Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 8
ОБЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ.
ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЯД
НАПРЯЖЕНИЙ МЕТАЛЛОВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : общие химические свойства
металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений
металлов.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
к
у р о в н ю
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь составлять уравнения реакций с участием металлов.
Ц е л ь : сформировать представление об электрохимическом ряде
напряжений металлов, актуализировать и обобщить знания учащихся о
химических свойствах металлов; развивать умения составлять
уравнения химических реакций.
О б о р у д о в а н и е : колба с хлором, порошок сурьмы, натрий,
кристаллизатор с водой, фенолфталеин, щипцы для сжигания веществ,
цинк,
спички,
концентрированная азотная кислота,
(II),
электрохимический ряд напряжений металлов.
соляная кислота,
хлорид меди
магний,
медь,
спиртовка,
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У с т н ы й о п р о с : расположение металлов в периодической
системе; особенности строения атомов металлов и их кристаллической
решётки; общее и различное в физических свойствах металлов; р а з б о р
у п р а ж н е н и й , заданных на дом.
II. Объяснение нового материала.
Так как металлы легко отдают электроны с внешнего
энергетического уровня своих атомов, то в реакциях они выступают
восстановителями. Металлы взаимодействуют с неметаллами, водой,
кислотами, солями, оксидами других металлов. Будет ли проходить
реакция, а если будет, то каким путём и насколько активно, можноопределить по электрохимическому ряду напряжений металлов.
Правила пользования рядом:
1. Слева направо уменьшается химическая активность и
восстановительная способность металлов как простых веществ.
2. Слева направо возрастает окислительная способность ионов
металлов.
3. Металлы, стоящие левее водорода, вытесняют его из кислот;
металлы, стоящие правее водорода, с кислотами не реагируют.
(Исключением являются серная концентрированная и азотная кислоты,
которые не выделяют водород и могут реагировать с металлами,
стоящими после H.)
4. Металлы, стоящие до алюминия (включительно) образуют с водой
гидроксиды; от алюминия до кадмия – оксиды. Остальные с водой не
реагируют.
5. Металлы, стоящие левее, вытесняют из солей металлы, стоящие
правее. (Исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие
металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагируют с
водой, образуя щёлочи.)
Данные закономерности соблюдаются только в растворах. В
расплавах действуют другие правила. Так, алюминий может вытеснить
калий из его оксида:
Составим схему взаимодействия металлов:
М + неметалл → бинарное соединение (соль, оксид)Подтвердим данную схему примерами.
Учитель проводит опыты, ученики записывают уравнения
реакций.
1. Металлы реагируют с неметаллами:
2. Металлы реагируют с водой:
3. Металлы реагируют с кислотами.
Сравните активность:
Исключение:4. Металлы реагируют с солями.
Сравните активность металлов:
5. Металлы реагируют с оксидами:
Домашнее задание: § 8, упр. 6; учить по тетради.