Аннотация: статья посвящена формированию профессиональных компетенций, а так же самообразованию учителя как условие личностного и профессионального развития. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, которыми должен владеть учитель и понятие самообразование, профессиональное развитие, а так же стадии развития профессионального развития современного учителя.
Невская Татьяна Александровна
учитель музыки
МБОУ «Школа №73»
г.Нижний Новгород
Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной
компетентности учителя
«…настоящее образование добывается только путем самообразования».
Н.А. Рубакин
Аннотация: статья посвящена формированию профессиональных компетенций, а так же
самообразованию учителя как условие личностного и профессионального развития. В статье
рассматриваются профессиональные компетенции, которыми должен владеть учитель и
понятие самообразование, профессиональное развитие, а так же стадии развития
профессионального развития современного учителя.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, самообразование, профессиональное
развитие, самоанализ.
«Компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» что в себе
включают эти понятия? На сегодняшний день нет единого толкования понятий
«компетенция» и «компетентность». «Компетенция» подразумевает уровень овладения
знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является
показателем профессионального уровня специалиста. «Компетентность» знаю, что надо
делать. Следовательно, «компетентность» результат применения компетенций в
профессиональной деятельности.
«Профессиональная компетентность» – это способность специалиста решать различного
рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и
ценностей (компетенций).
Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового
человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего
нравственной позицией, широтой компетенций. Требуются и новые подходы к созданию
образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно,
чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.
Профессионализм учителя рассматривается сегодня как условие достижения современного
качества образования. Одним из показателей профессиональной компетентности учителя
является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности,
осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении
к росту, самосовершенствованию. Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен
постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения
квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
По мнению социологов, перспективой развития общества является трансформация
деятельности в самостоятельную деятельность, развития – в саморазвитие, а образования –
в самообразование.
Под самообразованием подразумевается собственная активность человека в изменении
себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного
потенциала. Профессиональное развитие предполагает рост, становление, интеграцию и
реализацию в педагогическом труде профессионально значимых активное качественное
преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новомуего строю и способу жизнедеятельности. Существуют различные подходы к классификации
стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяются три
стадии:
1. стадия «Выживания» первый год работы в школе;
2. стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – со второго по
пятый год работы;
3. стадия зрелости, как правило, через 68 лет работы и характеризуется стремлением
переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных
педагогических исследований.
Каждому из этих этапов присущи специфические особенности.
Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется
представление о себе как о профессионале, потребность разобраться в себе как
специалисте.
Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности.
Третий этап сопровождается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и
педагогической деятельности на данном этапе требует обобщения и анализа. Именно на
этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом
развития и саморазвития выступает самопознание и самоанализ деятельности.
Практика также служит источником профессионального роста учителя, но лишь тогда, когда
становиться объектом структурированного анализа. Самоанализ – это скрытая от
непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности
педагога и его жизнедеятельности вообще. Современная школа не может развиваться без
освоения новой практики образования, т.е. без организованного в ней инновационного
процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому
состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов
способности к новому. Таким образом, можно подвести итог: современную школу создает
учитель творческого типа.
При этом под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых
технологий, приемов, методов и техник, но и реализация потенциальных возможностей и
способностей учителя, его потребности в самообразовании.
При совершенствовании своего мастерства и развитии компетентности перед учителем
встают задачи как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни
личностного, морального и интеллектуального развития обуславливают успешность
профессиональнопедагогической деятельности.
Список литературы
1. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативноцелевая основа
компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. – 381 с.
2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.
3. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8 т. Т. 4 / А… С.Макаренко. – М., 1985. –236
с.
4. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учебное пособие для студ.
высших учебных заведений ∕ Н.А. Морева. – 3е изд., стер. – М.: Издательский дом
«Академия», 2008. – 432 с.5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических
выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская А.Н.; Российский фонд культуры; — 3
е изд., стер.– М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
6. Р.Фуллер англ. R.Buckminster Fuller On Education (1979).