Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 5

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
31.05.2017
Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с синдромом Дауна, адаптированной для индивидуальных занятий. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Данная общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» имеет художественную направленность, включает в себя один большой раздел -тестопластика. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества, она дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах, а лепка из соленого теста более всего развивает фантазию ребенка, т.к. слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, украсить тканью, бисером, добавить природные материалы.
программа «Волшебные пальчики».docx
1 2 Паспорт дополнительной общеобразовательной программы «Страна Фантазия» Название ДОП Сведения об авторе Участие в конкурсах  авторских программ и  программно­методических  комплексов/результат Нормативно – правовая  база  (основания для  разработки программы,  чем регламентируется  содержание и порядок  работы по ней) «Страна Фантазия» Ф.И.О: Цветкова Оксана Юрьевна Место работы: МБОУ ДО ДДТ Адрес образовательной организации: Ростовская  обл, р.п. Усть­ Донецкий, Ул. Ленина 7 А Домашний адрес автора: Ростовская обл., Усть­ онецкий р­н, х. Апаринский, ул. Социалистическая,  д. 65 Телефон служебный: 88(6351)9­11­99 Телефон мобильный: 8­ 906­425­17­67 Должность: педагог дополнительного образования Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки  Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008  «Об утверждении порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по  дополнительным общеобразовательным  программам». Приложение к приказу минобразования Ростовской  области от 01.03.2016№115 «Региональные  3 Материально –  техническая база Год разработки,  редактирования Структура программы Направленность Направление Возраст обучающихся Срок реализации Этапы реализации Новизна Актуальность рекомендации к регламентации деятельности  образовательных организаций Ростовской области,  осуществляющих образовательную деятельность по  дополнительным общеобразовательным  программам»   приложения к программе:  методических  разработок, демонстрационного материала,  технологических карт; Программа разработана: 27.03.2015,  редактирована: 1. Титульный лист. 2. Паспорт программы. 3. Пояснительная записка. 4. Учебно­тематический   план   дополнительной общеобразовательной программы. 5. Содержание программы. 6. Календарный учебный график. 7. Методическое   обеспечение   дополнительной общеобразовательной программы. 8. Список литературы. Художественная Тестопластика 6­18 3 года 1год, 2 год, 3 год обучения  Максимально использованы занятия по лепке в  качестве важнейшего средства воздействия на  личность ребёнка в целом, а так же на преодоление  или ослабление присущих детям недостатков  Работа с тестом – это, своего рода упражнения,  оказывающие помощь в развитии тонких  дифференцированных движений, координации,  4 Цель Ожидаемые результаты тактильных ощущений детей синдромом Дауна  Создать атмосферу для благоприятной творческой  деятельности К концу 1­го года обучения обучающийся должен  знать: – знать основные базовые формы; – знать способы окрашивания работ, аккуратно  оформлять работу, варьируя красками. знать основные базовые элементы; – знать различные приемы и технологии выполнения  работ. Должен уметь: – уметь работать с тестом, знать условия хранения; – совместно изготавливать сувениры, подарки по  собственному замыслу и образцу; К концу 2­го года обучения обучающийся должен  знать:  ­ знать виды декоративно­прикладного искусства;   ­ последовательность технологического процесса;  ­ основные приемы лепки;   ­ терминологию, связанную с приемами и  способами лепки. Должен уметь:   ­ правильно организовать рабочее место;  ­ правильно пользоваться специальными  инструментами; ­ с помощью, составлять эскиз заданного предмета  на бумаге. К концу 3­го года обучения обучающийся должен  знать: 5 ­ знать  виды декоративно­прикладного искусства; ­ последовательность технологического процесса; ­ основные приемы лепки, значение терминов; ­ отличительные