Образовательный квест как интерактивная образовательная среда и деятельностная форма организации процесса обучения в рамках реализации ФГОС.

  • pptx
  • 21.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала образовательный квест.pptx

Выполнила учитель технологии: Самухина Наталья Викторовна

Обоснование проблемы

ФГОС рисует следующий портрет выпускника:
Любознательный, активно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться;
Любящий свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение

Современный ученик испытывает следующие проблемы:
Информационная перегруженность;
Высокая конкуренция;
Дефицит времени;
Рост ответственности за свой выбор.

Перед современной российской педагогической наукой стоит серьезная цель:

заинтересовать школьников, способствовать в осознании важности и универсальности изучаемых естественно-научных законов, понятий, теорий;
содействовать самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения;
развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской естественно-научной деятельности.

Задачи:
Раскрыть сущность квест-технологии.
Аргументировать возможность использования квест-технологии для развития УУД обучающихся.
Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий для проведения образовательных квестов при преподавании естественных наук и проведении внеурочной деятельности.
Показать результативность использования приёмов квест-технологии для формирования познавательной деятельности обучающихся.

задачи

Одним из способов стимулирования интереса к естественным наукам являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса школьников с использованием различных современных технологий обучения. Нестандартные подходы к организации естественнонаучных занятий, учитывающие интересы школьников разных возрастов, основанные на самостоятельной исследовательской деятельности, стимулируют формирование познавательного интереса к предмету.


У подростков среднего и старшего школьного возраста, современной молодежи появилась масса новых увлечений: компьютерные игры и другие жанровые спецификации. Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.
Наиболее эффективными, в плане актуализации познавательной активности, являются интерактивные технологии обучения, одной из которых является квест- технология.

Основная идея КВЕСТ-технологии

Квест (англ. quest) - поиск, или приключенческая игра (англ. adventure game) — это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету.

Квест-технология – разновидность игровых форм обучения, в которой:
Во-первых, достижение конечной цели происходит через поиск промежуточных решений.
Во-вторых, имеется система подсказок при отсутствии «точного путеводителя» по квесту (эталонного хода решения игры).

Почему квест работает?
Квест - нестандартный урок, значит интересный;
Квест – игра. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» М. Горький
Во время квеста дети проигрывают ситуации, пропускают все через себя, делают их частью себя.


Формы проведения: компьютерные игры-квесты, веб-квесты, медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные;

Режим проведения: в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме;

Срок реализации: краткосрочные; долгосрочные;

Форма работы: групповые; индивидуальные;

Предметное содержание: моноквест; межпредметный квест;

Образовательная среда: традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда.

Универсальность квестов

Сюжеты квестов может быть

линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Возможности эффективного использования технологии

Возможности применения квест-технологии весьма широки, но наилучший эффект наблюдается в следующих случаях:

1. При организации первого урока курса. В таком случае положительный настрой и мотивация изучения учебного предмета долгое время сохраняется.

2. При организации урока контроля знаний. В данном случае на первом же этапе урока у обучающихся снимается нервное напряжение, что уже способствует к более высокому результату выполнения работы.

3. При организации внеурочной деятельности.
включение квест-уроков или элементов во внеурочную деятельность также дает положительные результаты. Как привило, обучающиеся бывают враждебно настроены к внеаудиторной самостоятельной работе, считая её принуждением. При организации подобной игры агрессивный настрой полностью пропадает.

Возможности квест-технологии

Повышение мотивации к изучению предмета

Развитие творчества и воображения обучающихся

Возможность применения как для групповой, так и для индивидуальной работы

Квест-технология и учебный процесс

Цели урока, достигаемые используя квест-технологию
Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательные - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.

Использование активных методов обучения

Развитие навыков поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию

1. Применение квест-технологии помогает выполнить требования к реализация ФГОС нового поколения, так как в ее основе – деятельный подход.

2. Несмотря на сложность применения данной технологии, эффективность её оправдывает средства

3. Технология универсальна и может с лёгкостью применяться для индивидуальной и групповой работы, в урочной и внеурочной деятельности, а также в случае организации Мастер-классов и мероприятий профориентационной деятельности (Дней открытых дверей)

4. Следует помнить: Так сладок мед, что, наконец, он горек. Избыток вкуса убивает вкус (Шекспир). Не следует часто применять данную технологию. Пусть её применение будет праздником для обучающихся!

Возможности квест-технологии

Трудности использования технологии

Трудность методической проработки сценария игры

Частные поисковые миссии должны укладываться в общую картину сценария игры

Необходимо проработать переходы между миссиями, разработать ключи и подсказки

Большая временная затрата со стороны преподавателя

Придумать сценарий не просто!

Разработать ключи и подсказки

Подготовить кабинет (другое место)

Квест-технологии в образовательной среде

Обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности.

Развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между учащимися;
плодотворное общение и взаимодействие с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), результативно разрешать конфликты;

Развитие познавательных УУД,
обще учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.);

Обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;

Квест-технология в рамках образовательной деятельности имеет особую воспитательную ценность: воспитывает личную ответственность; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию.

Заключение
В результате прохождения веб-квеста обучающиеся могут приобрести следующие навыки:
-выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем;
-использовать информационное пространство в сети интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
-сравнивать свой творческий продукт с работами других участников проекта;
-объединять результаты в команде;
-повысить мотивацию к обучению;
-развивать творческие способности.





Используемые ресурсы

1. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1 – 11 классы. – 2-е изд./ Петруленков В.М. – М.: ВАКО, 2017. – 112 с.
2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.
3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.- 2010.
5. Никитин Б.П. Развивающие игры // М. Педагогика. - 2010г.
6. Игры – обучение, досуг, тренинг /Под редакцией Петрусинского В.В. - М.: Просвещение. 2009.
7. Пидкасистый П.И. Технологии игры в обучении. - М.: Просвещение. 2006.
8. Рудченко Л.И. Урок в современной школе. – Волгоград.: Учитель. 2010.
Используемые интернет- ресурсы:
https://learningapps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.