Публикация является частью публикации:
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. (Из истории русской философской мысли)
Обществознание, профильный уровень
Урок 7-9
Д.З: § 4, ?? (с.45), задания (с.45-47)
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
объяснить понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»;
 ознакомить с характеристикой общественной мысли России; 
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Универсальные учебные действия
знать характеристику общественной мысли России; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
Понятия, идеи
 «цивилизационный подход»;
 «культурный раскол»; 
 «цивилизация догоняющего типа»;
 «всеединство»; 
 «деизм»; 
      «Философия истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области».
С. Л. Франк 
Изучение нового материала
Вспомните. Чем характеризовалось развитие духовной культуры в Киевской Руси, Московском государстве? Что изменилось в культурной жизни общества под влиянием Петровских реформ? Где пролегал идейный «водораздел» между западниками и славянофилами?
 Русская философская мысль XI – XVIII вв.
 Философские искания XIX в.
 Цивилизационный путь России продолжение споров.
ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
этап  | период  | характеристика  | 
I  | XI-XVII вв  | Становление русской философии (предфилософия)  | 
II  | XVIII в.  | Философия в России XVIII в.  | 
III  | Конец XVIII - первая половина XIX в.  | Становление русской философии как науки  | 
IV  | Вторая половина XIX - начала XX в.  | Развитие и расцвет русской философской мысли  | 
V  | С 20-х гг. XX в.  | Современная отечественная философия  | 
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Митрополит Иларион
Автор «Слова о Законе и Благодати»
 (1030—1050)
развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;
 принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность;
 Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Владимир Всеволодович Моном́ах - 
Великий князь Киевский (1113 —1125) 
продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов: 
• на мир как на творение Бога; 
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола; 
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души; 
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных; 
• о причастности Руси к всемирному развитию, 
• о моральных нормах и принципах. 
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры:
«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
      (Из обращения к великому князю Василию III)
Игумен псковского монастыря Филофей,
предполагаемый автор концепции 
«Москва - Третий Рим»
«...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.