Смысл и направленность общественного развития/Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории/
Обществознание, профильный уровень
Урок 30-32
Д.З: § 13, ?? (с. 133-134),
задания (с. 134-136)
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
рассмотреть подходы к изучению истории и общества;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать подходы к изучению истории, смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
Понятия, идеи
цивилизация;
общественно-экономическая формация;
стадиальный подход к истории;
локально-цивилизационный подход к истории;
культурно-исторический тип;
творческое меньшинство;
базис;
надстройка.
Изучение нового материала
Понятие «цивилизация».
теория локальных цивилизаций.
Теория общественно-экономических формаций.
Теория постиндустриального общества.
Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
Вспомните. Что относится к историческим источникам? Каковы методы изучения истории? Какие цивилизации существовали в древности и в эпоху Средневековья? Чем характеризуется марксистский взгляд на историю? Почему общество называют развивающейся системой?
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер(1880 – 1936 гг.) Выдающийся немецкий философ и культуролог.
Основные труды: «Закат Европы», «Человек и техника», «Годы решений».
Арнольд Джозеф Тойнби(1889 —1975 гг.) Британский историк, автор двеннадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.
Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885 гг.) Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение)
«первичные цивилизации» не имеют ведущего начала (египетская, китайская, иранская и др.)
«одноосновные цивилизации» имеют одно выраженное начало (еврейская, греческая, римская и др.)
«двухосновные цивилизации» имеют два развитых начала (западноевропейская)
«объединительная цивилизация» развивает политические, культурные, экономические начала (славянская)
Цивилизация - наиболее творческий этап его развития
Типология по А. Тойнби
«первичные» цивилизации - неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие
«вторичные» цивилизации - возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования
«третичные» цивилизации - возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций
Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Возможна гибель . Выход: создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство».
Теория общественно-экономических формаций
Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс
Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций
коммунистическая
капиталистическая
феодализм
рабовладельческая
первобытная ступень
Переход - противоречие в способе производства
классовая борьба.
Простота и универсальность в объяснении процесса развития.
НО: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.
Карл Генрих Маркс
(1818 – 1883 гг.)
Фридрих Энгельс
(1820 – 1895 гг.)
Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл
общество
доиндустриальное
индустриальное
Постиндустриальное:
• выросла роль науки;
• услуги на первом месте;
• выросла роль государственного прогноза
Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».
Учение О. Тоффлера
«Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества.
«Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное.
«Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.
Элвин (Олвин) Тоффлер Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».
ч
Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте.
Уолт Уитмен Ростоу (1916 – 2003) Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).
Общее в формационном и цивилизационном подходах:
• выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества;
• обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;
• эти переходы носят характер революционных изменений.
Различия:
• главные фазы, которые проходят в своем развитии люди;
• роль духовных факторов.
Словарь урока
Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации.
Локально-цивилизационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации.
Базис - определенная система общественных отношений.
Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания.
Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.
1) Каковы основные значения понятия «история»?
2) В чём состоят трудности постижения прошлого?
3) Что понимал под культурно-историческим типом Н. Данилевский?
4) Как определяет цивилизацию А. Тойнби? Какие факторы, по его мнению, влияют на цивилизационное развитие?
5) Почему подход к истории, разработанный А. Тойнби, Н. Данилевским, получил название «локально-цивилизационный»? В чём преимущества и недостатки этого подхода?
6) Раскройте основные положения марксистского учения об общественно-экономических формациях.
7) Каковы сильные и слабые стороны формационного подхода?
8) Сравните стадиальный подход к истории Д. Белла, О. Тоффлера, У. Ростоу. Что, на ваш взгляд, каждый из исследователей кладет в основу выделения основных фаз исторического развития?
9) В чём состоят наиболее существенные различия двух направлений стадиального подхода к истории?
Проверь себя
Тойнби А. Острые проблемы современной цивилизации.
Ложная концепция «единства истории» на базе западного общества имеет ещё одну неверную посылку – представления о прямолинейности развития.
