Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
Оценка 5

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
обществознание
10 кл
05.01.2017
Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
общ. проф.10.65-66. знание и сознание.ppt

Обществознание, профильный уровень

Обществознание, профильный уровень

Обществознание, профильный уровень

Урок 65-66

Д.З: § 26, ?? (с.277),
задания (с.277-278)

© ред. А.И. Колмаков

ЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ

«Человек — самая ничтожная былинка
в природе, но былинка мыслящая».
Блез Паскаль

ЦЕЛИ УРОКА содействовать пониманию соотношения знания и сознания; продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из…

ЦЕЛИ УРОКА содействовать пониманию соотношения знания и сознания; продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из…

ЦЕЛИ УРОКА

содействовать пониманию соотношения знания и сознания;
продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Знать: сущность категории «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное.
Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Понятия, идеи сознание; общественное сознание; индивидуальное сознание; обыденное сознание; общественное (массовое) сознание; индивидуальное сознание; идеология; общественная психология; массовое сознание; общественное мнение ;

Понятия, идеи сознание; общественное сознание; индивидуальное сознание; обыденное сознание; общественное (массовое) сознание; индивидуальное сознание; идеология; общественная психология; массовое сознание; общественное мнение ;

Понятия, идеи

сознание;
общественное сознание;
индивидуальное сознание;
обыденное сознание;
общественное (массовое) сознание;
индивидуальное сознание;
идеология;
общественная психология;
массовое сознание;
общественное мнение;.

Изучение нового материала Что такое сознание

Изучение нового материала Что такое сознание

Изучение нового материала

Что такое сознание.
Общественное и индивидуальное сознание.
Теоретическое и обыденное сознание.

Вспомните. Что такое мышление? Что такое знание? Каковы особенности социального познания?

Что такое сознание? Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности

Что такое сознание? Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности

Что такое сознание?

Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.

Платон,
философы
христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Первична идея

Первична материя

Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания.

Сознание — это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата.

Два взгляда на сознание Платон, философы христианства

Два взгляда на сознание Платон, философы христианства

Два взгляда на сознание

Платон, философы
христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Предпосылки возникновения сознания теория о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью (Дж

Предпосылки возникновения сознания теория о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью (Дж

Предпосылки возникновения сознания

теория о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью
(Дж. Локк)

понимание сознания как совокупности идей — индивидуальных или коллективных (Г. Гегель, К. Маркс)

Свойства сознания компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др

Свойства сознания компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др

Свойства сознания

компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. — формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты.

Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов.

избирательность сознания на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.

Структура сознания Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном…

Структура сознания Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном…

Структура
сознания

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Функции сознания Отражательная:

Функции сознания Отражательная:

Функции сознания

Отражательная:
Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная:
Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная:
Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Времяобразующая:
Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

Рефлексивная :
Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Преобразующая:
Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

Свойства сознания Свойство Описание свойства

Свойства сознания Свойство Описание свойства

Свойства сознания

Свойство

Описание свойства

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)

Константность

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие.

Виды и формы сознания Форма сознания

Виды и формы сознания Форма сознания

Виды и формы сознания

Форма сознания

Сущность и основные черты

1.Индивидуальное

2.Общественное

3.Теоретическое

4.Обыденное

В ходе рассмотрения (изучения) материала заполните таблицу!

Сознание Общественное представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных…

Сознание Общественное представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных…

Сознание

Общественное
представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.

Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.

Индивидуальное
- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.

Сущность и особенности общественного сознания

Сущность и особенности общественного сознания

Сущность и особенности общественного сознания

Формы общественного сознания
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);      2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);      3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);      4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);      5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);      6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Особенности общественного сознания

Особенности общественного сознания

Особенности общественного сознания

     Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.

Теоретическое и обыденное сознание

Теоретическое и обыденное сознание

Теоретическое и обыденное сознание

Структура общественного сознания
(уровень, глубина отражения социальной действительности):      1) общественная психология, обыденное сознание;      2) идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. 

Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. 

Приведите примеры теоретического и обыденного сознания, возникающих с ними последствий

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. 

Признаки массы как субъекта сознания:      1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;      2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;      3) ситуативность существования;      4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;      5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.

Формы выражения и функционирования массового сознания:     
 1) общественное мнение;
2) общественное настроение.

Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
Чем различаются общественная психология и идеология?
Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

Проверь себя

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

рефлексия




Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Офёркина Мария Пантелеевна
Хамитова Гульнара Равильевна

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017