Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» имени учителя В.А. Смирнова города Ржева Тверской области
Общие принципы воспитания детей и их учёба во время Екатерины II и её педагогическая инструкция
Работу выполнила:
Иванова Марина Алексеевна
директор МОУ «Гимназия №10»
Ржев 2018 г.
Время Екатерины II интересно в педагогическом отношении развитием деятельности государства по народному образованию, возникновением во множестве частных проектов относительно устройства школ и просвещения народа. В мою задачу не входит исследование всех этих предложений, но не мешает отметить, какие новые педагогические идеи предлагались в этих проектах. Рассмотрим по порядку низшее, среднее и высшее образование.
Низшее образование. Очевидно, что екатерининское общество серьезно занималось вопросом о народном образовании, потому что по этому вопросу было предложено несколько проектов и даже возникло несколько течений. В разных проектах народного образования, составленных и целыми комиссиями, и отдельными лицами, предлагалась обыкновенно церковноприходская школа, содержащаяся на местные средства, с учителями - священниками и дьячками, с духовной администрацией, причем школа для всех детей обязательная, со штрафами родителей за не посылку детей в школу. Так был проект - каким образом во всех российских городах и местечках учредить школы для простого народа без всякого государственного расхода и народного отягощения. Проект имел в виду образование не крестьянских детей, а мещанских "в городах и местечках обитающих", с включением в их число детей слуг и работников. Для таких детей во всех городах и местечках предполагалось заводить школы, в которые родители и обязывались посылать детей от 6 до 14 лет. За не посылку полагался денежный штраф, а за обучение бедных детей должна была платить публичная мещанская казна. В школах следовало учить читать, писать, православному закону и христианскому нравоучению. Учителями должны состоять попы и дьячки, надзор за школами принадлежит духовенству, содержатся школы за плату с учащихся и на средства мещанской казны.
Ростовский архиерей Афанасий в своем мнении, приложенном к синодскому наказу, высказался за обязательное обучение крестьянских детей духовенством. По мнению Афанасия, каждый крестьянин должен был отдать своего сына в обучение на время от 7 до 13 лет священнику, дьякону или причетнику, кому кто пожелает. А когда подростку минет 13 лет, к обучению его более не принуждать. Учить букварю, грамоте, катехизису. Учителям предлагалось платить хлебом, за неимущих должны платить помещики или старосты и выборные - из мирских денег.
Другой проект предусматривает обучение всех вообще детей, в частности крестьянских. При каждой приходской церкви следует учредить общественную школу, содержащуюся, по общественной раскладке, на средства прихода. Эта школа поручается священнику и под его наблюдением в ней преподает дьякон или дьячок. Учение в школах начинается только тогда, когда все полевые работы будут окончены, и продолжается до их начала. Мальчики учатся одной только грамоте и краткому нравоучению, а письму и арифметике - по желанию родителей. За не посылку мальчиков в школу полагается штраф с родителей, а обучение девочек оставляется на волю родителей. Женщины могут научиться грамоте от мужчин дома, а в школе священник, по крайне мере один раз в неделю, будет наставлять в заучивании наизусть заповедей и в правилах добронравия. Частное напоминание затверженного в малолетстве необходимо и мужчинам, потому что школы будут бесполезны, если ученики по выходе из нее "погрузят свое учение в забвении или небожении". Священники должны позаботиться о напоминании школьного учения.
Подобных проектов было несколько, в них иногда организация начальных школ разработана подробно и систематично, некоторые так и называются - проект о нижних деревенских училищах - и начинаются положением: "в каждом селе должна быть построена школа в средине селения. Поселяне обязаны детей своих мужского пола передавать в школы от 8-ми лет возраста их до 12-ти"; учатся в школах с сентября до мая, идут в школу на рассвете, а к вечеру школьники "распускаются, когда темнеть начнет". Деревенские школы "в разсуждении учения препоручаются в особливое смотрение приходским священникам, их собственно до них принадлежащее дело", хотя сами они и не обязываются быть, преподаванием занимаются дьякон, дьячок и вольные учителя. Над деревенскими школами надзирает еще один начальник - выборный из дворян.