особенности плоского изображения от объемного; ­ принципы декоративной композиции; ­ основные технологические приемы  работы  с  природным и бросовым материалами (соленое тесто  и шишки, желуди; соленое тесто и ткань; соленое  тесто и фольга, пробка и т. д.); ­ технологию изготовления соленого теста. Должен уметь: ­ организовать рабочее время; ­ пользоваться инструментами; ­ самостоятельно находить приемы решения  творческих заданий; ­ украшать изделия из теста различными  природными и декоративными материалами; ­ самостоятельно лепить изделия из соленого теста  по образцу и схемам; ­ свободно пользоваться инструментами и  материалами необходимыми для работы с соленым  тестом. Формы занятий  (фронтальные указать  кол­во детей),  Индивидуальная (1 человек) 6 Диагностика. Выставка лучших работ индивидуальные Формы подведения итогов  реализации            7 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одна   из   примет   нашего   времени   –   удивительный   прогресс   в   разработке   и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах ­ то, что все   дети   с   синдромом   Дауна   воспитываются   в   семьях,   а   не   в   специальных учреждениях вне дома. Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся   читать   и   писать.   Находясь   среди   типично   развитых   сверстников,   особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей.   Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с синдромом Дауна, адаптированной для индивидуальных занятий. При проведении занятий   учитываются   индивидуальные   особенности   каждого   ребенка, осуществляется индивидуально­дифференцированный подход.       и Данная   общеобразовательная   программа   «Волшебные   пальчики»   имеет художественную   направленность,   включает   в   себя   один   большой   раздел ­тестопластика.  Лепка   ­   самый   осязаемый   вид   художественного   творчества,   она   дает удивительную   возможность   моделировать   мир   и   свое   представление   о   нем   в пространственно­пластичных   образах,   а   лепка   из   соленого   теста   более   всего 8 развивает фантазию ребенка, т.к. слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, украсить тканью, бисером, добавить природные материалы.                     Программа    «Волшебные  пальчики»    является  модифицированной общеобразовательной     программой   дополнительного   образования   детей   и   имеет общекультурный (базовый) уровень.      Новизна заключается в том что:  главная цель занятий достигается не только в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные предметы, а в том, чтобы максимально использовать занятия по лепке в качестве важнейшего средства воздействия на личность ребёнка в целом, а так же на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Педагогическая   целесообразность  программы   заключается   в   том,   что   занятие декоративно   –   прикладным   творчеством   является   эффективным   средством   в развитии   детей   с   ограниченными   возможностями.   Кроме   того,   это   способствует приобщению   ребёнка   к  высшим   духовным   ценностям,  развитию   его   воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей. Разработанная   образовательная   программа   «Волшебные   пальчики»   (лепка   из соленого теста) является педагогически целесообразной и обладает   новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения. Актуальность программы. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие   помощь   в   развитии   тонких   дифференцированных   движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку с синдромом   Дауна:   воспитанию   усидчивости,   аккуратности,   терпению;   развитию ловкости   рук   и   точности   глазомера;   овладению   технологическими   операциями   и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. 9 Цель   программы:   Создать   атмосферу   для   благоприятной   творческой деятельности,  показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста. Задачи: Обучающие: 1. 2. 3. 4. 