Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 имени кавалера ордена Мужества Евгения Лазарева с.Александровка МО Ейский район
Краснодарского края
«Общее значение имени прилагательного
и его употребление в речи (вводный урок)»
разработала
учитель русского языка
и литературы
Сергеева Ольга Евгеньевна
с. Александровка
Урок русского языка в 5 классе. Учитель Сергеева О.Е.
Тема. Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи. (вводный урок)
Цели:
- повторение знаний, умений, навыков, полученных в начальной школе при изучении раздела «Имя прилагательное»; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: разряды прилагательных, употребление имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, роль прилагательных в речи;
- совершенствование орфографических и пунктуационные умений и навыков; развитие логического мышления.
- формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.
Ход урока.
1 Оргмомент. Запись даты проведения урока.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
На доске записаны слова с орфограммами. Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание. Из вставленных букв составить слово и выполнить действие.
Дети пиш…т (_________________________), со…нце (_________________),
пассаж[__]ры, высокий ду… (__________), А (н,нн)а (________________),
л…сичка (______________), ра(с, сс)каз, сем(ь,ъ)я
3. Актуализация опорных знаний, повторение основных правил русского языка
Разбор предложений (индивидуально 2 человека)
Вылез суслик из норы и подставил мордочку солнцу.
Неслышно падают с берез листья плавно кружатся в воздухе, медленно ложатся на землю.
Параллельно работа со слабыми (карточки)
Вставь пропущенные буквы, попробуй объяснить написание любого слова. Прочитай вставленные буквы вместе и выполни требуемое действие.
Чу…ство, ра…толкал, чес…ный, п…льто, прекрас…ый, смеят(?)ся.
Телеско…, посм…треть, по…бежать, груст…ое, маш…на, гра…….атика, уд…вительный, пове…хность, начальники прикаж…т сесть, э…замен, дети намаж…т варенье на хлеб.
Ра…бегутся, оп…дают листья, э…замен, абажу…, п…сьмо, горячая пе…ка, ар…фметика, гра......атика, художники нос…т краски, дети намаж…т варенье на хлеб.
Параллельно фронтальный опрос (разделы лингвистики, сведения об имени существительном, правила написания слов)
4. Этап определения темы урока.
После проверки заданий у доски работа с карточкой №2. Вставить пропущенные слова с учётом положительной и отрицательной оценки.
Определение темы, запись в тетрадь. Определение целей: повторить сведения о прилагательном, определить роль прилагательного в тексте.
5. Этап повторения пройденного и усвоения новых знаний. (в течение этапа провести физминутку по мере необходимости)
1) работа с теоретическим материалом стр. 93 (в учебнике «+» и «-» в зависимости от значимости информации для ученика: новая, знакомая). Определение целей на перспективу: повторить и углубить сведения о прилагательном, определить роль прилагательного в словосочетании, предложении, тексте.
2) Запись нового материала в тетрадь
1. Прилагательные могут называть отличительные признаки предмета.
2. Прилагательные используются для выражения оценки.
3. Прилагательные помогают воссоздать живую картину действительности.
3) Работа с материалом учебника (упр. 818) – определить роль прилагательных (пункт 1) - взаимопроверка
4) Задание «Неоконченное предложение» по вариантам (тема ТОЛЕРАНТНОСТЬ) - определить роль прилагательных (пункт 2)
Я хочу, чтобы все люди были (какими?)…
Я не хочу, чтобы люди были (какими?)…
5) Восстановить деформированный текст - определить роль прилагательных (пункт 3)
Аладдин прошел через комнату и открыл пятую дверь.
Перед ним был ___________________________ сад, где росли _______________ цветы и _______________фонтаны высоко били над бассейнами. Над головой раскинулось/нависло _________________________ небо.
В _________________________ клетках сидели_________________ птицы/птички. Увидев человека, они каждый раз исполняли ___________________ песню. Все дорожки были усыпаны _________________________ камешками/камнями, они ослепительно/устрашающе сверкали при свете _______________ фонарей, развешанных на ветвях деревьев.
__________________сосны охраняли тайну _________________царства.
6) Прилагательные – эпитеты (упр. 823 устное высказывание)
6. Этап обобщения.
Делаются выводы (обязательно использовать фразы, записанные на 5 этапе)
Сегодня я узнал/а, что имена прилагательные …
7. Объяснение домашнего задания. (упр. 868 задание 1, дополнительно задание 2)
8. Рефлексия (открытая пятерня – на уроке чувствовал себя комфортно, сжатые кулачки – на уроке было не всё непонятно PS: можно в разных вариантах; скрещённые руки – не хочу делиться впечатлениями)
При быстром темпе урока дополнительно упр. 822
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.