Общественный строй Древней Руси
Оценка 4.7

Общественный строй Древней Руси

Оценка 4.7
docx
история
6 кл
24.01.2023
Общественный строй Древней Руси
Конспект урока
Общественный строй древней Руси.docx

Конспект урока по истории «Общественный строй Древней Руси» 6 кл

Цель урока: дать представление о появлении городов в Древней Руси, общественном строе, сословиях

Задачи урока:

-изучить  исторические термины

-формирование умения работы с историческими  документами

-формирование умения аргументации собственной точки зрения

Планируемые результаты: предметные:  работа с историческими понятиями, анализ текста, систематизация материала по появлению городов в Древнерусском государстве.

личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этни­ческой и религиозной группы, локаль­ной и региональной общности;

метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие за­дачи, представлять результаты своей дея­тельности в различных формах (сообще­ние, эссе, презентация, реферат)

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

Мотивационно- целевой  этап

1.      Организационный момент

       Учитель: здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку

На уроках истории мы говорили об образованиии  Древнерусского государства, о политике первых  князей.

2.      Проверка домашнего задания.

Учитель. Давайте вспомним основные события и даты. Выполним задания на платформе LearningApps. Давайте сверим ответы и поставим оценки в тетради. На всех этапах урока мы будем оценивать свою работу на уроке.

3.      Актуализация знаний

        Учитель Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в эпоху средневековья. Вы должны понять о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

УЧАЩИЕСЯ КЛАССА. Демонстрирование сценки: -Князюшка! Батюшка! Защити нас,

прибыли мы к тебе из города Ростова

совсем купец Миролюб не щадит

живота нашего, на работах спину гнем,

а ему все не так, да не эдак!

-А мы ведь люди подневольные,

что скажут, то и делаем! Вот намедни

конюшни чистили, а он нас плеткой по спинам…

       УЧИТЕЛЬ: Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Учащиеся: на уроках будем говорить о сословиях, о группах людей, об их взаимоотношениях, о первых городах на Руси.

Записываем тему урока : « Общественный строй Древней Руси».

УЧИТЕЛЬ: формулируем цель урока.

    Что же сегодня мы должны с вами узнать?  О чем мы будем говорить?

Учащиеся: Цель урока- узнать о сословиях и появлении первых городов.

План урока: 1.Древнерусские города

2.   Сословия

УЧИТЕЛЬ: Проблемный вопрос. Возникновение городов связано с географической характеристикой местности? Как выглядели средневековые города в Древнерусском государстве?

Работа по теме урока. В Скандинавии Русь называли «Гардарикой»- страна городов. В XI-XII вв начался бурный рост городов. В IX - X в -30 городов , XI-100 городов , XII-240 городов.

Внимание на экран. Видеофрагмент «Вперед в прошлое. Жизнь древнерусского города»

1. Словарная работа в тетради: Детинец- центральная и наиболее древняя часть города.

Город- центр общественной,  государственной, политической  экономической, духовной жизни.

Посад-торгово-ремесленная часть города

Торг-городская площадь, центральная часть города

Собор-главное здание, где хранилась казна, принимали князя, посла.

Сословия- большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права, обязанности, образ жизни).

Городской «портрет»

 

Планировка древнерусского града была однотипной. Оплот города, его важная часть, - детинец. Это большой дом епископа или князя, построенный из камня, кирпича, хорошо укрепленный внутри, с круглосуточной охраной. Вокруг княжеского детинца располагался торгово-ремесленный посад, где проживал обычный рабочий люд. 

 

Рядом с посадами князь или верховный священнослужитель отводили землю для общегородских хозяйственных нужд: угодья для сенокоса, лесные участки, водоемы, пастбища. Помимо ремесел и земли-кормилицы, на которой выращивали пшеницу, просо, овес, жизнь в городах поддерживалась с помощью разведения крупного рогатого скота.

 

Посады в городах стремительно расширялись. Именно они делали город все крупнее. Через пару сотен лет вместо слова «детинец» вошло в обиход всем знакомое «кремль».