5. Познакомить с лепкой из соленого теста; Познакомить со способами и приемами изображения; Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами; Познакомить детей с новыми способами лепки; Учить передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета; 6. Учить, самостоятельно, определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; Развивающие: Развивать у детей эстетический и художественный вкус; Развивать мелкую моторику; Создать оптимальные условия для развития творческих способностей;  Корректировать  мелкую моторику рук  и пальцев, стимулирующую развитие 1. 2. 3. 4. речи; 5. Развивать восприятие, внимание, память, воображение; 10 Воспитательные: 1. Воспитывать   интерес   и   желание   заниматься   декоративно­прикладным промыслом; 2. 3. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ; Воспитывать художественно – эстетический вкус.  Программа  предусматривает изучение необходимых теоретических сведений  по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание  теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по  каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема  времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится  в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы обучающихся.  Программа рассчитана на детей младшего и  среднего школьного возраста,  возраст обучающихся с 6 до 14 лет, по данной программе могут заниматься как  девочки, так и мальчики, с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации программы: программа рассчитана на три года обучения. Режим организации занятий:  1 год обучения учебная нагрузка 72 часа в год. 2 год обучения учебная нагрузка 72 часа в год. 3 год обучения учебная нагрузка 108 часов в год. Программа     предусматривает  индивидуальную  форму   организации образовательного процесса. Занятия первого и второго года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 часу или 1раз в неделю по 2 часа (8 часа); занятия третьего года обучения проводятся 3 раза в неделю, одно занятие – 2 часа и второе 1час или 3 раза в неделю по 1 часу (12 часов). 11 К концу 1­го года обучения обучающийся должен знать: – знать основные базовые формы; – знать   способы   окрашивания   работ,   аккуратно   оформлять   работу,   варьируя красками. знать основные базовые элементы; – знать различные приемы и технологии выполнения работ. Должен уметь: – уметь работать с тестом, знать условия хранения; – совместно изготавливать сувениры, подарки по собственному замыслу и образцу; К концу 2­го года обучения обучающийся должен знать:  ­ знать виды декоративно­прикладного искусства;   ­ последовательность технологического процесса;  ­ основные приемы лепки;   ­ терминологию, связанную с приемами и способами лепки. Должен уметь:   ­ правильно организовать рабочее место;  ­ правильно пользоваться специальными инструментами; ­ с помощью, составлять эскиз заданного предмета на бумаге. К концу 3­го года обучения обучающийся должен знать: ­ знать  виды декоративно­прикладного искусства; ­ последовательность технологического процесса; ­ основные приемы лепки, значение терминов; ­ отличительные особенности плоского изображения от объемного; ­ принципы декоративной композиции; ­ основные технологические приемы  работы  с природным и бросовым материалами  (соленое тесто и шишки, желуди; соленое тесто и ткань; соленое тесто и фольга,  пробка и т. д.); 12 ­ технологию изготовления соленого теста. Должен уметь: ­ организовать рабочее время; ­ пользоваться инструментами; ­ самостоятельно находить приемы решения творческих заданий; ­ украшать изделия из теста различными природными и декоративными материалами; ­ самостоятельно лепить изделия из соленого теста по образцу и схемам; ­ свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с  соленым тестом. Способы отслеживания   результатов Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы  проводится в форме входной и итоговой диагностикой. Так же подтверждается  тематическими и  итоговыми выставками учережденческого и муниципального  уровня. 13 2. Учебно­тематический план дополнительной  образовательной программы  Учебно­тематический план 1­го года обучения. Количество часов № п/п Название  раздела,  темы всего теория практик а Форма  организации  занятий Формы  аттестации,  диагностики, контроля 1 1.1 2 Вводное  занятие 2.1 Насекомые   1  1 70 6 Раздел 1 «Вводные занятия» 0,5 0,5 0,5 0,5 Комбинированное занятие Диагностика Раздел 2 Лепка из соленого теста 7 ­ 63 6 14   Практические  занятия Выставка  лучших 1 1 1 1 1 1 1 7 7 7 7 7 7 7 2.2 Фрукты,  овощи.  