Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала общ. проф.10.25-26. системное строение общ-ва.ppt

Системное строение общества (Общество как развивающая система)

Обществознание, профильный уровень

Урок 25-26

Д.З: § 10, ?? (с.106), задания (с.106-108)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА

рассмотреть понятие «общество», как развивающую систему, как системное строение;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Знать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Понятия, идеи

общество как система;
общественный институт;
сфера жизни общества;
система;
саморазвивающаяся система;
социальная революция

Изучение нового материала

Системный подход к обществу.
Системное строение общества.
Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
Изменчивость и стабильность.

Вспомните. Чем характеризуется любая механическая система? В чем выражается целостность живых организмов? Каков смысл понятия «развитие» применительно к живой природе? В чём выражается развитие общества? Какова роль социальных революций в развитии общества?

1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ

Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность».
1. Имеют части механизма.
2. Эти части имеют значение только в рамках целого.
3. Все компоненты связаны друг с другом.
4.Целое больше, чем сумма его частей.

ОБЩЕСТВО –СЛОЖНАЯ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

Естественное условие существования – природная среда.
В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими орудия труда.
Общество включает в себя множество компонентов.

2. СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения. Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т. е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке).

1. Системный подход к обществу

Система – это целое, составленное из частей, совокупность.
Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.
Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.
Динамические системы позволяют изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.

1. Системный подход к обществу

1. Сложный характер. Имеет 4 подсистемы: материально-производственную, социальную, политическую, духовную. Общество предстаёт как совокупность систем, суперсистема.
2. Наличие разнокачественных элементов, как материальных, так и идеальных.
3. Основной элемент общества – это человек, поэтому социальные системы изменчивы, подвижны.

Человек – это универсальный элемент всех социальных систем.
Функции:
Адаптации;
Целедостижения;
Поддержания образца;
Интеграции.

ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВА – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определённых норм, правил, стандартов поведения.

- институт семьи и брака;
- политические институты, особенно государство;
- экономические институты, в 1-ую очередь производство;
- институты образования, науки и культуры;
- институты религии.

2. Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Главные социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака

Потребность в безопасном и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты, особенно государство

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты, в 1-ую очередь производство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

институты образования, науки и культуры

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

институты религии

3. СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека

4. ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Идея эволюционного развития общества:
Постепенность изменений.
Преемственность в развитии различных сторон общества.
Традиции общества.
Необратимость развития.
(основоположник теории Чарльз Дарвин)

Идея революционного развития общества:
Социальные революции – «локомотивы истории».
Непримиримый классовый конфликт - имущих и неимущих
Свержение реакционного класса передовыми классами и взятие власти в свои руки.
Осуществление назревших перемен во всех сферах жизни общества.
(Основоположник теории Карл Маркс )