Это не что иное, как простейший образ волшебного бобового стебелька из сказки, который пробил землю и растет вверх, не давая отростков и не ломаясь под тяжестью собственного веса, пока не ударится головой о небосвод. В начале нашего труда была предпринята попытка применить понятие эволюции к человеческой истории. Было показано, как представители одного и того же вида обществ, оказавшись в одинаковых условиях, совершенно по-разному реагируют на испытания - так называемый вызов истории. Одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят вызову, что выходят не только не ослабленными, но даже создав более благоприятные условия для преодоления грядущих испытаний; есть и такие, что следуют за первопроходцами, как овцы следуют за своим вожаком. Такая концепция развития представляется нам более приемлемой, чем старомодный образ бобового ростка, и мы в нашем исследовании будем исходить именно из неё.
Деление истории на «древнюю» и «современную» фиксирует переход от эллинской истории к западной, тогда как деление на «средневековую» и «современную» относится к переходу от одной главы западной истории к другой. Не преследуя отдаленных целей, отметим пока, что конвенциональная формула «древняя + средневековая +новая» история не только неадекватна, но и неправильна.
Ясперс К. История открыта в прошлое и будущее
Исторический процесс – это беспрерывное преобразование условий, знания, содержания в их непосредственном явлении, но такое преобразование, при котором возможно и необходимо отношение всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация ...
История открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны.
Теория постиндустриального общества (теория У. Ростоу «Стадии роста» )
Теорию стадий развития экономики Ростоу изложил в своей самой знаменитой книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест». Противопоставлял коммунистической теории ОЭФ и капиталистической концепции индустриализации (модернизации). Ростоу выделял пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.
Маркс исходил из следующей установки: если человечество закономерно поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «общественно-экономические формации».
По определению Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками».
Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями.
Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения /надстройка/, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.).
Таким образом, специфическая общественно-экономическая формация – это все многообразие жизни общества на исторически определенном этапе его развития.
Теория общественно-экономических формацийК. Маркс, Ф. Энгельс
Словарь урока
Цивилизация — (лат. civilis — гражданский, государственный) — совокупность своеобразных проявлений материальной, социальной и духовной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе их развития.
Являясь одной из категорий современной исторической науки и культурологии, понятие «цивилизация» выходит за пределы географических и национальных границ.
Любая из цивилизаций представляет собой сочетание специфических социально-экономических отношений и культурных, нравственных основ общества.
Каждой цивилизации присущи определенные общественно значимые ценности, уникальное восприятие окружающего мира, исторически сложившийся образ жизни. Эти принципы объединяют людей одной цивилизации, обеспечивают ее самобытность на протяжении всей её истории.
Общественно-историческая формация — согласно марксисткой концепции исторического процесса, определенная стадия развития общества.
Она определяется исторически соответствующим способом производства, который образован взаимосвязью производительных сил (люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками, а также средства производства, т. е. предметы и орудия труда) и производственных отношений (отношения, в которые вступают люди в процессе совместной трудовой деятельности), которые зависят от того, в чьей собственности находятся основные средства производства.
История общества, в соответствии с этой концепцией, представляет собой процесс развития сменяющих друг друга формаций.
Словарь урока
Ценности — характеристика определенных идей, принципов, явлений, предметов и их свойств, с точки зрения их значения для человека и общества. Положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, в круг потребностей, интересов, социальных отношений. Ценностями окружающий мир наделяет человеческое сознание, рассматривающее их с точки зрения человеческого блага. Общепризнанными ценностями являются добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, человеческая жизнь, свобода, родина, семья и т.д. По содержанию все многообразие ценностей условно можно разделить на вещные (приятное, полезное, пригодное), логические (истина), этические (добро), эстетические (прекрасное). Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни. Они не просто помогают ее описывать, но выносят оценку, одобряют или осуждают какие-либо действия и явления. Миру ценностей присуще разнообразие: у отдельного человека, какой-либо социальной группы или народа они имеют свои специфические черты. Но вместе с этим, в процессе истории складывается единый комплекс общечеловеческих ценностей, которые являются универсальными, способствующими объединению человечества.
