Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +1
2 кл
17.04.2018
Ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием (Л. С. Выготский). По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с интеллектуальной недостаточностью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Самообразование 2017г.по кл.рук-ву..docx
Российская Федерация
Московская область
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
город Лобня
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа
141730, Московская область, г. Лобня, ул. Павлика Морозова, д.1б,
Телефон/факс: (945) 5771002
Самообразование по теме:
Общекультурное
воспитание детей с ОВЗ
через сказкатерапию
Подготовила и провела:
Т.В.Ведмецкая,
учитель высшей квалификационной категории ДЕКАБРЬ
2017
Сказкотерапию активно используют в решении жизненных проблем и
трудностей у детей и взрослых. Что такое сказкотерапия? Это одна из
методик, направленная на психологическое воздействие на человека. Данный
метод позволяет стимулировать развитие личности или корректировать
имеющиеся проблемы.
В сказкотерапии основным инструментом выступает именно сказка,
позволяющая смоделировать те или иные ситуации и взглянуть на них со
стороны. У сказкотерапии как метода психологической коррекции возрастные
ограничения отсутствуют.
Сказкотерапия для взрослых и детей от 1 года дает возможность глубже
познать самого себя. Сказки выступают в роли инструмента коррекции и
решения проблем. В процессе чтения или прослушивания сказок человек, будь то
подросток 10 лет или маленький ребенок 2 7 лет, неосознанно выделяют в
рассказе определенного героя, который в том или ином смысле ему близок.
Различные методы сказкотерапии имеют ряд направлений, выбор которых
определяется исходя из поставленных перед ними целей.
Приемы сказкотерапии позволяют выделить основные направления:
Разрешение задач, появившихся в жизни человека. Принципы
сказкотерапии дают возможность разработать определенную модель
поведения для решения той или иной ситуации. Сказки позволяют увидеть
со стороны ряд проблематик, а также способы их решения. Это дает
возможность человеку самостоятельно выбрать путь, который оптимально
подойдет для решения конкретно его задачи.
Передается опыт. Работы со сказками помогают в передаче жизненного
опыта. С помощью сказкотерапии можно обучить таким вещам как
мораль, доброта, хорошо и плохо, ответственность, храбрость и пр. Ведь
дети 2, 3, 4 лет и даже 710 лет получают важнейший жизненный опыт
именно из своих любимых сказок, героям которых они часто подражают.
Развивается мышление. Такое направление в сказкотерапии актуально
для детей от 34 лет до подросткового возраста. При прочтении
взрослыми рассказа, наступает определенная фаза, когда детям
предлагается проанализировать поступки определенных героев, выразить
свое мнение и решить, правильно ли он поступил или нет. Это
стимулирует развитие памяти, мышления и творческой личности ребенка. Лечебнопсихиатрические работы. Работа со сказками не редко
выступает в роли инструмента для логопеда или при работе над
проблемами детей с ОВЗ. Также при сказкотерапии упражнения дают
возможность раскрыть проблему ребенка. Для этого дети 6, 7 лет или 10
лет придумывают собственную сказку, рассказывают ее психологу.
Специалист, проанализировав придуманное детьми, раскрывает проблемы,
которые были скрыты в сказке. В дальнейшем ведется работа над их
решением.
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в
физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является
всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии
позволяет решать проблемы эмоциональноволевого контроля поведения. Он
знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к
творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного
воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а
также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как:
нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку
ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с
различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь,
благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок
полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события
происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и
установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или
иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях,
и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для
детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы,
короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем
самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать
детей застенчивых и робких, чтобы те, в процессе игры рассказали через
движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому
зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать
участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное
прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации
родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях
в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере
снижаются процессы воображения и мышления. Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет
обучающий характер, но и коррекционноразвивающий, который направлен на
рост личностного и творческого потенциала ребенка.
Основной целью сказкотерапии является:
Снятие эмоционального напряжения;
Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
Установление межличностных контактов между детьми;
Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих
отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и
взрослыми.
Основные этапы применения сказкотерапии в работе:
ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Чтение и обсуждение
сказок должно стать доброй семейной традицией.
сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого
сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных
животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным
средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии;
решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в
ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее
понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс
группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем
больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в
жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык,
то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;
самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно
самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование,
облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
При обучении детей рассказыванию использую несколько приемов:
Рассказывание новой или известной сказки от 3го или от 1го лица.
Групповое рассказывание сказок.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Групповое придумывание сказки. Виды психологических сказок
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста 2, 3 или 5 лет, сказкотерапия
для младших школьников 6 7 лет, для детей с ОВЗ, а также сказкотерапия для
подростков проводится с использованием определенных видов рассказов. Виды
сказкотерапии во многом зависят от используемых сказок.
Художественная. К ним относят как авторские, так и народные рассказы.
Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские
могут иметь очень тонкие и скрытые значения.
Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их
цель — обучать ребенка тем или иным вещам, в зависимости от
проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по
сказкам.
Медитативные сказки. А вот медитативные сказки служат для того,
чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить
позитивные мысли, опыт.
Психотерапевтические
средство
психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над
проблемами ребенка.
