ЦЕЛИ УРОКА
способствовать формированию понимания прогресса и регресс в развитии общества;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса.
Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.
Понятия, идеи
общественный прогресс;
регресс;
критерии прогресса;
многовариантность общественного развития;
историческая альтернатива;
критерий прогресса
Изучение нового материала
Прогресс и регресс.
Противоречивость прогресса.
Критерии прогресса.
Многообразие путей и форм общественного развития.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Вспомните. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?
«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»
Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».
Пути общественного развития
ПРОГРЕСС
революция
эволюция
Эволюция:
Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.
Революция
Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
Плакат времён Великой октябрьской
Социалистической революции
– это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.
Реформы
Основные противоречия прогресса:
Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА
=> Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.
А. Кондорсе (критерий прогресса - развитие разума).
А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья).
Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству).
Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).
Критерии прогресса. Философы
Критерии общественного прогресса.
До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума.
И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
Современная обществоведческая мысль - качество жизни.
МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.
Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.
Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор
МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
1) Что означает слово «прогресс»?
2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?
3) В чём заключается противоречивость общественного прогресса?
4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чём состоит их ограниченность?
5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чём его преимущества?
6) Почему пути и формы общественного развития многообразны?
7) В чём смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?
Проверь себя
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.