Конспект урока по истории «Общественный строй Древней Руси» 6 кл
Цель урока: дать представление о появлении городов в Древней Руси, общественном строе, сословиях
Задачи урока:
-изучить исторические термины
-формирование умения работы с историческими документами
-формирование умения аргументации собственной точки зрения
Планируемые результаты: предметные: работа с историческими понятиями, анализ текста, систематизация материала по появлению городов в Древнерусском государстве.
личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат)
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Мотивационно- целевой этап
1. Организационный момент
Учитель: здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку
На уроках истории мы говорили об образованиии Древнерусского государства, о политике первых князей.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. Давайте вспомним основные события и даты. Выполним задания на платформе LearningApps. Давайте сверим ответы и поставим оценки в тетради. На всех этапах урока мы будем оценивать свою работу на уроке.
3. Актуализация знаний
Учитель Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в эпоху средневековья. Вы должны понять о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
УЧАЩИЕСЯ КЛАССА. Демонстрирование сценки: -Князюшка! Батюшка! Защити нас,
прибыли мы к тебе из города Ростова
совсем купец Миролюб не щадит
живота нашего, на работах спину гнем,
а ему все не так, да не эдак!
-А мы ведь люди подневольные,
что скажут, то и делаем! Вот намедни
конюшни чистили, а он нас плеткой по спинам…
УЧИТЕЛЬ: Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Учащиеся: на уроках будем говорить о сословиях, о группах людей, об их взаимоотношениях, о первых городах на Руси.
Записываем тему урока : « Общественный строй Древней Руси».
УЧИТЕЛЬ: формулируем цель урока.
Что же сегодня мы должны с вами узнать? О чем мы будем говорить?
Учащиеся: Цель урока- узнать о сословиях и появлении первых городов.
План урока: 1.Древнерусские города
2. Сословия
УЧИТЕЛЬ: Проблемный вопрос. Возникновение городов связано с географической характеристикой местности? Как выглядели средневековые города в Древнерусском государстве?
Работа по теме урока. В Скандинавии Русь называли «Гардарикой»- страна городов. В XI-XII вв начался бурный рост городов. В IX - X в -30 городов , XI-100 городов , XII-240 городов.
Внимание на экран. Видеофрагмент «Вперед в прошлое. Жизнь древнерусского города»
1. Словарная работа в тетради: Детинец- центральная и наиболее древняя часть города.
Город- центр общественной, государственной, политической экономической, духовной жизни.
Посад-торгово-ремесленная часть города
Торг-городская площадь, центральная часть города
Собор-главное здание, где хранилась казна, принимали князя, посла.
Сословия- большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права, обязанности, образ жизни).
Городской «портрет»
Планировка древнерусского града была однотипной. Оплот города, его важная часть, - детинец. Это большой дом епископа или князя, построенный из камня, кирпича, хорошо укрепленный внутри, с круглосуточной охраной. Вокруг княжеского детинца располагался торгово-ремесленный посад, где проживал обычный рабочий люд.
Рядом с посадами князь или верховный священнослужитель отводили землю для общегородских хозяйственных нужд: угодья для сенокоса, лесные участки, водоемы, пастбища. Помимо ремесел и земли-кормилицы, на которой выращивали пшеницу, просо, овес, жизнь в городах поддерживалась с помощью разведения крупного рогатого скота.
Посады в городах стремительно расширялись. Именно они делали город все крупнее. Через пару сотен лет вместо слова «детинец» вошло в обиход всем знакомое «кремль».
Нередко первые города на Руси образовывались и вокруг действующих монастырей. Постоянно думая об обороне, славяне использовали выгодное положение местности. Строили города на возвышенности или на острове, рыли рвы, насыпали земляные валы и обязательно обносили город деревянными стенами и строили каменные сторожевые башни. Самым удачным считалось труднодоступное место, которое враг не сразу и обнаружит.
Посадские люди в момент опасности набега варягов прятались в детинце, за стенами. В городе Древней Руси проживали разные слои населения. Помимо князя с семьей или священнослужителя это были военная знать, служилые люди, своего рода административные работники (писари), челядь, крестьяне, ремесленники, купцы.
УЧИТЕЛЬ: работа в тетради.
Задание 1. 1.1Написать основные части города
1.2 Что означает выражение «срубить город»?
1. 3 Почему укрепляли сильно?
1.4 Как строилась защита города
Учитель: Ребята, давайте проверим ваши ответы…
Учащиеся: дают ответы на вопросы
Учащиеся (опережающее задание). Сообщения о возникновении городов: Смоленск, Полоцк, Ростов, Муром
УЧИТЕЛЬ: Обсуждение проблемного вопроса. Возникновение городов связано с географической характеристикой местности? Как выглядели средневековые города в Древнерусском государстве? Где возникали средневековые города?
УЧАЩИЕСЯ: 1.Около рек
2. В болотистой местности
3. В холмистой местности
Задание 2. Подписать главные города Древней Руси
Видеофрагмент . Категории населения Древней Руси. Русская Правда
В Русской Правде очень явственно обозначены три класса, на которые распадалось русское общество ее времени: это княжие мужи, люди и холопы. Эти классы отличались неодинаковой оценкой их значения перед законом, выражавшейся в неодинаковой заботливости, с какою закон охранял личную безопасность людей этих классов. Так, убийство княжего мужа наказывалось двойной уголовной пеней (вирой); убийство людина — простой, а за убийство холопа не назначалось вовсе уголовной пени, но взыскивался только гражданский штраф (продажа) с вознаграждением господина за вред, причиненный чужому имуществу. Закон различно ценил эти классы по свойству отношений, в каких они стояли к князю, т.е. к верховной власти.
Задание 3. Заполните пропуски
Каждый город являлся военным центром, _______ за стенами которой могли отсидеться в то неспокойное время жители окрестных сел и деревень. В города существовал _________ где была торговля. В _______ жили торговцы и ремесленники.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы узнали …
Как вы думаете. появление городов, территории, где проживали племена восточных славян, создание системы власти это признаки чего?(государства).
Ребята, оцените вашу работу на уроке в оценочном листе.
Домашнее задание: дифференцированное задание для учащихся: пересказ параграфа
составление кластера-государство
сочинение- рассуждение: « Один день в Великом Новгороде».
Лист самооценки
ФИО______________________________________________________
Проверка домашнего задания
Оценка ______
Новая тема_____________________________________
Номер задания |
Все правильно 2 балл |
Одна ошибка 1 балл |
Больше одной ошибки о баллов |
Задание 1 |
|
|
|
Задание 2 |
|
|
|
Задание 3 |
|
|
|
Моя работа на уроке |
|
|
|
Итого |
7-8 баллов - оценка «5» |
6-5 баллов оценка «4» |
4 балла оценка «3» |
Моя оценка за урок __
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.