Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Оценка 4.9

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
психологическая работа +2
Взрослым
25.02.2017
Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Формирование толерантности – задача, требующая к себе особого внимания в условиях образовательной организации. Создание комплекса психологических занятий для подростков, направленных на формирование толерантности, представляется актуальным видом деятельности педагога-психолога.   Таким образом, данный проект нацелен на формирование и внедрение социальных норм и навыков толерантных отношений у младших подростков. «Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения» ( ФГОС ООО)Образовательный проект педагога-психолога Берестовой Л.В.
проект к конкурсу.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»            Образовательный проект на тему «Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков»                                                                           Выполнила:                                                                           педагог – психолог                                                         Берестова Л.В.  Пермский край г.Чернушка 2017                                             Актуальность проекта          « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Так зафиксировано во Всеобщей Декларации прав   человека.       Уважение   и   признание   других   людей   –   закон   для   всех, живущих   на   Земле.   Мировое   сообщество   призывает   придерживаться толерантных взглядов по отношению к «образу другого». 16 ноября 1995 г. была   представлена   Декларация      принципов   толерантности,   утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность   означает   уважение,   принятие   и   правильное   понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов   проявления   человеческой   индивидуальности.  Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое   же   право   за   другими;   означает   признание   того,   что   люди   по   своей природе   различаются   по   внешнему   виду,   положению,   речи,   поведению   и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.        Проблема формирования толерантной  личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, как  и  проблема     культуры  общения. Действительно,  я  замечаю, что  среди подростков   наблюдаются   проявления     раздражительности,   агрессии, нетерпимости  по отношению к своим сверстникам и взрослым, их поведению, образу жизни.             Именно   школа   оказывается   тем   пространством   взаимодействия,  той актуальной   средой,   которая   способствует   развитию   личностных   качеств, направленных   на     толерантные   отношения     в   обществе.     В   «Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025»  делается акцент   на   «   воспитание   уважительного   отношения   к   национальному достоинству людей, их чувствам, убеждениям».        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего   образования   от   15.02.2011   г.,   к   числу   личностных   результатов освоения   основной   образовательной   программы   авторы   документа   относят «сформированность   толерантного   сознания   и   поведения   личности   в поликультурном   мире,   готовность   и   способность   вести   диалог   с   другими людьми,   достигать   в   нём   взаимопонимания,   находить   общие   цели   и сотрудничать для их достижения».       Таким образом, формирование толерантности – задача, требующая к себе особого внимания в условиях образовательной организации. Цель  проекта: формирование и внедрение социальных норм и  навыков     толерантных отношений у младших подростков. Задачи: 1.   Организовать   внеурочные   занятия,   направленные   на   формирование терпимого   отношения   к   иному   мировоззрению,   убеждению,   образу   жизни, национальности, физическим возможностям. 2. Развивать коммуникативные способности как основной признак личности,  обладающей толерантным сознанием.   Организовать   социальную   деятельность   младших   подростков, 3. способствующую   у   них   развитию   ответственности   за   свои   поступки, уверенности в собственных силах, взаимоуважению. Идея проекта       Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека   таким,   какой   он   есть,   мы   не   всегда   ведем   себя   корректно   и адекватно.   Важно   быть   терпимым   по   отношению   друг   к   другу,   что   очень непросто.            Суть   проекта   по   формированию   у   подростков   толерантных   качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности   школьника   –   качеств,   которые   помогают   ценить   культурное   и социальное различие между людьми, воспитывают толерантное отношение к окружающим. Идея создания проекта возникла в начале учебного года, при     проведении обследования пятиклассников на выявление уровня адаптации при переходе из   начальной   школы   в   среднюю.     В   нашей   школе   реализуется   гендерное обучение,   кроме   того,   обучаются   дети       с   ограниченными   возможностями здоровья   (ОВЗ),   дети   из   семей   социально   опасного   положения,   поэтому проблема   нетерпимости   актуальна.   Необходимо   учить   детей   мирно сосуществовать в школе, классе, дружитьи помогать     им в переосмыслении собственного  отношения  к людям с ограниченными возможностями здоровья и     к   детям,     обладающими   другими   индивидуальными   особенностями, внешними данными  и другими личностными качествами.            Отметим,   что   именно   в   младшем   подростковом   возрасте   ведущей деятельностью   становится   общение,   в   процессе   которого   развиваются, проявляются   и   формируются   межличностные   отношения   детей. Современная среда   приводит к тому, что подрастающее поколение большую часть   времени   проводят   не   в   общении   друг   с   другом,   а   в   общении   с виртуальной   действительностью,   ввиду   чего   теряются   навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в отношении.           