Деревья.  Грибы 2.3 Птицы.  Животные 8 8 2.4 Снегурочка.  8 Дед Мороз.  Снеговик 2.6 Мультяшные 8 герои 2.7 Сувениры.  8 2.8 Цветы. Что  8 на дне  морском. 2.9 Домашние  8 животные.  Лепка по  выбору. Практические  занятия работ Выставка  лучших  работ   Практические  Выставка  занятия   Традиционные  занятия лучших  работ Выставка  лучших  работ   Практические  Выставка  занятия   Практические  занятия   Практические  занятия лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ   Практические  Выставка  занятия лучших  работ 3 Раздел 3 «Итоговое занятие»  1  1 0,5 0,5 0,5 0,5 Итоговое  занятие Диагностика Учебно­тематический план 2­го года обучения. 15 № п/п Название  раздела, темы Количество часов Форма  организации  занятий Формы  аттестации,  диагностики, контроля всего теория практик а 1 Раздел 1 «Вводные занятия»  1  1 70 7 8 8 8 8 8 1.1 Вводное  занятие 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.6 2.7 Ваза с  фруктами. Лепка на  основе шара Изделия на  основе  пластины Елочные  украшения Подарки к  Рождеству Изготовление плоских  фигурок  0,5 0,5 0,5 0,5 Комбинированное Диагностика Раздел 2 Лепка из соленого теста занятие 7 0,5 63 6,5 1 1 1 1 1 7 7 7 7 7 16   Практические  занятия Практические  занятия   Практические  занятия   Традиционные  занятия   Практические  занятия   Практические  занятия Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Практические  занятия   Практические  занятия Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ 8 8 4 2.8 2.9 животных Подарки к 8  Марта Пасхальные  сувениры  выбору. 2.10 Изготовление композиции  ко Дню  Победы 2.11 В гостях у  3 сказки. 1 1 1 ­ 7 7 3 3 3 3 Итоговое  занятие Раздел 3 «Итоговое занятие»  1  1 0,5 0,5 0,5 0,5 Диагностика Учебно­тематический план 3­го года обучения. № п/п 1 Название раздела,  Количество часов Форма  темы организации  занятий Формы  аттестации,  диагностик и, контроля всег о теори я практик а Раздел 1 «Вводные занятия» 2 1 1 17 Введение в  образовательную  программу 1.1 2 2.1 Сказочные  персонажи 104 10 2.2 Герои басен И.А.  12 Крылова 2.3 Мультипликационн 12 ые герои 2.4 Новогодние  12 фантазии 2.6 Зимнее волшебство 12 2.7 Объемная лепка 12 2.8 Комбинированный  12 способ лепки 2.9 Куколки на палец 12 2.10 Сюжетная  10 композиция 2 1 1 Комбинированн ое занятие Диагностика Раздел 2 Лепка из соленого теста 9 ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 95 10   Практические  Выставка  занятия 11 Практические  занятия 11   Практические  занятия 11   Традиционные  занятия 11   Практические  занятия 11   Практические  занятия 11   Практические  занятия 11   Практические  занятия 9 лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ Выставка  лучших  работ 3 Раздел 3 «Итоговое занятие» 18 3.1 Итоговое занятие  2  2 1 1 1 1 Диагностика 3. Содержание дополнительной образовательной программы  Содержание занятий 1­го года обучения. 1.Вводное занятие.  Теория:  Знакомство. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами.  Практика: Игра «Давай познакомимся». 2.Лепка из соленого теста. Теория: Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь скатывать тесто  между ладонями круговыми движениями, прямыми движениями, немного заостряя  «вверху» делать углубление «внизу»;  способы соединения частей водой, стекой, зубочисткой; лепить предметы  удлиненной, овальной формы, конусовидной формы, большие и маленькие, лепить деревья (на выбор), передавая характерные  особенности каждого (тополь: ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; ель:  плотно прилегающие морковки); способы украшения: путем вдавливания или надреза (рот, перепонки); лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим  (лисички); передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и  большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой; лепить  последовательно (вначале крупные детали, затем мелкие);  сплющивать (ушки), делать надрезы; делать прорисовку стекой; лепить птиц от овала; делить тесто на равные части, сплющивать для получения  19 крыльев, использовать вилочку для нанесения