ЦЕЛИ УРОКА
содействовать пониманию различий в подходах к оценке личности, понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»;
продолжить знакомство с вопросами межличностных отношений;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов по психологии;
способствовать выработке у учащихся позитивных продуктивных личностных качеств.
Универсальные учебные действия
Знать: черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности.
Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности , объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
Изучение нового материала
Кого можно считать личностью.
Индивид и индивидуальность.
Структура личности.
Устойчивость и изменчивость личности.
Вспомните. Как соотносятся в человеке биологическое и социальное? В чем проявляется врожденная предрасположенность к развитию человеческих качеств? Что такое социальная роль? Какие социальные нормы действуют в обществе?
1. Кого можно считать личностью
Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
2. Индивид и индивидуальность
индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают
К индивидуальным признакам, не относящимся к личности, принадлежат физическая конституция (строение тела), тип нервной системы, темперамент, природные задатки.
Определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.
При рождении человека ограничивается только свойствами его организма (цвет волос, тембр голоса, рисунок кожи на пальцах и др.)
Приобретение нового опыта, выполнение иных социальных ролей влекут за собой дальнейшее изменение индивидуальности.
Характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними
2. Индивид и индивидуальность
целостность - человек в разных условиях ведет себя предсказуемо
иерархичность - способность человека управлять своими биологическими потребностями, на основе системы ценностей, которая складывается годами
активная жизненная позиция
самостоятельное определение для себя смысла, целей и задач деятельности
поиск оптимальных способы выполнения целей и задач
воздействие на рост и развитие других людей не только на своих современников, но и на потомков.
2. Индивид и индивидуальность
личностью не рождаются
результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством
личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп.
3. Структура личности
Структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
3. Структура личности
Существует ряд вариантов построения и описания структуры личности
(схема 1). В основе соотношение социального и биологического
схема 2 выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности
Ид (в переводе с латинского «оно»), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии «принцип удовольствия»;
Эго (от лат. «я») — это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность достигать разрядки подходящим способомЭго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность достигать разрядки подходящим способом.
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении /приобретается посредством формирования супер-Эго (от лат. «сверх-Я»)/.
3. Структура личности
Три структурных компонента: Ид, Эго и супер-Эго.
Схема структуры личности по З. Фрейду (основоположник психоанализа)
4.
Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения.
Изменчивость личности может проявляться как в изменчивости моделей поведения, так и в смене настроений, эмоций, жизненного опыта
«…независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений он, как личность, остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым». (А.Н. Леонтьев)
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
Важное отличие человека от иных живых существ:
инстинкты;
рефлексы;
потребности;
сознание.
2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является:
общение при помощи членораздельной речи;
способность укрываться от опасности;
потребность в пище;
необходимость поддержания теплового баланса.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в:
Общении.
Семье.
Признании.
Тепле.
4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?
А. Врождённые качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.
1.Верно только А.
2. Верно только Б.
3. Верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
5. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:
Личность.
Индивид.
Деятель.
Субъект.
6. В целях расширения гражданского опыта школьников была организована общешкольная игра «Страна Ньюландия». Учащиеся провели выборы в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту, разработали текст конституции школы. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?
Разработанная школьниками конституция.
Процесс проведения выборов в муниципалитет.
Программы кандидатов на выборные должности.
Школьники – участники выборной кампании.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
7. Верны ли следующие суждения о личности человека?
А. Свойства и роли, приобретаемые человеком в процессе взаимодействия с другими людьми, характеризуют его как личность.
Б. Личность человека определяется как природными задатками, так и воздействием всей системы общественных отношений.
Верно только А.
Верно только Б.
3. Верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.
8. Признаком деятельности человека, отличающей его от поведения животных, является:
Постановка осознанных целей.
Приспособление к внешней среде.
Использование природных веществ.
Взаимодействие с себе подобными.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
9. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б. Видом деятельности, доминирующем в детском возрасте, является игра.
Верно только А.
Верно только Б.
3. Верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.
10. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит:
Использование вещества природы.
Удовлетворение биологических потребностей.
Создание нового, не имеющего аналогов в природе.
Использование орудий и средств труда.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
11. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность:
Материально-производственную.
Социально-преобразовательную.
Ценностно-ориентировочную.
Познавательную.
12. Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если всё-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?
1. Социальных.
2. Духовных.
3. Естественных.
4. Эстетических.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
13. Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принципы, характеризуется как:
Аскетическая.
Альтруистическая
3. Нигилистическая.
4. Скептическая.
14. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Мотивы человеческой деятельности могут иметь как сознательную, так и бессознательную основу.
Б. Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны оба суждения.
Оба суждения неверны.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
15. Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, стремлениях в процессе:
Самопознания.
Самолюбия.
Самоконтроля.
Самоуправства.
16. Верны ли следующие суждения о свободе?
А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.
Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны оба суждения.
Оба суждения неверны.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
17. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами.
ПРИМЕРЫ
А) выдвижение гипотез
развития Вселенной.
Б) производство
потребительских товаров.
В) преподавание учебных
предметов в школе.
Г) изучение поведения
животных в естественной среде.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) научная
2) практическая
18. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.
(1) Личность человека, вне всякого сомнения, социальна по своей природе. (2) Общество и культура накладывают на человека свой отпечаток. (3) Учёные признают, что каждая культура пишет в человеческой душе свои письмена. (4) Можно предположить, что вне общения, вне контактов с продуктами культуры человек вряд ли станет полноценной личностью.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
19. М. – известный учёный, занимающийся генной инженерией. Проблема, которой он занимается, связана с изучением хромосомного набора человека и возможностью ранней диагностики опасных заболеваний, передающихся генетическим путём.
В приведённом перечне найдите характерные черты деятельности М.
творческая
2) духовно-практическая
3) политическая
4) научная
5) эстетическая
Найдите в приведённом перечне качества, отличающие человека от животного.
1. Стремление к самореализации.
2. Потребность в труде.
3. Способность строить жилища.
4. Потребность в пище и воде.
5. Способность отображать мир в идеальных образах.
Тест. Индивид, индивидуальность, личность
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
А.Г.Асмолов
«Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет».
Ф.Н.Глинка
Величайшая революция нашего поколения – это открытие того, что человек, изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить и внешние аспекты этой жизни».
Д.Уильям
«Человек хуже животного, когда он становится животным».
Р.Тагор
ЭССЕ НА ВЫБОР
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Прокофьева Любовь Анатольевна
Хамитова Г.Р., Павлова А.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.