ЦЕЛИ УРОКА
рассмотреть понятие «общество», как развивающую систему, как системное строение;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Изучение нового материала
Системный подход к обществу.
Системное строение общества.
Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
Изменчивость и стабильность.
Вспомните. Чем характеризуется любая механическая система? В чем выражается целостность живых организмов? Каков смысл понятия «развитие» применительно к живой природе? В чём выражается развитие общества? Какова роль социальных революций в развитии общества?
1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность».
1. Имеют части механизма.
2. Эти части имеют значение только в рамках целого.
3. Все компоненты связаны друг с другом.
4.Целое больше, чем сумма его частей.
2. СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения. Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т. е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке).
1. Системный подход к обществу
Система – это целое, составленное из частей, совокупность.
Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.
Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.
Динамические системы позволяют изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.
1. Системный подход к обществу
1. Сложный характер. Имеет 4 подсистемы: материально-производственную, социальную, политическую, духовную. Общество предстаёт как совокупность систем, суперсистема.
2. Наличие разнокачественных элементов, как материальных, так и идеальных.
3. Основной элемент общества – это человек, поэтому социальные системы изменчивы, подвижны.
Человек – это универсальный элемент всех социальных систем.
Функции:
Адаптации;
Целедостижения;
Поддержания образца;
Интеграции.
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВА – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определённых норм, правил, стандартов поведения.
- институт семьи и брака;
- политические институты, особенно государство;
- экономические институты, в 1-ую очередь производство;
- институты образования, науки и культуры;
- институты религии.
2. Социальные институты
Важнейшие жизненные потребности | Основные виды деятельности | Главные социальные институты |
Потребность в воспроизводстве рода | Семейно-бытовая деятельность | Институт семьи и брака |
Потребность в безопасном и социальном порядке | Политическая, управленческая, государственная деятельность | Политические институты, особенно государство |
Потребность в средствах существования | Экономическая деятельность | Экономические институты, в 1-ую очередь производство |
Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров | Научная, воспитательная, образовательная деятельность | институты образования, науки и культуры |
Потребность в решении духовных проблем смысла жизни | Религиозная деятельность | институты религии |
4. ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
Идея эволюционного развития общества:
Постепенность изменений.
Преемственность в развитии различных сторон общества.
Традиции общества.
Необратимость развития.
(основоположник теории Чарльз Дарвин)
Идея революционного развития общества:
Социальные революции – «локомотивы истории».
Непримиримый классовый конфликт - имущих и неимущих
Свержение реакционного класса передовыми классами и взятие власти в свои руки.
Осуществление назревших перемен во всех сферах жизни общества.
(Основоположник теории Карл Маркс )
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.