ЦЕЛИ УРОКА
Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы;
Развивать навыки самооценки, самоанализа, умения их наполнения и корректировки;
Воспитывать чувство ответственности за свой профессиональный выбор
Понятия, идеи
(см. уроки №№ 1-5)
Универсальные учебные действия
Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; уметь: характеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы подавать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
1. Назовите профессии, появившиеся совсем недавно, но просуществовавшие очень недолго. Проанализируйте причины, приведшие к их ранней «смерти».
2. Опираясь на знания обществоведческого курса и знания истории, раскройте причины актуализации проблемы выбора профессии в XX в.
3. Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.
4. Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?
5. Ученые утверждают, что образование и правильно выбранная профессия позволяют человеку быть социально мобильным. Докажите связь профессионального выбора и личной мобильности. Объясните, какое значение для человека имеет возможность мобильности.
6. В параграфе дана профессиограмма лишь небольшого количества профессий. Составьте профессиограмму любых двух профессий: журналист, психолог, телеведущий, искусствовед, экскурсовод, воспитатель детского сада.
7. Как, по-вашему, в чем причины конкурентной борьбы на рынке профессионального образования? Какое влияние эта конкуренция оказывает на качество образовательных услуг? Используя знания обществоведческого курса и опираясь на свой жизненный опыт, сформулируйте критерии, которые следует учитывать абитуриенту при выборе учебного заведения.
8. Опираясь на знания литературы, приведите примеры литературных героев, причиной драмы которых стала их невостребованность.
9. В параграфе говорится, что, работая в разных сферах профессиональной деятельности, специалист обогащает свои знания и совершенствует свою профессиональную деятельность. Докажите правильность этого утверждения.
10. В параграфе говорится о том, что обществознание является необходимым учебным предметом для гуманитария. Опираясь на материал § 2—3, определите, что дают знания философии, социологии, политологии, социальной психологии для выбранной вами профессии.
Проверь себя
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
1. Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?
а) М. Вебером;
б) К. Марксом;
в) О. Контом.
1. Что означает понятие «социология»?
а) учение об обществе как целостной системе;
б) науку, изучающую человека;
в) науку, изучающую отдельные социальные группы общества.
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
2.Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?
а) сущность;
б) существование;
в) бытие человека.
2. Что такое «гносеология»?
а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;
б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
3. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?
а) Аниксимен;
б) Сократ;
в) Демокрит.
3. Какую форму правления Аристотель считал правильной?
а) тиранию;
б) олигархию;
в) монархию
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
4. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным,
как правление лучших и благородных?
а) аристократическое;
б) демократическое;
в) олигархическое.
4. Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций,
но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?
а) Китай;
б) Индия;
в) Вавилон.
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
5. Философия зародилась:
а) в Древнем Китае;
б) Древней Индии;
в) Древней Греции;
5. Конфуцианство - это:
а) свод боевых искусств;
б) этические нормы;
в) юридические нормы;
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
6. Какой английский ученый первой половины XVII века первым выдвинул идею «общественного договора»?
а) Д.Локк;
б) Г. Гроций;
в) Б. Спиноза
6. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства»?
а) цивилизация;
б) политическая надстройка;
в) общественно-экономическая формация.
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
7. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?
а) отношения собственности;
б) отношения распределения;
в) отношения обмена.
7. Назовите европейского философа первой половины XIX в- представителя философии экзистенциализма:
а) Ж Сартр;
б) Г. Гегель;
в) Л. Фейербах.
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
8. Кто является основоположником социологической концепции «технократизма»?
а) О. Конт;
б) Д. Гэлбрейт;
в) Т. Веблен.
8. Что такое «общественный договор»?
а) юридическое понятие заключения международных соглашений;
б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;
в) понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами.
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
9. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического
социализма.
а) идея установления диктатуры пролетариата;
б) идея социалистической революции;
в) идея равенства
9. Кто первым в истории выдвинул идею идеального утопического государства?
а) Т. Мор;
б) Аристотель;
в) Платон.
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
10. Что является источником прибавочной стоимости?
а) неоплаченный труд наемных рабочих;
б) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью;
в) неэквивалентный обмен на рынке.
10. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства:
а) «Государь»;
б) «История Флоренции»;
в) «О гражданине».
Тест по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
11. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?
а) экзистенциализм;
б) неокантианство;
в) неогегельянство.
11. Основы средневекового мировоззрения заложил:
а) Данте Алигьери;
б) Фома Аквинский;
в) Аврелий Августин
Контрольные вопросы
Что такое профессия?
Чем профессия отличается от специальности? Покажите эти различия на примерах.
Каковы плюсы и минусы профессии научного работника?
Чем привлекательна профессия преподавателя?
Что объединяет характер прикладной деятельности социологов, политологов, психологов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.