Словарь урока
Стадиальный подход к истории — рассмотрение истории как бесконечного процесса единого рода человеческого. Это движение осуществляется в некотором общем направлении с прохождением определенных периодов — стадий.
Типичный пример — членение истории, схема «древний мир — средние века — новое время».
Словарь урока
Цивилизационный подход к изучению истории (теория «локальных цивилизаций») — является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода. 1. Понятие «цивилизация» совпадает с индустриальной стадией развития.2. Вместо понятия «цивилизация» вводится понятие «культурно-исторический тип». 3. Понятие «цивилизация» является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества — это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом («вызов»). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти «ответ» на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя.
Словарь урока
Вл. Соловьёв. Восток и Запад
Через всю жизнь человечества проходит великий спор Востока и Запада, ещё Геродот относит его начало ко временам полуисторическим: первые проявления всемирной борьбы между Европой и Азией он указывает в событиях баснословных – в похищении финикиянами женщин из Аргоса и в похищении Елены из Лакедемона сыном троянского Приама.
От такой древности этот спор достиг до наших дней, и доселе он глубоко разделяет человечество и лишает его правильной жизни.
Соловьев Владимир Сергеевич (16.01.1853-31.07.1900), русский философ и публицист.
Шпенглер О. Закат Европы
Гибель Запада, рассмотренная таким образом, означает не больше и не меньше как проблему цивилизации. Здесь налицо один из основных вопросов всякой истории более преклонного возраста. Что такое цивилизация, понятая как органически-логическое следствие, как завершение и исход культуры?
Ибо у каждой культуры есть своя собственная цивилизация. Впервые эти оба слова, обозначавшие до сих пор смутное различие этического порядка, понимаются здесь в периодическом смысле, как выражение строгой и необходимой органической последовательности. Цивилизация – неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они – завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, за деревней и душевным детством, засвидетельствованным дорикой и готикой, как умственная старость и каменный, окаменяющий мировой город. Они – конец, без права обжалования, но они же в силу внутренней необходимости всегда оказывались реальностью.
...Чистая цивилизация, как исторический процесс, состоит в постепенной выемке (Abbau) ставших неорганическими и отмерших форм.
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - немецкий философ, историк
Переход от культуры к цивилизации происходит в античности в IV веке, на Западе – в XIX веке. С этого рубежа великие духовные решения приходятся уже не на «весь мир», как это было ко времени орфического движения и Реформации, где на счету оказывалась каждая деревня, а на три или четыре мировых города, которые всосали в себя все содержание истории и по отношению к которым совокупный ландшафт культуры опускается до ранга провинции, только и занятой тем, чтобы питать мировые города остатками своей высшей человечности. Мировой город и провинция – этими основными понятиями каждой цивилизации очерчивается совершенно новая проблема формы истории, которую мы, нынешние люди, как раз переживаем, не имея даже отдаленного понятия обо всех ее возможных последствиях. Вместо мира – город, некая точка, в которой сосредоточивается вся жизнь далеких стран, между тем как оставшаяся часть отсыхает; вместо являющего многообразие форм, сросшегося с землею народа – новый кочевник, паразит, обитатель большого города, чистый, оторванный от традиций, возникающий в бесформенно флюктуирующей массе человек фактов, иррелигиозный, интеллигентный, бесплодный, исполненный глубокой антипатии к крестьянству (и к его высшей форме – поместному дворянству), следовательно, чудовищный шаг к неорганическому, к концу, – что это значит? Франция и Англия сделали уже этот шаг, Германия собирается его сделать. Следом за Сиракузами, Александрией идет Рим. Следом за Мадридом, Парижем, Лондоном идут Берлин и Нью-Йорк. Стать провинцией – такова судьба целых стран, расположенных вне радиуса излучения одного из этих городов, как некогда Крит и Македония, а сегодня – скандинавский Север.
Шпенглер О. Закат Европы
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.