Среднее образование. Известно, что петровские и екатериненские школы очень любили загромождать свой курс введением множества иностранных языков, древних и новых, западных и восточных. В курс иной школы входило 4, 6, а иногда даже 8 иностранных языков. Даже в курс главных народных училищ, продолжавшийся всего пять лет, были включены иностранные языки: латинский и один из соседних иностранных языков. Без изучения иностранных языков образование не считалось образованием. Тем интереснее встретить в одном из проектов решительное противодействие обычному начальному многоязычию, а именно введение в курсы русских школ древних языков. В иностранных государствах, рассуждает автор, во Франции, Англии, Швеции, Голландии и немецкой земле, там древние языки нужны, потому что богослужение часто там совершается на латинском языке, а гражданским правом пользуются римским, так что для всех, желающих поступить на гражданскую службу, необходимо знать латинский язык. Не знающий латинского языка там почитается неученым. Это мнение, может быть, не совсем основательно, но оно принято. У нас же нет никакой нужды в знании латинского и греческого языков, кроме богословов и вообще ученых. Поэтому не только излишне, но и вредно затруднять нежное юношество изучением древних языков, отнимая у него время от изучения более полезных наук. В том же проекте была совершенно откровенно высказана мысль о необходимости полной и определенной профессионализации школ сообразно трем родам государственной службы: военной, гражданской и коммерческой, "дабы по приличности каждому роду, наставления и уроки пристойнее расположить можно было". В другом проекте высказывается та же мысль о профессионализации образования и школ, но с двумя дополнениями: к трем вышеуказанным школам - военной, гражданской и купеческой - присоединяется четвертая - ученая, и в первых двух классах всех поименованных школ совершается почти одинаковое воспитание и обучение всяким наукам по следующему соображению: всем учащимся доброе воспитание и внушение благонравия одинаково нужны; но в отношении наук, изучение которых одному нужнее другого из-за разности их намерений и званий, надлежит в обучении сделать различие.
Депутат малороссийского киевского шляхетства Владимир Золотницкий написал обширный проект об устройстве школ. Его взгляды на организацию средних школ весьма любопытны. С одной стороны, они сходны с идеями государственой педагогики, а с другой - отличны от них. Он полагает, что средние школы должны подготовлять к разным знаниям, по различию состояний, и быть в своем роде полными и совершенными учреждениями, давая все, потребное известному призванию. Их лучше называть государственными гимназиями, потому что они средние только по отношению "к нижним и вышним училищным местам". В этих гимназиях должно обучаться все вообще российское юношество, как светское, так и духовное, а сами училища должны находиться под одним и тем же управлением и помещаться в лучших и наиболее просторных монастырях, так чтобы и учащие и учащиеся могли жить при самих училищах. Науки в гимназиях полагаются лишь нужнейшие, а сами гимназии разделяются на большие и меньшие, различные между собой в числе наук и учащихся, но во всем прочем равные. К приему в гимназии допускались всякого рода дети, за исключением детей земледельцев. Отдаваемые в гимназию должны уже быть обучены русской грамоте, читать и писать, а также первейшим частям арифметики, потому что в гимназиях этому не учат. Гимназии подчиняются особому протекторскому управлению, состоящему из духовных и светских членов; особенно же гимназии поручаются ведению епархиальных архиереев и местных губернаторов. В каждой гимназии полагаются два ректора, духовный и светский, два инспектора, также духовный и светский, и, наконец, соответствующее число духовных и светских учителей.
