Обществознание "Свободные эконосические зоны"
Оценка 4.6

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
обществознание
11 кл
28.04.2018
Обществознание "Свободные эконосические зоны"
Экономические знания важны для каждого человека. Именно поэтому темы по экономике введены в предмет - обществознание. Обучающимся сложно бывает воспринять новые знания по экономике, именно поэтому их надо подавать дозировано и более доступно. Свободные экономические зоны интересная тема для подрастающего поколения.
Свободные экономические зоны.doc
Введение Свободные   экономические   зоны   (СЭЗ)   прочно   вошли   в   мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным,  от 400  до  2000  СЭЗ,  но  к   этому  перечню   нельзя   с  полным   основанием отнести   ни   одну   российскую,   поскольку   те   образования,   которые   в   России называются   "свободными   экономическими   зонами",   не   удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам. Более   того,   несмотря   на   неоднократные   попытки   создания   реально функционирующих   СЭЗ   в   России,   они   остаются   в   отечественной   экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10­ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по   остроте   этих   дискуссий,   а   также   по   отсутствию   значимых   практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно   и  возможно   ли  вообще   их  широкое   создание   в  наших  переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна   при   этом   сказаться   ее   специфика?   Не   являются   ли   зоны   свободного предпринимательства   своеобразной   "естественной   монополией"   лишь   отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять? Для   ответа   на   подобного   рода   вопросы   требуется   ознакомиться   с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный   (в   том   числе   ­   и   отрицательный)   опыт.   Это   позволит   объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике. Сущность и цели создания СЭЗ Понятие   "свободная   экономическая   зона"   собирательно   и   условно.   По подсчетам экспертов Центра ООН по транснациональным корпорациям, в настоящее время существует, по крайней мере, 30 различных определений этого понятия. Все они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров в зоне, ее определенную   обособленность   в   хозяйственном,   торговом,   валютно­финансовом отношениях   от   остальной   территории   страны,   а   также   тесную   связь   с   мировым рынком. "Большой экономический словарь" определяет СЭЗ как ограниченную часть национально­государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Свободные экономические зоны (СЭЗ) – важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Классификация СЭЗ Предлагается   следующая   классификация   свободных   экономических   зон   с учетом   особенностей   каждой   зоны,   которая   позволяет   выявить   следующую   их типизацию,   но   уже   на   уровне   самых   существенных   характеристик.   При   этом наиболее важные черты СЭЗ рассматриваются в следующих аспектах: ­   с   точки   зрения   конкретной   экономики   –   организационных   форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в ее пределах; ­ с точки зрения размещения производительных сил на территории страны; ­   с   точки   зрения   экономических   отношений   производства   и   распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного в СЭЗ; ­ с точки зрения способности к диффузному расширению и распределению ее границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории. В   первом   аспекте   свободные   экономические   зоны   можно   определить   как составную   часть   хозяйственного   комплекса   страны,   специально   выделяемую   на данном   этапе   из   общего   экономического   контекста   в   качестве   приоритетной, обеспечивающей производство и распределение общественного продукта, включая иностранный продукт для достижения при этом определенной конкретной цели в социально – экономическом развитии страны. Под это определение подходит все существующее многообразие свободных экономических зон. На что бы они ни были ориентированы   в   своей   деятельности,   зона   всегда   решает   одну   или   несколько социально – экономических задач, специально поставленных перед ней. При создании любого типа СЭЗ в них создаются такие условия, в которых довольно   быстро   вызревает   производственная   инфраструктура,   адекватная современной мирохозяйственной сфере. В экономической зоне, как утверждает Э.Г. Кочетов,   создаются   не   только   предпосылки   для   технической   восприимчивости, согласованности   инфраструктур   с   импортным   оборудованием,   привнесенными компонентами,   но   и   условия   для   технической   оснащенности,   то   есть   в   данной инфраструктуре прививается вся технологическая цепочка. Для   СЭЗ   характерно   развитие   международного   экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только к   постоянному   достраиванию   необходимых   для   данного   уровня   развития   частей инфраструктуры в СЭЗ, но и к ликвидации омертвевших управленческих звеньев, технологических   цепей   и   т.д.   Это   означает   последовательную,   неуклонную оптимизацию   экономического   комплекса   СЭЗ   и   его   встраивание,   как   в национальную, так и в мировую экономику. Рассматривая СЭЗ с точки зрения размещения производительных сил следует иметь   ввиду,   что,   определяя   ту   или   иную   часть   территории   страны   в   качестве свободной   экономической   зоны   для   достижения   конкретной   цели,   государство достигает   ее,   развивая   там   конкретные   отрасли   производства.   