Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Солнышко»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Авиаконструкторы. Лента времени: из прошлого в будущее»
Автор: Эпова Татьяна Владимировна
воспитатель
г. Южноуральск
2016 год
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем 1000 экспертами, которые разделены на группы по различным направлениям. Реализация стратегии 2020 предусмотрена за счет неиспользуемых ранее факторов - человеческого (научного) потенциала и вывода на первый план сервисных отраслей.
В детском саду, где приоритетным видом деятельности является игра, наибольший интерес у детей вызывает создание конструкций, имитирующих реальные объекты окружающего мира. А ЛЕГО-конструирование даёт большие возможности детям познать этот мир, учиться общению в социуме, подражая действиям взрослых.
Знакомство дошкольников через ЛЕГО – конструктор с профессиями расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об окружающем мире, способствует ранней профессиональной ориентации. Лего-конструирование развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение и общительность, стремление к самореализации, самовыражению.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Авиаконструкторы. Лента времени из прошлого в будущее»
Цель проекта:
Обобщение знаний о профессии авиаконструктора в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Расширение и систематизация знаний детей о воздушном транспорте и истории его развития.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с историей развития транспорта, с профессией авиаконструктора.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Закреплять знания детей о предметном мире, помочь освоить элементарные знания о современной и исторической технике, сгруппировать транспорт по времени его изобретения.
- Раскрыть значение транспорта для людей.
- Закрепить правила поведения в самолёте.
- Расширить представления детей об истории транспорта.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей,
обогащая представления о воздушном транспорте.
- Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение)
- Развивать коммуникативные умения и навыки.
- Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
· Название профессии
· Место работы
· Материал для труда
· Форменная одежда
· Орудия труда
· Трудовые действия
· Личностные качества
· Результат труда
· Польза труда для общества.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители
Тип проекта
-по доминирующему методу: информационно-творческий;
- по характеру содержания: ребенок и мир профессий;
- по характеру контактов: осуществление внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
- по количеству участников: групповой, фронтальный;
-по продолжительности: краткосрочный – 1 неделя.
Этапы проекта
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап |
1. Формирует проблему (цель): В группу влетает игрушечный самолет, воспитатель обращает внимание детей на его необыкновенный внешний вид (модель самолета без хвоста) и объясняет, что это – самолет будущего, он пока существует только на картинках или в игрушечном виде и предлагает детям познакомиться с историей возникновения самолётов. 2. Вводит в игровую ситуацию: Игра «Путешествие на самолете» 3. Формирует задачу. |
1. Вхождение в проблему – беседуют на предложенную тему. 2. Вживание в игровую проблему – вспоминают ситуации из небольшого жизненного опыта. 3. Принятие задачи – предлагают пути нахождения ответов на интересующие их вопросы. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап |
4. Помогает в решении задачи – проводит запланированные занятия, беседы. 5. Помогает спланировать деятельность – намечает определенный план проводимой работы вне занятий. 6. Организует деятельность – заинтересовывает детей, привлекает родителей. |
5. Объединение детей и родителей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа – задания подгрупповые и индивидуальные. |
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости) – совместная работа с детьми в творческой мастерской. Подбор необходимого материала. 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
7.
Формирование специфических знаний, умений, навыков – просмотр видеосюжетов,
чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы с родителями. |
4 этап |
9. Подготовка к презентации. Презентация. |
9. Продукт деятельности готовят к презентации. Презентация |
Схема осуществления проекта
Основные направления развития детей. Цели. |
Самостоятельная и совместная с воспитателем деятельность детей. |
«Познавательное
развитие». |
Создание «Копилки вопросов». Беседы. Игровые, познавательные, исследовательские занятия, рассказы воспитателя и детей: - «Четвертый лишний». - «Дорожные знаки». - «Найди безопасную дорогу». -«Что сначала, что потом». -«Лабиринт». - «Собери знак». - «Мы летим, плывем, едем». - «Чего не хватает». - «Назови вид транспорта». - «Подбери запасную часть». - «Кому, что нужно». Занятия: «Воздушный транспорт» «Авиаконструкторы кто они?» Презентации авиаконструкторских бюро детьми. Беседа «О прошлом воздушного транспорта». Познавательно-исследовательская деятельность. «История самолётов». Презентация «Машина времени» Отгадывание загадок (про самолёты). Настольно-печатные игры - «Чего не хватает». - «Виды транспорта». - «Большие гонки». |
«Чтение
художественной литературы». |
Чтение и беседы по содержанию: К.Арон «Человек поднялся в небо». Чтение стихотворений о самолётах. Чтение худ. литературы «Информация из большой энциклопедии», «история воздушного транспорта» (детская энциклопедия). «Всё о воздушном транспорте» (энциклопедия для детей). |
«Речевое
развитие». Учить составлять простые предложения по теме. Обогащать активный словарь. Учить составлять выдуманный рассказ о полете, на каком – либо виде воздушного транспорта, передавая впечатления о полёте. |
Придумывание сказок, историй Беседы: - «Почему этот транспорт называется воздушным?» «Воздушный транспорт». Дидактические игры: - «Подбери словечко» - «Запомни и расскажи» «Мы летим, плывем, едем». - «Чего не хватает». - «Назови вид транспорта». - «Подбери запасную часть». - «Кому, что нужно».
|
«Социально-коммуникативное
развитие». |
Рассматривание альбомов о прошлом и настоящем Российской авиации. Дидактические игры: Сюжетно-ролевые игры: Игровые обучающие ситуации-путешествия. «Мы авиаконструкторы» Режиссерские игры с модельными самолётиками. Создание ленты времени «Самолёты. Из прошлого в будущее» |
«Безопасность». |
Беседы, рассматривание иллюстраций по теме Безопасность воздушного пространства. Правила поведения в самолёте. |
«Физическое
развитие». |
Подвижные игры: - «Гонки». |
Художественно-эстетическое
развитие. |
Рисование: «Самолеты современности» Аппликация: «Мы авиаконструкторы древности» Динамическая пауза «Самолет и ракета» (сопровождается музыкой - звуки летящего самолета): «LEGO» — конструирование «Самолёт», «Аэропорт» |
Взаимодействие с семьями воспитанников. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. |
Поговорить с ребенком об истории воздушного транспорта. Совместно с ребёнком приготовить рассказ на выбранную тему. Совместно с ребёнком смастерить самолёт для выставки. |
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях авиаконструктор, пилот, борт радист, борт механик, стюардесса, и стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали уважительнее относиться к труду взрослых и результатам их труда. Родители с интересом включились в образовательный процесс ДОУ. По окончании реализации проекта Предметно развивающая среда обогатилась наглядным материалом по истории развития воздушного транспорта. Были организованы выставка семейных работ из Лего-конструктора «Самолеты их прошлое, настоящее и бедующее», выставка детского рисунка «Самолёты современности», «Авиаконструкторы древности», аэродром из Лего-конструктора, вывешена лента времени «Самолёты. Из прошлого в будущее»
Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта):
Викторина « История авиации»
Составление проекта о других видах транспорта.
Литература:
· Нефедова К.П. Транспорт. Какой он?: ГНОМ и. Д, 2007
· О. А. Скоролупова. Транспорт: наземный, водный, воздушный.: Скрипторий 2003, год выпуска: 2006
· Е.А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов» Детство-прес 2013
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.