Образовательный проект в рамках
«Года памяти и славы»
«О, письма фронтовые грозных лет,
бесценней документов в мире нет!»
Образовательный проект в рамках «Года памяти и славы»
«О, письма фронтовые грозных лет, бесценней документов в мире нет!»
1. Пояснительная записка
Образовательный проект «О, письма фронтовые грозных лет, бесценней документов в мире нет!»
|
|
Сроки реализации: |
Краткосрочный (1 месяц)
|
Участники проекта: |
Дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
|
Вид проекта: |
Информационный, коллективный.
|
Методы, используемые в реализации проекта |
- Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное); - Наглядные: иллюстрации, фото, картинки; - Слушание музыкальных произведений; - Заучивание стихов; - Непосредственно организованная деятельность; - Работа с родителями: консультации для родителей.
|
Формы организации по реализации проекта:
|
- Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы);
- Образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач;
- Деятельность с использованием икт: просмотр презентаций, просмотр фильмов про войну.
|
2. Паспорт проекта
Актуальность
«История каждой семьи - это история страны.
Ощутить самую тесную кровную связь с бедой
и счастьем своей страны,
достаточно вспомнив членов своей семьи:
отца, мать, близких людей
и свои маленькие бытовые памятники той эпохи».
Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О войне мы узнаем из книг, из уроков истории, из документальных и художественных фильмов. Но самыми убедительными документами можно считать простые письма фронтовиков, столкнувшихся с войной лицом к лицу.
Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы ни хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей «не доходят руки». А ведь история Второй мировой войны глазами ее участников это важный исторический источник. Письма с фронта – документы огромной силы. В пропахших порохом строках чувствуется дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
В письмах с той, теперь уже далекой войны, солдаты писали о боях, о друзьях с кем вместе приходилось воевать, о ранениях. Они не только память страшной войны, но и предупреждение всем нам: человек не должен воевать, не должен уничтожать все живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Фронтовые письма – особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, для поиска и установления мест гибели воинов.
Фронтовые письма – документы особые. Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты. Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». К сожалению, часто случалось и по-другому.
Закончилась война, эти письма хранили сначала матери и жены солдат, потом дети, внуки. И вот уже внуки могут показать и рассказать своим детям о письмах с фронта своего родственника. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо воспитывать у дошкольников нравственно – патриотическое воспитание. У детей в этом возрасте не сформирован патриотизм, им нужно помочь найти связь с Родиной, рассказать, как наши предки защищали и любили нашу Родину. В результате этого у детей сформируется любовь к Родине.
Годом памяти и славы нашим предкам выбран 2020 год. Он также ознаменован значимым событием для нашей страны, да и всего мира, юбилейным 75 – летней годом Победы в Великой Отечественной войне. Именно поэтому, сочла необходимым, рассказать детям о Великой Отечественной войне с помощью реализации образовательного проекта «О, письма фронтовые грозных лет, бесценней документов в мире нет!»
Считаю, что знакомство детей с фронтовыми письмами, способствует воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, формированию чувства гордости о народе-освободителе и представления о том, какой ценой была достигнута Великая Победа.
3. Цель проекта:
Формирование представлений о солдатских письмах Великой Отечественной войны
4. Задачи:
1. Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой отечественной войны (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).
2. Изучить фронтовые письма из семейных архивов воспитанников как страницу истории и отражение судьбы страны. Если таковые не найдутся, воспользоваться сайтом проекта «Письма с фронта» (letters.may9.ru), созданный при поддержке Президентской библиотеки.
3. Проанализировать полученные результаты
4. Научить складывать письма-треугольники.
5. Предполагаемый результат:
В ходе работы над проектом предполагаются следующие результаты:
- расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной войне: полевая почта, фронтовые письма;
- закреплен навык складывания фронтового письма; сформирован познавательный интерес к истории своей страны;
- сформировано уважительное отношение к участникам войны.
Итогом проекта станет создание своими руками писем- треугольников с поздравлениями для ветеранов Великой Отечественной войны на Параде Победы в честь 75-летия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на Театральной площади в городе Нижний Тагил.
6. Проект разделен на три этапа
I этап: Подготовительный;
II этап: Основной;
III этап: Завершающий.