Таким образом, не только поднимался, но и положительно решался весьма важный вопрос об отношении духовного и светского образования: духовные и светские школы исчезали, а на их место ставилась единая объединенная государственная школа с соответствующими духовными и светскими науками, учителями и администрацией. Детям, содержавшимся в школе за счет казны, сообразно с их состоянием, науки для занятий должны быть указаны школьным начальством, сначала самые нужнейшие, чтобы не отягощать детей, а потом со временем и другие; остальным же ученикам науки для занятий назначаются родителями и опекунами по их усмотрению и желанию, но непременно при участии училищной администрации, советы которых должны быть особенно принимаемы во внимание в этом деле.
Высшее образование. Вопрос об университетах и других высших школах был разработан в проектах сравнительно мало. Одна из тем, обсуждавшихся в данной области, касается вопроса об учреждении в университетах богословского факультета, поднятого в нескольких проектах. В некоторых проектах, например Дильтея, прямо говорится, что во всяком университете надлежало бы быть четырем факультетам: философскому, медицинскому, юридическому и богословскому, "ибо потому сие учрежденное место университетом называется, что все роды наук в оном преподаются". Но практически из этого предположения ничего не вышло. Существовала специальная комиссия по выработке проекта об учреждении и уставе духовных училищ (в 1776 году), которая предполагала переименовать Московскую духовную академию в духовный университет, в котором "всем, до просвещения духовного человека надлежащим, наукам обучаемо будет". Другая духовная комиссия (1773) по примеру западных университетов предполагала открыть в Москве богословский факультет с особой, приготовительной к нему гимназией, но предполагала присоединить его к существовавшей Московской духовной академии, так чтобы оба эти училища - богословский факультет и Московская духовная академия - назывались академией. В конце концов такое присоединение вело к слиянию факультета и академии.
Комиссии народных училищ в 1786 году было предложено составить план университетов и гимназий, в разных местах империи заводимых. Комиссия высказалась за открытие нескольких университетов, кроме С.-Петербурга, в Пскове, Чернигове и Пензе. Дильтей предлагал учредить университеты в Малороссии - в Батурине, и в Ливонии - в Дерпте, поставив основой университетского образования свободу преподавания и свободу слушания курсов. Университетское образование должно быть доступно для всех. Плату за лекции следует взимать в размере до 30 рублей в год, но она должна взиматься университетом без притеснения, а бедные совсем освобождаются от платы. Для поступления в университет было достаточно свидетельства из главного народного училища, вследствие чего университет и народные училища соединялись непосредственно, каких-либо ученых школ, готовивших к университету, не предусматривалось. Нужно заметить, что комиссия в основу своего труда об университетах положила устройство австрийских университетов, специально для нее описанных венским ученым Зонненфельсом, в работу которого комиссия внесла своего не особенно много, главным образом некоторое применение австрийского образца к русской действительности и такие статьи, как проект "чиноположения университетских профессоров". Проект комиссии училищ об университетах весьма интересен по многим чертам: 1) он допускал в университеты учащихся всех сословий, в том числе и крестьян; 2) он связывал университет непосредственно с главными народными училищами, понимая последние как реальные гимназии, основа которых не языки, а науки; 3) он стремился утвердить и оградить в университетах свободу учить и учиться.
Изложенные идеи множества проектов о народном образовании екатерининского времени заставляют глубоко сожалеть о том, что Екатерина II списывала системы народного образования для России с иностранных образцов, мало обращая внимания на то, что высказывалось по этому вопросу русскими деятелями, и что она почти ничего не сделала для народного образования, заботясь главным образом о профессиональном образовании дворянства. Проекты ясно указывают, как глубок и серьезен был интерес к народному образованию и как целесообразно его можно было поставить. Без всякого сомнения, нужно было воспользоваться проектами о церковно-общественных школах. Они связали бы старую Россию с новой в области образования, сделали бы духовное развитие русского народа более целостным и органическим, они не возбудили бы такого нерасположения к школам, какое возбудили петровские цифирные и екатерининские малые и главные училища. Духовенство не было бы тогда отстранено от школы и, если бы государство позаботилось о поднятии уровня его собственного образования, оно явилось бы могучим органом народного просвещения.