 

Нередко первые города на Руси образовывались и вокруг действующих монастырей. Постоянно думая об обороне, славяне использовали выгодное положение местности. Строили города на возвышенности или на острове, рыли рвы, насыпали земляные валы и обязательно обносили город деревянными стенами и строили каменные сторожевые башни. Самым удачным считалось труднодоступное место, которое враг не сразу и обнаружит.

 

Посадские люди в момент опасности набега варягов прятались в детинце, за стенами. В городе Древней Руси проживали разные слои населения. Помимо князя с семьей или священнослужителя это были военная знать, служилые люди, своего рода административные работники (писари), челядь, крестьяне, ремесленники, купцы.

 

 

УЧИТЕЛЬ: работа в тетради.

Задание 1. 1.1Написать основные части города

1.2 Что означает выражение «срубить город»?

1. 3 Почему укрепляли сильно?

 1.4 Как строилась защита города

 

Учитель: Ребята, давайте проверим ваши  ответы…

Учащиеся: дают ответы на вопросы

Учащиеся (опережающее задание). Сообщения о возникновении городов: Смоленск, Полоцк, Ростов, Муром

УЧИТЕЛЬ: Обсуждение проблемного вопроса. Возникновение городов связано с географической характеристикой местности? Как выглядели средневековые города в Древнерусском государстве?  Где возникали средневековые города?

УЧАЩИЕСЯ:    1.Около рек

                           2. В болотистой местности

                           3. В холмистой местности

Задание 2. Подписать главные города Древней Руси

Видеофрагмент . Категории населения Древней Руси. Русская Правда

В Русской Правде очень явственно обозначены три класса, на которые распадалось русское общество ее времени: это княжие мужи, люди и холопы. Эти классы отличались неодинаковой оценкой их значения перед законом, выражавшейся в неодинаковой заботливости, с какою закон охранял личную безопасность людей этих классов. Так, убийство княжего мужа наказывалось двойной уголовной пеней (вирой); убийство людина — простой, а за убийство холопа не назначалось вовсе уголовной пени, но взыскивался только гражданский штраф (продажа) с вознаграждением господина за вред, причиненный чужому имуществу. Закон различно ценил эти классы по свойству отношений, в каких они стояли к князю, т.е. к верховной власти.

Задание 3. Заполните пропуски

Каждый город являлся военным центром, _______ за стенами которой могли отсидеться в то неспокойное время жители окрестных сел и деревень. В города существовал  _________ где была торговля. В _______ жили торговцы и ремесленники.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы узнали …

Как вы думаете. появление городов, территории, где проживали племена восточных славян, создание системы власти это признаки чего?(государства).

Ребята, оцените вашу работу на уроке в оценочном листе.

Домашнее задание: дифференцированное задание для учащихся: пересказ параграфа

                                      составление кластера-государство

                                      сочинение- рассуждение: «  Один день в Великом Новгороде».                

 

 

 

Лист самооценки

ФИО______________________________________________________

 

 

Проверка домашнего задания

Оценка ______

 

 

 

Новая тема_____________________________________

 

Номер задания

Все правильно 2 балл

Одна ошибка 1 балл

Больше одной ошибки о баллов

Задание 1

 

 

 

Задание 2

 

 

 

Задание 3

 

 

 

Моя работа на уроке

 

 

 

Итого

7-8 баллов  - оценка «5»

6-5 баллов оценка «4»

4 балла оценка «3»

 

Моя оценка за урок  __

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по истории «Общественный строй

Конспект урока по истории «Общественный строй

А мы ведь люди подневольные, что скажут, то и делаем!

А мы ведь люди подневольные, что скажут, то и делаем!

Рядом с посадами князь или верховный священнослужитель отводили землю для общегородских хозяйственных нужд: угодья для сенокоса, лесные участки, водоемы, пастбища

Рядом с посадами князь или верховный священнослужитель отводили землю для общегородских хозяйственных нужд: угодья для сенокоса, лесные участки, водоемы, пастбища

Видеофрагмент . Категории населения

Видеофрагмент . Категории населения

Проверка домашнего задания Оценка ______

Проверка домашнего задания Оценка ______
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023