ЦЕЛИ УРОКА
содействовать пониманию соотношения самопознания и самооценки;
продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать: характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.
Уметь: работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Притча
Один человек проснулся ночью, так как замёрз.
Он пошёл к дому соседа и начал стучать в дверь.
Ему открыли дверь и спросили, что нужно.
Человек сказал:
- Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня?
Сосед ответил:
- Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.
Развитие взглядов на самопознание
Человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.
Самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.
Словарь:
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.
Фазы самопознания и самооценки
Пассивная фаза | Активная фаза | Фаза падения | |
3-8 мес. | 12-15 лет, | 20-30 лет (творчество) | 60-70 лет, … конец жизни |
познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое | большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке | внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации | мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное |
35-55 лет – рождение опыта, обретение смысла жизни,
осмысление
Как поднять самооценку?
1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество.
2. Ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично».
3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли.
4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;)))
5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу.
6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно.
7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!
Запись из дневника:
«Встала полвосьмого. Зарядку делать неохота. Оделась. Зашла за Алинкой. Было пять уроков. В буфете истратила 50 рублей. Ирка два дня дулась. Теперь подлизывается. Но я ещё подожду мириться. Пусть побегает. Смотрела телик. Легла спать полдвенадцатого».
Запись из дневника:
«Сегодня в классном уголке кто-то вывесил плакатик самодельный: «Каждому свойственно ошибаться, но никому, кроме глупцов, не свойственно упорствовать в ошибке. Цицерон». Понимаю, что это для меня. После нашего глупого спора и ссоры я никак не могу подойти к Наде и сказать, что я была неправа. Раскричалась, наговорила кучу обидных слов. Нет, надо взять себе за правило, во-первых, считать до пяти, прежде чем сказать человеку что-то не очень приятное. Во-вторых, спорить по существу, личность не трогать. И завтра же всё надо уладить».
Отличия самопознания от других видов познания:
направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию);
сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе
«Я» - концепция
Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Составляющие «Я» - концепции
Когнитивная (осознанная)составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.
Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.
Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Словарь:
Идентичность (англ. identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.
Три аспекта идентичности
осознание временной протяженности собственного существования;
идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе;
определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)
Три измерения подростковой идентичности:
описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.);
описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);
характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).
Четыре варианта обретения идентичности у подростков
Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора;
Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих;
Отложенная —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее;
Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно
(см. документ, с.184)
1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы.
2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?
3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?
4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.
Проверь себя
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Хамитова Гульнара Равильевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.