Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Оценка 4.6

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +1
2 кл
17.04.2018
Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)
Ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием (Л. С. Выготский). По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с интеллектуальной недостаточностью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)
Самообразование 2017г.по кл.рук-ву..docx
Российская Федерация Московская область Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для город Лобня обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 141730, Московская область, г. Лобня, ул. Павлика Морозова, д.1б,  Телефон/факс: (945) 577­10­02 Самообразование по теме:  Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию                                                                                         Подготовила и провела:                                                     Т.В.Ведмецкая,  учитель высшей квалификационной категории ДЕКАБРЬ 2017  Сказкотерапию активно используют в решении жизненных проблем и трудностей   у  детей   и   взрослых.  Что   такое  сказкотерапия?   Это   одна  из методик, направленная на психологическое воздействие на человека. Данный метод   позволяет   стимулировать   развитие   личности   или   корректировать имеющиеся проблемы. В   сказкотерапии   основным   инструментом   выступает   именно   сказка, позволяющая   смоделировать   те   или   иные   ситуации   и   взглянуть   на   них   со стороны. У сказкотерапии как метода психологической коррекции возрастные ограничения отсутствуют.  Сказкотерапия для взрослых и детей от 1 года дает возможность глубже познать   самого   себя.   Сказки   выступают   в   роли   инструмента   коррекции   и решения проблем. В процессе чтения или прослушивания сказок человек, будь то подросток 10 лет или маленький ребенок 2­ 7 лет,   неосознанно выделяют в рассказе   определенного   героя,   который   в   том   или   ином   смысле   ему близок. Различные   методы   сказкотерапии   имеют   ряд   направлений,   выбор   которых определяется исходя из поставленных перед ними целей. Приемы сказкотерапии позволяют выделить основные направления:   Разрешение   задач,   появившихся   в   жизни   человека. Принципы сказкотерапии   дают   возможность   разработать   определенную   модель поведения для решения той или иной ситуации. Сказки позволяют увидеть со   стороны   ряд   проблематик,   а   также   способы   их   решения.   Это   дает возможность человеку самостоятельно выбрать путь, который оптимально подойдет для решения конкретно его задачи.  Передается опыт. Работы со сказками помогают в передаче жизненного опыта.   С   помощью   сказкотерапии   можно   обучить   таким   вещам   как мораль, доброта, хорошо и плохо, ответственность, храбрость и пр. Ведь дети 2, 3, 4 лет и даже 7­10 лет получают важнейший жизненный опыт именно из своих любимых сказок, героям которых они часто подражают.  Развивается мышление. Такое направление в сказкотерапии актуально для   детей   от   3­4   лет   до   подросткового   возраста.   При   прочтении взрослыми   рассказа,   наступает   определенная   фаза,   когда   детям предлагается проанализировать поступки определенных героев, выразить свое   мнение   и   решить,   правильно   ли   он   поступил   или   нет.   Это стимулирует развитие памяти, мышления и творческой личности ребенка.  Лечебно­психиатрические   работы. Работа   со   сказками   не   редко выступает   в   роли   инструмента   для   логопеда   или   при   работе   над проблемами   детей   с   ОВЗ.   Также   при   сказкотерапии   упражнения   дают возможность раскрыть проблему ребенка. Для этого дети 6, 7 лет или 10 лет   придумывают   собственную   сказку,   рассказывают   ее   психологу. Специалист, проанализировав придуманное детьми, раскрывает проблемы, которые   были   скрыты   в   сказке.   В   дальнейшем   ведется   работа   над   их решением. Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными   возможностями   здоровья,   которые   испытывают   затруднения   в физической,   эмоциональной   или   поведенческой   сфере.   Этот   метод   является всеохватывающим   и   открытым   для   понимания   детей.   Метод   сказкотерапии позволяет   решать   проблемы   эмоционально­волевого   контроля   поведения.   Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия   развивает   личность   ребенка   посредством   многогранного воздействия.   Развивает   лидерские   качества,   речь,   воображение,   мышление,   а также   способствует   устранению   таких   неблагоприятных   качеств   как: нерешительность,   страхи,   агрессия   и   т.д.   Благодаря   погружению   в   сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения. Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность,   справедливость,   совесть,   честь,   смелость   и   др.   Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие   с   его   героем,   присваивает   ему   свои   личностные   качества   и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали. Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей   застенчивых   и   робких,   чтобы   те,   в   процессе   игры   рассказали   через движения  и   жесты  о   своих  страхах,   а  другие   дети  помогли  бы  «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы. Сказкатерапия   позволяет   детям   погрузиться   в   страну   чудес,   стать участником   настоящей   сказки.   Чего   невозможно   добиться   через   обычное прочтение   сказки   или   просмотр   мультфильма.   С   развитием   мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижаются процессы воображения и мышления. Метод   сказкотерапии   в   занятиях   с   особыми   детьми   не   только   имеет обучающий характер, но и коррекционно­развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Основной целью сказкотерапии является: ­ Снятие эмоционального напряжения; ­ Создание игровой доверительной атмосферы в группе; ­ Установление межличностных контактов между детьми; ­   Формирование   у   детей   адекватной   самооценки,   умения   принятия   своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям; ­ Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок; ­ Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах; ­ Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Основные этапы применения сказкотерапии в работе: ­ ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией.  сказкотерапевтическое   рисование.  Дети   рисуют   сказки:   любимого ­ сказочного   героя,   сказочную   страну,   «Моя   семья   в   образах   сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии; ­ решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового   решения   и   обсуждения   обогащает   жизненный   опыт   ребенка:   чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли; ­  самостоятельное   сочинение   сказок.   Составляя   сказку,   ребенку   нужно самостоятельно   придумать   содержание,   логически   выстроить   повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использую несколько приемов: ­ Рассказывание новой или известной сказки от 3­го или от 1­го лица. ­ Групповое рассказывание сказок. ­ Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. ­ Групповое придумывание сказки. Виды психологических сказок Сказкотерапия для детей дошкольного возраста 2, 3 или 5 лет, сказкотерапия для младших школьников 6 ­7 лет, для детей с ОВЗ, а также сказкотерапия для подростков проводится с использованием определенных видов рассказов. Виды сказкотерапии во многом зависят от используемых сказок. Художественная. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения. Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения.  Их цель   —   обучать   ребенка   тем   или   иным   вещам,   в   зависимости   от проблематики.   Часто   практикуется   проведение   дидактической   игры   по сказкам.     Медитативные   сказки. А   вот   медитативные   сказки   служат   для   того, чтобы   человек   мог   расслабиться,   избавиться   от   агрессии   и   накопить позитивные мысли, опыт. Психотерапевтические средство психотерапии   позволяет   провести   глубокую   и   тщательную   работу   над проблемами ребенка. сказки. Сказкотерапия   как      Психокоррекционные. Обычно   используются   для   решения   проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения. Если ребенок чрезмерно агрессивный, буйный или вспыльчивый, психокоррекционная сказка станет оптимальным методом решения этой проблемы, повлияет на двигательную активность и дополнительно подавит агрессивность. Всего выделяют несколько основных методов, где сказкотерапия выступает  как средство решения проблем:    Проводятся   работы   с   уже   ранее   написанными,   существующими сказками. То есть здесь дети 5, 6 лет и пациенты старшего возраста, включая пожилых   людей,   могут   прорабатывать   в   рамках   занятий   известные произведения.   В   ходе   работы   обсуждается   поведение   главных   героев,   их отношения   и   модели   поведения.   Подобную   сказкотерапию     провожу достаточно часто. Написание. Чтобы   развивать   речевой   аппарат,   а   также   осуществлять формирование фантазии, воображения, используют метод самостоятельного написания. В период от двух до пяти лет такой метод не актуален, как и для детей   моего   класса.     Его   применяют   в   работе   с   пациентами   старшего возраста   —   от   школьников   до   взрослых   людей.   После   составления собственного   рассказа   психолог­педагог   его   анализирует   и   находит имеющиеся проблемы. Демонстрация. Это деятельность, предусматривающая постановку сказки в виде выступления. Во многом это психотерапевтическая   психодрама.   Подобное   сочетание   психодрамы   и   сказкотерапии   помогают пациентам вживаться в роли сказочных персонажей, переживать его эмоции и сталкиваться с его проблемами. Завершение   сказок. Такой   метод   предусматривает   необходимость закончить сказку или изменить ее окончание. То есть начало уже готово, а вот концовку следует придумать самостоятельно. Для детей с ОВЗ в моей работе такой метод не актуален, но частично я его использую, предлагая свои варианты, а дети либо соглашаются, либо нет, либо пытаются (что уже хорошо) что­то предложить свое. Арт­терапия. Достаточно   часто   проводят   арт­терапию   сказкотерапии. Представлена   она   может   быть   в   форме   рисования,   лепки   или   другого формата   творчества.   