Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
Оценка 5

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
обществознание
10 кл
05.01.2017
общ. проф.10.38-40. свобода и необходимость в деятельности человека.ppt

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА /Свобода в деятельности человека/

Обществознание, профильный уровень

Урок 38-40

Д.З: § 16, ?? (с.163), задания (с.163-165),
повторить § 7-16 по ?? (с.166-168)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по…

ЦЕЛИ УРОКА способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по…

ЦЕЛИ УРОКА

способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Знать: роль свободы и необходимость в человеческой деятельности, соотносить понятия «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора
Уметь: участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Понятия, идеи свобода; свобода выбора; необходимость; ответственность; свободное общество; деиндивидуализация; предопределение

Понятия, идеи свобода; свобода выбора; необходимость; ответственность; свободное общество; деиндивидуализация; предопределение

Понятия, идеи

свобода;
свобода выбора;
необходимость;
ответственность;
свободное общество;
деиндивидуализация;
предопределение

Изучение нового материала Почему невозможна абсолютная свобода

Изучение нового материала Почему невозможна абсолютная свобода

Изучение нового материала

Почему невозможна абсолютная свобода.
Свобода как познанная необходимость.
Свобода и ответственность.
«Свобода от» или «свобода для».
Что такое свободное общество.

Вспомните. В чём выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?

Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков

Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков

Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков

СВОБОДА

Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории

Для человека
родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать к роду, племени, быть своим

Для человека индустриального общества свобода носит юридический и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания

В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью

В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью

В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования

Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности

Фатализм
Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор

Свобода и ответственность личности

Свобода и ответственность личности

Свобода и ответственность личности

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора)

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора)

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор

Свобода есть там, где есть выбор

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Абсолютно свободным человек быть не может

Абсолютно свободным человек быть не может

Абсолютно свободным человек быть не может

В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен

Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами

Свобода человека во всех её проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях

Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)
Равные права - ст. 2, 19;
Право на жизнь и свободу - ст. 3, 20, 22;
Свобода передвижения - ст. 13, 27;
Свобода мысли, совести и рели­гии - ст. 18, 28, 29;
Владение имуществом - ст. 17, 35

Выбор Природная необходимость

Выбор Природная необходимость

Выбор

Природная необходимость

Право, мораль, обычаи

Особенности восприятия мира

Общественные
условия

Выбор зависит от собственных побуждений?

Мини-проект Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества

Мини-проект Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества

Мини-проект

Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества.

При необходимости вы можете использовать материал 4 пункта § 16

Результаты работы оформите в виде коллажа (можно использовать вырезки из журналов и газет)

Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в

Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора?
3) Как свобода трактуется в христианском вероучении?
4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.
5) В чем выражается общественная необходимость?
6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?
7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество».
8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе.
9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Проверь себя

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Тесты 1. Свобода - это: а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования; б) ничем не стесняемый…

Тесты 1. Свобода - это: а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования; б) ничем не стесняемый…

Тесты

1. Свобода - это:
а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования;
б) ничем не стесняемый личный выбор человека;
в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.

Фатализм - это позиция, в соответствии с которой: а) свобода есть осознанная необходимость; б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения; в) свобода…

Фатализм - это позиция, в соответствии с которой: а) свобода есть осознанная необходимость; б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения; в) свобода…

2. Фатализм - это позиция, в соответствии с которой:
а) свобода есть осознанная необходимость;
б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения;
в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого
члена общества ограничены.

Волюнтаризм представляет собой: а) ничем не ограниченную свободу воли индивида; б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и…

Волюнтаризм представляет собой: а) ничем не ограниченную свободу воли индивида; б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и…

3. Волюнтаризм представляет собой:
а) ничем не ограниченную свободу воли индивида;
б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием;
г) постоянное расширение свободы человека.

Тесты 4. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний?

Тесты 4. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний?

Тесты

4. Что из перечисленного характеризует общество как систему:       1) тысячелетняя история существования;       2) взаимосвязь сфер общественной жизни;       3) изменчивость форм;       4) непредсказуемость будущих состояний?

Тесты 5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная…

Тесты 5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная…

Тесты

5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных:       1) действие механизмов наследственности;       2) работа органов чувств;       3) видовая специализация;       4) членораздельная речь?

Тесты 6. Исключите лишнее из списка

Тесты 6. Исключите лишнее из списка

Тесты

6. Исключите лишнее из списка.       Только человеку свойственно(ы):       1) прямохождение;       2) нравственные чувства;       3) членораздельная речь;       4) использование орудий.

Тесты 7. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной…

Тесты 7. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной…

Тесты

7. Переход к индустриальному обществу характеризуется:       1) промышленным переворотом;       2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг;       3) появлением новых информационных технологий;       4) уменьшением социальной мобильности.

Тесты 8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

Тесты 8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

Тесты

8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?       А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.       Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.       1) Верно только А;       2) верно только Б;       3) верны оба суждения;       4) оба суждения неверны.

Тесты 9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям: 1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;…

Тесты 9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям: 1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;…

Тесты

9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям:
1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;
2) роль народных масс;
3) прогнозируемость последствий.

Темы для домашнего эссе • Свобода - это воля к личной ответственности (Ф

Темы для домашнего эссе • Свобода - это воля к личной ответственности (Ф

Темы для домашнего эссе

• Свобода - это воля к личной ответственности (Ф. Ницше).
• Свобода - это право не лгать (А. Камю).
• Свобода начинается с иронии (В. Гюго).
• Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу).
• Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н.А. Бердяев).
• Свобода - великий призыв, звуки которого несутся по всему миру (А. Грюн).
• Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.

Скачать файл