Образовательный предметный модуль
Кукуруза С.В., учитель биологии, МБОУ СОШ №4 г. Покачи, ХМАО-Югра
«Семья-один из шедевров природы.
У каждого народа свой
союз с природой».
Д. С. Лихачёв
Цель: Формирование экологической культуры и использование предметных знаний в семейной жизни в рамках реализации программы дополнительного образования обучающихся среднего звена «Экологическое краеведение».
Информационный блок
Содержание информационного блока:
• Дополнительная образовательная программа для обучающихся 6-8 классов «Экологическое краеведение».
• Конспекты занятий раздела «Природа и человек в условиях Ханты-мансийского автономного округа – Югры».
Сроки реализации образовательной программы
Программа «Экологическое краеведение» реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 32 часа. 1 полугодие - 14 часов. 2 полугодие – 18 часов.
Программа дополнительного образования обучающихся среднего звена
«Экологическое краеведение» разработана на основе региональной программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соответствует эколого-биологической направленности.
Содержание программы направлено на развитие экологического образования, целью которого в общеобразовательной школе является формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Отличительные особенности образовательной программы и ее новизна
определяются включением в содержание материала, связанного с изучением собственной местности, в условиях города Покачи и близлежащих экологических систем, а также используемыми формами организации образовательной деятельности школьников, адаптированными к их индивидуальным особенностям.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время экологическая ситуация, сложившаяся в мире, требует пересмотра нравственных норм и принципов по отношению к природе. Необходимостью формировать у школьников активную жизненную личностную позицию. Главной задачей в области экологического и нравственного воспитания детей 12 -14 лет является формирование нравственных мотивов:
- сознательного желания сохранять и улучшать собственное здоровье,
внутренней потребности в бережном отношении и поведении в окружающей среде.
Цели программы:
1) обеспечение условий воспитания основ экологической культуры обучающихся;
2) формирование осознанного, ответственного отношения к окружающей среде, здоровью человека в целом и своему в частности.
Задачи:
• формирование экологических знаний об экосистемной организации природы и пределах ее устойчивости;
• формирование умений применения полученных знаний для изучения окружающей среды своей местности и поведения человека в ней;
• воспитание стремления распространения идей экологии среди ровесников и окружающих людей;
• развитие интеллектуальных способностей к анализу региональных и местных экологических ситуаций, причин их возникновения и путей решения; волевых усилий, направленных на самоограничение в поведении, не допускающему негативных поступков по отношению к природе, личному здоровью и здоровью окружающих людей;
• применение экологических знаний и нравственно-правовых норм в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и окружающих людей.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в нетрадиционной, активной форме: занятий-игр, экскурсий, занятий-исследований; используются различные формы организации образовательной деятельности школьников: парные, групповые, индивидуализированные; длительность занятий 40 минут 1 раз в неделю.
Методический блок
Методическое руководство по достижению целей
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней
предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения.
Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки:
• познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»);
- умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи;
- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
• речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях.
• организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»);
- определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями.
Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть
использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии.
Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса.
Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые:
• стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии);
• способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов);
• обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения;
• закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений;
• вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты).
На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника.
Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет.
Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания.
Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений;
применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых
компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля.
Исполнительский блок
Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся.
Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям.
В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования:
- междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения);
- региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде.
При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы.
Методический блок
Методическое руководство по достижению целей
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней
предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения.
Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки:
• познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»);
- умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи;
- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
• речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях.
• организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»);
- определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями.
Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть
использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии.
Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса.
Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые:
• стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии);
• способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов);
• обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения;
• закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений;
• вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты).
На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника.
Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет.
Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания.
Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений;
применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых
компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля.
Исполнительский блок
Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся.
Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям.
В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования:
- междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения);
- региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде.
При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы.Образовательный предметный модуль
Кукуруза С.В., учитель биологии, МБОУ СОШ №4 г. Покачи, ХМАО-Югра
«Семья-один из шедевров природы.
У каждого народа свой
союз с природой».
Д. С. Лихачёв
Цель: Формирование экологической культуры и использование предметных знаний в семейной жизни в рамках реализации программы дополнительного образования обучающихся среднего звена «Экологическое краеведение».
Информационный блок
Содержание информационного блока:
• Дополнительная образовательная программа для обучающихся 6-8 классов «Экологическое краеведение».
• Конспекты занятий раздела «Природа и человек в условиях Ханты-мансийского автономного округа – Югры».
Сроки реализации образовательной программы
Программа «Экологическое краеведение» реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 32 часа. 1 полугодие - 14 часов. 2 полугодие – 18 часов.
Программа дополнительного образования обучающихся среднего звена
«Экологическое краеведение» разработана на основе региональной программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соответствует эколого-биологической направленности.