Поэтому   подросткам   нужна   среда,   где   бы   они   имели     возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые новые знания о себе, посмотреть на себя со стороны, глазами других. эмоциональном ценностном     и     Сроки реализации проекта: февраль  2017 –  май 2017 гг. Участники проекта: учащиеся 5­6 классов,  классные  руководители,  педагог­ психолог, родители. и  инструментально­технологический  Краткое содержание  В основе реализации проекта  лежит теоретическая модель групповой  работы со   школьниками   с   элементами   социально­психологического   тренинга, которая включает три основных компонента:  аксиологический  (связанный с сознанием),  потребностно­ мотивационный.  Аксиологический  компонент содержательно   представлен   ценностями   «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих,   идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.  Инструментальный  компонент предполагает   овладение   рефлексией   как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.  Потребностно­мотивационный  компонент обеспечивает   появление   у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.  Задачи   развития   являются  четвёртым  компонентом   в   данной   модели. Работа   с   ними   осуществляется   параллельно,   т.е.   при   построении   каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Социальная деятельность младших подростков (организация КТД) является одним   из   важных   моментовпри   формировании   навыков   толерантных отношений у младших подростков. КТД «Подари радость» ­ это праздничный концерт   для   людей,   проживающих   в   доме   старчества.   (   с.   Ананьино). Проведенное мероприятие позволит отследить,  насколько эффективны были занятия,   как   смогли   подростки   проявить   свои   личностные   толерантные качества. План реализации проекта состоит из следующих этапов: 1. Организационный 2. Практический 3. Заключительный.   созданию   непринужденной,           На   организационном   этапе   подбирается   методический   материал   для проведения  занятий  с учетом  гендерных  особенностей  детей,  составляется конспект   занятий,   готовятся   памятки,   дидактический   и   раздаточный материал.      Следующий этап – практический. На этом этапе с подростками проводится описанная   выше     групповая   работа   со     школьниками(   класс   делится   на   2 группы) в рамках неурочной деятельности. Каждое занятие состоит из трех частей:       1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников   группы,   доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности ( « Атомы и молекулы», « Ветер дует на того..», « Постройтесь по цвету глаз» и т.п.)     2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.         3.   Рефлексия   занятия.   В   конце   каждого   занятия   участники   могут поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении( « Что ты сейчас чувствуешь?», «Какими чувствами хотели бы поделиться   с   группой?»,   «   Что   показалось   наиболее   интересным, необычным?») Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.            На заключительном этапе   планируется анкетирование обучающихся­ участников   проекта,   выступления   на   родительских   собраниях,   беседы   с классными руководителями.  Завершением проекта, итогом его является КТД – организация и проведение силами   младших   подростков   с   помощью   взрослых   (   педагога­психолога, классных руководителей, инициативных родителей)  « Праздника радости» ­ мероприятия – концерта для людей­пенсионеров , где дети смогут проявить толерантные   качеств   личности,   навыки   социально­приемлемого   поведения, приобретенные на занятиях и осознанные ими. План реализации Этапы № 2. 2.1.  2.2. 2.3. 3. 3.1.  3.2. 3.4. Этапы  Организационный    Подбор   методического материала  Разработка занятий с учетом гендерных  особенностей обучающихся Подготовка памяток, дидактического и  раздаточного  материала Практический    Проведение групповых занятий с  элементами тренинга( 4 занятия по  подгруппам 5­6 классов) « Я и мы.  Насколько мы терпимы к  людям?» « Дерево толерантности» « Жить в мире с собой и другими» « Будь толерантным!» Проведение групповых занятий с  элементами тренинга КТД «Подари  радость» (Ананьино) Рефлексивный   Анкетирование обучающихся, анализ  результатов  Выступление на родительских собраниях Беседы  с классными руководителями Сроки реализации январь февраль март  апрель  май апрель март­апрель Планируемый результат      Подростки, участвующие на занятиях и проявляющие активность, должны научиться:  ­   овладевать   навыками   саморегуляции   в   общении   со   сверстниками   и старшими, ­  обогатить представления об общечеловеческих ценностях, культуре разных народов,  ­  строить взаимоотношения с окружающими на толерантной основе, ­  правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других,  ­  уважать чужое мнение, принимать и терпимо относиться к  сверстникам и старшим. ­  профилактика          Главным   результатом   должно   быть   переосмысление   младшими подростками   собственного   отношения   к   людям   (других   взглядов, национальности,   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   пола,   иных внешних признаков и т.д.) и готовность оказывать содействие в устранение негативного к ним отношения. Критерии эффективности проекта        В качестве оценки эффективности тренинга будут использоваться: ­   шеринг (от английского «  to  share  – делиться, возможность всем членам группы выразить свои чувства) на последнем занятии; ­  результаты анкетирования обучающихся; ­  КТД «Подари радость» (погружение в социально значимую  деятельность); ­ благоприятная психологическая атмосфера в классе. Риски проекта ­ отсутствие интереса обучающихся к занятиям по теме проекта; ­ особенности семейной ситуации (влияние семьи); ­ отказ обучающихся от предложенной деятельности; ­ отсутствие поддержки со стороны классных руководителей. Литература 1. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности:  Научно­публицистический вестник. – М.: Изд­во МГУ, 2001г. 2. Малкина­Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического  психолога [Текст] / И. Г. Малкина­Пых – М.: Изд­во Эксмо, 2005. – 896 с. 3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В. Г. Пузиков. – СПб.:  Речь, 2007. – 224 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  (полного) общего образования [Текст]. 5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006 г. 20

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"

Образовательный проект " Формирование толерантности как залог успешной социализации младших подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017