Образовательный модуль
Оценка 4.8

Образовательный модуль

Оценка 4.8
Руководства для учителя
zip
биология +1
Взрослым
11.04.2017
Образовательный модуль
Образовательный предметный модуль Кукуруза С.В., учитель биологии, МБОУ СОШ №4 г. Покачи, ХМАО-Югра «Семья-один из шедевров природы. У каждого народа свой союз с природой». Д. С. Лихачёв Цель: Формирование экологической культуры и использование предметных знаний в семейной жизни в рамках реализации программы дополнительного образования обучающихся среднего звена «Экологическое краеведение». Информационный блок Содержание информационного блока: • Дополнительная образовательная программа для обучающихся 6-8 классов «Экологическое краеведение». • Конспекты занятий раздела «Природа и человек в условиях Ханты-мансийского автономного округа – Югры». Сроки реализации образовательной программы Программа «Экологическое краеведение» реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 32 часа. 1 полугодие - 14 часов. 2 полугодие – 18 часов. Программа дополнительного образования обучающихся среднего звена «Экологическое краеведение» разработана на основе региональной программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соответствует эколого-биологической направленности. Содержание программы направлено на развитие экологического образования, целью которого в общеобразовательной школе является формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. Отличительные особенности образовательной программы и ее новизна определяются включением в содержание материала, связанного с изучением собственной местности, в условиях города Покачи и близлежащих экологических систем, а также используемыми формами организации образовательной деятельности школьников, адаптированными к их индивидуальным особенностям. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время экологическая ситуация, сложившаяся в мире, требует пересмотра нравственных норм и принципов по отношению к природе. Необходимостью формировать у школьников активную жизненную личностную позицию. Главной задачей в области экологического и нравственного воспитания детей 12 -14 лет является формирование нравственных мотивов: - сознательного желания сохранять и улучшать собственное здоровье, внутренней потребности в бережном отношении и поведении в окружающей среде. Цели программы: 1) обеспечение условий воспитания основ экологической культуры обучающихся; 2) формирование осознанного, ответственного отношения к окружающей среде, здоровью человека в целом и своему в частности. Задачи: • формирование экологических знаний об экосистемной организации природы и пределах ее устойчивости; • формирование умений применения полученных знаний для изучения окружающей среды своей местности и поведения человека в ней; • воспитание стремления распространения идей экологии среди ровесников и окружающих людей; • развитие интеллектуальных способностей к анализу региональных и местных экологических ситуаций, причин их возникновения и путей решения; волевых усилий, направленных на самоограничение в поведении, не допускающему негативных поступков по отношению к природе, личному здоровью и здоровью окружающих людей; • применение экологических знаний и нравственно-правовых норм в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и окружающих людей. Формы и режим занятий Занятия проводятся в нетрадиционной, активной форме: занятий-игр, экскурсий, занятий-исследований; используются различные формы организации образовательной деятельности школьников: парные, групповые, индивидуализированные; длительность занятий 40 минут 1 раз в неделю. Методический блок Методическое руководство по достижению целей Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения. Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки: • познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»); - умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: - самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; - создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); • речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа); - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях. • организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»); - определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями. Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии. Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса. Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые: • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии); • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов); • обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения; • закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений; • вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты). На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет. Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания. Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля. Исполнительский блок Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся. Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям. В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования: - междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения); - региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде. При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы. Методический блок Методическое руководство по достижению целей Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения. Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки: • познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»); - умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: - самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; - создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); • речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа); - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях. • организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»); - определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями. Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии. Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса. Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые: • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии); • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов); • обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения; • закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений; • вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты). На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет. Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания. Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля. Исполнительский блок Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся. Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям. В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования: - междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения); - региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде. При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы.Образовательный предметный модуль Кукуруза С.В., учитель биологии, МБОУ СОШ №4 г. Покачи, ХМАО-Югра «Семья-один из шедевров природы. У каждого народа свой союз с природой». Д. С. Лихачёв Цель: Формирование экологической культуры и использование предметных знаний в семейной жизни в рамках реализации программы дополнительного образования обучающихся среднего звена «Экологическое краеведение». Информационный блок Содержание информационного блока: • Дополнительная образовательная программа для обучающихся 6-8 классов «Экологическое краеведение». • Конспекты занятий раздела «Природа и человек в условиях Ханты-мансийского автономного округа – Югры». Сроки реализации образовательной программы Программа «Экологическое краеведение» реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 32 часа. 1 полугодие - 14 часов. 2 полугодие – 18 часов. Программа дополнительного образования обучающихся среднего звена «Экологическое краеведение» разработана на основе региональной программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соответствует эколого-биологической направленности. Содержание программы направлено на развитие экологического образования, целью которого в общеобразовательной школе является формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. Отличительные особенности образовательной программы и ее новизна определяются включением в содержание материала, связанного с изучением собственной местности, в условиях города Покачи и близлежащих экологических систем, а также используемыми формами организации образовательной деятельности школьников, адаптированными к их индивидуальным особенностям. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время экологическая ситуация, сложившаяся в мире, требует пересмотра нравственных норм и принципов по отношению к природе. Необходимостью формировать у школьников активную жизненную личностную позицию. Главной задачей в области экологического и нравственного воспитания детей 12 -14 лет является формирование нравственных мотивов: - сознательного желания сохранять и улучшать собственное здоровье, внутренней потребности в бережном отношении и поведении в окружающей среде. Цели программы: 1) обеспечение условий воспитания основ экологической культуры обучающихся; 2) формирование осознанного, ответственного отношения к окружающей среде, здоровью человека в целом и своему в частности. Задачи: • формирование экологических знаний об экосистемной организации природы и пределах ее устойчивости; • формирование умений применения полученных знаний для изучения окружающей среды своей местности и поведения человека в ней; • воспитание стремления распространения идей экологии среди ровесников и окружающих людей; • развитие интеллектуальных способностей к анализу региональных и местных экологических ситуаций, причин их возникновения и путей решения; волевых усилий, направленных на самоограничение в поведении, не допускающему негативных поступков по отношению к природе, личному здоровью и здоровью окружающих людей; • применение экологических знаний и нравственно-правовых норм в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и окружающих людей. Формы и режим занятий Занятия проводятся в нетрадиционной, активной форме: занятий-игр, экскурсий, занятий-исследований; используются различные формы организации образовательной деятельности школьников: парные, групповые, индивидуализированные; длительность занятий 40 минут 1 раз в неделю. Методический блок Методическое руководство по достижению целей Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения. Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки: • познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»); - умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: - самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; - создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); • речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа); - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях. • организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»); - определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями. Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии. Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса. Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые: • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии); • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов); • обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения; • закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений; • вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты). На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет. Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания. Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля. Исполнительский блок Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся. Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям. В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования: - междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения); - региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде. При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы. Методический блок Методическое руководство по достижению целей Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения. Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки: • познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»); - умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: - самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; - создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); • речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа); - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях. • организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»); - определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями. Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии. Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса. Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые: • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии); • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов); • обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения; • закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений; • вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты). На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет. Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания. Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля. Исполнительский блок Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся. Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям. В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования: - междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения); - региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде. При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы.
Образовательный модуль.zip
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017