ЦЕЛИ УРОКА
содействовать пониманию соотношения знания и сознания;
продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать: сущность категории «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное.
Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы
Понятия, идеи
сознание;
общественное сознание;
индивидуальное сознание;
обыденное сознание;
общественное (массовое) сознание;
индивидуальное сознание;
идеология;
общественная психология;
массовое сознание;
общественное мнение;.
Что такое сознание?
Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.
Платон,
философы
христианства
К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин
Первична идея
Первична материя
Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания.
Сознание — это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата.
Предпосылки возникновения сознания
теория о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью
(Дж. Локк)
понимание сознания как совокупности идей — индивидуальных или коллективных (Г. Гегель, К. Маркс)
Свойства сознания
компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. — формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты.
Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов.
избирательность сознания на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.
Структура
сознания
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Функции сознания
Отражательная:
Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Оценочная:
Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная:
Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Времяобразующая:
Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.
Рефлексивная :
Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Преобразующая:
Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.
Свойства сознания
Свойство | Описание свойства |
Активность | Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. |
Избирательный характер | Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями). |
Обобщенность и отвлеченность | Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности. |
Целостность | Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения) |
Константность | Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности. |
Динамичность | Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности. |
Искаженность | Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности). |
Индивидуальный характер | Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. |
Способность к рефлексии | Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие. |
Сознание
Общественное
представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.
Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.
Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.
Индивидуальное
- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.
Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.
Сущность и особенности общественного сознания
Формы общественного сознания
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру); 2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру); 3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру); 4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру); 5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру); 6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).
Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.
Особенности общественного сознания
Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.
Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.
Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.
Теоретическое и обыденное сознание
Структура общественного сознания
(уровень, глубина отражения социальной действительности): 1) общественная психология, обыденное сознание; 2) идеология.
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
Приведите примеры теоретического и обыденного сознания, возникающих с ними последствий
Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.
Признаки массы как субъекта сознания: 1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»; 2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом; 3) ситуативность существования; 4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой; 5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.
Формы выражения и функционирования массового сознания:
1) общественное мнение;
2) общественное настроение.
Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
Чем различаются общественная психология и идеология?
Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?
Проверь себя
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Офёркина Мария Пантелеевна
Хамитова Гульнара Равильевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.