Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
Оценка 5

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
обществознание
10 кл
05.01.2017
Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
общ. проф.10.44-46.деят-ть в сфере дух.культуры.ppt

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ /Содержание и формы духовной деятельности/

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ /Содержание и формы духовной деятельности/

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ /Содержание и формы духовной деятельности/

Обществознание, 10 класс,
профильный уровень

Урок 44-46

Д.З: § 18, ?? (с.186-187),
задания (с.187-192)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА содействовать формированию представлений о деятельности в сфере духовной культуры; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать,…

ЦЕЛИ УРОКА содействовать формированию представлений о деятельности в сфере духовной культуры; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать,…

ЦЕЛИ УРОКА

содействовать формированию представлений о деятельности в сфере духовной культуры;

развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

воспитывать нравственные качества личности через осознание значимости духовной деятельности;

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Знать: деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.
Уметь: осуществлять поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Понятия, идеи деятельность; духовная деятельность; духовный мир; духовное самоопределение личности; аксиология; духовные ценности; специализированная и неспециализированная духовная деятельность; духовное самоопределение личности; опредмечивание ценностей; распредмечивание ценностей;…

Понятия, идеи деятельность; духовная деятельность; духовный мир; духовное самоопределение личности; аксиология; духовные ценности; специализированная и неспециализированная духовная деятельность; духовное самоопределение личности; опредмечивание ценностей; распредмечивание ценностей;…

Понятия, идеи

деятельность;
духовная деятельность;
духовный мир;
духовное самоопределение личности;
аксиология;
духовные ценности;
специализированная и неспециализированная духовная деятельность;
духовное самоопределение личности;
опредмечивание ценностей;
распредмечивание ценностей;
секуляризация;
знак;
символ.

Изучение нового материала Создание, сохранение и распространение духовных ценностей

Изучение нового материала Создание, сохранение и распространение духовных ценностей

Изучение нового материала

Создание, сохранение и распространение духовных ценностей.
Освоение ценностей духовной культуры.

Вспомните. Какова структура любой деятельности? Что относят к духовной культуре общества? Как связаны духовная и материальная культура?

Школьный философский словарь»

Школьный философский словарь»

«Школьный философский словарь»

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.
Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.
Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счёте на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а её продукты — духовными ценностями.

Отличительные признаки духовных явлений

Отличительные признаки духовных явлений

Отличительные признаки духовных явлений

Идеальность
Общественный характер духовных ценностей
Содержание духовных ценностей является объективным
В процессе создания ценностей специфическую роль играют
знаки и символы.

Аксиология - философская наука о ценностях

Аксиология - философская наука о ценностях

Аксиология - философская наука о ценностях.

Секуляризация - относительное уменьшение влияния религии.

Специализированная духовная деятельность - сфера деятельности, которая требует обладания обширными специальными знаниями и навыками.

Духовные ценности - продукты духовной деятельности.

Неспециализированная духовная деятельность - чтобы быть причастным к данной сфере деятельности, необязательно иметь
специальное образование.

«Школьный философский словарь»

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности.
Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних.
Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека.

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих вещей

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих вещей

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих вещей.

Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т. е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.

ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ

ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ

ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИХ ИДЕАЛЬНОСТИ.

Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания.

Древнегреческий философ Платон:
учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних.

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т

Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию.

Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды.
Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.

Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.

Духовная сфера современного общества

Духовная сфера современного общества

Духовная сфера современного общества.

Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями: мода и реклама, средства массовой информации, Интернет.
В XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.

Ф. Ницше и его последователи-нигилисты (от лат

Ф. Ницше и его последователи-нигилисты (от лат

содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.
(Ф. Ницше и его последователи-нигилисты (от лат. слова nihil, что значит «отрицаю») выступили с тезисом об относительности всех духовных ценностей).

Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем.

Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества

Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества

основные исторические формы духовной деятельности

религия
мораль
искусство
наука
философия
право
политическая
идеология

Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества.
Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПОДОБНЫХ ПОПЫТОК

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПОДОБНЫХ ПОПЫТОК

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПОДОБНЫХ ПОПЫТОК.

Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других — любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой.
В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса истории, когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.

основные исторические формы духовной деятельности

Виды духовной деятельности специализированная духовная деятельность

Виды духовной деятельности специализированная духовная деятельность

Виды духовной деятельности

специализированная духовная деятельность.

развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п.

неспециализированная духовная деятельность

вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность.

Человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной.

Дайте определение понятию «духовная деятельность»

Дайте определение понятию «духовная деятельность»

1) Дайте определение понятию «духовная деятельность».
2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности?
3) Раскройте суть процессов опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности.
4) В чём выражается общественный характер духовных ценностей?
5) Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой вывод обоснуйте.
6) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей.
7) Что относится к специализированной духовной деятельности?
8) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность?
9) Какова роль духовных ценностей в жизни человека?

Проверь себя

Гуманизм - это: а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности; б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее; в) сентиментальность; г) особый…

Гуманизм - это: а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности; б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее; в) сентиментальность; г) особый…

1. Гуманизм - это:
а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;
б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;
в) сентиментальность;
г) особый вид деятельности.
2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:
а) нравственность;
б) культура;
в) общечеловеческие ценности;
г) общественное сознание.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это: а) философия; б) мировоззрение; в) наука; г) социология

Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это: а) философия; б) мировоззрение; в) наука; г) социология

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:
а) философия;
б) мировоззрение;
в) наука;
г) социология.
4. В наиболее полном виде мораль - это:
а) выводы, которые человек делает на основании анализа
своего поведения;
б) наука о правилах хорошего тона;
в) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;
г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами: а) искусства; б) науки; в) морали; г) права

Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами: а) искусства; б) науки; в) морали; г) права

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:
а) искусства;
б) науки;
в) морали;
г) права.

6. К морали в отличие от права относятся:
а) любой закон;
б) Конституция государства;
в) устав общественной организации;
г) определенные принципы, нормы поведения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Мораль в отличие от права: а) опирается исключительно на поддержку общества; б) содержит нормы поведения людей; в) возникает на основе исторического опыта людей; г) находится…

Мораль в отличие от права: а) опирается исключительно на поддержку общества; б) содержит нормы поведения людей; в) возникает на основе исторического опыта людей; г) находится…

7. Мораль в отличие от права:
а) опирается исключительно на поддержку общества;
б) содержит нормы поведения людей;
в) возникает на основе исторического опыта людей;
г) находится в развитии.

8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?
а) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б) сделать вид, что тебя это не касается;
в) выразить соболезнование тому, кого обидели;
г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку

Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?
а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба:
б) сделать вид, что ничего не произошло;
в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;
г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).

10. Критерии духовности человека:
а) активная жизненная позиция;
б) обладание высшим образованием;
в) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Мировоззрение в жизни человека - это: а) ориентир для его деятельности; б) укрепление его жизненного опыта; в) связь с религией и наукой

Мировоззрение в жизни человека - это: а) ориентир для его деятельности; б) укрепление его жизненного опыта; в) связь с религией и наукой

11. Мировоззрение в жизни человека - это:
а) ориентир для его деятельности;
б) укрепление его жизненного опыта;
в) связь с религией и наукой.

12. Уровень развития духовной культуры измеряется:
а) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;
б) качеством духовной продукции;
в) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;
г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Мировоззрение человека зависит от: а) исторических условий; б) жизненного опыта; в) от уровня образования; г) внутренней культуры

Мировоззрение человека зависит от: а) исторических условий; б) жизненного опыта; в) от уровня образования; г) внутренней культуры

13. Мировоззрение человека зависит от:
а) исторических условий;
б) жизненного опыта;
в) от уровня образования;
г) внутренней культуры.

14. Моральные качества человека:
а) заложены от рождения;
б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;
в) формируются обществом целенаправленно.
15. Культура в широком смысле - это:
а) все виды преобразовательной деятельности;
б) все, что связано с искусством;
в) производство духовных ценностей;
г) образованность человека.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

К продуктам материальной культуры не относятся: а) небоскреб; б) музыка; в) автомобиль; г) телевизор

К продуктам материальной культуры не относятся: а) небоскреб; б) музыка; в) автомобиль; г) телевизор

16. К продуктам материальной культуры не относятся:
а) небоскреб; б) музыка;
в) автомобиль; г) телевизор.
17. К духовным ценностям относится:
а) микроскоп; б) компьютер;
в) научное открытие; г) видеокассеты.
18. Верно ли суждение?
А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.
Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны.

Тест. Деятельность в сфере духовной культуры

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Обществознание. Профильный уровень

Обществознание. Профильный уровень

источники

Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
Павлова Анеля Васильевна, учитель истории МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочек.
Матвеева С.В., учитель истории

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017