При   этом   оно использует имеющиеся там факторы производства и привлекает недостающие как со своей   территории   (например,   рабочую   силу),   так   и   из   других   стран   (капитал, технологии).   Результатом   такой   деятельности   государства   неизбежно   являются изменения   в   размещении   производительных   сил,   экономических   потенциалов отдельных регионов и всей страны в целом. Эта характеристика, как и предыдущая, присуща всем разновидностям СЭЗ. Для СЭЗ характерны особые, по сравнению со всей страной, экономические отношения   производства   и   распределения   необходимого   прибавочного   продукта, произведенного   на   его   территории.   Эти   отношения   могут   быть   определены   как преднамеренно видоизмененные в сравнении с господствующими в данной стране. Однако, данная характеристика менее универсальна, чем две предыдущие. Она приложима только к тем зонам, которые создаются в переходных экономиках. Но при этом не важно, от какой экономике к какой происходит переход. На   первое   место   ставятся   отношения   распределения,   а   не   производства, поскольку именно они присущи всем без исключения типам СЭЗ. Именно в таком контексте такой признак присущ любой разновидности свободных экономических зон.   В   основе   любого   вида   зоны   обязательно   лежат   экономические   отношения, связанные   с   распределением   и   производством   необходимого   и   прибавочного общественного продукта, причем такие отношения, которые отличаются от общего экономического   контекста   данной   страны.   И   это   отличие   осуществлено государством   преднамеренно   для   достижения   определенных   целей   –   будь   то привлечение   иностранного   капитала   или   товарной   массы,   увеличение   валютных поступлений   или   повышение   степени   занятости,   стимулирование   экспорта   или развитие производства в целом и т.д. Еще одна, общая для всех СЭЗ, черта, характеризующая их, ­ это способность к диффузному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею, непосредственно или опосредовано, хозяйственные сферы, отрасли, территории. Эта   черта   проистекает   из   того,   что,   несмотря   на   определенную обособленность,   СЭЗ   всегда   остаются   неотъемлемой   частью   национального хозяйственного   организма.   Поэтому   все   последствия   их   должны   отразиться   и отражаются   на   национальной   экономике.   В   частности,   стихийность,   отсутствие проработки   динамики   (этапности)   в   формировании   экономических   зон   могут приводить к негативным последствиям в самой зоне и в экономике всей страны. Положительное   диффузное   воздействие   СЭЗ   проявляется   в   преобразовании территории зоны и отраслей, на них развивающихся, подтягивании их к мировому уровню   не  только   в   техническом   плане,  но   и   в  других   отношениях.  Тем   самым, способствуя интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже друг их странах. Практически   во   всех   определениях   СЭЗ   содержится   признак, характеризующий   их   границу.   Этот   признак   является   одним   из   существенных. Поскольку, как бы не организовывалась экономическая зона, она всегда отделена от остальной   страны   (прежде   всего,   от   ее   экономики)   таможенной   границей.   Это зафиксировано   в   широко   признанном   определении   свободной   зоны   (или   зоны   – франко),   данном   в   VIII   приложении   к   Киотской   конвенции   1973г,   где   она понимается как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной   экстерриториальности")   и   потому   не   подвергающиеся   обычному таможенному контролю и налогообложению. Причем главным является не наличие границы,   а   то,   ради   чего   она   создается,   а   именно   –   ради   предоставления   льгот инвесторам   зоны.   Из   этого   определения   видно,   что   свобода   обособленной   части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта   территория   является   лишь   в   том   отношении,   что   ввезенные   в   нее   товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с   национальным   таможенным   законодательством   применяются   в   отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего  экономического правопорядка, а лишь облегчают его. Обобщив выше изложенные принципы можно определить СЭЗ как суверенную территорию   государства     являющуюся   составной   частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство (государств), и   распределение   общественного   продукта   для   достижения   конкретной общенациональной   интегрированной,   корпоративной   цели   с   использованием специальных механизмов регулирования общественно – экономических отношений производства   и   распределения,   способных   к   диффузному   расширению   и распространению ее границ. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста – определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности   на   основе   международного   сотрудничества,   концентрации   ресурсов   с использованием   благоприятствующих   факторов.   Это   позволяет   решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно – техническую. Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в   привлечение   иностранного   и целом   внешнеэкономической   деятельности, отечественного   капитала,   повышение   конкурентоспособности   национального производства, рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ. В рамках социальной цели решаются следующие задачи: ­ создание новых рабочих мест и рост занятости населения; ­   повышение   квалифицированного   уровня   рабочих   за   счет   использования мирового опыта; ­ повышение благосостояния и уровня жизни населения; ­ ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры. Производственная и научно – техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий, ускорение внедрения результатов НИОКР, концентрация научно – технических кадров и материально – финансовых ресурсов на приоритетных   направлениях, инфраструктуры.   