/
http://karpattour.narod.ru/index22.htm
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.