Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала общ. проф.10.56-57. истина и её критерии.ppt

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Обществознание, профильный уровень

Урок 56-57

Д.З: § 22, ?? (с.234),
задания (с.234-236)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА

содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Понятия, идеи

эмпиризм;
рационализм;
объективная истина;
абсолютная истина;
относительная истина;
критерий;
практика;
научное познание;
эмпирики;
рационалисты;
конвенционалисты;
практики

Изучение нового материала

Понятие научной истины.
Относительность истины.
Истина и заблуждение.

Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?

Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
(В.С.Соловьев, русский философ)

- Какое знание следует считать истинным? - В какой мере оно доступно познающему человеку? -Какими способами достигается?

«истина есть тождество вещи и представления»

Фома Аквинский

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Р. Декарт

важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Аристотель

Какие трактовки истины дают философы?

Работа с учебником (стр. 227)

Позиция Протагора

«Что каждому кажется, то и достоверно».

«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»

Критика позиции Протагора Аристотелем

На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!

Критерий истины

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Сколько позиций представлено в учебнике?
В чём их суть?
Назовите слабые стороны каждой?

Работа с учебником (стр. 228-230)

Критерии истины

Постарайтесь во время изучения составить системную таблицу-опору, которая наглядно сохранит в памяти отличительные черты каждого направления

Эмпирики
(взгляды)

источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика позиции эмпириков

на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.

Критерии истины

Рационалисты
(взгляды)

критерием истины выступает разум;
За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

Критика рационалистов

Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?

Критерии истины

Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре )
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

ИСТИНА

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Критерий истины – практика:

практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

Критерии истины

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Критерий истинности - теория

Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута ?

Отказ от идеи
развития знания

Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.

Критерии истины

Свойства истины

Формы истины

научная истина
обыденная или житейская истина
художественная истина
нравственная истина

Причины относительности истины

Представления людей о Вселенной

Причины заблуждений – в особенностях сознания

«Идолы сознания» Р. Бэкона

Идолы пещеры

Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры.
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.

Призраки театра

Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.

Идолы площади

Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.
Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении. 

Идолы рода

Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.

1) Каково классическое определение истины как философского понятия?
2) В чём выражается объективность истины?
3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
6) В чём недостатки этого подхода?
7) Что включает в себя практика как критерий истины?
8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».
10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?
11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?

Проверь себя

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Тест «Истина и ее критерии»

Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:
а) истиной; б) догмой; в) понятием;
г) суждением.
Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:
а) эмпиризм; б) рационализм;
в) агностицизм; г) алогизм.

Тест «Истина и ее критерии»

3. Критерий истины для рационалистов:
а) опыт; б) разум; в) эксперимент;
г) практика.
4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.

Тест «Истина и ее критерии»

5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:
А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:
А) объективными; б) абсолютными;
в) относительными; г) абстрактными.

Тест «Истина и ее критерии»

7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.
8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:
А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.

Тест «Истина и ее критерии»

9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:
А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.
10. Вставьте пропущенное слово:
«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).

Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Гульнара Равильевна Хамитова;
Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Тест «Истина и ее критерии»

КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»
А
В
Б
Б
В
В
4,2,5,1,6,3
А
А
Истина