Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
Оценка 5

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
обществознание
10 кл
05.01.2017
общ. проф.10.56-57. истина и её критерии.ppt

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ Обществознание, профильный уровень

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ Обществознание, профильный уровень

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Обществознание, профильный уровень

Урок 56-57

Д.З: § 22, ?? (с.234),
задания (с.234-236)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации…

ЦЕЛИ УРОКА содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации…

ЦЕЛИ УРОКА

содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Понятия, идеи эмпиризм; рационализм; объективная истина; абсолютная истина; относительная истина; критерий; практика; научное познание; эмпирики; рационалисты; конвенционалисты; практики

Понятия, идеи эмпиризм; рационализм; объективная истина; абсолютная истина; относительная истина; критерий; практика; научное познание; эмпирики; рационалисты; конвенционалисты; практики

Понятия, идеи

эмпиризм;
рационализм;
объективная истина;
абсолютная истина;
относительная истина;
критерий;
практика;
научное познание;
эмпирики;
рационалисты;
конвенционалисты;
практики

Изучение нового материала Понятие научной истины

Изучение нового материала Понятие научной истины

Изучение нового материала

Понятие научной истины.
Относительность истины.
Истина и заблуждение.

Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Человеку важно, «чтобы предмет его воли

Человеку важно, «чтобы предмет его воли

Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
(В.С.Соловьев, русский философ)

- Какое знание следует считать истинным? - В какой мере оно доступно познающему человеку? -Какими способами достигается?

Фома Аквинский «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету»

Фома Аквинский «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету»

«истина есть тождество вещи и представления»

Фома Аквинский

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Р. Декарт

важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Аристотель

Какие трактовки истины дают философы?

Работа с учебником (стр. 227)

Позиция Протагора « Что каждому кажется, то и достоверно»

Позиция Протагора « Что каждому кажется, то и достоверно»

Позиция Протагора

«Что каждому кажется, то и достоверно».

«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»

Критика позиции Протагора Аристотелем

На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!

Критерий истины Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Критерий истины Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Критерий истины

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Сколько позиций представлено в учебнике?
В чём их суть?
Назовите слабые стороны каждой?

Работа с учебником (стр. 228-230)

Критерии истины Постарайтесь во время изучения составить системную таблицу-опору, которая наглядно сохранит в памяти отличительные черты каждого направления

Критерии истины Постарайтесь во время изучения составить системную таблицу-опору, которая наглядно сохранит в памяти отличительные черты каждого направления

Критерии истины

Постарайтесь во время изучения составить системную таблицу-опору, которая наглядно сохранит в памяти отличительные черты каждого направления

Эмпирики (взгляды) источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт; ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты); мышление рассматривается как производное от ощущений;

Эмпирики (взгляды) источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт; ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты); мышление рассматривается как производное от ощущений;

Эмпирики
(взгляды)

источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика позиции эмпириков

на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.

Критерии истины

Рационалисты (взгляды) критерием истины выступает разум;

Рационалисты (взгляды) критерием истины выступает разум;

Рационалисты
(взгляды)

критерием истины выступает разум;
За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

Критика рационалистов

Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?

Критерии истины

Каждая из системы аксиом Евклида,

Каждая из системы аксиом Евклида,

Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре )
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1

ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1

ИСТИНА

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Критерий истины – практика:

практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

Критерии истины

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Критерий истинности - теория

Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута ?

Отказ от идеи
развития знания

Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.

Критерии истины

Критерии истины

Критерии истины

Свойства истины Формы истины научная истина обыденная или житейская истина художественная истина нравственная истина

Свойства истины Формы истины научная истина обыденная или житейская истина художественная истина нравственная истина

Свойства истины

Формы истины

научная истина
обыденная или житейская истина
художественная истина
нравственная истина

Причины относительности истины

Причины относительности истины

Причины относительности истины

Представления людей о Вселенной

Представления людей о Вселенной

Представления людей о Вселенной

Причины заблуждений – в особенностях сознания «Идолы сознания»

Причины заблуждений – в особенностях сознания «Идолы сознания»

Причины заблуждений – в особенностях сознания

«Идолы сознания» Р. Бэкона

Идолы пещеры Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т

Идолы пещеры Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т

Идолы пещеры

Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры.
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.

Призраки театра Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу

Призраки театра Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу

Призраки театра

Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.

Идолы площади Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка

Идолы площади Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка

Идолы площади

Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.
Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении. 

Идолы рода Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от…

Идолы рода Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от…

Идолы рода

Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.

Каково классическое определение истины как философского понятия? 2)

Каково классическое определение истины как философского понятия? 2)

1) Каково классическое определение истины как философского понятия?
2) В чём выражается объективность истины?
3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
6) В чём недостатки этого подхода?
7) Что включает в себя практика как критерий истины?
8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».
10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?
11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?

Проверь себя

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Тест «Истина и ее критерии»

Тест «Истина и ее критерии»

Тест «Истина и ее критерии»

Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:
а) истиной; б) догмой; в) понятием;
г) суждением.
Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:
а) эмпиризм; б) рационализм;
в) агностицизм; г) алогизм.

Тест «Истина и ее критерии» 3

Тест «Истина и ее критерии» 3

Тест «Истина и ее критерии»

3. Критерий истины для рационалистов:
а) опыт; б) разум; в) эксперимент;
г) практика.
4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.

Тест «Истина и ее критерии» 5

Тест «Истина и ее критерии» 5

Тест «Истина и ее критерии»

5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:
А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:
А) объективными; б) абсолютными;
в) относительными; г) абстрактными.

Тест «Истина и ее критерии» 7

Тест «Истина и ее критерии» 7

Тест «Истина и ее критерии»

7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.
8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:
А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.

Тест «Истина и ее критерии» 9

Тест «Истина и ее критерии» 9

Тест «Истина и ее критерии»

9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:
А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.
10. Вставьте пропущенное слово:
«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Гульнара Равильевна Хамитова;
Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Тест «Истина и ее критерии»

Тест «Истина и ее критерии»

Тест «Истина и ее критерии»

КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»
А
В
Б
Б
В
В
4,2,5,1,6,3
А
А
Истина

Скачать файл