развитие   производственно   ­   транспортной Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ: 1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима   регулирования   ввоза   и  вывоза   товаров   и   услуг.  Как  правило,   импорт   на территорию   зон   средств   производства,   комплектующих,   материалов   и   сырья, необходимых   для   производственного   процесса,   а   также   товаров   широкого потребления   и   продуктов   питания   для   продажи   внутри   страны   осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах. 2)   Система   преференций   и   льгот,   предоставляемых   иностранным   и национальным инвесторам, в том числе: ­  внешнеторговые  (снижение или отмена   упрощенный   порядок   осуществления экспортно­импортных   пошлин, внешнеторговых операций); ­ фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления,   издержки   на   заработную   плату,   НИОКР   и   транспорт),   уровень налоговых   ставок,   вопросы   постоянного   или   временного   освобождения   от налогообложения;   ­  финансовые,   включающие   различные   формы   субсидий, предоставляемых   как   в   прямом   виде   ­   за   счет   бюджетных   средств   и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно ­ в виде установления низких   цен   на   коммунальные   услуги,   снижения   арендной   платы   за   пользование земельными   участками   и   т.п.;   ­  административные,  упрощающие   процедуры регистрации предприятий, режима въезда­выезда иностранных граждан. 3) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре. В   своем   развитии   СЭЗ   прошли   долгий   путь   от   средневековых   торговых городов – портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы значительно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Смысл СЭЗ решается совокупностью решаемых задач, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее – средство, а не цель. Свободные экономические   зоны   призваны   способствовать   ускорению   экономического   роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон Особенность   создания   и   функционирования   свободных   экономических   зон зависят   от   типа   экономики   страны,   в   которой   они   создаются.   Рассмотрим   СЭЗ, созданные в странах развитой рыночной экономикой, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. СЭЗ   в   промышленно   развитых   странах,   как   правило,   широко   включены   в международное разделение труда, что обусловлено характером и уровнем развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно­технические свободные зоны. Начало современным СЭЗ в странах развитой рыночной экономики положила зона   внешней   торговли   (Foreign   Trade   Zones),   созданная   в   США   в   1934г.   для активизации   внешнеторговой   деятельности   посредством   снижения   таможенных издержек   для   производства   автомобилей.   СЭЗ   стали   склады,   доки,   аэропорты. Беспошлинно   импортировались   товары,   которые   использовались   для   экспортного производства   в   зоне,   а   на   товары,   которые   шли   на   внутренний   рынок   США, распространялись все таможенные процедуры. Позже   развитым   вариантом   такой   зоны   стала   зона   благоприятствования, созданная в 1957г. в Ирландии с центром в аэропорту "Шеннон" с целью обеспечить дополнительно 300 рабочих мест. Впоследствии компании SFADKO, созданной в 1959г   по   парламентскому   закону,   было   поручено   формирование   "здорового будущего" в регионе через развитие промышленности, торговли и туризма с учетом специфики базовых условий. Результат этой зоны превзошел все ожидания. Последующая эволюция первой торговой   зоны   привела   к   их   развитию   и   созданию   модели,   которая   лучше   всего вписывается в экономику стран развитой рыночной экономики. В этих странах зоны свободной торговли никогда не рассматривались в качестве районов сосредоточения обрабатывающей   промышленности,   целиком   экспортирующей   свою   продукцию. Например, зоны свободной торговли, называемые в США "зоны внешней торговли" (ЗВТ),   расположены   на   территории   страны,   но   юридически   находятся   вне   их таможенного пространства. В   настоящее   время   основным   стимулом   создания   таких   зон   выступает возможность существенно снизить тарифы на импортируемые детали и компоненты для ряда отраслей (наиболее яркий пример ­ автомобильная промышленность). Выделяют два основных типа ЗВТ: зоны общего назначения (general purpose, GР) и субзоны специального назначения (special purpose, SР). GР – зоны находятся под   наблюдением   Таможенной   службы   США   и   законно   функционируют   вне   их таможенного   пространства.   Они   обычно   расположены   в   районах   складирования товаров, вблизи доков, промышленных парков и аэропортов. Компании правомочны осуществлять бизнес внутри GР – зон либо на постоянной, либо на временной основе. Их   операции   могут   включать   и   производство,   которое   преимущественно осуществляется в SР – субзонах Последние предоставляют возможность отдельным компаниям (типично ­ крупным производителям), не адаптирующимся к условиям и режиму GР – зон, тем не менее участвовать в зональной программе.

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"

Обществознание "Свободные эконосические зоны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018