оперения; лепить фигурку человека;  прием лепки туловища, рук от морковки; углубление на лице для носа, рта кончиком  кисти; раскатывать тесто по конусу, слегка сужая конец для рук, шеи;  способ изготовления бороды с помощью чеснокодавилки; прием оттягивания теста  (мордочка) делать надрез (рот); передавать движение скрещиванием и поднятием  лап; раскрашивать бесцветное тесто; способ лепки пингвинов разных размеров  (большого и маленького); составлять сюжетную композицию, передавая соотношения междугероями, частями (цыплятамаленькие, заборвысокий); Использовать усвоенные приемы в скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику;  использовать дополнительный материал для композиционного решения; украшать  цветочками; изображать ракету; изготавливать цветы разными способами:  сплющивать шар, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков  гвоздики; делать надрезы, налепы; разные способы лепки водорослей: кручиванием,  раскатыванием прорисовкой, с пользовании трафарета; делать ракушки, используя  расческу; делить конусовидную форму на равные части; лепить  подставку под  свечку, сказочную курицу.  Практика:       Насекомые   (божья   коровка,   гусеница).Фрукты   (яблоко,   виноград, слива),или овощи (помидор, огурец, лук). Деревья (берёза, тополь, ель). Как мы в лес по грибы ходили. Лягушки – хохотушки. Хрюшка  или поросята на пляже. Собачка. Тюлень.   Совушка.   Снегири.   Снегурочка.   Дед   Мороз.   Здравствуйте   ребята пингвинята. Кот Матроскин. Мышка с сердечком... Домашние животные. Звездолет. Цветы  или ваза с цветами (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики. Что на дне морском. Две овечки. Лев. Девочка на скамейке. Рог изобилия. Подсвечник. Сказочная курица. 3. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов работы за год.  Практика: Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».  20 Содержание занятий  2­го года обучения.  1. Вводное занятие.   Теория: Знакомство с учебно­тематическим планом и задачами обучения на учебный год. Организация рабочего места. История возникновения и применения изделий из соленого теста. Мини­выставка, показ изделий из соленого теста. Инструктаж по технике безопасности.  Практика:   Выявление   ЗУН.   История   возникновения   и   применения   изделий   из соленого теста.  2.Лепка из соленого теста. Теория: Рецепты соленого теста. Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание,   разминание,   шлепанье,   ощипывание.   Приспособления   для   работы   с тестом.   Приемы   рисования:   концом   и   всей   кистью,   «примакивание»,   «мазок», красок. «штрих» Понятия:   «цвет»,   «оттенок»,  «палитра»,   «роспись».   Виды   красок,     материалы   и Смешивание др.     и     приспособления для рисования. Способ формирования теста в шарик (катание на доске,   на   ладони).   Приемы   крепления   деталей.   Соразмерность   частей   изделий. Последовательность   раскатывания   формы   «цилиндр»,   способы   резания.   Способ раскатки   теста   в   пластину.   Понятия:   «орнаментальные   детали»,   «оттиск», «отпечаток», «налепы». Применение орнаментальных деталей. Виды медальонов,  их применение. Виды подсвечников,  их  назначение. Разнообразие оформления. Виды и формы   ваз.   Разнообразие   форм   фруктов.   История   новогодних   вещей   и   обычаев празднования   Нового   года.   История   возникновения   Деда­Мороза   и   Снегурочки. Рождество   и   как   его   встречали   на   Руси.   Использование   природного   материала, элементов   декора   в   изготовлении   новогодних   композиций.     Понятия:   «эскиз», 21 «выкройка».   Способы   крепления   отдельных   деталей   объемных   фигурок.   Откуда пришел   праздник   День   влюбленных.   Символические   сувениры   для   влюбленных. «Валентинки» сложной формы. История возникновения праздника «День защитника отечества».   Кто   наши   защитники?   Композиционное   построение     панно.   История возникновения   праздника   8   марта.   Виды   хлебобулочных   изделий.   Понятие   о натюрморте. Технология лепки отдельных деталей и  их сборка в изделие. История возникновения   праздника   «Пасха»   ­   одного   из   великих   праздников   христианских народов.   