ЦЕЛИ УРОКА
содействовать осознанию форм и методов социального научного познания;
продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Понятия, идеи
научное социальное знание;
методы социального познания;
обыденное знание;
социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание;
идеальный тип;
культурный контекст;
конкретно-исторический подход
Изучение нового материала
Научное познание природы и общества.
Основные принципы научного социального познания.
Идеальный тип — инструмент научного социального познания.
Обыденное и научное социальное знание.
Социальные науки и гуманитарное знание.
Вспомните. В чём состоит отличие социальных наук от наук о природе? Каковы особенности деятельности в духовной сфере?
Отличия естествознания от обществознания:
Параметры | Естествознание | Обществознание |
1. Предмет изучения | Природа и человек в ней | Общество и человек в нем |
2. Цели изучения | Получение достоверных знаний о явлениях и процессах в живой и неживой природе, раскрытие объективных законов ее развития, расширение знаний о биологической природе человека | Получение достоверных знаний об обществе на основе закономерностей и тенденций его развития, о социальной сущности человека, процессе его социализации |
3. Методы изучения | Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ, моделирование опыта и др. | Наблюдение, анализ документов, реконструкция прошлого, социологические опросы и др. |
4.Позиция исследователя, ее влияние на результат | Результат изучения носит объективный характер, а приборы и оборудование играют вспомогательную роль | Позиция исследователя очень важна, так как в оценках он опирается на собственный социальный опыт и часто вынужден учитывать интересы общности, к которой принадлежит |
Характеристика социального познания:
Общее с естествознанием | Особенное |
1. Чувственное и рациональное познание | 1.S и О совпадает |
2. Проблема объективности и истинности знаний | 2.Сложность изучаемого объекта (множество различных событий, процессов; действуют люди) Множественность мнений об одних и тех же событиях |
3. Выдвигаются гипотезы, разрабатываются теории | 3. Ограниченность методов |
4. Ставятся эксперименты |
Принципы научного социального познания
принципы | сущность |
Руководство научными методами | Опора на факты. |
«Участвующее наблюдение» | Способность сопереживания, сочувствия. |
«Соблюдение дистанции к объекту» | Быть предельно внимательным к предпосылкам своего мышления, которые взяты из собственной жизни, из традиций образования, воспитания и научной школы. |
Конкретно-исторический подход | Полнота описания особенностей изучаемого объекта. |
Выбор значимого в явлении | Интерпретация социального факта, оценка учёным его роли в происходящем |
Инструмент научного социального познания
Идеальный тип- инструмент научного социального познания
Образ идеального типа позволяет:
запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определённой эпохи;
выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики;
Получить знания об отношениях больших групп людей;
заглянуть в будущее.
Идеальный тип как инструмент социального анализа
Не является описанием поведения конкретного человека
Это персонаж научной картины социального прогресса
Конкретно-исторический подход:
рассматривать социальную действительность в развитии (предыстория события, как возникает, видоизменение, этапы и т. п.);
изучать общественные явления в многообразных связях;
выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях.
КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Изучать в контексте конкретных исторических условий, выделяя общее и особенное
Изучать общественные явления в многообразных
связях и развитии
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Конкретная страна, конкретные условия, определённое время
КАК? ПОЧЕМУ? В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? ПОСЛЕ ЧЕГО?
Познание общества начинается с восприятия социальных фактов
Факт (лат.faktum- сделанное, свершившееся) – действительное реальное событие или явление; то, что существует, происходит или происходило
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ
событие, имевшее место, может быть не зафиксировано
НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать !
Сбор социальных фактов
Как учёный обществовед работает с фактами?
Интерпретация
Систематизация и отбор
Толкование, объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация )
Оценка факта -собственное отношение + или –
«НЕ выносить приговор, а понять»
НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!!
В чём состоит своеобразие социального знания в сравнении с естественно-научным? Чем отличается объективность естественно-научного, социального и гуманитарного знания?
Можно ли отождествить факт социальной науки с событием, с тем, что случилось в жизни?
В чём состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания?
Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека?
Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?
Проверь себя
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Блинова О. В., Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 76» г. Пермь
Хамитова Гульнара Равильевна
Сафонова Н.С., учитель обществознания и истории. Лицей №7, г. Саяногорск, Республика Хакасия
Матвеева Светлана Владимировна
1. Что включают учёные в понятие человеческого знания?
а) результат познавательной деятельности человека;
б) деятельность, в результате которой создается новое;
в) социальные потребности человека;
г) результат любой творческой деятельности человека.
2. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) мифы и легенды о сотворении мира;
б) теория относительности;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон соответствия спроса и предложения.
3. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) открытие Архимедом выталкивающей силы;
б) миф о сотворении человека из глины;
в) гипотеза Птолемея о шарообразности Земли;
г) закон сохранения и превращения энергии.
4. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) библейская легенда о сотворении мира;
б) предание о Великом потопе;
в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;
г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.
5. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) представление о мире, стоящем на трех китах;
б) расшифровка египетских иероглифов;
в) предание о Ноевом ковчеге;
г) библейская легенда о сотворении человека из глины.
6. К чувственному познанию относится:
а) суждение;
б)восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
7. Что из названного является этапом чувственного познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) представление;
г) гипотеза.
8. К рациональному познанию относится:
а) суждение;
б)восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
9. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
а) разделяется большинством людей;
б) соответствует познаваемому объекту;
в) не противоречит предшествующим представлениям;
г) использует только формы рационального познания.
10. Что понимают ученые под абсолютной истиной?
а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания.
11. Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно массе вытесненной воды» является примером:
а)научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) народной мудрости.
12. Высказывание «Век живи - век учись» является примером:
а) научного знания;
б) народной мудрости;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
13. Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, это:
а) история;
б) политология;
в) экономика;
г) психология.
14. Наукой, изучающей поведение человека в обществе, является:
а) социальная психология;
б) история;
в) философская антропология;
г) социология.
15. Какой из названных признаков характерен исключительно для социального познания?
а) преобладание эксперимента как способа получения знания;
б) возможность получения достоверного знания;
в) возможность получения субъективной оценки;
г) обусловлено интересами познающего субъекта;
16. К особенностям социального познания относятся:
а) совпадение объекта и субъекта познания;
б) в качестве объекта познания выступает общество;
в) значительная степень субъективности;
г) преобладание эксперимента;
д) в качестве объекта познания выступает природа;
е) целью познания является получение достоверного знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.