Общие взгляды педагогов того времени на воспитание и учение были следующие. Считалось, что на детей имеют большое влияние: 1) род жизни родителей, 2) внутреннее учреждение домостроительства, 3) обращение родителей с гофмейстерами (воспитателями) и гофмейстеринами и 4) "выбор сих самых особ". Родители должны быть образцами для детей, прежде всего в серьезной систематичной работе: если сын знает, что отец ежедневно занимается серьезным делом по нескольку часов, а дочь видит мать, хлопочущую по дому и хозяйству, то это будет для детей богатым уроком. Ни в каком случае родители не должны служить детям "образцом проспания своей жизни или проведения ее в безделках". В доме должны быть во всем порядок и чистота: порядок - душа всех дел, а чистота, споспешествуя здоровью, возвышает красоту тела и делает человека приятным в обществе. К порядку и чистоте нужно приучать детей. Что касается умственного воспитания, то предлагаются следующие правила: "не погашайте любопытства детей ваших и питомцев"; упражняйте детей в употреблении органов внешних чувств и учите правильно воспринимать впечатления. Впечатления внешних чувств суть материалы, которые обрабатывает наш ум, на них "основываются, наконец, все познания и науки человеческие". Но не учите по книгам, а по самим вещам, представляйте детям возможность видеть чудеса и красоты природы, причем постоянно упражняйте их во внимании, ибо "внимательность есть мать всякого основательного знания". Нужно остерегаться сообщать детям ложные или недостаточно обстоятельные понятия о вещах, какими маловажными они бы ни казались. Гораздо лучше совсем не знать многих вещей, нежели неправильно их представлять. Равно не нужно учить детей ничему такому, чего они, по своему возрасту или по недостатку других знаний, понять не могут. Знания детей должны быть основательные и верные. "Оберегайте детей от скоропостижности в заключении пользуйтесь всеми случаями посредством наблюдений доводить их до осторожности и точности в их заключениях и рассуждениях". Вот главнейшие основы воспитания ума.
Сама императрица Российская Екатерина II строго придерживалась этих взглядов и проводила их в жизнь в семье Романовых, уделяла большое внимание воспитанию царских потомков. По примеру императрицы Елизаветы Петровны она, по существу, отобрала у родителей (Павла I и Марии Федоровны) их старших сыновей - Александра, будущего императора Александра I, и его брата Константина. Поселила их около себя в Царском Селе, вдалеке от родителей. Все свои неистраченные материнские чувства бабушка отдавала любимому внуку Александру. Екатерина сочиняла для Александра детские книги, придумывала для него удобные, полезные для здоровья костюмы. Рисунок такой одежды приложен к одному из писем Екатерины к барону Гримму - другу императрицы, с которым она переписывалась более двух десятилетий. Особенно подробно императрица описывала игры и забавы Александра, его пытливые вопросы, круг интересов, восхищалась его красотой и веселым характером. Его физическое развитие шло очень хорошо: его английская няня (Гесслер) привила ему много хороших, здоровых английских привычек, закалила его тело и незаметно выучила его английскому языку. Однако восторги и внимание бабки не могли заменить Александру семью, и в будущем это отразилось на формировании характера императора.
Но надо отдать должное Екатерине II - она усердно занималась воспитанием внуков. В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию для воспитателей и наставников своих внуков. Этот педагогический труд ей казался особенно удавшимся, и она охотно давала им пользоваться заинтересованным лицам. В инструкции, составленной Екатериной, главное внимание было обращено на гигиену, физическое воспитание детей, а также на развитие в них силы воображения и чувства сострадания. В этом педагогическом труде были заложены основные принципы воспитания личности, главными чертами которой являлись естественность, разумность, свобода, нормальный здоровый быт. Обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России.
