Рабочая программа
по курсу основного общего образования (ФГОС)
обществознание, 8 класс.
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерных базисных учебных планов и программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2020).
Программа реализуется по УМК «Обществознание 6-9 классы» авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова. Для реализации содержания учебного предмета используется учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая., Л.Ф. Иванова и др. -М.: Просвещение, 2013 г. К учебнику для 8 класса АО «Просвещение» прилагается электронная форма (ЭФУ). Она представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-ФГОС 2010, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Примерной программы по обществознанию для 5 – 9 классов. М.: Просвещение, 2011 г., (стандарты второго поколения). Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая., Л.Ф. Иванова и др. -М.: Просвещение, 2011 г.
Учебно-методический комплект:
Обществознание.8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [ и др.] - 5-е изд.- М. : Просвещение, 2017. – 255с.
Методические рекомендации к учебнику обществознания 8 кл. Боголюбов Л.Н. М.2017 г.
Цели изучения обществознания в школе в 8 классе соответствии с требованиями ФГОС ООО
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
5. формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
В учебном плане обществознанию отводится 34 часа. Из них 70% - обязательного времени, 30%-вариативного. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение обществознания в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Результаты освоения предмета
Предметные:
· относительно-целостное представление о человеке;
· знание ряда ключевых понятий: человек, семья, гражданин, патриот и т.д.
· умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, систематизировать ее и соотносить их с собственными знаниями.
В ценностно-мотивационной сфере:
· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил и умение применять их на практике.
В трудовой сфере:
· понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
В эстетической сфере:
· понимание специфики познания мира средствами искусства
В коммуникативной сфере:
· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности (общение со взрослыми и сверстниками);
· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, принимать коллективное решение, распределять роли, брать ответственность на себя за другие группы;
· знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности: в использовании элементов причинно-следственного анализа; в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
· в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;
· в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
· в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;
· в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами;
· в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.
Требования
В результате изучения обществознания в 8 классе классе ученик должен:
Знать/понимать:
-основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание; экономика, техника, технология, НТР, НТП, экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама; природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
-значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
-роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
-содержание и значение экологических норм;
Уметь:
-характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
-выделять основную мысль в тексте учебника;
-приводить примеры, связанные с различными видами правовых и экономических отношений;
-отстаивать свою точку зрения;
-решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
-приводить примеры, связанные с различными видами отношений;
-решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся по предмету «Обществознание»
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Также в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся:
ü глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается -пятью баллами;
ü твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя баллами;
ü неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
ü наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно- двумя баллами.
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
Максимальное количество баллов |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком |
5 |
||
Минимальное количество – 10 слайдов |
10 |
||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) |
5 |
||
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
Использование эффектов анимации |
15 |
||
Вставка графиков и таблиц |
10 |
||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных |
10 |
||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов |
5 |
||
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы |
10 |
||
Слайды представлены в логической последовательности |
5 |
||
Красивое оформление презентации |
10 |
||
Слайды распечатаны в формате заметок. |
5 |
||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: |
90 |
ü
Адаптация программы для детей с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Основное содержание курса (34 часов).
В 8 классе расширяются знания учащихся об обществе и человеке, начинается знакомство с экономическими и социальными отношениями в обществе.
В соответствии с методическим письмом при преподавании курса «Обществознание» в основной школе обязательным является включение практических занятий – не менее 9 часов в год.
Введение (1 час)
Основные требования к результатам. Личность, социализация.
Глава 1.(Раздел 1). «Личность и общество». (6 часов)
Индивид, индивидуальность, личность. Биологическое и социальное в человеке. Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей. Практическое занятие №1: Этапы развития общества. Практическое занятие №2: глобальные проблемы современности. Развитие общества. Социальные изменения.
Раздел 2. Социальная структура общества (5 часов)
Социальная структура общества. Практическое занятие №3: Основные роли членов семьи и подростков. Социальный статус личности. Нации и межнациональные отношения. Практическое занятие №4: Учимся жить в многонациональном обществе. Отклоняющееся поведение.
Раздел 3. Экономика (12 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Практическое занятие №5: Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Практическое занятие №6: Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля.
Раздел 4. Сфера духовной культуры (9 часов)
Сфера духовной культуры. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Практическое занятие № 7: Учимся поступать морально. Образование. Практическая работа №8: Наука в современном обществе. Практическая работа №9: Религия как одна из форм культуры.
