"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"
Оценка 4.7

"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
музыка
Взрослым
18.03.2019
"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"
Аннотация: статья посвящена формированию профессиональных компетенций, а так же самообразованию учителя как условие личностного и профессионального развития. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, которыми должен владеть учитель и понятие самообразование, профессиональное развитие, а так же стадии развития профессионального развития современного учителя.
Невская Татьяна Александровна.docx
Невская Татьяна Александровна учитель музыки МБОУ «Школа №73» г.Нижний Новгород Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя «…настоящее образование добывается только путем самообразования». Н.А. Рубакин Аннотация: статья посвящена формированию профессиональных компетенций, а так же  самообразованию учителя как условие личностного и профессионального развития. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, которыми должен владеть учитель и  понятие самообразование, профессиональное развитие, а так же стадии развития  профессионального развития современного учителя. Ключевые слова: профессиональные компетенции, самообразование, профессиональное  развитие, самоанализ. «Компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» ­ что в себе  включают эти понятия? На сегодняшний день нет единого толкования понятий  «компетенция» и «компетентность». «Компетенция» подразумевает уровень овладения  знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является  показателем профессионального уровня специалиста. «Компетентность» ­ знаю, что надо  делать. Следовательно, «компетентность» ­ результат применения компетенций в  профессиональной деятельности. «Профессиональная компетентность» – это способность специалиста решать различного  рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и  ценностей (компетенций). Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового  человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего  нравственной позицией, широтой компетенций. Требуются и новые подходы к созданию  образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно,  чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.  Профессионализм учителя рассматривается сегодня как условие достижения современного  качества образования. Одним из показателей профессиональной компетентности учителя  является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности,  осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен  постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения  квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. По мнению социологов, перспективой развития общества является трансформация  деятельности в самостоятельную деятельность, развития – в саморазвитие, а образования – в самообразование. Под самообразованием подразумевается собственная активность человека в изменении  себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного  потенциала. Профессиональное развитие предполагает рост, становление, интеграцию и  реализацию в педагогическом труде профессионально значимых активное качественное  преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Существуют различные подходы к классификации  стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяются три  стадии: 1. стадия «Выживания» ­ первый год работы в школе; 2. стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – со второго по  пятый год работы; 3. стадия зрелости, как правило, через 6­8 лет работы и характеризуется стремлением  переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных  педагогических исследований. Каждому из этих этапов присущи специфические особенности. Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется  представление о себе как о профессионале, потребность разобраться в себе как  специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап сопровождается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности на данном этапе требует обобщения и анализа. Именно на  этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом  развития и саморазвития выступает самопознание и самоанализ деятельности. Практика также служит источником профессионального роста учителя, но лишь тогда, когда становиться объектом структурированного анализа. Самоанализ – это скрытая от  непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности  педагога и его жизнедеятельности вообще. Современная школа не может развиваться без  освоения новой практики образования, т.е. без организованного в ней инновационного  процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому  состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов  способности к новому. Таким образом, можно подвести итог: современную школу создает  учитель творческого типа. При этом под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых  технологий, приемов, методов и техник, но и реализация потенциальных возможностей и  способностей учителя, его потребности в самообразовании. При совершенствовании своего мастерства и развитии компетентности перед учителем  встают задачи как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни  личностного, морального и интеллектуального развития обуславливают успешность  профессионально­педагогической деятельности. Список литературы 1. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно­целевая основа  компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. – 381 с. 2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.:  Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с. 3. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8 т. Т. 4 / А… С.Макаренко. – М., 1985. –236  с. 4. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учебное пособие для студ.  высших учебных заведений ∕ Н.А. Морева. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский дом  «Академия», 2008. – 432 с. 5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических  выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская А.Н.; Российский фонд культуры; — 3­ е изд., стер.– М.: АЗЪ, 1995.­ 928 с. 6. Р.Фуллер англ. R.Buckminster Fuller On Education (1979).

"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"

"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"

"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"

"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"

"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"

"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2019