Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
Оценка 5

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
обществознание
10 кл
05.01.2017
общ. проф.10.93-94. групповая дифф-ция.ppt

Обществознание, профильный уровень

Обществознание, профильный уровень

Обществознание, профильный уровень

Урок 93-94

Д.З: § 36, ?? (с.378),
задания (с.378-380)

© ред. А.И. Колмаков

ГРУППОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (групповая дифференциация и лидерство)

«Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача».
Ф. Ницше

ЦЕЛИ УРОКА содействовать пониманию принципов групповой дифференциации и формирования лидерства в ученическом коллективе; систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные…

ЦЕЛИ УРОКА содействовать пониманию принципов групповой дифференциации и формирования лидерства в ученическом коллективе; систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные…

ЦЕЛИ УРОКА

содействовать пониманию принципов групповой дифференциации и формирования лидерства в ученическом коллективе;
систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Знать: сущность групповой дифференциации, стили и черты лидерства.
Уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач.

Понятия, идеи групповая дифференциация; лидер; лидерство; стили лидерства; неформальные группы

Понятия, идеи групповая дифференциация; лидер; лидерство; стили лидерства; неформальные группы

Понятия, идеи

групповая дифференциация;
лидер;
лидерство;
стили лидерства;
неформальные группы

Что представляет собой межличностная совместимость?

Что представляет собой межличностная совместимость?

Что представляет собой межличностная совместимость?
Почему сложные условия совместной деятельности предъявляют повышенные требования к межличностной совместимости?
Что влияет на совместимость людей в группе?
В чём проявляется групповая сплоченность? Что рассматривают в качестве ее показателей?
Что оказывает воздействие на уровень сплоченности группы?
При каких ситуациях можно вести речь о конформном поведении в группе?
Каковы достоинства и недостатки конформизма?
Что объединяет понятия «конформизм» и «нонконформизм»?

Проверка знаний

Изучение нового материала Взаимоотношения в ученических группах

Изучение нового материала Взаимоотношения в ученических группах

Изучение нового материала

Взаимоотношения в ученических группах.
Стиль лидерства.

Вспомните. О каких видах отношений в малой группе вам известно? Что изучают с помощью метода социометрии и социометрического выбора? Что представляет собой формальная малая группа? В чём смысл понятий «социальный статус» и «социальная роль»?

Дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений

Дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений

Дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.

В группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia — разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни.

1. Взаимоотношения в ученических группах.

Положение определяется с помощью социометрии: «звёзды» «лидеры»; «приятные» «предпочитаемые»; «пренебрегаемые»; «изолированные»; «отверженные»

Положение определяется с помощью социометрии: «звёзды» «лидеры»; «приятные» «предпочитаемые»; «пренебрегаемые»; «изолированные»; «отверженные»

Положение определяется с помощью социометрии:

«звёзды»
«лидеры»;
«приятные»
«предпочитаемые»;
«пренебрегаемые»;
«изолированные»;
«отверженные».

Взаимоотношения в ученических группах.

Психологические изменения в группе связаны с взаимодействием двух тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Интеграция проявляется в упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений. Дифференциация проявляется в специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов.

Факторы, приводящие к групповой дифференциации

Факторы, приводящие к групповой дифференциации

Факторы, приводящие к групповой дифференциации

Формальная группа (трудовое объединение, отряд)

проявления личных качеств людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п.

Неформальная группа (спонтанно, не искусственно созданная)

проявление организаторских качеств (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий).

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других. Лидерство — это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий. Лидерство — это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия

Термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель».

2. Стиль лидерства.

ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Инструментальный лидер

ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Инструментальный лидер

ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ

Инструментальный лидер

Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей.
роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи.

социально-эмоциональный
(экспрессивный)

влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней.
способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.

Л. И. Уманский (1921—1983 гг.), российский психолог

Л. И. Уманский (1921—1983 гг.), российский психолог

лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы,
лидеры-организаторы и лидеры-дезорганизаторы.

Л. И. Уманский (1921—1983 гг.), российский психолог. Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами.

ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ

формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других…

формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других…

формальное лидерство процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов

2. Стиль лидерства.

Стили лидерства

Стили лидерства

Стили лидерства

Лидер-демократ - ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы;

Лидер-демократ - ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы;

Лидер-демократ - ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы;
Авторитарный лидер - устанавливает жесткую дисциплину, навязывает своё мнение;

Лидер-анархист - не предъявляет требований, не настаивает, группа не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.

Описание распространенных стилей принадлежит немецкому и американскому психологу К. Левину (1890—1947 гг.).

2. Стиль лидерства.

Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы: соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы? насколько развиты личные отношения между учащимися?…

Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы: соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы? насколько развиты личные отношения между учащимися?…

уровень социально-психологического развития группы (класса)

Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы:
соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы?
насколько развиты личные отношения между учащимися?
ущемляются ли чьи-либо интересы?
соблюдаются ли законы и нормы морали, принятые в обществе?

2. Стиль лидерства.

Классные и внеклассные ученические объединения создают условия для разнообразных формальных и неформальных отношений учащихся, ставят их в различные позиции по отношению друг к другу.

Неформальные группы — группы приятелей и друзей, возникающие как в школе, так и вне её

Важный показатель уровня развития класса как малой группы — процесс принятия общих решений: 2

Важный показатель уровня развития класса как малой группы — процесс принятия общих решений: 2

как протекает обсуждение?
как принимается итоговое решение?
как ведут себя те, кто не согласен с ним?
могут ли они открыто заявить о своей позиции?
как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы?

Важный показатель уровня развития класса как малой группы — процесс принятия общих решений:

2. Стиль лидерства.

В чём проявляется дифференциация малой группы?

В чём проявляется дифференциация малой группы?

В чём проявляется дифференциация малой группы?
Кого называют лидером?
Являются ли синонимами слова «лидер» и «лидерство»?
Какие лидерские роли и стили принято выделять?
Что представляет собой школьный класс как малая группа?
Что дают развитию личности различные объединения учащихся?

Проверь себя

Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? а)

Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? а)

Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера?

а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе. б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе. в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение. г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное. д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия.

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

рефлексия




Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию

Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7985-gruppovaya-differenciaciya-i-liderstvo.html
http://nsportal.ru/archegova-alina-akhsarbekovna Арчегова Алина Ахсарбековна, учитель истории и обществознания, Республика Северная Осетия

Скачать файл