Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
психологическая работа +2
Взрослым
25.02.2017
Формирование толерантности – задача, требующая к себе особого внимания в условиях образовательной организации.
Создание комплекса психологических занятий для подростков, направленных на формирование толерантности, представляется актуальным видом деятельности педагога-психолога.
Таким образом, данный проект нацелен на формирование и внедрение социальных норм и навыков толерантных отношений у младших подростков.
«Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения» ( ФГОС ООО)Образовательный проект педагога-психолога Берестовой Л.В.
проект к конкурсу.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Кадетская
школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»
Образовательный проект на тему
«Формирование толерантности как
залог успешной социализации
младших подростков»
Выполнила:
педагог – психолог
Берестова Л.В.
Пермский край
г.Чернушка 2017
Актуальность проекта
« Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и
правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении
друг друга в духе братства». Так зафиксировано во Всеобщей Декларации
прав человека. Уважение и признание других людей – закон для всех,
живущих на Земле. Мировое сообщество призывает придерживаться
толерантных взглядов по отношению к «образу другого». 16 ноября 1995 г.
была представлена Декларация принципов толерантности, утвержденная
резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что
«толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание
богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и
способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность
означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает
такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей
природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и
ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность
и не могут навязывать взгляды одного человека другим.
Проблема формирования толерантной личности в условиях обучения в
общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной,
как и проблема культуры общения. Действительно, я замечаю, что среди
подростков наблюдаются проявления
раздражительности, агрессии,
нетерпимости по отношению к своим сверстникам и взрослым, их поведению,
образу жизни.
Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той
актуальной средой, которая способствует развитию личностных качеств,
направленных на толерантные отношения в обществе. В «Стратегии
развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025» делается
акцент на « воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, убеждениям».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
общего образования от 15.02.2011 г., к числу личностных результатов
освоения основной образовательной программы авторы документа относят
«сформированность толерантного сознания и поведения личности в
поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения».
Таким образом, формирование толерантности – задача, требующая к себе
особого внимания в условиях образовательной организации. Цель проекта: формирование и внедрение социальных норм и навыков
толерантных отношений у младших подростков.
Задачи:
1. Организовать внеурочные занятия, направленные на формирование
терпимого отношения к иному мировоззрению, убеждению, образу жизни,
национальности, физическим возможностям.
2. Развивать коммуникативные способности как основной признак личности,
обладающей толерантным сознанием.
Организовать социальную деятельность младших подростков,
3.
способствующую у них развитию ответственности за свои поступки,
уверенности в собственных силах, взаимоуважению.
Идея проекта
Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого
человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и
адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень
непросто.
Суть проекта по формированию у подростков толерантных качеств
заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств
личности школьника – качеств, которые помогают ценить культурное и
социальное различие между людьми, воспитывают толерантное отношение к
окружающим.
Идея создания проекта возникла в начале учебного года, при проведении
обследования пятиклассников на выявление уровня адаптации при переходе
из начальной школы в среднюю. В нашей школе реализуется гендерное
обучение, кроме того, обучаются дети с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), дети из семей социально опасного положения, поэтому
проблема нетерпимости актуальна. Необходимо учить детей мирно
сосуществовать в школе, классе, дружитьи помогать им в переосмыслении
собственного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья
и к детям, обладающими другими индивидуальными особенностями,
внешними данными и другими личностными качествами.
Отметим, что именно в младшем подростковом возрасте ведущей
деятельностью становится общение, в процессе которого развиваются,
проявляются и формируются межличностные отношения детей.
Современная среда приводит к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с
виртуальной действительностью,
ввиду чего теряются навыки
межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности
в
отношении.
Поэтому подросткам нужна среда, где бы они имели возможность
поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые новые знания о себе,
посмотреть на себя со стороны, глазами других.
эмоциональном
ценностном
и
Сроки реализации проекта: февраль 2017 – май 2017 гг.
Участники проекта: учащиеся 56 классов, классные руководители,
педагог психолог, родители.
и
инструментальнотехнологический
Краткое содержание
В основе реализации проекта лежит теоретическая модель групповой работы
со школьниками с элементами социальнопсихологического тренинга,
которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с
сознанием),
потребностно
мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными
объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя
и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами,
осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как
средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом
себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностномотивационный
компонент обеспечивает появление у
подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте,
побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели.
Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого
занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается
акцент на одном из них.
Социальная деятельность младших подростков (организация КТД) является
одним из важных моментовпри формировании навыков толерантных
отношений у младших подростков. КТД «Подари радость» это праздничный
концерт для людей, проживающих в доме старчества. ( с. Ананьино).
Проведенное мероприятие позволит отследить, насколько эффективны были
занятия, как смогли подростки проявить свои личностные толерантные
качества. План реализации проекта состоит из следующих этапов:
1. Организационный
2. Практический
3. Заключительный.
созданию непринужденной,
На организационном этапе подбирается методический материал для
проведения занятий с учетом гендерных особенностей детей, составляется
конспект занятий, готовятся памятки, дидактический и раздаточный
материал.
Следующий этап – практический. На этом этапе с подростками проводится
описанная выше групповая работа со школьниками( класс делится на 2
группы) в рамках неурочной деятельности. Каждое занятие состоит из трех
частей:
1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации
участников группы,
доброжелательной
атмосферы, повышению сплоченности ( « Атомы и молекулы», « Ветер дует
на того..», « Постройтесь по цвету глаз» и т.п.)
2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры,
упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия участники могут
поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем
настроении( « Что ты сейчас чувствуешь?», «Какими чувствами хотели бы
поделиться с группой?», « Что показалось наиболее интересным,
необычным?»)
Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.
На заключительном этапе планируется анкетирование обучающихся
участников проекта, выступления на родительских собраниях, беседы с
классными руководителями.
Завершением проекта, итогом его является КТД – организация и проведение
силами младших подростков с помощью взрослых ( педагогапсихолога,
классных руководителей, инициативных родителей) « Праздника радости»
мероприятия – концерта для людейпенсионеров , где дети смогут проявить
толерантные качеств личности, навыки социальноприемлемого поведения,
приобретенные на занятиях и осознанные ими. План реализации
Этапы
№
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.4.
Этапы
Организационный
Подбор методического материала
Разработка занятий с учетом гендерных
особенностей обучающихся
Подготовка памяток, дидактического и
раздаточного материала
Практический
Проведение групповых занятий с
элементами тренинга( 4 занятия по
подгруппам 56 классов)
« Я и мы. Насколько мы терпимы к
людям?»
« Дерево толерантности»
« Жить в мире с собой и другими»
« Будь толерантным!»
Проведение групповых занятий с
элементами тренинга
КТД «Подари радость» (Ананьино)
Рефлексивный
Анкетирование обучающихся, анализ
результатов
Выступление на родительских собраниях
Беседы с классными руководителями
Сроки реализации
январь
февраль
март
апрель
май
апрель
мартапрель Планируемый результат
Подростки, участвующие на занятиях и проявляющие активность, должны
научиться:
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и
старшими,
обогатить представления об общечеловеческих ценностях, культуре разных
народов,
строить взаимоотношения с окружающими на толерантной основе,
правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других,
уважать чужое мнение, принимать и терпимо относиться к сверстникам и
старшим.
профилактика
Главным результатом должно быть переосмысление младшими
подростками собственного отношения к людям (других взглядов,
национальности, с ограниченными возможностями здоровья, пола, иных
внешних признаков и т.д.) и готовность оказывать содействие в устранение
негативного к ним отношения.
Критерии эффективности проекта
В качестве оценки эффективности тренинга будут использоваться:
шеринг (от английского « to share – делиться, возможность всем членам
группы выразить свои чувства) на последнем занятии;
результаты анкетирования обучающихся;
КТД «Подари радость» (погружение в социально значимую
деятельность);
благоприятная психологическая атмосфера в классе.
Риски проекта отсутствие интереса обучающихся к занятиям по теме проекта;
особенности семейной ситуации (влияние семьи);
отказ обучающихся от предложенной деятельности;
отсутствие поддержки со стороны классных руководителей.
Литература
1. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности:
Научнопублицистический вестник. – М.: Издво МГУ, 2001г.
2. МалкинаПых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического
психолога [Текст] / И. Г. МалкинаПых – М.: Издво Эксмо, 2005. – 896 с.
3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В. Г. Пузиков. – СПб.:
Речь, 2007. – 224 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования [Текст].
5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и
упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006 г. 20
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.