Изготовление   пасхальных   яиц   –   один   из   видов   деятельности   ДПТ. Особенности   лепки   панно.   История   возникновения   праздника     «День   Победы». Понятия: «сюжет», «иллюстрация», «персонаж». Практика:   Начальная   диагностика   навыков   лепки.   Самостоятельное   изготовление теста по основному рецепту. Основные приемы и способы лепки. Лепка из готового соленого теста плоских фигурок с помощью формочек (лепка кулонов). Лепка по желанию детей с целью выявления начальных способностей и навыков. Лепка изделий на основе шара (неваляшка, колобок и т.д.)Декорирование работ с помощью налепов, штампиков. Изделия на основе конуса (пирамидка, мышка, и др.) Изделия на основе цилиндра   (веночки,   дерево   и   т.д).  Изделия   на   основе   пластины   (Лепка:   ежик, птичка и т.д.) Мелкие орнаментальные детали (цветы, листья, фрукты, ягоды и т.д.). Медальоны.(Лепка   медальонов,   украшенных   налепами   из   мелких   орнаментальных деталей («Солнышко», «Месяц», «Бутон», «Яблоко», «Буквы»  и др.). Панно «Дары осени».(Лепка   корзины   с   грибами   и   ягодами,   роспись,   глазурование,   покрытие лаком.) Подсвечники. Вазы с фруктами. Елочные украшения. Фигурки Деда­Мороза и Снегурочки. Символ наступающего года. Подарки к Рождеству(Лепка и роспись колокольчиков,   звезд,   плоских   ангелочков   и   др.     сувениров,   по   выбору   детей). Новогодняя   композиция.   Изготовление   плоских   фигурок   животных   с   помощью шаблонов.   Изготовление   объемных   фигурок   животных.   Валентинки.   Рамки   для фотографий.   Подарок   защитникам   Отечества.   Панно   «Аквариум»   (совместная работа).   Марта. вазе».Подарки   Панно   «Верба в       к   8 Мелкие   хлебобулочные   изделия.   Настенное   украшение   «Кольцо   с   цветами   и 22 фруктами». Цветы, веточки, бусы, медальоны и другие   украшения. Изготовление пасхальных   яиц.   Панно   «Пасха».   Изготовление   украшений   –   символов   Пасхи. Изготовление композиции ко Дню Победы. В гостях у сказки. 5. Итоговое занятие.  Теория:  Анализ работы. Практика:  Выставка, подведение итогов работы за год.  Содержание занятий 3­го года обучения. Вводное занятие.             1. Теория:   Введение   в   образовательную   программу:   ознакомление   обучающихся   с планом работы, целями и задачами третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности.  Практика: Выявление ЗУН.  2.Лепка из соленого теста. Теория:  Основные   приемы   лепки:   скатывание,   раскатывание,   сплющивание, разминание,   шлепанье,   отщипывание.   Объемная,   плоскостная,   ленточная   лепка. Подручные   приспособления   для   работы   с     тестом.  Основные   приемы   работы   с красками по тесту и бумаге; гуашь, акварель, пищевые красители; цветовой круг; ощущение   цвета;   родственные   контрастные   цвета;   цветовое   сочетание;   получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение   одного   цвета   на   другой.    Приемы   рисования:   концом   и   всей   кистью, «примакивание», «мазок», «штрих» и др.   Смешивание красок. Понятия:    «цвет», «оттенок»,   «палитра», «роспись». Виды красок,   материалы и приспособления для рисования. Практика: Плоскостная лепка: сказочные персонажи – герои басен Ивана Андреевича Крылова. Плоскостная лепка: «Петух и Жемчужное зерно», «Стрекоза и муравей», 23 «Ворона   и   лисица»,   «Веселые   котята»,   «Мультипликационные   герои»,     «Мир морских животных», «Колобок», «Красивые  бусы», «Сказочные  герои», «Веселые человечки».   Объемная   лепка:   «Грибы   из   лукошка»   (мухомор,   белый   гриб, подберезовик,   рыжик,   лисичка).   «В   гостях»,   «Ваза»,   «Чашка»,   «Мир   животных». Комбинированный   способ   лепки:   «Ваза   с   природным   орнаментом»,   «Веточка акации»,   «Рыбки   из   аквариума»,   «Осенний   сад»,   «Лесные   ягоды»:   (черника, земляника, брусника). Панно     «Божья коровка», «Зимнее волшебство», «Снежные узоры»,   «Волшебные   деревья»,   «Снежинки»,   Новогодняя   елка»,   «Снеговик», «Новогодние   фантазии»,     «Новогодние   герои»   (дед   Мороз,   снегурочка).   Венок   с цветком, Венок с птицей, Венок­подставка, Ажурная плетенка. Куколки на палец: клоун,   доктор,   пират,   инопланетянин.   Пляшущий   жираф.   