Государственное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. В.М.Комарова»
СОГЛАСОВАНО Методический совет ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» Протокол № _______ ___._____._________
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» __________ И.В. Кузьмина ____._____.__________
|
Общеразвивающая программа «Рисовашки»
Срок реализации 2 года.
Возраст 3-4 года, 4-5 лет.
Платная образовательная услуга
Педагог дополнительного образования
Тен Снежана Валерьевна
Байконур, 2018
Паспорт программы
кружка художественно-эстетической направленности «Рисовашки»
Полное наименование программы |
Образовательная программа кружка «Рисовашки» |
Направленность |
Художественная |
Учредитель |
ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» |
Программу подготовил |
Тен Снежана Валерьевна, педагог дополнительного образования |
Дата создания |
2018 год. |
Возраст учащихся |
3-5 лет |
Срок реализации ОП |
1 год |
Цель ОП |
Развитие творческих способностей учащихся нетрадиционными средствами и приемами изобразительного и декоративно-прикладного творчества, развитие графо-моторных навыков и речи, развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) и коммуникативных способностей |
Задачи ОП |
Образовательные: учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике; учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры. Развивающие: развивать мелкую моторику рук; развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту; развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству; воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; воспитывать навыки самостоятельности. |
Формы занятий (кол-во детей в группах) |
Групповая, группы комплектуются в количестве 10 человек;
|
Режим занятий |
3-4 года – 2 раза в неделю по 1 часу. 4-5 лет - 2 раза в неделю по 1 часу.
|
Ожидаемые результаты |
По окончании курса детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой и декоративно-прикладного творчества. Воспитанники научатся обращаться с нетрадиционными материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства |
Формы подведения итогов реализации ОП |
Программа предусматривает предварительную, промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. Прежде всего, знания, умения и навыки контролируются на практических занятиях в объединении. Выполняются упражнения по ИЗО и т.д. |
I. Пояснительная записка.
Актуальность.
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-5 лет и разработана на основе раздела «Изобразительное искусство» программы «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.)
Программа «Рисовашки» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, фейс-арт, рисование на песке, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия творчеством полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Занятия позволяют систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей 3-5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
Обучающие:
учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
воспитывать навыки самостоятельности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 3-5 лет, продолжительность обучающей программы 2 года. Занятия проходят два раза в неделю, в год-72 часа.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Форма проведения занятий: групповая.
Ожидаемые результаты.
дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
у детей разовьется мелкая моторика рук;
сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
сформируются навыки самостоятельности.
II. Учебно-тематический план.
№ № п/п |
Раздел программы |
|
Количество часов |
|||||
3-4 года |
4-5 лет |
|||||||
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
|||
|
Вводное занятие. Игровые знакомства. |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
1. |
Пластилинография |
4 |
|
4 |
5 |
|
5 |
|
2. |
Монотипия |
5 |
|
5 |
3 |
|
3 |
|
3. |
Фейс-арт-терапия |
5 |
|
5 |
6 |
|
6 |
|
4. |
Ниткография |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
|
5. |
Кляксография обычная |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
|
6. |
Кляксография с трубочкой |
1 |
|
1 |
4 |
|
4 |
|
7. |
Акварель и восковые мелки |
5 |
|
5 |
6 |
|
6 |
|
8. |
Акварель |
3 |
|
3 |
4 |
|
4 |
|
9. |
Набрызг |
3 |
|
3 |
4 |
|
4 |
|
10. |
Рисование по мокрому листу |
5 |
|
5 |
5 |
|
5 |
|
11. |
Оттиск пробкой |
4 |
|
4 |
3 |
|
3 |
|
12. |
Скатывание бумаги |
5 |
|
5 |
4 |
|
4 |
|
13. |
Правополушарное рисование |
4 |
|
4 |
4 |
|
4 |
|
14. |
Оттиск смятой бумагой |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
|
15. |
Рисование тычком |
5 |
|
5 |
7 |
|
7 |
|
16. |
Рисование ладошкой |
5 |
|
5 |
3 |
|
3 |
|
17. |
Рисование пальчиками |
6 |
|
6 |
6 |
|
6 |
|
|
Итого: |
72 |
1 |
71 |
72 |
1 |
71 |
|
III. Содержание программы.
Вводное.
Инструктаж по технике безопасности проводится 2 раза в год. Вводное занятие проводится на первом занятии. Разъясняется план эвакуации из учебного заведения, где обучаются учащиеся, при пожаре или при других чрезвычайных происшествиях. Показываем детям ближайший запасной выход из учреждения. Выход с детьми осуществляется строем быстро и по порядку.