I этап: Подготовительный
|
- Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, актуальность выбранной темы; - Анализ и подбор материала из опыта работы; - Постановка и определение целей и задач проекта; - Сбор методической литературы; - Составление плана работы по реализации проекта; - Создание творческой группы в помощи реализации проекта: воспитанники старшей группы и их родители; - Систематизация и оформление дидактических и наглядных материалов в соответствии с планом проекта; - Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, художественных произведений, стихотворений, музыкальных произведений, иллюстраций на данную тему; - Создание презентации «Этот славный День Победы», «Города Герои»; - Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей на данную тему; - Оформление стенда в раздевалке группы «Мы живы, пока память жива». Использовать фотографии, письма, награды родственников воспитанников; - Подготовка картотеки бесед: «О Великой Отечественной войне», «Великие битвы», «Дети войны», «День победы", «Города герои» - Оформление патриотического центра в группе «75-летие ПОБЕДЫ. |
II этап. Основной
|
1. Работа с детьми. - Знакомство с художественной литературой; - Выставки рисунков по ВОВ; - Беседы с детьми на данную тему; - Просмотр презентаций; - Рассматривание иллюстраций о ВОВ; - Слушание музыкальных произведений о войне; - Заучивание стихов о войне. 2. Работа с родителями - консультации для родителей о ВОВ; - помощь родителей в составлении рассказов об истории своей семьи в годы ВОВ |
1 неделя |
|
Понедельник
|
-Беседа о Великой Отечественной войне; -Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне. Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» -Беседа - «О подвигах и мужестве воинов в Великую -Отечественную войну»; Подвижная игра – «Солдаты» Чтение произведения - А. Барто «На заставе» |
Вторник
|
-Беседа о Великой Отечественной войне; -Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне. Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Прогулка -Беседа - «О подвигах и мужестве воинов в Великую -Отечественную войну»; Подвижная игра – «Солдаты» Чтение произведения - А. Барто «На заставе» -Слушание музыкального произведения - «Вставай страна огромная» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). -Рисование – «Салют солдатам, которые победили войну». Выставка рисунков. Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» -Подвижная игра – «Попади в цель»; -Чтение пословиц о войне. Чтение произведения - М. Исаковский «У самой границы» |
Среда
|
-Заучивание стихотворения о войне. -Просмотр иллюстраций – «Солдаты» Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Подвижная игра – «Пограничник»; Чтение произведения - А. Митяев «Почему Армия всем родная» |
Четверг
|
-Чтение произведения - П. Воронько «Два брата солдата», беседа по прочитанному. -Слушание произведения - М. Старокадомский «Марш Победы» Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» -Подвижная игра – «Перехватчики» -Упражнения – «Маршируем как солдаты» |
Пятница
|
- Беседа – «Что такое героизм?» - Лепка – «Танк»; - Конструирование – «Строим крепость» Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Сюжетно – ролевая игра – «Мы едем в танке»; Чтение произведения - А. Кушнер «Танк» |
2 неделя |
|
Понедельник
|
-Беседа «Великие битвы» -Заучивание стихотворения «Память» -Слушание музыкального произведения - М. Блантера «Катюша» Просмотр мультфильма «Салют» Консультация для родителей «Давным-давно была война» Подвижная игра – «Разведчик» Чтение произведения - Я. Длуголенский «Землянка» |
Вторник
|
- Показ презентация - «Города герои» - Просмотр мультфильма «Солдатская сказка» - Рисование - «Солдаты» Консультация для родителей «Давным-давно была война» Сюжетно – ролевая игра – «Моряки»; Чтение произведения - Ю. Збанацкий «Щедрый ёжик» |
Среда
|
-Аппликация – «Летят самолеты». Выставка работ. Консультация для родителей «Давным-давно была война» -Игра – «Тут прохожим не пройти» Чтение произведения - Алексеев С. «Идёт война народная» |
Четверг
|
- Викторина – «Военные профессии» -Слушание произведения – В. Филиппенко «Вечный огонь» Консультация для родителей «Давным-давно была война» Сюжетно – ролевая игра – «Мы едем в танке»; Чтение произведения - А. Кушнер «Танк» |
Пятница
|
- Лепка – «Пушка»; - Настольная игра – «Собери картинки». Консультация для родителей «Давным-давно была война» -Подвижная игра – «Перехватчики» |
3 неделя |
|
Понедельник
|
-Беседа «Дети войны» - Чтение произведений - С. П. Алексеев «Брестская крепость». Беседа по прочитанному. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. Сюжетно – ролевая игра – «Пограничники»; |
Вторник
|
-Заучивания стихотворения – «Как хорошо, что мы войны не знаем»; -Аппликация – «Матросы». Выставка работ. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. Подвижная игра – «Моряки» Чтение произведения - М. Исаковский «Навек запомни» |
Среда
|
- Викторина – «Военная техника» -Слушание произведения – Муз. М. Блантера, слова М. Исаковского «Катюша» Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. Подвижная игра – «Кто дальше прыгнет» Чтение произведения - Черникова И. «Награды Родины» |
Четверг |
-Заучивание пословиц о войне. -Рассматривание фотографий. - Просмотр мультфильма, посвященный детям войны. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. -Заучивание пословиц о войне. -Рассматривание фотографий. - Просмотр мультфильма, посвященный детям войны. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. -Беседа – «О ветеранах ВОВ» - Подвижная игра – «Крепость» |
Пятница
|