Пляшущая   корова. Пляшущий   слон.   Пляшущий   клоун.   Рельефные   композиции   «Панно   с   фруктами, живописное   описание   тарелок».   Сюжетная   композиция   «Огородное   пугало». «Колокольчики».   «Композиция   из   подсолнухов».   Ленточный   способ   лепки «Кувшин». «Домашняя утварь». «Чайник». 24 4. Методическое обеспечение образовательной программы I.   Методическое сопровождение программы При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации  учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип  наглядности, так как психофизическое развитие детей с синдромом Дауна на  которых  рассчитана данная программа, характеризуется конкретно­образным  мышлением. Достижение поставленной цели в учебно­воспитательной деятельности  во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом  соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и  навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и  посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности  овладения знаниями и умениями. При планировании программы учтены психофизические особенности и возможности  таких детей, а так же основные виды лепки: лепка по представлению, лепка по  замыслу, сюжетная лепка, объемная и плоскостная лепка. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на: Словесные (рассказ­объяснение, беседа, чтение книг, сказка); Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий,  самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение  навыков, управление технологическими процессами). При организации занятий используется дидактический материал. Он включает в себя  образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы,  25 инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии  детских работ Форма работы: Совместная деятельность ребенка с педагогом. Для   создания   коррекционно­воспитывающей   среды   для   развития   творческих способностей     детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   обязательными   и очень   эффективными   являются   следующие   приемы:   игровые   ситуации;   ситуации успеха;   игровые   тренинги;   психогимнастика   и   релаксация,   позволяющие   снять мышечные спазмы и зажимы; смена видов деятельности. Социально­психологический климат При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально­психологического климата. Социально­психологический   климат   –  эмоциональная   атмосфера,   отражающая систему межличностных отношений. Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат   (стимулирующий,   способствующий   совместной   деятельности   и   развитию личности). Средства влияния на климат: ­ материально­технические условия; ­ санитарно­гигиенические условия; ­ четкая организация деятельности; ­ единство требований; ­ педагогические ситуации; ­ педагогические игры. Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие качества педагога способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы. 26 Мотивация интереса к занятию лепкой Мотивация   ­    вся   совокупность   стойких   мотивов,   побуждений,   определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Сущность   мотивации  заключается   в   тонком,  деликатном   «подталкивании» обучающегося   к   выполнению   определенных   действий,   исключающем   открытое «давление», принуждение. Мотивация   концентрирует   внимание   обучающегося   на   изучаемом   вопросе, возбуждает   его   мыслительную   активность,   помогает   создать   направленность   на учебную работу. Материалы и инструменты Соленое   тесто:   мука   (пшеничная),   соль,   холодная   вода.Кисть,   валик   для раскатывания теста, шампур, зубочистка, деревянная палочка для обработки краев, маленький   кухонный   нож,   вилки,   карманная   расческа,   формочки   для   выпечки, кофейное ситечко, чесноковыжималка. Пробки с резьбой от бутылок, специальное колесико для резки теста и другое. Кабинет, рабочий стол, стулья. II. Диагностический материал 1.Вводный   контроль   осуществляется   на   первых   занятиях.   Выполняются технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом. 2.