ЦЕЛИ УРОКА
объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий
Понятия, идеи
малая группа;
условная группа;
референтная группа;
групповые нормы;
социометрия;
деиндивидуализация;
групповая интеграция;
дружеские отношения.
Изучение нового материала
Группы условные.
Референтная группа.
Межличностные отношения в группах.
Интеграция в группах
разного уровня развития.
Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?
Вопросы наиболее точного определения малой группы, принципов выделения малых групп, а также количественных параметров (нижнего и верхнего пределов числа членов малой группы) до настоящего времени остаются дискуссионными.
Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм, выполняющих функции социального контроля (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).
Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».
Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
Укажите три признака малой группы как системы.
Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
Какими бывают малые естественные группы?
Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
Опишите виды отношений в малой группе.
Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?
Проверь себя
Тест. Малые группы
А.1. К условной группе не относится
а) жители субъекта РФ;
б) люди с высшим образованием;
в) семья;
г) индивиды
А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении
а) малая группа;
б) большая группа;
в) референтная группа
Тест. Малые группы
А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах
А. Первичная группа отождествляется с малой
Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.4. Что характеризует референтную группу?
а) нормативная и сравнительная функции;
б) не значима для человека;
в) группа, где человек не имеет эталона поведения
Тест. Малые группы
А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений
а) условная;
б) реальная;
в) естественная;
г) лабораторная
А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?
а) группа членства;
б) условная группа;
в) реальная группа;
г) большая группа
Тест. Малые группы
А.7. Верны ли следующие суждения?
А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.
Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то , что ты бы не сделал в одиночку.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.8. Верны ли следующие суждения?
А. К естественным первичным группам относится семья
Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
Тест. Малые группы
А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе
а) многочисленный состав группы;
б) психологическая и поведенческая общность её членов;
в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;
г) создаются для выполнения экспериментальных заданий
А.10. Верны ли следующие суждения?
А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения
Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
Тест. Малые группы
В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:
организованная, официальная, спонтанная, систематичная.
В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного , относятся к понятию «группы»:
большие, малые, референтные, реальные, экологические.
В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:
референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные
Тест. Малые группы
В.4. Установите соответствие
А. Гринпис
Б. Поэтический кружок.
В. Школьный класс.
Г. Международное объединение защиты животных
1) малая группа;
2) большая группа
В.5. Установите соответствие
А. Семья
Б. Люди с высшим образованием
В. Класс
Г. Бригада рабочих.
1) условные группы;
2) реальные группы
Тест. Малые группы
Задания С.
С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения, содержащие информацию о референтной группе.
С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.