Содержание программы направлено на развитие экологического образования, целью которого в общеобразовательной школе является формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Отличительные особенности образовательной программы и ее новизна
определяются включением в содержание материала, связанного с изучением собственной местности, в условиях города Покачи и близлежащих экологических систем, а также используемыми формами организации образовательной деятельности школьников, адаптированными к их индивидуальным особенностям.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время экологическая ситуация, сложившаяся в мире, требует пересмотра нравственных норм и принципов по отношению к природе. Необходимостью формировать у школьников активную жизненную личностную позицию. Главной задачей в области экологического и нравственного воспитания детей 12 -14 лет является формирование нравственных мотивов:
- сознательного желания сохранять и улучшать собственное здоровье,
внутренней потребности в бережном отношении и поведении в окружающей среде.
Цели программы:
1) обеспечение условий воспитания основ экологической культуры обучающихся;
2) формирование осознанного, ответственного отношения к окружающей среде, здоровью человека в целом и своему в частности.
Задачи:
• формирование экологических знаний об экосистемной организации природы и пределах ее устойчивости;
• формирование умений применения полученных знаний для изучения окружающей среды своей местности и поведения человека в ней;
• воспитание стремления распространения идей экологии среди ровесников и окружающих людей;
• развитие интеллектуальных способностей к анализу региональных и местных экологических ситуаций, причин их возникновения и путей решения; волевых усилий, направленных на самоограничение в поведении, не допускающему негативных поступков по отношению к природе, личному здоровью и здоровью окружающих людей;
• применение экологических знаний и нравственно-правовых норм в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и окружающих людей.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в нетрадиционной, активной форме: занятий-игр, экскурсий, занятий-исследований; используются различные формы организации образовательной деятельности школьников: парные, групповые, индивидуализированные; длительность занятий 40 минут 1 раз в неделю.
Методический блок
Методическое руководство по достижению целей
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней
предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения.
Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки:
• познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»);
- умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи;
- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
• речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях.
• организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»);
- определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями.
Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть
использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии.
Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса.
Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые:
• стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии);
• способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов);
• обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения;
• закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений;
• вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты).
На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника.
Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет.
Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания.
Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений;
применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых
компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля.
Исполнительский блок
Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся.
Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям.
В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования:
- междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения);
- региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде.
При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы.
Методический блок
Методическое руководство по достижению целей
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. В ней
предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельность, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры учеников 12– 14 лет, формированию у детей экологического сознания и поведения.
Реализация программы также направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций, умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у школьников формируются и развиваются навыки:
• познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»);
- умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи;
- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
• речевой деятельности и работы с информацией: участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях.
• организации деятельности: самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»);
- определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей, обучающихся и их возрастными особенностями.
Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть
использованы учителями для проведения уроков по биологии, географии.
Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров, в том числе региональных, в которых анализируются экологические проблемы нефтегазового комплекса.
Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые:
• стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдения, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии);
• способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (составление писем; сюжетно-ролевые игры, ситуации, создание экологических листовок, плакатов);
• обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развивают исследовательские навыки и умения;
• закладывают основы проектного мышления учащихся, проблемный подход к изучению отдельных явлений;
• вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (изготовление кормушек, очистка воды в домашних условиях, работа экологической почты: составление и доставка посланий, обращений, писем, пропаганда экологических знаний - листовки, плакаты).
На занятиях применяются различные виды деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы, формируя экологическую культуру школьника.
Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованы у коллег и в сети Интернет.
Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но и во время прогулок, экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развитие наблюдательности, внимания.
Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений;
применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых
компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся. Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективность в реализации образовательного модуля.
Исполнительский блок
Преподавание в рамках образовательного модуля предполагает соединение различных методов обучения: практического, словесного, частично поискового, метода самостоятельной работы. Учитывая практическую направленность образовательного модуля, важно сочетать и разные формы организации деятельности, отдавая приоритет самостоятельной, индивидуальной и групповой работе, это будет содействовать индивидуализации обучения и эффективному развитию потенциала учащихся.
Изучение вопросов экологии, и в частности реализация данного образовательного модуля, направлено в общеобразовательной школе на формирование гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных поступках, не допускающих возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей. А также в соответствии с целями и задачами, направленными на получение экологических знаний и практических умений большое значение отводится реализации практической части модуля: практическим работам и экскурсиям.
В методическом блоке образовательного модуля представлены разработки всех практических работ и экскурсий. При разработке практической части использовался деятельностный подход. Отбор содержания производился с учетом двух основных положений, которые отражены в региональном компоненте образовательного стандарта экологического образования:
- междисциплинарный характер, направленный на интеграцию вопросов естествознания (жизнь, природа), обществознания (ценности, культурное наследие, принципы и нормы экологического поведения);
- региональных особенностей автономного округа – исторические связи коренных народов региона с природой, концентрация современного населения в урбанизированной городской среде.
При проведении экскурсий возможны изменения в части выбора объектов природы.
Образовательный модуль.zip
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.