ЦЕЛИ УРОКА
содействовать формированию представлений о деятельности в сфере духовной культуры;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
воспитывать нравственные качества личности через осознание значимости духовной деятельности;
Универсальные учебные действия
Знать: сущность и особенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства;
уметь: осуществлять поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, выступать публично
Изучение нового материала
Социология труда.
Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Вспомните. Какую роль играл труд в эволюции человечества? В чём заключаются трудовые правоотношения? Чем квалифицированный труд отличается от неквалифицированного? Что такое профессионализм работника?
Трудовая деятельность
точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления;
психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности;
правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда;
социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда;
философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания.
ФИЛОСОФИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
ЭКОНОМИКА
Труд как вид человеческой деятельности
1. Планомерная сознательная
деятельность с целью
переработки природных
ресурсов в предметы
потребления
2. Изучение проблем,
связанных с правовым
положением работников,
оформление трудовых
отношений, охрана труда
4. Относительно жестко
фиксированный во времени
и пространстве
целесообразный ряд
операций и функций,
совершаемых людьми
5. Процесс создания людьми
условий и средств существования,
в которых воплощаются человеческие
силы, умения, знания
3. Изучение психики и
отличительных черт
личности работников,
трудовые установки и
мотивы поведения
Характерные свойства трудовой деятельности
1. Набор трудовых операций.
2. Набор соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности (квалификация, профессионализм).
3. Материально-технические условия труда.
4. Способ организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.
5. Структура организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.
Квалификационные требования к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием
1. СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ И УМЕНИЕ
СВОБОДНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЯЗЫКОМ ИНФОРМАТИКИ
2. УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ СТАТИСТИЧЕСКУЮ И
ГРАФИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, МЫСЛИТЬ ЛОГИЧЕСКИ,
ГИБКО И БЫСТРО
3. ЗНАНИЕ НЕКОТОРЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ДИСЦИПЛИН (МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, ПРОГРАМИРОВАНИЯ)
В ОБЪЕМЕ БОЛЬШЕМ, ЧЕМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
4. СПОСОБНОСТЬ НЕПРЕРЫВНО В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ ОБНОВЛЯТЬ И
ПОПОЛНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ
Социально-трудовые отношения:
В процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками, с одной стороны, и работодателями (владельцами предприятий, организаций или их представителями) — с другой.
Понятие социального партнерства:
социальное партнерство — это определенный тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом, основой которого является достижение согласия по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
— это система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве.
Словарь:
Социальное партнерство
– определенный тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом, основой которого является достижение согласия по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
- система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве.
НАЛИЧИЕ МЕХАНИЗМОВ И ПРАВОВЫХ
ИНСТИТУТОВ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ
ПАРТНЕРОВ НА РАЗНОМ УРОВНЕ
СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПАРТНЕРОВ НА
ВЫСШЕМ УРОВНЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛОМ
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ И СМЯГЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ
КОНФЛИКТОВ В ФОРМЕ
ЗАБАСТОВОК И ЛОКАУТОВ
Взаимная согласованность, учёт интересов
различных социальных групп – необходимое
условие развития экономики, формирования
гражданского общества, сильного государства
Какие аспекты труда изучает социология?
Что входит в понятие культуры труда?
Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору производства?
Что такое социальное партнерство?
Как происходит становление социального партнерства в России?
Проверь себя
1. Напишите небольшое рассуждение (10 – 12 предложений), руководствуясь вопросами, содержащимися в конце текста. «Всё то, чего коснётся трудолюбивый человек, приобретает нечто человеческое» (С. Маршак)
1.1. Согласны ли вы с мнением автора?
1.2. Приведите аргументы, примеры доказывающие (опровергающие) эту мысль.
1.3. Что (по вашему мнению) хотел сказать автор?
1.4. С какими основными проблемами темы «Трудовая деятельность» связано это высказывание?
Практическая работа. Трудовая деятельность
1. Напишите небольшое рассуждение (10 – 12 предложений), руководствуясь вопросами, содержащимися в конце текста. «В древности богатейшими странами были те, природа которых была более обильна; сейчас богатейшие страны те, в которых человек много трудится» Г. Бокль
1.1. Согласны ли вы с мнением автора?
1.2. Приведите аргументы, примеры доказывающие (опровергающие) эту мысль.
1.3. Что (по вашему мнению) хотел сказать автор?
1.4. С какими основными проблемами темы «Трудовая деятельность» связано это высказывание?
Вариант I
Вариант II
2. Составьте 5 – 6 тезисов (выводов) по теме «Трудовая деятельность». Пример: Трудовая деятельность включает в себя материальное и духовное производство.
3. Сформулируйте три проблемных вопроса по теме «Трудовая деятельность». Пример: Какой труд умственный или физический больше способствует совершенствованию человека?
Отвечать на вопросы не нужно.
Практическая работа. Трудовая деятельность
2. Составьте 5 – 6 тезисов (выводов) по теме «Современный работник». Пример: Современный работник – высококвалифицированный специалист.
3. Сформулируйте три проблемных вопроса по теме «Современный работник». Пример: Какой нам нужен современный работник?
Отвечать на вопросы не нужно.
Вариант I
Вариант II
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.