Вот лишь некоторые Наставления “Азбуки” Екатерины II.
В Наставлении “о сохранении здоровья” царских питомцев императрица предписывала, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая, и “буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба”. И далее сказано: “… чтобы не пили холодного вспотевши или когда разгорячены, а вспотевши, не пили иначе, как скушав наперед кусок хлеба”.
Императрица желала, чтобы юные князья (Александр и Константин) и летом, и зимой оставались как можно чаще на свежем воздухе, на солнце и на ветру, а зимой по возможности реже возле огня, и чтоб зимой в их комнатах было не более 13 или 14 градусов по Реомюру (около 17 градусов С). Императрица желала, чтобы великие князья зимой и летом ходили в баню, «…а летом купались, сколько сами захотят, лишь бы перед тем не вспотели». Весьма полезно, считала она, чтобы дети учились плавать. Показано было им спать “не мягко”, а на тюфяках под легкими одеялами, летом - ситцевыми, подшитыми простынями, а зимой - стеганными, ложиться и вставать рано. Предписано веселым играм детей не мешать и “малых неисправностей при игре не унимать”. Государыня полагала, что “дав детям в игре совершенную свободу, можно узнать нрав и склонности их”. Далее сказано: “не оставлять их никогда праздными”. Отвращение к праздности должно было служить учению. По мнению императрицы, необходимо было дать питомцам здравое понятие о вещах и внушить в них правила добродетелей, послушание императрице, почтение к родителям своим, любовь к истине, благоволение к человечеству, снисхождение к ближнему; показывать им все как оно есть и как быть должно, развивать в них природные способности и привычку к труду. Приказано было учить детей в те часы, когда они изъявят к тому охоту, и оканчивать прежде, нежели станут скучать. За учение не бранить, но если учатся хорошо - похвалить. Императрица считала, что “страхом научить нельзя, ибо в душу, объятую страхом, не более можно вложить учение, чем на дрожащей бумаге написать».
Екатерина II устанавливала и порядок обучения. Сперва учить чтению, письму, рисованию, арифметике. Затем последуют география, хронология, астрономия, математика. Но запрещается принуждать детей твердить много наизусть. “Языкам учить детей не иначе, как в разговорах, но чтобы при том не забывали своего языка русского…”. Далее шли “история, законы российские, не узнав коих, невозможно знать и порядки, коими правится Россия”. “Желательно, - писала императрица, - чтобы они прошли военную, сухопутную и морскую службу от первоначальных оснований до высшей части их и получили о них основательное понятие”. Сверх того, предполагалось обучать царских детей верховой езде, фехтованию, вольтижированию, плаванию, ружейным приемам и “всему тому, что телу придает силу и поворотливость…”. “Доброй походке и наружности ничем лучше выучиться нельзя, как танцеванием”… Если дети изъявят охоту точить или заниматься каким-либо другим ремеслом, то не отвращать их от этих занятий. Великих князей в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет упражнять сведениями, относящимися к изучению России, и в этом должны состоять главные предметы их занятий. Достижению этой цели могли служить карты России и каждой из российских губерний с описанием почвы, произрастаний, животных и главных пунктов народной промышленности, а также виды замечательнейших мест, городов и строений; сведения о течении судоходных рек, о состоянии крепостей и дорог, описание народов, живущих в каждой губернии, их одежды, нравов и обычаев. В числе принципов обучения были указаны законы и судопроизводство своей страны, финансы, образование и содержание войск, попечение о больных, дряхлых и неимущих…
В особой главе, “касательно умонаклонения к добру”, императрица предлагает действовать на мораль детей, давая им чувствовать при всяком удобном случае, что прилежание и хорошее поведение награждаются любовью, добрым именем и славой, а нерадение и дурные поступки влекут за собой стыд и презрение. “Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари…”. Императрица требовала, чтобы царские дети не только не мучили и не убивали животных, как, например, птиц, бабочек, мух и т.п., но чтобы имели попечение о принадлежащих им собаках, птицах, белке и даже о цветах в горшках, поливая их. Все же, оставляемое ими без призрения, приказывала отбирать у них. Ложь и обман запрещались как детям, так и приставникам, даже в шутку - “… обман и неправда в игре не должны быть терпимы как бесчестное и постыдное дело. Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость”. Императрица предписывала “отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился”. “Главное достоинство наставления детей, - продолжает Екатерина, - состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми…”. По словам императрицы, “истинная смелость состоит в том, чтобы пребывать в том, что долг человеку предписывает”; “телесная сила обнаруживается в преодолении труда, а душевная твердость - в подчинении своих желаний здравому рассудку, и потому с самого детства необходима привычка следовать указаниям рассудка и справедливости”.
