Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала общ. проф.10.38-40. свобода и необходимость в деятельности человека.ppt

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА /Свобода в деятельности человека/

Обществознание, профильный уровень

Урок 38-40

Д.З: § 16, ?? (с.163), задания (с.163-165),
повторить § 7-16 по ?? (с.166-168)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА

способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Знать: роль свободы и необходимость в человеческой деятельности, соотносить понятия «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора
Уметь: участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Понятия, идеи

свобода;
свобода выбора;
необходимость;
ответственность;
свободное общество;
деиндивидуализация;
предопределение

Изучение нового материала

Почему невозможна абсолютная свобода.
Свобода как познанная необходимость.
Свобода и ответственность.
«Свобода от» или «свобода для».
Что такое свободное общество.

Вспомните. В чём выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?

Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков

СВОБОДА

Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории

Для человека
родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать к роду, племени, быть своим

Для человека индустриального общества свобода носит юридический и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания

В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования

Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности

Фатализм
Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор

Свобода и ответственность личности

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Абсолютно свободным человек быть не может

В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен

Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами

Свобода человека во всех её проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях

Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)
Равные права - ст. 2, 19;
Право на жизнь и свободу - ст. 3, 20, 22;
Свобода передвижения - ст. 13, 27;
Свобода мысли, совести и рели­гии - ст. 18, 28, 29;
Владение имуществом - ст. 17, 35

Выбор

Природная необходимость

Право, мораль, обычаи

Особенности восприятия мира

Общественные
условия

Выбор зависит от собственных побуждений?

Мини-проект

Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества.

При необходимости вы можете использовать материал 4 пункта § 16

Результаты работы оформите в виде коллажа (можно использовать вырезки из журналов и газет)

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора?
3) Как свобода трактуется в христианском вероучении?
4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.
5) В чем выражается общественная необходимость?
6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?
7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество».
8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе.
9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Проверь себя

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Тесты

1. Свобода - это:
а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования;
б) ничем не стесняемый личный выбор человека;
в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.

2. Фатализм - это позиция, в соответствии с которой:
а) свобода есть осознанная необходимость;
б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения;
в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого
члена общества ограничены.

3. Волюнтаризм представляет собой:
а) ничем не ограниченную свободу воли индивида;
б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием;
г) постоянное расширение свободы человека.

Тесты

4. Что из перечисленного характеризует общество как систему:       1) тысячелетняя история существования;       2) взаимосвязь сфер общественной жизни;       3) изменчивость форм;       4) непредсказуемость будущих состояний?

Тесты

5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных:       1) действие механизмов наследственности;       2) работа органов чувств;       3) видовая специализация;       4) членораздельная речь?

Тесты

6. Исключите лишнее из списка.       Только человеку свойственно(ы):       1) прямохождение;       2) нравственные чувства;       3) членораздельная речь;       4) использование орудий.

Тесты

7. Переход к индустриальному обществу характеризуется:       1) промышленным переворотом;       2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг;       3) появлением новых информационных технологий;       4) уменьшением социальной мобильности.

Тесты

8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?       А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.       Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.       1) Верно только А;       2) верно только Б;       3) верны оба суждения;       4) оба суждения неверны.

Тесты

9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям:
1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;
2) роль народных масс;
3) прогнозируемость последствий.

Темы для домашнего эссе

• Свобода - это воля к личной ответственности (Ф. Ницше).
• Свобода - это право не лгать (А. Камю).
• Свобода начинается с иронии (В. Гюго).
• Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу).
• Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н.А. Бердяев).
• Свобода - великий призыв, звуки которого несутся по всему миру (А. Грюн).
• Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).

Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.