"Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя"

  • Научные работы
  • docx
  • 18.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аннотация: статья посвящена формированию профессиональных компетенций, а так же самообразованию учителя как условие личностного и профессионального развития. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, которыми должен владеть учитель и понятие самообразование, профессиональное развитие, а так же стадии развития профессионального развития современного учителя.
Иконка файла материала Невская Татьяна Александровна.docx
Невская Татьяна Александровна учитель музыки МБОУ «Школа №73» г.Нижний Новгород Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя «…настоящее образование добывается только путем самообразования». Н.А. Рубакин Аннотация: статья посвящена формированию профессиональных компетенций, а так же  самообразованию учителя как условие личностного и профессионального развития. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, которыми должен владеть учитель и  понятие самообразование, профессиональное развитие, а так же стадии развития  профессионального развития современного учителя. Ключевые слова: профессиональные компетенции, самообразование, профессиональное  развитие, самоанализ. «Компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» ­ что в себе  включают эти понятия? На сегодняшний день нет единого толкования понятий  «компетенция» и «компетентность». «Компетенция» подразумевает уровень овладения  знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является  показателем профессионального уровня специалиста. «Компетентность» ­ знаю, что надо  делать. Следовательно, «компетентность» ­ результат применения компетенций в  профессиональной деятельности. «Профессиональная компетентность» – это способность специалиста решать различного  рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и  ценностей (компетенций). Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового  человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего  нравственной позицией, широтой компетенций. Требуются и новые подходы к созданию  образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно,  чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.  Профессионализм учителя рассматривается сегодня как условие достижения современного  качества образования. Одним из показателей профессиональной компетентности учителя  является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности,  осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен  постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения  квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. По мнению социологов, перспективой развития общества является трансформация  деятельности в самостоятельную деятельность, развития – в саморазвитие, а образования – в самообразование. Под самообразованием подразумевается собственная активность человека в изменении  себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного  потенциала. Профессиональное развитие предполагает рост, становление, интеграцию и  реализацию в педагогическом труде профессионально значимых активное качественное  преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новомуего строю и способу жизнедеятельности. Существуют различные подходы к классификации  стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяются три  стадии: 1. стадия «Выживания» ­ первый год работы в школе; 2. стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – со второго по  пятый год работы; 3. стадия зрелости, как правило, через 6­8 лет работы и характеризуется стремлением  переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных  педагогических исследований. Каждому из этих этапов присущи специфические особенности. Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется  представление о себе как о профессионале, потребность разобраться в себе как  специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап сопровождается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности на данном этапе требует обобщения и анализа. Именно на  этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом  развития и саморазвития выступает самопознание и самоанализ деятельности. Практика также служит источником профессионального роста учителя, но лишь тогда, когда становиться объектом структурированного анализа. Самоанализ – это скрытая от  непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности  педагога и его жизнедеятельности вообще. Современная школа не может развиваться без  освоения новой практики образования, т.е. без организованного в ней инновационного  процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому  состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов  способности к новому. Таким образом, можно подвести итог: современную школу создает  учитель творческого типа. При этом под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых  технологий, приемов, методов и техник, но и реализация потенциальных возможностей и  способностей учителя, его потребности в самообразовании. При совершенствовании своего мастерства и развитии компетентности перед учителем  встают задачи как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни  личностного, морального и интеллектуального развития обуславливают успешность  профессионально­педагогической деятельности. Список литературы 1. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно­целевая основа  компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. – 381 с. 2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.:  Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с. 3. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8 т. Т. 4 / А… С.Макаренко. – М., 1985. –236  с. 4. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учебное пособие для студ.  высших учебных заведений ∕ Н.А. Морева. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский дом  «Академия», 2008. – 432 с.5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических  выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская А.Н.; Российский фонд культуры; — 3­ е изд., стер.– М.: АЗЪ, 1995.­ 928 с. 6. Р.Фуллер англ. R.Buckminster Fuller On Education (1979).