Далее по плану проводится беседа о правилах техники безопасности при работе с инструментами необходимыми в художественных работах. Объясняются правила пользования художественными принадлежностями. Знакомим детей со свойствами рисовальных материалов, как правильно смешивать цвета, разводить краски. Беседуем о главных целях и задачах художественного образования в развитии личности. Обсуждаем программу и задачи кружка в учебном году
Раздел 1. «Пластилинография».
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Раздел 2. «Монотипия».
Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.
Раздел 3 . «Фейс-арт».
Детский фейс арт - это, пожалуй, самое любимое направление для детей.
Дети с большим восторгом воспринимают идею что-либо нарисовать на их лицах. Совсем маленьким детишкам, которые еще не могут долго сидеть на одном месте можно сделать небольшие, но яркие рисунки на щечках. Для этого используются изображения божьих коровок, цветочков, ягодок и т.д.
Наносит рисунки на лица детей исключительно педагог.
Цель. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту окружающего мира.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: цветные мелки для грима, акварель, кисти.
Способ получения изображения: педагог наносит рисунок на лицо ребенка.
Раздел 4 . «Ниткография».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 5. «Кляксография обычная».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 6. « Кляксография с трубочкой».
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 7. «Акварель и восковые мелки».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Раздел 8 . «Акварель».
Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Раздел 9. «Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Раздел 10. « Рисование по мокрому листу».
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
Раздел 11. «Оттиск пробкой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
Раздел 12. «Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Раздел 13. «Рисование на песке».
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Играя в холодном или в теплом песке, дети ощутят изменение температуры руками. При этом, кроме стимуляции осязания, проявляется и лечебный физиотерапевтический эффект. Игра в песке доставляет удовольствие. При помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.
В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества.
Раздел 14. «Оттиск смятой бумагой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Раздел 15. « Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.
Раздел 16. «Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Раздел 17. «Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
IV. Подведение итогов реализации Программы
Подведение итогов реализации Программы проводится в соответствии с Положением об аттестации обучающихся государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества им. В. М. Комарова».
Виды аттестации:
предварительная;
промежуточная;
итоговая.
Сроки проведения.
Предварительная аттестация – сентябрь-октябрь;
Промежуточная (итоговая) – апрель-май.
Содержание аттестации.
Содержанием аттестации является:
предварительной - начальный уровень знаний, умений и навыков обучающихся по данному предмету;
промежуточной – содержание Программы определённого года (этапа) обучения;
итоговой - содержание всей Программы в целом.
Формы проведения аттестации.
Предварительная аттестация: наблюдение и анализ уровня изобразительных умений.
Промежуточная аттестация: организация выставок.
Итоговая аттестация: организация выставок; анализ результативности участия в конкурсах по профилю занятий; итоговое занятие.
Форма оценки.
Форма оценки – баллы (от 1 до 10) и уровень (высокий, средний, низкий).
Уровень обучающегося определяется по количеству набранных балов:
высокий уровень - 10-8 баллов;
средний уровень – 7-5 баллов;
низкий уровень – менее 4-х баллов.
Форма фиксации результата: диагностические карты, протокол.
Параметры подведения итогов:
уровень знаний, умений, навыков обучающихся (высокий, средний, низкий);
количество обучающихся, полностью освоивших Программу, освоивших Программу в необходимой степени, не освоивших Программу (количество и проценты);
соотнесение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
перечень основных причин не освоения детьми Программы;
перечень факторов, способствующих успешному освоению Программы.
Педагогические условия для реализации программы:
создание художественно-развивающей среды в группе (изобразительная студия);
разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
V. Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебно-методический комплекс.
учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
материалы из опыта работы: образцы, схемы, шаблоны, трафареты, альбомы, фотографии лучших работ;
фонотека.
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
пластилин, стеки;
простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;
3. Диагностическая карта.
VI. Материально-техническое оснащение программы
Требования к помещению
Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а так же фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал, раздаточные образцы) должны храниться в специальной комнате (лаборантской), размещенные на стеллажах.
Оборудование и материалы:
парты, стулья; доска;
учебные пособия и таблицы;
объяснительно-иллюстративный материал;
Необходимые технические средства обучения:
музыкальный центр;
интерактивная доска.
Художественные материалы:
краски (акварель, гуашь, пальчиковые краски);
кисти и другие инструменты (кисти-спонжи, ватные палочки, трубочки и т.п.);
бумага, картон;
пластилин мягкий, восковые мелки, стол для рисования песком и т.д.
VII. Литература.
1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
4.Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.
5.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
6.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.
7.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
8.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
9.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
10Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
11. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
12Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.
13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
14. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.
15. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Литература для детей:
1.Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007.
2.Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.
3Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
4.Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
5.Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
6.Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
7.Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
8.Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
9. Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город».
10. Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» » Издательство «Белый город».
11.Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» » Издательство «Белый город».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.