Группа___________ Ф.И.О._______________
Практическая работа №1.
Тема: Общественный прогресс, его критерии. Глобализация и ее противоречивые последствия.
Цель: формирование новых знаний, закрепление, расширение и систематизация полученных знаний, формирование умений работать с информацией, проводить анализ, делать выводы.
Задания:
1. Заполните, предложенные схемы:
- Формы общественного прогресса;
- Критерии общественного прогресса;
- Особенности прогресса;
Формы общественного прогресса |
|
Формы общественного прогресса в современном обществе |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии общественного прогресса
|
|
|
Общие критерии |
|
Гуманистические критерии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности прогресса
Относительность прогресса |
|
Противоречивость прогресса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Приведите примеры из истории развития общества, которые бы соответствовали высказываниям Протагора и Андрея Вознесенского:
Протагор: «что человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии» |
|
Андрей Вознесенский: «все прогрессы - реакционны, если рушится человек» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Заполните таблицы:
Проявление глобализации в различных сферах общества:
Экономическая сфера |
|
Политическая сфера |
|
Социальная сфера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правовая сфера |
|
Позитивные и негативные последствия процесса глобализации:
Позитивные последствия глобализации |
Негативные последствия глобализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретический материал к практической работе №1
1. Общественный/социальный прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — это тип общественных изменений, который предполагает поступательные и планомерные изменения правил в сфере человеческой жизни.
Революция — это тип общественных изменений, при котором быстро и в корне меняются все сферы жизни государства и общества.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация - это результат интеллектуальной деятельности человека и нововведение, которое он вводит в ту или иную сферу общества.
Модернизация - это глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества через нововведения и усовершенствования.
О том, как отличить более высокий уровень развития от более низкого, существует множество мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:
- уровень развития науки и техники - общие критерии;
- наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни - гуманистические критерии
Гуманистические критерии являются частью общих критериев, связаны с человеком, развитием его личности, расширением свободы.
Критерии общественного прогресса:
1. Общие критерии:
- Развитие производительных сил, включая самого человека;
- Совершенствование нравственности людей;
- Развитие человеческого разума;
- Прогресс науки и техники;
- Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
2. Гуманистические критерии:
- Отношение к природе;
- Степень соблюдения прав человека;
- Чувство удовлетворенности жизнью;
- Развитие различных сфер культуры;
- Уровень образования;
- Состояние здоровья;
- Детская и материнская смертность;
- Средняя продолжительность жизни человека.
Особенности прогресса:
- Относительность прогресса - существуют области, к которым понятие прогресса не. К таким областям относят искусство, религию (хотя они подвержены значительным изменениям, но этапы развития этих областей нельзя считать этапами прогрессивного развития от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному);
- Противоречивость прогресса: совершенствование в какой-либо области общественной жизни приводит к негативным изменениям в других (благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых, но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий).
Движение общества к наилучшей форме может задерживаться стагнацией или регрессом.
Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) ― это период, в процессе которого движение вперед задерживается, останавливается, а способность к восприятию нового, передового существенно ограничивается.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Древнегреческий философ Протагор говорил, что человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии.
Эта фраза обычно интерпретируется так: невозможна истина для «всех людей», есть только отдельные «мнения» каждого…
Андрей Вознесенский, советский поэт, утверждал, что все прогрессы - реакционны, если рушится человек.
Смысл данного высказывания заключается в том, что при всех положительных сторонах общественного прогресса и при его позитивных следствиях в таких сферах, как экономическая и политическая, прогресс не является плодотворным, если при этом духовная и социальная сфера приходит в упадок, а конкретно – разрушается основное структурное звено общества — человек (личность).
Реакционный - крайне консервативный, направленный к возврату старых или к сохранению антидемократических, антипролетарских порядков, к подавлению революционного движения и всякого прогресса.
Кризис нравственности - разновидность духовного кризиса человека, пришедшего в противоречие с внешним миром. Суть нравственного кризиса в потере веры, в кризисе принятых смыслов, в потере ответственности и невыполнении долга.
2. Глобализация
Постиндустриальное общество создало основу для важнейшего процесса – глобализации.
Глобализация – это процесс всемирного объединения, сближения стран, проявляющийся во всех сферах общества.
Глобализация стала возможна по причине некоторых весьма важных факторов:
- создание международных организаций (ООН, ЕС);
- распад СССР, повлекший за собой окончание военного противостояния капиталистического и социалистического лагерей;
- появление транснациональных корпораций;
- развитие техники и технологий;
- распространение информационных технологий и сети Интернет.
Проявление глобализации в различных сферах общества:
Процесс глобализации в экономике связан прежде всего с необходимостью мирового разделения труда. Так, крупным предприятиям выгодно создавать свои филиалы в странах, где труд наёмных рабочих стоит намного дешевле.
Ещё одним признаком экономической глобализации стала свободная торговля. Снижение тарифов на импорт и экспорт продукции, отсутствие ограничений на ввоз и вывоз товаров способствовало налаживанию тесных торговых связей.