Повторительно-обобщительные уроки (2 часа)
Итоговая контрольная работа (1 час)
Тематическое планирование
Раздел |
Основные виды деятельности |
Вводный урок (1 час) |
Работа с текстом учебника |
Глава 1.(Раздел 1). «Личность и общество». (6 часов) |
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Устный опрос; проблемные задания.
|
Тема 2.(Раздел 2). Социальная сфера (4 часа) |
Моделирование ситуаций и их анализ. Опрос. Письменные задания. Творческое задание. |
Глава 3. (Раздел 3) «Экономика» (21 час)
|
Решение познавательных задач Рисунки, творческие работы Моделирование ситуаций и их анализ. Ментальные карты, доклады, презентации.
|
Итоговое повторение курса 8 класса (4 часа)
|
Итоговый урок по курсу «Обществознание» 8 класс, контрольная работа (тест) |
Итого: 34 часа |
ТРЕБОВАНИЯ
В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен:
Знать/понимать:
-содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;
-роль экономики в жизни человека, общества и государства;
-содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;
-значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
-роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
-содержание и значение экологических норм;
Уметь:
-характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
-выделять основную мысль в тексте учебника;
-приводить примеры, связанные с различными видами правовых и экономических отношений;
-отстаивать свою точку зрения;
-решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
-выделять основную мысль в тексте учебника;
-приводить примеры, основанные на житейском опыте;
-характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;
-приводить примеры, связанные с различными видами отношений;
-решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Номер раздела |
Тема урока |
Тема урока, результаты урока |
||||||||
Планируемые результаты |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Дом. задание |
Кол-во |
дата |
дата |
примеч. |
|||||
Темы урока |
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
часов |
план |
факт |
корректировка |
||||
Вводный урок |
|||||||||||
1 |
1 |
Вводный урок |
Получат возможность научиться: как добиваться успехов в работе в классе и дома |
Познавательные: давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания |
Формирование мотивации к изучению обществознания |
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
стр.4-5 |
1 |
1 неделя Сентябрь |
||
Глава 1.(Раздел 1).Личность и общество. (6 часов) |
|||||||||||
2 |
1 |
Индивид, индивидуальность, личность. Биологическое и социальное в человеке Что делает человека человеком. Личность |
Научаться: выявлять природное и общественное в человеке. Получат возможность научиться: определять способность человека к творчеству |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры |
П.1 стр.12 в.1-5 – п |
1 |
2 неделя Сентябрь |
||
3 |
1 |
Взаимосвязь общества и природы Человек, общество и природа. |
Научаться: различать понятия ноосфера, биосфера. Получат возможность научиться определять место человека в мире природы. |
Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы |
П.2 стр.19 В.4 – п. |
1 |
3 неделя Сентябрь |
||
4 |
1 |
Общество как форма жизнедеятельности людей. Практическое занятие №1: этапы развития общества
|
Научаться: называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Получат возможность научиться определять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества. |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий |
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни |
П.3 стр.24-25 |
1 |
|||
5 |
1 |
Практическое занятие №2: Глобальные проблемы современности. Развитие общества. Социальные изменения. |
Научаться: характеризовать социальные изменения и их формы. Получат возможность научиться: определять термин «глобальные проблемы современности» |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно |
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем |
П.4 стр.32 в.3-5 п. |
1 |
4 неделя Сентябрь |
||
6 |
1 |
Социальная структура общества |
Научаться: определять основные понятия к главе «Личность и общество» |
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме |
П.13 стр.113 в.п. |
1 |
1 неделя Октябрь |
||
Тема 2.(Раздел 2.)Социальная сфера (4 часа) |
|||||||||||
7 |
2 |
Практическое занятие №3: основные роли членов семьи и подростков. Социальный статус личности |
Научаться: давать определение понятия культура. Получат возможность научиться: определять тенденции развития духовной культуры в современной России |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии |
П.14 стр.121 – в.п. |
1 |
2неделя Октябрь |
||
8 |
2 |
Нации и межнациональные отношения |
Научаться: характеризовать этнические группы. Межнациональные отношения. Получат возможность научиться: характеризовать взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе |
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности |
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения |
П.15 в.2-6 стр.129 -п. Найти видеоролики |
1 |
3 неделя январь |
||
9,10 |
2 |
Практическое занятие №4: Учимся жить в многонациональном обществе. Отклоняющееся поведение |
Научаться: определять термин отклоняющееся поведение. Получат возможность научиться: выявлять опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. |
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности |
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни |
П. 15,16 пересказ |
1 |
4 неделя январь |
||
Тема 3. (Раздел 3) Экономика, сфера духовной культуры (21 час)
|
|||||||||||
11 |
3 |
Экономика и ее роль в жизни общества |
Научаться: определять основные понятия к главе «Социальная сфера» |
Познавательные: овладевают целостными представлениями о категориях социальной сферы жизни человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме |
П. 17 пересказ, учить записи в тетрадях |
2 |
1 неделя февраль |
||
12 |
3 |
Главные вопросы экономики |
Научаться: определять функции и типы экономических систем. Получат возможность научиться: давать ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить |
Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия |
Оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. |
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах |
П.18 пересказ |
1 |
|
||
13 |
3 |
Собственность |
Научаться: определять термины собственность, формы собственности Получат возможность научиться: защищать свою собственность |
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности |
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности |
П.19 пересказ |
1 |
|
||
14 |
3 |
Рыночная экономика Практикум |
Научаться: определять термины спрос и предложение, рынок Получат возможность научиться: Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. |
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. |
§20 Вопросы и задания стр174-175 |
1 |
|
||
15 |
3 |
Производство- основа экономики |
Научаться: определять термины производство, товары и услуги, факторы производства, разделение труда и специализация. Получат возможность научиться: исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства |
Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. |
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности |
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. |
П.21 пересказ |
1 |
|
||
16 |
3 |
Практическое занятие №5: Предпринимательская деятельность |
Научаться: определять термины предпринимательство. основные организационно-правовые формы фирмы. Получат возможность научиться: оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания |
Описывать социально-экономические роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. |
П.22 пересказ |
1 |
|
||
17 |
3 |
Роль государства в экономике |
Научаться: определять термины государственный бюджет, налоги Получат возможность научиться: приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов |
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. |
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». |
П.23 пересказ |
1 |
|
||
18 |
3 |
Распределение доходов |
Научаться: определять термины распределение, неравенство доходов, перераспределение доходов. Получат возможность научиться: иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. |
Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания |
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. |
П.24 пересказ |
1 |
|
||
19 |
3 |
Потребление |
Научаться: определять термины семейное потребление, прожиточный минимум, страховые услуги Получат возможность научиться: характеризовать экономические основы защиты прав потребителя |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. |
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей |
§25 пересказ |
1 |
|
||
20 |
3 |
Инфляция и семейная экономика |
Научаться: определять термины семейная экономика, экономическое равновесие Получат возможность научиться: оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. |
П.26 пересказ |
1 |
|
||
21 |
3 |
Безработица, Бизнес. Торгловля. |
Научаться: определять термины занятость и безработица Получат возможность научиться: оценивать собственные возможности на рынке труда |
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности |
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. |
§27 Пересказ |
1 |
|
||
22,23,24 |
3 |
Практическое занятие №6
Защита практических работ
Итоговый урок по теме «Экономика».Проверочная работа |
Научаться: определять термины мировое хозяйство, международная торговля. Получат возможность научиться: объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других теор.знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. |
Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» |
Подготовиться к защите практических работ
Повторение тем
Не задано |
1 |
|
||
25 |
3 |
Сфера духовной культуры
Мораль
Долг и совесть
|
Научаться: определять термины культуры. Получат возможность научиться: объяснять и конкретизировать примерами . |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других теор.знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу
|
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания |
Описывать реальные связи в обществе
|
П.29 построение ИК
П.30 пересказ
Учить записи в тетрадях
|
||||
26, 27 |
3 |
Моральный выбор – это ответственность
Практическое занятие № 7: Учимся поступать морально |
Научаться: определять термины культуры. Получат возможность научиться: объяснять и конкретизировать примерами . |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других теор.знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания |
Учить записи в тетрадях
Повторение тем |
|||||
28-29
|
3 |
Образование
|
Научаться: характеризовать термин самообразование Получат возможность научиться: выявлять значимость образования в условиях информационного общества.
|
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию |
§10 Вопросы и задания стр85-86 |
||||
30-31 |
3 |
Практическая работа №8: Наука в современном обществе
Практическая работа №9: Религия как одна из форм культуры |
Научаться: определять основные понятия к главе «Сфера духовной культуры» |
Познавательные: овладевают целостными представлениями о категориях духовной культуры человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу
|
Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме |
П.35 пересказ, вопросы после параграфа 1,2 письменно П.36 пересказ, построить схему «Религия» |
||||
Итоговое повторение (4 часа) |
|||||||||||
32,33 |
Повторительно-обобщающий урок |
Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием используют речевые средства (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста |
П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения |
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. провести диагностику результатов обучения. |
Повторение тем |
|
||||
34,35 |
|
Контрольная работа |
Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием используют речевые средства (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста |
П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения |
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. провести диагностику результатов обучения . |
Не задано |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по обществознанию входят:
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
Библиографический список:
Школьные учебные пособия:
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика. 7 кл.- М.Просвещение, 2013.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.
4. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с.
5. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса.- М.2001.
6. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса.- М.2001.
7. Ларин А.Ю. Обществознание. Курс лекций: учебное пособие для школьников. – М., 2009. –395с.
8. Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с.
9. Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с.
10.Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В. Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с.
11.Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.