Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала общ. проф.10.20-21.сущн-ть человка как проблема философии.ppt

Сущность человека как проблема философии

Обществознание, профильный уровень

Урок 20-21

Д.З: § 8, ?? (с.88), задания (с.88-90)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА

рассмотреть научные подходы философского порядка к проблеме сущности человека;
изучитьз начение человека на земле;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Понятия, идеи

«человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»;

Изучение нового материала

Социальная сущность деятельности.
Мышление и деятельность.
Соотношение мышления и языка.

Вспомните. Каковы особенности антропогенеза и социогенеза? Какое место отводили человеку во всем сущем древневосточные и древнегреческие философы? Как и почему изменились взгляды на роль и место человека в Новое время?

1. Взгляд на человека в истории философской мысли

«Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными».

Макс Шелер (1874 – 1928), немецкий философ

БИОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ

ГЕНЕТИКА

АНТРОПОЛОГИЯ

ЭТНОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ

Протагор (490 — 420 до н. э.) — древнегреческий философ.

Софист Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека.

«Человек – есть мера всех вещей»

(другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.),
"Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле", "Все есть таким, каким оно кажется нам".
Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.

2. Великая тайна - человек

Сущность человека в единстве природного и социального.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (XIX в)

И. Кант (1724 -1804)

Л. Фейербах (1804 -1872)

Что является решающим в жизнедеятельности человека – природа или социум?

Концепции философской антропологии

Изначальная биологическая незащищённость человека порождает его деятельную активность, связь с миром, с себе подобными, духовность, культуру.
Человек, в силу своей мирооткрытости, неустойчивости и постоянного поиска точки опоры существования вне себя, обречён на вечный поиск, странствия и стремления к совершенствованию.
Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся во множестве «других», «другого», «не-я».

Концепции философской антропологии

«Порыв» (природное ядро: влечения, биологические потребности, аффекты)

«Дух» (сфера разума и чувств)

Единство «порыва» и «духа» образует сущность человека

Философия жизни (к.XIX-н.XX вв.)

Основная идея – человек в реальной жизни руководствуется не разумом, а инстинктом.
Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и экзистенциализма (философии существования).
Отличительный признак человека – свобода.

3. Природа человека (биосоциальная система)

Ч

Биологическое начало
инстинкты
биологическая программа развития
анатомия, физиология
€ к высшим млекопитающим

Социальное начало
деятельность
общение
мышление
речь

Психическое начало
внутренний мир человека
характер
эмоциональная сфера

Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род

Индивидединичный представитель человеческого рода, конкретный человек

Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей

1.Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.
2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

Отличие человека от животных

Животные

Человек

Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью

Используют только естественные орудия

Поведение подчинено инстинктам

Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

4. Социальная сущность деятельности

Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Объективный аспект

Субъективный аспект

Любая человеческая деятельность носит общественный (социальный) характер

Социальная сущность деятельности

Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

5. Мышление и деятельность

Мышление обеспечивает духовную преемственность основ деятельности по преобразованию природы, общества и человека и его субъективную готовность к последовательной, целесообразной деятельности.

Учение без мысли – напрасный труд
Конфуций (Кун-цзы, 551 - 497 до н.э.), древнекитайский философ

5. Мышление и язык

Мышление и деятельность. Мышление и язык

«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»
С.Л.Рубинштейн

Речь человека

Объединение слов в предложения.
Замена многообразия предметов и явлений окружающего мира на звуковые (разговорные) и графические (письменные) обозначения.
Закрепляет на основе слов устойчивые смыслы и понятия.

Языковое общение

Является сложным видом социальной коммуникации.
Является базой взаимопонимания и обмена опытом жизнедеятельности.
Является частью культуры представителей разных народов.

Проверь себя

Важное отличие человека от живых существ
Инстинкты
Рефлексы
Потребности
Сознание

2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является
Общение при помощи членораздельной речи
Способность укрываться от опасности
Потребность в пище и воде
Необходимость поддержания теплового обмена

Проверь себя.

3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в
Общении
Семье
Признании
Тепле

4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?
А. Врождённые качества человека социализируются в процессе его взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения не верны

Проверь себя.

5. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения не верны

5. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения не верны

6. Запишите слово, пропущенное в схеме

6. Запишите слово, пропущенное в схеме

1) Какие науки изучают человека?
2) Что вносит философская антропология в постижение человека?
3) Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?
4) Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?
5) В чем выражается социальная сущность деятельности?
6) Как соотносятся мышление и деятельность?
7) Раскройте связь языка и мышления.

Проверь себя

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Автор содержательной части презентации: Г.И. Непершина, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области