сказки. Сказкотерапия как
Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем
агрессии малышей, а также нарушений поведения. Если ребенок чрезмерно
агрессивный, буйный или вспыльчивый, психокоррекционная сказка станет
оптимальным методом решения этой проблемы, повлияет на двигательную
активность и дополнительно подавит агрессивность.
Всего выделяют несколько основных методов, где сказкотерапия выступает
как средство решения проблем:
Проводятся работы с уже ранее написанными, существующими
сказками. То есть здесь дети 5, 6 лет и пациенты старшего возраста, включая
пожилых людей, могут прорабатывать в рамках занятий известные
произведения. В ходе работы обсуждается поведение главных героев, их
отношения и модели поведения. Подобную сказкотерапию
провожу
достаточно часто.
Написание. Чтобы развивать речевой аппарат, а также осуществлять
формирование фантазии, воображения, используют метод самостоятельного
написания. В период от двух до пяти лет такой метод не актуален, как и для
детей моего класса. Его применяют в работе с пациентами старшего
возраста — от школьников до взрослых людей. После составления
собственного рассказа психологпедагог его анализирует и находит
имеющиеся проблемы.
Демонстрация. Это
деятельность,
предусматривающая постановку сказки в виде выступления. Во многом это
психотерапевтическая
психодрама. Подобное сочетание психодрамы и сказкотерапии помогают
пациентам вживаться в роли сказочных персонажей, переживать его эмоции и
сталкиваться с его проблемами.
Завершение сказок. Такой метод предусматривает необходимость
закончить сказку или изменить ее окончание. То есть начало уже готово, а
вот концовку следует придумать самостоятельно. Для детей с ОВЗ в моей
работе такой метод не актуален, но частично я его использую, предлагая
свои варианты, а дети либо соглашаются, либо нет, либо пытаются (что уже
хорошо) чтото предложить свое.
Арттерапия. Достаточно часто проводят арттерапию сказкотерапии.
Представлена она может быть в форме рисования, лепки или другого
формата творчества. Это непосредственно влияет на двигательную
активность, развивает воображение и позволяет корректировать героев.
Прочитав сказку, у каждого ребенка или взрослого будет свое представление
о герое.
Крайне интересно и с точки зрения психокоррекции и полезно посмотреть,
как именно пациент представит на рисунке того или иного персонажа. Это
позволяет раскрывать ряд скрытых проблем. Психодиагностика через
рисунок в сказкотерапии играет особую роль в данном методе работы с
детьми с ОВЗ.
Структура занятия
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология или как инструмент
психотерапевтического воздействия имеет следующую структуру построения
процесса работы с детьми с ОВЗ :
Погружение. Необходимо предварительно подготовить все материалы,
которые пригодятся в ходе работы. Погружение достигается путем
прослушивания музыки, медитаций, изменения тона, читающего или даже
изменением освещения. В комплексе это позволяет из реального мира
погрузиться в мир сказок.
Знакомство. Здесь читаются или прослушиваются психологические сказки
для детей.
Процесс обсуждения. Когда ведущий закончил чтение, чтецпсихолог
начинает задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или
героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и
какая в ней поучительная мораль.
Арттерапия. Детям дается задание нарисовать, слепить или както иначе
изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший его
момент сказки и пр. Причем ребенок или взрослый человек должен сам
выбирать, что именно он хочет изобразить. Ведущий лишь дает возможность
выбора.
Выход. Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно
выходить. Для этого приглушается музыка, включается свет, к примеру.
Психологи часто используют прием, при котором все закрывают глаза,
считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность.
Итоги. Приняв во внимание результаты терапии, подвожу итоги каждого
участника группы. Выводы, относительно увиденного или услышанного,
можно сообщить как при группе, так и при индивидуальной беседе с
ребенком.
У сказкотерапии имеется логопедический эффект, с ее помощью
осуществляется совершенствование имеющихся навыков и приобретаются новые.
Также проводятся этапы развития речи. Подобная психотерапия влияет на
двигательную активность ребенка.
Грамотная и эффективная сказкотерапия детских проблем достигается
только при условии соблюдения определенных правил и норм. Если не
соблюдать их, желаемый результат достигнут не будет.
Есть несколько условий, позволяющих достичь желаемого эффекта при
работе с детьми. На основе рассказа рекомендуется проводить практические
занятия в виде лепки, рисования или простых активных бесед или даже
постановки театрального выступления. Ведущий сам должен проявлять интерес
к рассказу и погружаться в сказочный мир, чтец обязательно должен проводить
сеанс,
то есть создавать
соответствующее настроение сказки с помощью эмоций. Важным нюансом
является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять
его не нужно.
используя эмоциональное сопровождение,
Также есть несколько важных правил, которые принимаются во внимание
при построении сказкотерапии с детьми:
учитывается возраст аудитории;
дозировано предоставляется информация;
терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или
рисованием составляющих сказки;
терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей;
подводятся итоги методом анализа или обсуждения с детьми самого
произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций.
Сказкотерапия положительно влияет на двигательную активность
детей, раскрывает проблемы и позволяет корректировать поведение. На
самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности.
Необходимо лишь грамотно распоряжаться этим инструментом
воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать
различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая
активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку,
определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание
сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и
строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и
знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания
сказочных образов, расширяется словарный запас.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является
эффективным методом работы с особыми детьми.
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.