Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала общ. проф.10.10-12.Обществ. мысль России. Филос. иск-я 19 в. ppt.ppt

Общественная мысль России. Философские искания XIX века. (Из истории русской философской мысли)

Обществознание, профильный уровень

Урок 7-9

Д.З: § 4, ?? (с.45), задания (с.45-47)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА

объяснить понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»;
ознакомить с характеристикой общественной мысли России;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся

Универсальные учебные действия

знать характеристику общественной мысли России; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение

Понятия, идеи

«цивилизационный подход»;
«культурный раскол»;
«цивилизация догоняющего типа»;
«всеединство»;
«деизм»;
«культурный тип»

      «Философия истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области».
С. Л. Франк

Изучение нового материала

Вспомните. Чем характеризовалось развитие духовной культуры в Киевской Руси, Московском государстве? Что изменилось в культурной жизни общества под влиянием Петровских реформ? Где пролегал идейный «водораздел» между западниками и славянофилами?

Русская философская мысль XI – XVIII вв.
Философские искания XIX в.
Цивилизационный путь России продолжение споров.

ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

этап

период

характеристика

I

XI-XVII вв

Становление русской философии (предфилософия)

II

XVIII в.

Философия в России XVIII в.

III

Конец XVIII - первая половина XIX в.

Становление русской философии как науки

IV

Вторая половина XIX - начала XX в.

Развитие и расцвет русской философской мысли

V

С 20-х гг. XX в.

Современная отечественная философия

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Митрополит Иларион
Автор «Слова о Законе и Благодати»
(1030—1050)

развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;
принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность;
Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Владимир Всеволодович Моном́ах -
Великий князь Киевский (1113 —1125)

продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:

• на мир как на творение Бога;
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
• о причастности Руси к всемирному развитию,
• о моральных нормах и принципах.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры:
«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
(Из обращения к великому князю Василию III)

Игумен псковского монастыря Филофей,
предполагаемый автор концепции
«Москва - Третий Рим»

«...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».