Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе
Оценка 4.7

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Оценка 4.7
Лекции
docx
физическая культура
Взрослым
02.08.2019
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе
общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании.docx
Характеристика. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании 1. Общая характеристика методов физического воспитания В физическом воспитании методом принято считать способ достижения цели, решения конкретной задачи, или совокупность приемов и операций, используемых для ее решения. В   процессе   физического   воспитания   применяются   разнообразные   методы,   среди   которых   можно выделить две большие группы:  специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех областях обучения и воспитания).  Группа общепедагогических методов включает, в свою очередь, две подгруппы методов: вербальные (словесные) и наглядные.  В   основе вербальных   методов  лежит   воздействие   на   вторую   сигнальную   систему,   позволяющее воссоздавать действительность в представлениях о движениях (создается так называемый логический образ движения).  В  основе  наглядных  методов  лежит  воздействие  на первую  сигнальную систему,  способствующее созданию чувственного образа движения. В процессе физического воспитания все специфические и общепедагогические методы применяются в единстве. Это объясняется с одной стороны ­ невозможностью решения задач обучения без словесной информации и без образного представления, а с другой стороны тем, что изменений в   уровне   физической   подготовленности   нельзя   добиться   только   за   счет   использования общепедагогических   методов.   Таким   образом,   методы   упражнения   призваны   обеспечить практическую сторону физического воспитания. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании. Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала,   дидактических   целей,   функций,   подготовки   занимающихся,   их   возраста,   особенностей личности   и   подготовки   преподавателя­тренера,   наличия   материально­технической   базы, возможностей ее использования. Словесные методы В   физическом   воспитании   преподаватель   свои   общепедагогические   и   специфические   функции   в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно­практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников. В физическом воспитании применяются следующие словесные методы. 1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме.   Его   назначение   —   обеспечить   общее,   достаточно   широкое   представление   о   каком­либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе   физического   воспитания   детей   младшего   и   среднего   школьного   возраста.   В   начальной школе,   особенно   в   I—II   классах,   занятия   физическими   упражнениями   проходят   интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия­эпизоды   последовательно   развертываются   по   рассказу   преподавателя.   Эти   действия объединяются  каким­либо  общим  сюжетным  рассказом, который  дети  сопровождают  действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция. 2.  Описание. Это   способ   создания   у   занимающихся   представления   о   действии.   Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­ личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При   помощи   описания   занимающимся   сообщается   главным   образом   фактический   материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при   создании   первоначального   представления   или   при   изучении   относительно   простых   действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт. 3.  Объяснение. Метод   представляет   собой   последовательное,   строгое   в   логическом   отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение   характеризуется   доказательством   утверждений,   аргументированностью   выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная   терминология,   характерная   для   данного   раздела   программы   (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким. Для   детей   младшего   школьного   возраста   объяснение   должно   отличаться   образностью,   ярким сравнением и конкретностью. 4. Беседа. Вопросно­ответная   форма   взаимного   обмена   информацией   между   преподавателем   и учащимися. Что делает преподаватель Что делают учащиеся Логически   правильно   формулирует   вопросы, определяет   их   последовательность.   Следит   за ответами   учащихся,   вносит   в   них   коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают  необходимые  для ответов факты  и обобщения.   Правильно   логически   и   грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы   конкретное   изложение   преподавателем   предлагаемого 5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого­ либо   двигательного   задания,   участия   в   соревнованиях,   игровой   деятельности   и   т.д.,   в   которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. 6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы). 7.  Инструктирование — точное, занимающимся задания. 8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику. 9. Распоряжения,   команды,   указания —   основные   средства   оперативного   управления деятельностью занимающихся на занятиях. Под распоряжением  понимается словесное указание  преподавателя на занятии,  которое не имеет определенной  формы  (стандартных  словосочетаний,  неизменных по  подбору  фраз). Распоряжения дают   для   выполнения   какого­либо   действия   («повернитесь   лицом   к   окнам»,   «постройтесь   вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе. Команда   имеет   определенную   форму,   установленный   порядок   подачи   и   точное   содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе. В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности. Наглядные   методы   обучения. Наглядное   восприятие   способствует   быстрому,   глубокому   и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям. В виду сильно развитой способности к подражанию, особенно важна наглядность при обучении детей. В   то   же   время,   необходимо   знать,   что   наглядное   восприятие   лишь   тогда   действенно,   когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям. В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей. Методы наглядности подразделяются на методы: 1 Натуральной наглядности 2 Опосредствованной наглядности 3 Образной наглядности Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы: Готовность   ребенка   к   подражанию,   т.е.   наличие   возможностей   выполнить   показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств)   Полнота представлений об объекте подражания  Интерес к двигательному действию  Желание и стремление выполнить наблюдаемое действие Натуральный показ – это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе. Наряду   с   достаточно   полной   содержательной   стороной,   натуральный   показ   обладает   высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию). Первый показ должен давать целостное представление о технике исполнения упражнений. При натуральном показе можно использовать учеников в следующих случаях: 1 педагог  по  состоянию  здоровья  не может демонстрировать  упражнение,  а  учащийся  имеет достаточно высокий уровень подготовки. 2 Снять страх у занимающихся перед выполняемым действием 3 Показать существенные ошибки 4 Когда педагогу неудобно и показывать и объяснять одновременно К демонстрации, как натуральной, так и опосредованной применимы следующие требования: 1 Отбор   материала   должен   осуществляться   в   соответствии   с   целями   и   задачами   занятия. Необходимо   определить   когда   нужна   натуральная,   а   когда   опосредованная   наглядность. Материал   должен   выдаваться   постепенно,   а   не   весь   сразу,   чтобы   не   падал   интерес   к демонстрации. 2 Проверить состояние демонстрируемых средств 3 Необходимо разъяснить цель демонстрации, объяснив ее содержание 4 Контролировать четкость восприятия действия занимающимися 5 Формулировать выводы (желательно самими учениками) Виды опосредованной наглядности. 1 Рисунки, фотографии – действия в целом, так и его фазы. В изготовлении таких пособий необходимо учитывать возрастные особенности школьников. 2 Предметно­модельная – муляжи, модели. – позволяет просмотреть упражнение в замедленном темпе. 3 Кино­ и видеосъемка– позволяет увидеть действия в замедленном темпе. 4 Световая и звуковая сигнализация – создают необходимые зрительные ориентиры (например, о начале и окончании работы и т.д.) Они могут составлять программу «обратной связи» о выполняемом движении, т.е. свидетельствовать о точности выполнения отдельных элементов, их качестве. Кроме   этого,   могут   применяться   различные   средства   для   создания   мышечного   чувства   (это ограничители, тренажеры принудительного характера). Методы   направленного   прочувствования  двигательного   действия   направлены   на   организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: 1)   направляющая   помощь   преподавателя   при   выполнении   двигательного   действия   (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность); 2) выполнение упражнений в замедленном темпе; 3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях); 4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения. Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето­ и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки Рис. 6. Использование метода срочной информации: автоматизированный тредбан с компьютерным программированием режима тренировки Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее. В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа   методы,   преподаватель   должен   предусматривать,  какова   должна   быть   их   структура,   чтобы усилить,   например,   мотивационную   или   воспитательную,   образовательную   или   развивающую функцию. Использованная   литература:  Холодов   Ж.   К.   Кузнецов   В.   С.   Теория   и   методика   физического воспитания и спорта. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2003. ­ 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. ­ С. 32­52.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019