- Слушание рассказов детей о истории своей семьи во временя ВОВ. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. Игра – «Парашютисты» Чтение произведения - А. Твардовский «Гармонь»
|
4 неделя |
|
Понедельник
|
1.Беседа – «День Победы» 2. Слушание музыкального произведения – Л. Лещенко «Этот День Победы» Консультация для родителей «Растите детей патриотами» Игра – «Парашютисты» Чтение стихотворения «День Победы» |
Вторник
|
-Беседа о городах героях. Консультация для родителей «Растите детей патриотами» Игра – «Преодоление препятствий» Чтение пословиц о войне. |
Среда
|
Консультация для родителей «Растите детей патриотами» - Рассматривание иллюстраций «Великие памятники» Игра – «Уложи рюкзак» Чтение произведения - С. Михалков «Быль для детей», «Здравствуй воин-победитель» |
Четверг
|
- Лепка – «Самолет». Выставка работ. Консультация для родителей «Растите детей патриотами» Игра – «Найди ветки для костра» Чтение произведения - М. Чернявский «Огненная баллада» |
Пятница
|
- Сюжетно – ролевая игра – «Доктор во времена ВОВ» Итоговое занятие – Занятие с использование с цифровых технологий по теме «75 лет со дня Великой Отечественной войны». Консультация для родителей «Растите детей патриотами» Игра – «Кто дальше бросит гранату» Чтение произведения - Л. Кассиль «Памятник советскому солдату» |
III этап: Завершающий
|
Проведение познавательно-продуктивной деятельности с использованием цифровых технологий по теме «Фронтовые письма – письма строгие…» (См. конструкт занятия)
|
7. Заключение
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Рассказывая детям о фронтовых письмах, как о памяти самых страшных событий в жизни нашего народа, мы тем самым помогаем им осознать то, что человек не должен воевать, не должен уничтожать все живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Нельзя забыть подвиг всей страны, которая одержала победу в этой страшной войне. Но следует помнить о подвиге каждого рядового солдата. Чем дальше, тем все живее и величественнее разворачиваются перед нами страницы Великой Отечественной войны. И в эти страницы живо вписываются письма с фронта, которые для подготовки этой работы были не раз прочитаны и проанализированы. Знакомясь с фронтовыми письмами, мне удалось узнать немногое о людях, которые их писали.
Тяжело давалась победа солдатам, потому что каждое письмо, наполнено тоской и болью за родной край. Беря в руки пожелтевшее от времени письмо, можно испытать трепетное волнение: более 75 лет назад эти письма писал человек, который верил в Победу, верил в своё возращение домой.
Список литературы
1. Абрамова А.В. Какие они, письма фронтовые? -М.: Современник, 2008.
2. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.- /Гл.ред. Козлов –М.:
Сов. энциклопедия, 1985.
3. https://altapress.ru/tom2/ Электронная Книга памяти. Т.2 и 7
4. https://letters.may9.ru
Приложение 1
Исторические сведения
Особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны - фронтовые письма. Пожелтевшие от времени треугольники, открытки со штемпелями полевой почты... В них ощущается дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...
Фронтовые письма, треугольники – это весточка с фронта, прежде всего сообщение о том, что человек жив, ранен или убит, физический знак родным и близким о его состоянии на войне.
1.1 Как появились письма – треугольники.
С началом Великой Отечественной войны резко возрос поток писем, так как люди были разлучены между собой. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Многочисленные издательства приступили к их выпуску, но на передовую в первую очередь доставляли боеприпасы, сухари, консервы, спирт, мешки с почтой. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник".
1.2 Что представляли собой фронтовые письма.
· Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов. Конверт- треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать военная цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. На конверте или треугольнике обязательно ставился штамп полевой почты и датой отправления.
· Помимо писем-треугольников, во время войны также выпускались конверты, разные по форме и размерам. Чаще всего - прямоугольной формы размером 15:13 (размер почтовой открытки) и конвертах вдвое меньше указанного размера.
· Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и патриотический текст. Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу: «Били, бьём, и будем бить!!!», «Преследовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» (И. Сталин), «Стреляю так: что ни патрон, то – немец!», а также призывами: «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» (Сталин), и т.д.
·
Определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась действующая Армия, № полевой почты и части. Описывать войну в тех кровавых красках, как ее видели бойцы и командиры, запрещалось. В этих военных весточках описывались, чаще всего, простые человеческие чувства. Каждое письмо проверялось, и на нём ставилась отметка «Проверено».
Среди авторов писем люди самых разных возрастов и профессий, разного жизненного опыта. Война оторвала их от мирной жизни, от мирного труда и сделала солдатами. Многие из них только начинали свою жизнь, находясь в счастливой поре – поре юности, другие надели солдатские шинели, имея за плечами большой жизненный и трудовой путь и опыт. Письма полны заботливого внимания к подробностям быта близких людей, содержат разного рода советы и наставления. Все эти житейские «мелочи», которыми пестрят письма фронтовиков, воссоздают суровую атмосферу трудных военных лет.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.