ЦЕЛИ УРОКА
объяснить понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»;
ознакомить с характеристикой общественной мысли России;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Универсальные учебные действия
знать характеристику общественной мысли России; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
Понятия, идеи
«цивилизационный подход»;
«культурный раскол»;
«цивилизация догоняющего типа»;
«всеединство»;
«деизм»;
«культурный тип»
«Философия истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области».
С. Л. Франк
Изучение нового материала
Вспомните. Чем характеризовалось развитие духовной культуры в Киевской Руси, Московском государстве? Что изменилось в культурной жизни общества под влиянием Петровских реформ? Где пролегал идейный «водораздел» между западниками и славянофилами?
Русская философская мысль XI – XVIII вв.
Философские искания XIX в.
Цивилизационный путь России продолжение споров.
ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
этап | период | характеристика |
I | XI-XVII вв | Становление русской философии (предфилософия) |
II | XVIII в. | Философия в России XVIII в. |
III | Конец XVIII - первая половина XIX в. | Становление русской философии как науки |
IV | Вторая половина XIX - начала XX в. | Развитие и расцвет русской философской мысли |
V | С 20-х гг. XX в. | Современная отечественная философия |
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Митрополит Иларион
Автор «Слова о Законе и Благодати»
(1030—1050)
развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;
принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность;
Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Владимир Всеволодович Моном́ах -
Великий князь Киевский (1113 —1125)
продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:
• на мир как на творение Бога;
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
• о причастности Руси к всемирному развитию,
• о моральных нормах и принципах.
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры:
«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
(Из обращения к великому князю Василию III)
Игумен псковского монастыря Филофей,
предполагаемый автор концепции
«Москва - Третий Рим»
«...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.