Обществознание, профильный уровень
Урок 93-94
Д.З: § 36, ?? (с.378),
задания (с.378-380)
© ред. А.И. Колмаков
ГРУППОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ(групповая дифференциация и лидерство)
«Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача».
Ф. Ницше
ЦЕЛИ УРОКА
содействовать пониманию принципов групповой дифференциации и формирования лидерства в ученическом коллективе;
систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
Что представляет собой межличностная совместимость?
Почему сложные условия совместной деятельности предъявляют повышенные требования к межличностной совместимости?
Что влияет на совместимость людей в группе?
В чём проявляется групповая сплоченность? Что рассматривают в качестве ее показателей?
Что оказывает воздействие на уровень сплоченности группы?
При каких ситуациях можно вести речь о конформном поведении в группе?
Каковы достоинства и недостатки конформизма?
Что объединяет понятия «конформизм» и «нонконформизм»?
Проверка знаний
Изучение нового материала
Взаимоотношения в ученических группах.
Стиль лидерства.
Вспомните. О каких видах отношений в малой группе вам известно? Что изучают с помощью метода социометрии и социометрического выбора? Что представляет собой формальная малая группа? В чём смысл понятий «социальный статус» и «социальная роль»?
Дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.
В группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia — разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни.
1. Взаимоотношения в ученических группах.
Положение определяется с помощью социометрии:
«звёзды»
«лидеры»;
«приятные»
«предпочитаемые»;
«пренебрегаемые»;
«изолированные»;
«отверженные».
Взаимоотношения в ученических группах.
Психологические изменения в группе связаны с взаимодействием двух тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Интеграция проявляется в упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений. Дифференциация проявляется в специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов.
Факторы, приводящие к групповой дифференциации
Формальная группа (трудовое объединение, отряд)
проявления личных качеств людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п.
Неформальная группа (спонтанно, не искусственно созданная)
проявление организаторских качеств (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий).
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.Лидерство — это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.Лидерство — это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия
Термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель».
2. Стиль лидерства.
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
Инструментальный лидер
Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей.
роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи.
социально-эмоциональный
(экспрессивный)
влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней.
способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы,
лидеры-организаторы и лидеры-дезорганизаторы.
Л. И. Уманский (1921—1983 гг.), российский психолог. Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами.
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов
2. Стиль лидерства.
Лидер-демократ - ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы;
Авторитарный лидер - устанавливает жесткую дисциплину, навязывает своё мнение;
Лидер-анархист - не предъявляет требований, не настаивает, группа не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.
Описание распространенных стилей принадлежит немецкому и американскому психологу К. Левину (1890—1947 гг.).
2. Стиль лидерства.
уровень социально-психологического развития группы (класса)
Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы:
соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы?
насколько развиты личные отношения между учащимися?
ущемляются ли чьи-либо интересы?
соблюдаются ли законы и нормы морали, принятые в обществе?
2. Стиль лидерства.
Классные и внеклассные ученические объединения создают условия для разнообразных формальных и неформальных отношений учащихся, ставят их в различные позиции по отношению друг к другу.
Неформальные группы — группы приятелей и друзей, возникающие как в школе, так и вне её
как протекает обсуждение?
как принимается итоговое решение?
как ведут себя те, кто не согласен с ним?
могут ли они открыто заявить о своей позиции?
как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы?
Важный показатель уровня развития класса как малой группы — процесс принятия общих решений:
2. Стиль лидерства.
В чём проявляется дифференциация малой группы?
Кого называют лидером?
Являются ли синонимами слова «лидер» и «лидерство»?
Какие лидерские роли и стили принято выделять?
Что представляет собой школьный класс как малая группа?
Что дают развитию личности различные объединения учащихся?
Проверь себя
Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера?
а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе.б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе.в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение.г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное.д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия.
Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7985-gruppovaya-differenciaciya-i-liderstvo.html
http://nsportal.ru/archegova-alina-akhsarbekovna Арчегова Алина Ахсарбековна, учитель истории и обществознания, Республика Северная Осетия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.