ЦЕЛИ УРОКА
объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»;
познакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время;
развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Изучение нового материала
Вспомните. Как изменилось положение католической церкви под влиянием Реформации? Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты?
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Политика и государство: новый взгляд.
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Становление общественных наук.
Справедливое общество и пути к нему.
Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль xx в.
В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.
Сначала в рамках философских течений
А позже появились общественные науки (социология, политология и др.)
Философские учения оформились ещё в средневековье (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»):
Идея : человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения.
Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Известные философы средневековья:
ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.)
Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах
Человек разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.
Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви (томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)
АВГУСТИН (4-5 в.в.)
Создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»
В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, а церковь необходима для спасения души
Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом)
Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства)
Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
Лютеранская церковь
Известные философы средневековья:
МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)
Философы эпохи Ренессанса (Возрождение культуры античности) 16 в.)
Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку
Главным направлением в философии – гуманизм
В вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона)
Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)
Макиавелли (15-16 в.в.)
Создал учение о механизме управления государством
Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства
Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»
Английский философ.
Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех".
Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой
Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642 - 58).
Томас Гоббс (16-17 в.в.)
Сочинение Гоббса «Левиафан»
Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.)
государство возникло в результате договора между людьми,
в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Джон Локк (17-18 в.в.)
Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения.
О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках
Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер)(18в.) Век Просвещения.
Французский писатель и философ-просветитель.
боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия,
критиковал феодально-абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 - 69).
Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными
Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.
Жан-Жак Руссо (18 в.)
критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных.
В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты.
Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества.
выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан.
Адам Смит (18 в.)
Шотландский экономист и философ,
основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику
Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте)
Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность.
экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.
Огюст Конт ( 18-19 в.в.)
Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения)
Призывал изучать реальные факты общественной жизни
Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей
Герберт Спенсер (18-19 в.в.)
Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др.
Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества
Социалистические идеи:
социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла
Французские социалисты – Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи:
Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма)
О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие
Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну
1. В работе «О гражданине» Гоббс сравнивает общество с часами. Когда мы хотим разобраться в работе часов, мы их разбираем, изучаем отдельные детали. При последующей сборке часов мы стремимся подогнать детали друг к другу, определить функции каждой из них. Так у нас формируется понимание работы часового механизма как целого. Так же и с обществом: его следует мысленно разделить на части, изучить каждую из них, увидеть их взаимные связи и функционирование. В результате нам станет понятным, что такое общество.
В чем преимущества такого «разборно-сборного» метода изучения общества по сравнению с господствовавшим тогда методом наблюдения? Каковы, на ваш взгляд, недостатки такого метода?
2. Маркс утверждал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».
Сформулируйте эту же мысль, используя понятия «способ производства» и «общественно-экономическая формация». Разделяете ли вы марксистскую идею о примате экономики в жизни общества? Свой ответ аргументируйте.
3. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?
4. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории.
Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?
Проверь себя
Контрольные вопросы
1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.?
2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли?
3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами?
4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители?
5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита.
6) Кого принято считать основателями социологической науки и почему?
7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс?
8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия.
9) Какие новые «версии» марксизма появились в начале XX в.?
10) В чем суть идей технократизма?
11) Как трактуют понятие «свобода» философы-экзистенциалисты?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.