Примерами глобализации в сфере экономики являются:
- создание международных экономических организаций, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд;
- деятельность транснациональных компаний-гигантов, открывающих филиалы во многих странах (например, в России есть заводы по производству автомобилей «Тойота», «Рено», «Вольво»);
- крупные торговые компании из разных стран объединяются, чтобы совместно выпускать продукцию.
В политической сфере глобализация возникла в связи с объединением государств для достижения определённых целей. Примерами проявления данного процесса является:
- создание военных блоков (таких, как НАТО);
- всемирных организаций (ООН);
- территориальные объединения (ШОС, СНГ).
Помимо этого, в мире действуют организации правового характера, например, Международный суд в Гааге, Европейский суд.
Некоторые учёные считают, что глобализация в области политики со временем должна привести к образованию единого мирового правительства, которое будет управлять всеми странами. Это, с одной стороны, приведёт к всеобщей демократизации и повсеместной справедливости, с другой стороны, нарушит естественный ход истории.
Социальная глобализация является объективным следствием обострения неразрешимых на государственном уровне наднациональных проблем и противоречий. В социальной сфере она выражается в глобализации:
1. Культуры (По мнению многих исследователей, глобализация в культуре стала возможна из-за утраты интереса подрастающих поколений к национальной самобытности. Процессу интеграции способствует приобщение миллионов жителей Земли к одним и тем же событиям: крупным концертам, спортивным соревнованиям, которые транслируются во многих странах. Примеры глобализации в области духовной культуры.
- Повсеместный интерес к массовой культуре проявился в кинематографе. Так, создаваемые в Голливуде блокбастеры привлекают множество зрителей. Актёры из США известны во всём мире.
- Расцвет шоу-бизнеса привёл к вытеснению национальных традиций.
- Проведение международных музыкальных конкурсов (например, Евровидение) влияет на предпочтения представителей разных стран.
- Международные конкурсы красоты («Мисс мира») диктуют стандарты красоты.);
2. Образования (взаимное признание образовательных документов на государственном уровне, унификация образовательных стандартов, интеграция систем образования);
3. Науки (конгрессы, форумы, симпозиумы; разные кооперативные фонды; Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – промышленная собственность и авторские права);
4. Спорта (международный олимпийский комитет, профессиональный спорт, международные спортивные организации FIFA, FIDE);
5. Миграционных процессов – массовая миграция, развитие среднего класса.
Глобализация правовой сферы началась достаточно давно. Еще в начале 20 века сформировалась система организаций, обеспечивающих международные правовые отношения:
- Международный Суд (Гаага);
- Европейский Суд (Люксембург);
- Межамериканский суд по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика);
- Международная организация уголовной полиции «Интерпол» (Париж);
- Суд Экономического сообщества государств Западной Африки;
- Суд Южноафриканского сообщества развития;
- Арбитражный и мировой суд ОБСЕ;
- Арбитражный центр Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС);
- Экономический суд СНГ….
Глобализация влияет на общество как с позитивной, так и с негативной стороны:
Позитивные последствия глобализации:
- Развитие науки и техники вследствие обмена опытом в разных областях знаний.
- Формирование благоприятной политической обстановки между странами.
- Экономический прорыв стран с низким уровнем развития.
- Глобальное разделение труда, способствующее повышению качества производимой продукции.
- социокультурного пространства, приобщение к культурам разных стран и народов.
Положительные последствия этого процесса можно подтвердить многочисленными примерами. Так, многие крупные организации, которые смогли выйти на международный рынок, создали дочерние предприятия на территории дружественных государств, обеспечив при этом население рабочими местами.
Негативные последствия глобализации:
- Разорение небольших производств в связи с низкой конкурентной способностью.
- Утрата промышленностью национального своеобразия.
- Использование жителей стран с низким уровнем экономического развития в качестве дешёвой рабочей силы.
- Утрата национальной самобытности из-за навязывания стереотипов поведения и культуры.
- Ухудшение мировой экологии.
- Обострение соперничества между странами, что может привести к войнам.
Проявления отрицательных последствий глобализации можно обнаружить и в России. Так, отечественная автомобильная промышленность развивается медленно, потому что обладает низким спросом среди населения. Многие слова русского языка заменяются английскими аналогами.
Порядок выполнения работы:
- ознакомьтесь с предложенным теоретическим материалом; материалом учебника Обществознание под редакцией Н.Н. Косаренко и Р.В. Шагиевой, СПО, Москва, 2021, &1.2, с. 30-33,
- подберите необходимые материалы для заполнения предложенных схем;
- обдумайте примеры из истории развития общества, которые бы соответствовали высказываниям Протагора и Андрея Вознесенского;
- подберите необходимые материалы для заполнения предложенных таблиц.
К отчету представить:
- заполненные предложенные схемы;
- приведенные примеры из истории развития общества, которые соответствуют высказываниям Протагора и Андрея Вознесенского;
- заполненные предложенные таблицы.
Критерии оценки:
- «отлично» - задания выполнены в полном объеме;
- «хорошо» - задания выполнены в полном объеме, но с существенными ошибками;
- «удовлетворительно» - задания выполнены не полностью и с существенными ошибками;
- «неудовлетворительно» - задания выполнены с ошибками менее 50%, либо не выполнены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.