ЦЕЛИ УРОКА
способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать: роль свободы и необходимость в человеческой деятельности, соотносить понятия «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора
Уметь: участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Изучение нового материала
Почему невозможна абсолютная свобода.
Свобода как познанная необходимость.
Свобода и ответственность.
«Свобода от» или «свобода для».
Что такое свободное общество.
Вспомните. В чём выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?
Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков
СВОБОДА
Проблема свободы связанасо спецификой человеческой истории
Для человека
родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать к роду, племени, быть своим
Для человека индустриального общества свобода носит юридический и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания
В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью
Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования
Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности
Фатализм
Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания
Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами
Свобода человека во всех её проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях
Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)
Равные права - ст. 2, 19;
Право на жизнь и свободу - ст. 3, 20, 22;
Свобода передвижения - ст. 13, 27;
Свобода мысли, совести и религии - ст. 18, 28, 29;
Владение имуществом - ст. 17, 35
Мини-проект
Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества.
При необходимости вы можете использовать материал 4 пункта § 16
Результаты работы оформите в виде коллажа (можно использовать вырезки из журналов и газет)
1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора?
3) Как свобода трактуется в христианском вероучении?
4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.
5) В чем выражается общественная необходимость?
6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?
7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество».
8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе.
9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?
Проверь себя
Тесты
1. Свобода - это:
а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования;
б) ничем не стесняемый личный выбор человека;
в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.
2. Фатализм - это позиция, в соответствии с которой:
а) свобода есть осознанная необходимость;
б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения;
в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого
члена общества ограничены.
3. Волюнтаризм представляет собой:
а) ничем не ограниченную свободу воли индивида;
б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием;
г) постоянное расширение свободы человека.
Тесты
4. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний?
Тесты
5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная речь?
Тесты
7. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной мобильности.
Тесты
8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы. Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Тесты
9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям:
1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;
2) роль народных масс;
3) прогнозируемость последствий.
Темы для домашнего эссе
• Свобода - это воля к личной ответственности (Ф. Ницше).
• Свобода - это право не лгать (А. Камю).
• Свобода начинается с иронии (В. Гюго).
• Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу).
• Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н.А. Бердяев).
• Свобода - великий призыв, звуки которого несутся по всему миру (А. Грюн).
• Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.