Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала общ. проф.10.65-66. знание и сознание.ppt

Обществознание, профильный уровень

Урок 65-66

Д.З: § 26, ?? (с.277),
задания (с.277-278)

© ред. А.И. Колмаков

ЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ

«Человек — самая ничтожная былинка
в природе, но былинка мыслящая».
Блез Паскаль

ЦЕЛИ УРОКА

содействовать пониманию соотношения знания и сознания;
продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Знать: сущность категории «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное.
Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Понятия, идеи

сознание;
общественное сознание;
индивидуальное сознание;
обыденное сознание;
общественное (массовое) сознание;
индивидуальное сознание;
идеология;
общественная психология;
массовое сознание;
общественное мнение;.

Изучение нового материала

Что такое сознание.
Общественное и индивидуальное сознание.
Теоретическое и обыденное сознание.

Вспомните. Что такое мышление? Что такое знание? Каковы особенности социального познания?

Что такое сознание?

Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.

Платон,
философы
христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Первична идея

Первична материя

Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания.

Сознание — это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата.

Два взгляда на сознание

Платон, философы
христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Предпосылки возникновения сознания

теория о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью
(Дж. Локк)

понимание сознания как совокупности идей — индивидуальных или коллективных (Г. Гегель, К. Маркс)

Свойства сознания

компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. — формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты.

Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов.

избирательность сознания на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.

Структура
сознания

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Функции сознания

Отражательная:
Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная:
Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная:
Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Времяобразующая:
Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

Рефлексивная :
Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Преобразующая:
Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

Свойства сознания

Свойство

Описание свойства

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)

Константность

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие.

Виды и формы сознания

Форма сознания

Сущность и основные черты

1.Индивидуальное

2.Общественное

3.Теоретическое

4.Обыденное

В ходе рассмотрения (изучения) материала заполните таблицу!

Сознание

Общественное
представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.

Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.

Индивидуальное
- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.

Сущность и особенности общественного сознания

Формы общественного сознания
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);      2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);      3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);      4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);      5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);      6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Особенности общественного сознания

     Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.

Теоретическое и обыденное сознание

Структура общественного сознания
(уровень, глубина отражения социальной действительности):      1) общественная психология, обыденное сознание;      2) идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. 

Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. 

Приведите примеры теоретического и обыденного сознания, возникающих с ними последствий

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. 

Признаки массы как субъекта сознания:      1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;      2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;      3) ситуативность существования;      4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;      5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.

Формы выражения и функционирования массового сознания:     
 1) общественное мнение;
2) общественное настроение.

Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
Чем различаются общественная психология и идеология?
Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

Проверь себя

рефлексия




Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Офёркина Мария Пантелеевна
Хамитова Гульнара Равильевна