По мнению императрицы, “дети обыкновенно плачут от упрямства, либо от болезни, но должно запрещать всякие слезы. В болезни - следует употреблять необходимые средства для ее облегчения, не обращая внимания на слезы и стараясь внушить детям, что плачь их не уменьшает, а усиливает болезнь и что лучше преодолевать ее бодростью духа и терпением. Мысли же их стараться отвлечь на что иное или обратить слезы в шутки… Если в чем-либо приставники отказали детям, то чтобы криком или плачем не могли выпросить”. По мнению императрицы, надлежало отдалять от детей все то, что могло бы испугать их, но если они чего боятся, то приучить к таким предметам исподволь, сперва издали, а потом подходя ближе, стараясь рассеять опасения доказательствами, доступными детскому понятию, но “основанными на истине”, либо обратить их страх в шутку. С такой же целью было приказано не выказывать опасения при громе, буре и в других случаях и приучать детей не бояться пауков, мышей, собачьего воя, качки кареты или лодки, а так же чтобы они видели, как лягают и топают ногами лошади, и подходили к ним. Приказано также приучать детей ходить по таким местам, где они могут споткнуться без опасных последствий; если кто из них упадет, не спешить без нужды на помощь и дать время встать самому; в случаях же, когда нужна помощь, - подать ее, не торопясь.
В отношении учтивости императрица полагала, что “она основана на том, чтобы не иметь худого мнения ни о себе самом, ни о ближнем… Человеколюбие, уважение ближнего, внимание к каждому да послужат основаниями учтивости”. “Противной учтивости: во-первых, природная грубость и невнимание к тому, что другим нравится или не нравится; во-вторых, пренебрежение к людям, высказываемое взглядами, словами, поступками и движениями; в-третьих, насмешки, умышленные споры и противоречие и, в-четвертых, привязчивость и пересуды. Но и лишняя учтивость несносна в обществе… Приучать детей, чтобы не перебивали никому речи, не спешили сказывать свое мнение, не говорили слишком громко или утвердительно, а просто, не возвышая голоса”. В отношении поведения императрица полагала, что оно много зависит от общества, в котором будут жить дети, и потому следует быть весьма осторожными в выборе окружающих их людей. По мере приближения воспитанников к юношескому возрасту показать им мало-помалу свет, каков он есть, и стараться внушить в них осторожность от пороков и порочных людей… “Способ не быть обманутыми в свете, - говорит Екатерина, - знать свет… Необходимо умение различать свойства людей и в каких случаях прилично не обращать на то внимания… В ком нет ни добродетели, ни учтивости, ни доброго поведения, ни знания людей и вещей, тот никогда не будет достоин почтения”.
Список литературы:
1. История Екатерины II. Сочинение А. Брикнера. М.: Сварог и КО, 1998.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биография. Т. I. М.
3. Богданова М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. Т. 1, СПб., 1869.
4. Кизеветтер А.А. Исторические очерки. М., 1912. Статья "Школьные вопросы в документах XVIII века".
5. Записки княгини Дашковой. СПб., 1906. С. 8,14.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.