ЦЕЛИ УРОКА
научиться определять систему мотивов, их соотношение и влияние на социальное поведение и формирование ценностной ориентации личности; изучить особенности формирования личности, мотивы, влияющие на процесс установки жизненных целей;
развивать логическое мышление обучающихся, в процессе дискуссионных бесед и проблемных заданий;
воспитывать стремление стать личность с общественной направленностью, наделённой такими качествами как: порядочность, благородство, милосердие, патриотизм, уважение к людям .
Универсальные учебные действия
знать: основные виды направленности личности, характеризовать социальное поведение личности, объяснять мотивы поведения личности, выяснить особенность жизненных целей человека, его социальные установки.
Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, различать факты и мнения, аргументы и выводы
Понятия, идеи
социальная установка;
направленность личности;
социальное действие;
влечение, желание, стремление;
интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение;
альтруизм;
убеждения;
фрустрация;
Изучение нового материала
Социальная установка.
Ценностные ориентации, убеждения.
Социальная принадлежность и социальная позиция.
Социальное поведение.
Вспомните. Какую роль играют ценности в жизни человека? Как связаны между собой потребности личности и ее интересы?
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых в относительно в относительно продолжительный период, в постоянных или изменяющихся условиях.
Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.
Деятельность
Поведение
Действие, процесс направленный на реализацию целей
Поступок – действие рассматриваемое как совокупность мотивов, намерений, целей и средств.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Действие — это осмысленное человеческое поведение.
Социальное действие — это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.
М. Вебер
(1864 – 1920 гг.)
Социальное поведение – это поведение человека в обществе рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общества в целом
Социальное действие направлено на удовлетворение потребностей и интересов самого человека, ориентировано прямо или косвенно на других людей.
Рациональное действие
субъект
предварительно продумал цель, а также соответствующие ей средства и способы ее
достижения
Иррациональное действие
аффективно-импульсивное действие, при котором субъект не дает себе ясного отчета о цели, средствах и способах ее достижения
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ДЕЙСТВИЯ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ
это такое инициативное социальное действие, при котором действующий субъект берет на себя ответственность за возможные последствия для других людей и окружающей социальной и природной среды.
это инициативное социальное действие, при котором действующий учитывает только свои интересы, игнорируя интересы других людей и не желая брать на себя ответственность за возможные негативные для общества и природы последствия, избирает любые средства, способные привести к цели.
КОМПОНЕНТЫ:
Когнитивный (познавательный) компонент обнаруживания в виде мнений и утверждений относительно объекта.
Эмоциональный (аффективный) компонент проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний.
Поведенческий компонент состоит в готовности индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — это предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.
Что такое социальное поведение?
Какие мотивы составляют направленность личности?
Кратко охарактеризуйте основные виды направленности личности.
В чём состоит особенность жизненных целей человека?
Чем характеризуется социальная установка? Какова её роль в структуре личности?
Проверь себя
Методика "Направленность на приобретение знаний"
1) Получив плохую отметку, ты, придя, домой а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил, б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, так как знаешь, что все равно не спросят.
2) После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку, б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3) Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой, а) да, б) нет.
4) Что для тебя учеба: а) познание нового, б) обременительное занятие.
5) Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да, б) нет.
6) Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да, б) нет.
7) Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да, б) нет.
8) Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да, б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да, б) нет.
1О) Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да, б) нет.
11) Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть: а) учиться, б) болеть.
12) Что для тебя важнее: а) отметки, б) знания.
Обработка результатов:
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику:
Выводы
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
1. | А | 4. | А | 7. | Б | 10. | А |
2. | 5. | 8. | А | 11. | |||
3. | 6. | 9. | 12. | Б |
Вопросы:
1. Психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизнедеятельности человека.
2. Сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения.
3. Внутренняя настроенность на осуществление какой-либо деятельности или торможение собственной активности.
4. Образ конечного результата деятельности.
5. Этим словом обозначается причина, лежащая в основе всех действий и поступков человека.
6. Это основной источник активности человека и животных, а также внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость человека либо животного от конкретных условий существования.
Вопросы:
1. Психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизнедеятельности человека.
2. Сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения.
3. Внутренняя настроенность на осуществление какой-либо деятельности или торможение собственной активности.
4. Образ конечного результата деятельности.
5. Этим словом обозначается причина, лежащая в основе всех действий и поступков человека.
6. Это основной источник активности человека и животных, а также внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость человека либо животного от конкретных условий существования.
Ответы: 1. направленность; 2. мировоззрение; 3. установки; 4. цель; 5. мотив; 6. потребность.
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Ковалева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ Рассветовская СОШ Аксайского района Ростовской области
Гнатюк Елена Валерьевна, С-Петербург
Гарцуева Мария Сергеевна, учитель истории и обществознания, МКОУ Иткульская СОШ Чулымского района
Светлана Викторовна Ижко, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 4, Николаевск - на – Амуре, Хабаровский край
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.