ЦЕЛИ УРОКА
рассмотреть научные подходы философского порядка к проблеме сущности человека;
изучитьз начение человека на земле;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Понятия, идеи
«человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»;
Изучение нового материала
Социальная сущность деятельности.
Мышление и деятельность.
Соотношение мышления и языка.
Вспомните. Каковы особенности антропогенеза и социогенеза? Какое место отводили человеку во всем сущем древневосточные и древнегреческие философы? Как и почему изменились взгляды на роль и место человека в Новое время?
«Человек – есть мера всех вещей»
(другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.),
"Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле", "Все есть таким, каким оно кажется нам".
Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.
2. Великая тайна - человек
Сущность человека в единстве природного и социального.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (XIX в)
И. Кант (1724 -1804)
Л. Фейербах (1804 -1872)
Что является решающим в жизнедеятельности человека – природа или социум?
Концепции философской антропологии
Изначальная биологическая незащищённость человека порождает его деятельную активность, связь с миром, с себе подобными, духовность, культуру.
Человек, в силу своей мирооткрытости, неустойчивости и постоянного поиска точки опоры существования вне себя, обречён на вечный поиск, странствия и стремления к совершенствованию.
Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся во множестве «других», «другого», «не-я».
Концепции философской антропологии
«Порыв» (природное ядро: влечения, биологические потребности, аффекты)
«Дух» (сфера разума и чувств)
Единство «порыва» и «духа» образует сущность человека
Философия жизни (к.XIX-н.XX вв.)
Основная идея – человек в реальной жизни руководствуется не разумом, а инстинктом.
Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и экзистенциализма (философии существования).
Отличительный признак человека – свобода.
3. Природа человека (биосоциальная система)
Ч
Биологическое начало
инстинкты
биологическая программа развития
анатомия, физиология
€ к высшим млекопитающим
Социальное начало
деятельность
общение
мышление
речь
Психическое начало
внутренний мир человека
характер
эмоциональная сфера
Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей
1.Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.
2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности
Отличие человека от животных
Животные
Человек
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
Используют только естественные орудия
Поведение подчинено инстинктам
Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
4. Социальная сущность деятельности
Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Объективный аспект
Субъективный аспект
Любая человеческая деятельность носит общественный (социальный) характер
Социальная сущность деятельности
Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
5. Мышление и деятельность
Мышление обеспечивает духовную преемственность основ деятельности по преобразованию природы, общества и человека и его субъективную готовность к последовательной, целесообразной деятельности.
Учение без мысли – напрасный труд
Конфуций (Кун-цзы, 551 - 497 до н.э.), древнекитайский философ
Мышление и деятельность. Мышление и язык
«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»
С.Л.Рубинштейн
Проверь себя
Важное отличие человека от живых существ
Инстинкты
Рефлексы
Потребности
Сознание
2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является
Общение при помощи членораздельной речи
Способность укрываться от опасности
Потребность в пище и воде
Необходимость поддержания теплового обмена
Проверь себя.
3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в
Общении
Семье
Признании
Тепле
4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?
А. Врождённые качества человека социализируются в процессе его взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения не верны
Проверь себя.
5. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения не верны
5. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения не верны
1) Какие науки изучают человека?
2) Что вносит философская антропология в постижение человека?
3) Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?
4) Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?
5) В чем выражается социальная сущность деятельности?
6) Как соотносятся мышление и деятельность?
7) Раскройте связь языка и мышления.
Проверь себя
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.