Итоговая   аттестация осуществляется через проведение итоговой   диагностики и итоговой выставки по окончании изучения образовательной программы. (Приложение 1) Уровни оценивания работ: «н» ­ низкий уровень (предоставленный вариант работы выполняется с трудом); «б» ­ базовый уровень (понимает суть изученных знаний и применяет их на практике); 27 «п»   ­   повышенный   уровень   (оригинально,   не   стандартно   применяет   полученные знания, умения и навыки на практике. «т»   ­   творческий   уровень   (творчески   подходит   к   решению   поставленных   задач, является призером конкурсов различного уровня) 5.Список литературы  I писок использованной литературы 1. Бондаренко Г.И. Социально­эстетическая реабилитация аномальных  детей//Дефектология.1998№3 2.  Выготский Л.С. Психология искусства, М.: 1988, ­81с. 3.  Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.­ М.:­204 с. 4.  Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Практикум по игровой психотерапии. СПб, изд.  «Питер», 2000. 5. Соленое тесто. Большая книга поделок. – М.:Эксмо, 2007.­224с. II Список литературы для работы педагога 1. Азбука соленого теста/Ольга Чибрикова. ­ М.:Эксмо, 2009.­144с. 2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Смоленск: Русич, 2001 г. 3. Кискальт Изольда. Соленое тесто  ­ «АСТ – ПРЕСС», Москва­2002г. 4. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. Санкт­Петербург: Кристалл, 1997г. 5. Лепим из пластилина. Автор­составитель З. Марина; худ. А.Соловьев. – СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. ­224с. 28 III Список литературы для детей и родителей Алексахин Н.Н. «Волшебная глина». М.: «Агар», 1999.­ 65с. Аракчеева Н.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М.: Малыш, 1980. – 124 с. 1. 2. Боголюбов И.С. «Лепка на занятиях в школьном кружке». М.: «Просвещение», 3. 1979. – 95 с. Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. 4. Здоровьесберегающая   педагогика.   М.,   Гуманитарно­издательский   центр   «Владос», 2001. – 235 с. Выготский   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте.   М.: 5. «Просвещение», 1988. – 89 с. IV Интернет ресурсы: www.wikipedia.ru Медицина,1989.­0304 www.portalus.ru www.webcommunity.tu www.artreb.ru www.reabilliteishn.ru 29 Приложение 1 Цель: Выявление уровня знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста. Инструкция: При проведении итогового контроля за полугодие или год педагог  проводит контрольный срез, используя при этом такие методы, как наблюдение и  анализ. Данные заносятся в таблицу: Обработка результатов: Критерии контрольных срезов по ДПТ: 30 ь т с о н т а р у к к а   и о в т с е ч а К   я и л е д з и с   ы т о б а р и к ы в а Н   и м а т н е м у р т с н и и р п   ь т с о н ь л е т я о т с о м а С я и н а д а з   и и н е н л о п ы в е о к с е ч р о в Т   у л е д к   е и н е ш о н т о п / № а к н е б е р О И Ф   я и ц а з и н а г р О   а т с е м о г е ч о б а Р е и н е д ю л б о С и т с о н с а п о з е б и к и н х е Т Организация рабочего места: н – не умеет организовывать; б ­ организация слабая; п­ видит ошибки, может исправить; т ­ четкая организация. Соблюдение Т/Б: н – нельзя допускать к самостоятельной работе; б ­ знания не прочные, необходимо напоминать; п ­ знания не прочные, контролирует сам; т ­ соблюдает постоянно, самоконтроль.  Навыки работы с инструментами и материалами: н – не владеет, необходим контроль; б ­ делает ошибки, нужна помощь; п ­ допускает ошибки, оправляется сам; т ­ имеет хороший навык работы. Качество и аккуратность изделия: н – не соответствует изделие образцу; б ­ серьезные недочеты, требует корректировки; п ­ мелкие недочеты, легко устранить; т ­ работа выполнена правильно.  Самостоятельность: н – не справляется с заданием, требует помощи; б ­ часто обращается за помощью; п ­ работает самостоятельно, иногда обращается за помощью; т ­ уверенно выполняет задание. Творческое проектирование: н – работает по образцу, обращается за советом; б ­ работает по образцу; п ­ в ходе работы вносит творческие идеи; т ­ творчески работает и оказывает помощь другим. 31 24 – 19 б – творческий уровень ЗУН 18 – 16 б – повышенный уровень ЗУН  9 – 15 б – базовый уровень ЗУН 8 – 6 б – низкий уровень ЗУН 32

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная программа «Волшебные пальчики» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.