Это   непосредственно   влияет   на   двигательную активность,   развивает   воображение   и   позволяет   корректировать   героев. Прочитав сказку, у каждого ребенка или взрослого будет свое представление о герое.  Крайне интересно и с точки зрения психокоррекции и полезно посмотреть, как именно пациент представит на рисунке того или иного персонажа. Это позволяет   раскрывать   ряд   скрытых   проблем.   Психодиагностика   через рисунок   в   сказкотерапии   играет   особую   роль   в   данном   методе   работы   с детьми с ОВЗ. Структура занятия Сказкотерапия   как   здоровьесберегающая   технология   или   как   инструмент психотерапевтического   воздействия   имеет   следующую   структуру   построения процесса работы с детьми с ОВЗ :     Погружение. Необходимо   предварительно   подготовить   все   материалы, которые   пригодятся   в   ходе   работы.   Погружение   достигается   путем прослушивания  музыки,   медитаций,   изменения   тона,   читающего   или   даже изменением   освещения.   В   комплексе   это   позволяет   из   реального   мира погрузиться в мир сказок. Знакомство. Здесь читаются или прослушиваются психологические сказки для детей. Процесс   обсуждения. Когда   ведущий   закончил   чтение,   чтец­психолог начинает задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль. Арт­терапия. Детям дается задание нарисовать, слепить или как­то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший его момент   сказки   и   пр.   Причем   ребенок   или   взрослый   человек   должен   сам выбирать, что именно он хочет изобразить. Ведущий лишь дает возможность выбора.   Выход. Погрузившись   на   первом   этапе   в   сказку,   теперь   из   нее   нужно выходить.   Для   этого   приглушается   музыка,   включается   свет,   к   примеру. Психологи   часто   используют   прием,   при   котором   все   закрывают   глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность. Итоги. Приняв во внимание результаты терапии, подвожу итоги каждого участника   группы.   Выводы,   относительно   увиденного   или   услышанного, можно   сообщить   как   при   группе,   так   и   при   индивидуальной   беседе   с ребенком. У   сказкотерапии   имеется   логопедический   эффект,   с   ее   помощью осуществляется совершенствование имеющихся навыков и приобретаются новые. Также   проводятся   этапы   развития   речи.   Подобная   психотерапия   влияет   на двигательную активность ребенка. Грамотная   и   эффективная   сказкотерапия   детских   проблем   достигается только   при   условии   соблюдения   определенных   правил   и   норм.   Если   не соблюдать их, желаемый результат достигнут не будет. Есть несколько условий, позволяющих достичь желаемого эффекта при работе   с   детьми. На   основе   рассказа   рекомендуется проводить   практические занятия   в   виде   лепки,   рисования   или   простых   активных   бесед   или   даже постановки театрального выступления. Ведущий сам должен проявлять интерес к рассказу и погружаться в сказочный мир, чтец обязательно должен проводить сеанс,   то   есть   создавать соответствующее   настроение   сказки   с   помощью   эмоций. Важным   нюансом является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять его не нужно.   используя   эмоциональное   сопровождение, Также есть несколько важных правил, которые принимаются во внимание при построении сказкотерапии с детьми:      учитывается возраст аудитории; дозировано предоставляется информация; терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или рисованием составляющих сказки; терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей; подводятся   итоги   методом   анализа   или   обсуждения   с   детьми   самого произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций. Сказкотерапия   положительно   влияет   на   двигательную   активность детей, раскрывает проблемы   и позволяет корректировать поведение. На самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности. Необходимо   лишь   грамотно   распоряжаться   этим   инструментом воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых. Сказка   помогает   ребёнку   самосовершенствоваться,   активизировать различные   стороны   мыслительных   процессов.   У   детей   повышается   речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки   помогает   ребёнку   словесно   устанавливать   связь   между   событиями   и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   сказкотерапия   является эффективным методом работы с особыми детьми.

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию (отчет по самообразованию)

Общекультурное воспитание детей с ОВЗ через сказкатерапию  (отчет по самообразованию)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018