Технологическая карта урока на тему: «Общение»
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.
Эпиграф урока: «Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» А.Сент-Экзюпери.
Задачи: Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
Метапредметные –умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей, отрывки из разных произведений, иллюстрации разных форм общения.
|
Название этапа |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат этапа |
1 |
Организационный этап |
Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствует учеников. Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала «Ералаш» слайд № 1 Видеосюжет |
Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Включение в учебный процесс |
2 |
Актуализация опорных знаний |
Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия |
Задает вопросы учащимся: почему внук не понял дедушку? (слайд № 2 вопрос) А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: Умение излагать свои мысли, делать выводы, умение приводить примеры из личного опыта. Метапредметные: способность к рассуждению, умение выделить главное и второстепенное. |
3 |
Целеполагание |
Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. |
Знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери «Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» (слайд № 3 высказывание А.Сент-Экзюпери) и побуждает учеников высказывать собственное мнение. Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (слайд № 4 тема урока «Общение») Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей, напоминает им, что общение это один из видов деятельности, и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?
Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Записывает поставленную учащимися цель на доске.
|
Высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.
Формулируют тему урока: «Общение»
Отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат. Формулирует цель урока. Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей. План урока: 1.Понятие общения 2.Способы общения 3. Формы общения 4.Правила общения (слайд № 5 план урока) |
Личностные: Умение сотрудничать, отстаивать свое мнение. Метапредметные: Умение ставить цель, работать в группе, планировать свою деятельность. Предметные: осознание учащимися структуры деятельности (цель-средства-действия-результат)
|
4 |
Открытие нового знания |
Развивать умение учащихся работать с понятиями из словарей , учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы |
Организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение» Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. Чертит на доске кластер. Обобщает все сказанное ученикам: все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: -обмен информацией; -взаимопонимание; -взаимодействие (слайд № 6). Задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение? Раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Философский словарь – «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» (1) Психологический словарь «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» (2) В толковом словаре В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. (3) Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы. После дополнения кластера делает вывод: Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд № 7) Итак, мы узнали, что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения О них вы узнаете, прочитав в учебнике с.68-69. (5мин). Учитель: Назовите способы общения.
|
Называют свои ассоциации к понятию «общение».
Отвечают на вопрос учителя. Можем посмотреть в словарях. В группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру.
Записывают определение понятия «общения» в тетрадь.
Называют способы общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация). (слайд № 8 способы общения) |
Личностные: Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах. Метапредметные: Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Предметные: Закрепление понятия общение и знакомство с разными способами общения.
|
6 |
Первичное закрепление |
Полученную информацию применить на практике |
Чтобы лучше понять способы общения поработаем в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание. Контролирует выполнение работы учащихся в группах.
Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).
Организует подведение итогов работы группы
Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Слайд № 9
|
Самостоятельно работают в группах. 1 группа Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино» Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им– раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно я ещё мала: Я ничего не поняла. (4) 2 группа Невербальное общение. Изобразить отрывок из басни А.Крылова «Ворона и лисица». Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!" Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (5) 3 группа Вербальное общение. Выразительно прочитать стихотворение З.Александровой «Родина». Если скажут слово «родина», сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Старый тополь у ворот, У реки берёзка скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! (6) 4 группа Невербальное общение. Изобразить сценку отрывка из произведения А.С.Пушкина «Дубровский». «Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами – вдруг боковая дверь отворилась – двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился». (7) |
Личностные: Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Развитие творческих способностей. Метапредметные: умение соотнести свои действия с планируемым результатом Предметные: Применение полученных знаний о способах общения на практике через выразительное чтение стихов А.Барто и З.Александровой и сценки по произведениям И.А.Крылова и А.С.Пушкина. |
7 |
Самостоятельная работа |
Чётко, ясно, аргументировано представить ответ по иллюстрациям. |
друг Вы успешно справились с творческим заданием по способам общения и далее мы обсудим формы общения. Раздает листочки с информацией о формах общения. 1.Служебное (деловое) – построено на убеждающей информации, выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитано на то, чтобы стимулировать определенное действие; участники общения особым образом воздействуют друг на друга, стремясь достичь нужного изменения поведения собеседования. Например: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора. 2.Повседневное ( бытовое) – общение с друзьями, родителями. 3.Убеждающее –построено на влиянии на взгляды или действия других. Например: родители-дети, учитель-ученик. 4.Ритуальное (этикет) – процесс соблюдения или выполнения предписанного этикета. Например: при входе учителя в класс -школьники встают. (8) Итак, вы познакомились с формами общения, а сейчас предлагаю применить знания на практике . Я вам показываю иллюстрацию, а вы определяете какой форме общения она соответствует. Слайд № 10 Повседневное общение Слайд № 11 Ритуальное общение Слайд № 12 Убеждающее общение Слайд № 13 Деловое общение Подводит учащихся к выводу: в зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения: 1.Служебное (деловое) 2.Повседневное ( бытовое) 3.Убеждающее 4.Ритуальное (этикет) (Слайд № 14 Формы общения). Показывает абстрактную иллюстрацию по общению слайд № 15 Мосты общения и задает вопрос ученикам: Какой смысл заложен в этой иллюстрации?
|
Работают в группах, изучают формы общения.
В группах учащиеся распределяют иллюстрации по формам общения, подбирают аргументы.
В группах составляют правила общения.
Ученики высказывают свои мысли. |
Личностные: Развитие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений. Метапредметные: Освоение способов совместной деятельности. Умение использовать информацию из разных источников, выделять необходимую для ответа на вопросы. Систематизировать полученную информацию. Предметные: Умение ориентироваться в информации о формах общения. (выделять признаки разных форм общения по тексту и иллюстрациям) |
8 |
Повторение |
Обобщить полученные знания, сделать выводы по достижению цели урока. |
Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Слайд №16 Слова М.М.Рощина. |
Осмысливают полученную информацию
|
Личностные: Формирование собственных представлений о роли общения в жизни человека. Метапредметные: Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединить части в целое ( что такое общение, способы общения, формы общения и правила общения). Предметные: Умение высказывать свои суждения по результатам ответов на вопросы. |
9 |
Рефлексия |
Соотнесение цели урока и результата |
Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…(слайд № 17)
|
Анализируют свою деятельность по достижению цели.
Самая главная цель общения состоит в том, чтобы….. В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать…. |
Личностные: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.
|
10 |
Домашнее задание |
Параграф 8 - читать |
Предлагает по группам составить и записать правила общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями. |
Записывают задание в дневник |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.