Публикация является частью публикации:
Обществознание, профильный уровень
Урок 74-75
Д.З: § 29, ?? (с.308),
© ред. А.И. Колмаков
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ(Возраст и становление личности)
ЦЕЛИ УРОКА
познакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности;
продолжить знакомство с вопросами межличностных отношений;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов по психологии;
способствовать выработке у учащихся позитивных продуктивных личностных качеств.
Универсальные учебные действия
Знать: периоды развития личности, анализировать процесс становления личности.
Понятия, идеи
периодизация развития личности;
персонализация;
адаптация рефлексия;
индивидуализация;
интеграция;
универсализация;
интенциональность
Изучение нового материала
Понятие возраста в психологии.
Вспомните. Что такое возраст? В чём состоят особенности подросткового возраста? Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека? Что представляет собой «пирамида потребностей» по А. Маслоу?
Возраст
Л. С. Выготский
(1832—1920 гг.)
Джорджоне. Три возраста человека. 1500—1510. Палаццо Питти. Флоренция
- определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. С его точки зрения, хронологический возраст и психологический возраст — два разных, несовпадающих понятия.
Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени
Периодизация развития личности
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Критерием периодизации психического развития является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.
Возраст – это просто цифры,
а не состояние ума или причина для какого-то определённого поведения
Концепция периодизации возрастного развития, основанная на идее последовательной смены форм ведущей деятельности:
1 группа состоит из тех видов деятельности, внутри которых в системе «ребёнок — общественный взрослый» (условно тот взрослый, который помогает ребёнку осваивать тот или иной вид деятельности) происходит усвоение способов, мотивов и норм отношений между людьми.
Вторую группу составили те виды деятельности, которые осваиваются в системе «ребёнок — общественный предмет» (в этом случае имеются в виду те предметы, которые окружают человека в его жизни). Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.
Источником развития человека выступает противоречие между:
потребностью быть личностью, утвердить себя;
активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил.
2 модель
Человек проходит три фазы своего становления как личность.
Адаптации - предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Индивидуализации - порождается противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии.
Интеграции - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.
Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью
Возраст и становление внутреннего мира
Ступени развития внутреннего мира личности:
Ступени развития внутреннего мира личности:
2. Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения
и речи.
Видит и воспринимает мир в одном ракурсе со взрослыми.
Ступени развития внутреннего мира личности:
3. Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.
4. Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.
Ступени развития внутреннего мира личности:
5. Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.
Теории интенциональности
В её основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности.
Интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор.
Теории интенциональности
Первая фаза длится до 15 лет и характеризуется отсутствием самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.
Вторая фаза длится до 25 лет. В этот период происходит осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.
Третья фаза — от 25 до 45 лет — считается фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.
На четвертой фазе (45—65 лет) человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.
И наконец, на последней, пятой фазе (65—70—75 лет) прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.
ВЫВОДЫ
паспортный и психологический возрасты человека могут не совпадать;
ответственные и самостоятельные люди обычно опережают по своему психологическому возрасту инфантильных сверстников;
каждый возрастной период неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности;
от того, насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.
Прочитайте отрывок из работы современного психолога Я. Л. Коломинского «Исторический характер детства».
Вопросы и задания:
1) Что значит выражение «Детство — продукт исторического развития»?
2) Какие причины способствовали раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества?
3) Какие аргументы приводит автор для доказательства исторического характера понятия «детство»?
Проверь себя
Подумайте:
Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись.
В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни.
Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
Найдите ошибки
Фаза жизненного цикла | Характеристика фазы |
1) до 15 лет | А. Фаза зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения. |
2) С 15 до 25 лет | Б. Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни. |
3) С 25 до 45 лет | В. Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные. |
4) 45—65 лет | Г. Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни. |
5) 65 —75 лет | Д. Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи. |
Найдите ошибки в тексте:
Фаза жизненного цикла | Характеристика фазы |
1) до 15 лет | А. Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные. |
2) С 15 до25 лет | Б. Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни. |
3) С 25 до 45 лет | В. Фаза зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения. |
4) 45—65 лет | Г. Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи. |
5) 65 —75 лет | Д. Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни. |
Современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. Привычное трио: детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, зима... А на самом деле все здесь не так просто. Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет (и не лучших ли?) на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»? Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа. Хватает фонда наследственных приспособительных реакций (инстинктов)...
Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития... Д. Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник — ролевая игра — связаны с уровнем развития производительных сил общества. Детство самого человечества почти не оставляло места для, так сказать, индивидуального детства каждого члена первобытного сообщества. В ту далекую историческую эпоху дети еще не составляли специальной, относительно изолированной группы, жизнь которой идет по своим законам, как к этому привыкли в наши дни. Простота общественного производства позволяла детям прямо включаться в его процесс в качестве полноправных участников. В обществах, которые стоят на низких этапах развития, дети быстро становятся самостоятельными. Например, исследователь коряков 1 Р. Н. Стебницкий на основе наблюдений, проведенных в 20-е годы нашего столетия, отмечал, что резкого деления на детей и взрослых у них нет. Дети — равноправные, равноуважаемые члены общества. За общей беседой их слова выслушиваются так же внимательно, как и речь взрослого. Вы помните некрасовского мужичка с ноготок: «— А кой тебе годик? — Шестой миновал...» Кстати сказать, едва ли нынешний его сверстник с чувством собственного достоинства гордо заявит: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой да я...» Этот «взрослый» уровень самосознания у крестьянских детей сравнительно недавнего прошлого связан с тем, что у них, говоря словами А. П. Чехова, в детстве не было детства: они слишком рано вступали в период взрослости, где основная деятельность уже не игра, а труд. Именно ведущая деятельность человека определяет стадию его личной истории. Здесь одинаково вредны и перескок через период, и искусственная задержка.
1) Чем различаются биографическое, социальное и историческое время личности?
2) Какие критерии положены в основу периодизации развития личности А. Н. Леонтьевым?
3) Что такое ведущая деятельность? Как она меняется в процессе развития личности?
Проверь себя
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.