Социальная работа с группами. В Соединенных Штатах Америки понятия “социальная педагогика” как такового не существует. Оно рассматривается в рамках понятия “социальная работа”.
В обращении к Национальной конференции благотворительных организаций и исправительных заведений А. Флекснер (1915) произнес свой часто цитируемый приговор: “Социальная работа - это не профессия”. Кроме того, он добавил, что шансы на получение ею полного профессионального статуса, сравнимого со статусом утвердившейся профессии, очень невелики. Некоторые авторы (И.Эпштейн и К.Конрад, 1978; М.Коен и Д.Вагнер, 1982) продолжают сомневаться в том, что социальная работа действительно достигла профессионального статуса.
Общие положения социальной работы в США.
Социальная работа с группами
В Соединенных Штатах Америки понятия “социальная
педагогика” как такового не существует. Оно
рассматривается в рамках понятия “социальная работа”.
В обращении к Национальной конференции
благотворительных организаций и исправительных
заведений А. Флекснер (1915) произнес свой часто
цитируемый приговор: “Социальная работа это не
профессия”. Кроме того, он добавил, что шансы на
получение ею полного профессионального статуса,
сравнимого со статусом утвердившейся профессии, очень
невелики. Некоторые авторы (И.Эпштейн и К.Конрад,
1978; М.Коен и Д.Вагнер, 1982) продолжают сомневаться в
том, что социальная работа действительно достигла
профессионального статуса. На их взгляд, более точно
определить социальных работников как персонал агентств,
чиновников или квалифицированных рабочих, чем как
представителей профессии. Другие рассматривают
социальную работу как “почти” профессию. Н.Глейзер
(1974) утверждает, что только медицинские и правовые
профессии являются “основными”, все остальные занятия,
составляющие
социальную
работу,
являются
“второстепенными”.
Тем не менее, социальная работа в США развилась в
основную профессию по оказанию помощи. Как профессия
она обладает некоторыми чертами, ставящими ее особняком
от более старых, традиционно ценимых профессий. Клиентысоциальной работы обычно представители слабых,
уязвимых, экономически необеспеченных слоев населения.
Социальная работа с США получила общественное
признание. Более 400 университетом и колледжей Америки
предлагают утвержденные образовательные программы по
социальной работе. Кроме того, тысячи общественных и
частных здравоохранительных и попечительских
организаций по всем Соединенным Штатам тратят миллиарды
долларов для найма профессиональных социальных
работников.
Законодательные органы по меньшей мере 33 штатов и двух
территорий с полномочиями для ведения судопроизводства
(ПуэртоРико и Виргинские острова) утвердили законы для
регулирования практики социальной работы, придав ей
статус сферы обслуживания граждан, регистрируя
социальных работников и выдавая им удостоверения или
разрешения на их деятельность. Несмотря на значительное
сопротивление, тенденция к лицензированию усиливается.
Несколько штатов наделили социальных работников правами
продавцов услуг, а страховые компании рассматривают их
как квалифицированных поставщиков услуг. Многие
федеральные организации, такие как Специальный комитет
по проблемам детей и семьи и Национальный институт
психического здоровья, признают социальную работу
профессией в своих договорных и дотационных документах.
Кроме того, растет число корпораций, нанимающих
социальных работников для оказания услуг в рамках своих
программ содействия работающим по найму. И в системе
государственного социального обеспечения, и в частномсекторе социальные работники пользуются значительным
профессиональным авторитетом
среди клиентов.1
В любой школе есть классы, которые являются
одновременно и группами, поэтому целесообразно
рассмотреть социальную работу в США с группой.
Постепенно те люди, которые проводили работу с
группой, вошли в профессиональный цех социальных
работников, тогда стали говорить о “групповой
социальной работе”. Это понятие означает работу по
решению проблем групп лиц, семей, и пр., и в ней
участвуют от 6 до 10% всех социальных работников. В
настоящее время профессионалы используют термин
"практика социальной работы с группами". Эта работа яв
ляется частью социальной работы как таковой.
Как отмечает Х.Филлипс (1957),"отличительная
особенность метода групповой работы состоит в том, что
акцент делается на взаимоотношениях в группе; групповая
работа неизбежно отождествляется с процессом
взаимодействия между членами группами, сознательно
стимулируемым и направляемым социальным работником".
Социальная групповая работа приобрела широкий
размах, когда школы социальной работы создали учебную
программу, охватывающую различные методы (работу по
решению проблем индивидов и семей, групповую работу и
общинную организацию).
1 Энциклопедия социальной работы. Пер.с Англ. Т.13. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 19931994
(Т.3. С.184185).Как говорит Г.Вильсон (1976), "исторически
большинство организаций, которые признавали группу
(семью, естественные и созданные группы) в качестве
единицы для оказания услуг, ставили своей целью:
1)Изменить социальные условия жизни бедных;
2)Создать условия и такую расстановку сил, при
которых обслуживаемые люди могут развить
демократические, социальные и моральные качества;
3)Дать
людям
возможность
эмоционально
приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".
Г.Вильсон считает, что эти агентства
"сосредотачивают своё внимание на проблемах людей, а не
на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в
центре внимания которых были люди, пытались помочь
конкретным лицам независимо от того, какие у них
проблемы, в то время как агентства, в центре внимания
которых были проблемы, оказывали помощь конкретным
людям с конкретными проблемами". В США сегодня
практическая групповая работа перешла в основном в
ведение агентств, в центре внимания которых находятся
проблемы.
В США практический работник рассматривается по
отношению к клиентам как работник, а не как
руководитель или помощник. Работник не руководит
группой. Он скорее "создавал возможности; его
обязанности входило помогать группе выбрать своих
собственных лидеров и выработать порядок принятия
решений, а также оказывать влияние на развитие
демократических групповых норм. Работник начинает с"того, что делала группа до него", и, по мере того как
со временем группа развивалась, занимал всё менее
заметное место. Иногда работники выступают в роли
советчиков. Они направляют внимание членов группы на
более широкие социальные проблемы, которые оказывали
влияние на их повседневную жизнь, и помогали им
предпринимать необходимые социальные действия. Как
свидетельствует практика, работники высоко ценили
способность
к
самоопределению,
групповую
самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем
благе.
С самой первой встречи членов группы работник
думает о том, чтобы в результате его работы группа
перестала нуждаться в нём. Это означает, что работник
пытается дать возможность группе расширить свою
самостоятельность, с тем, чтобы продолжать работу как
группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того
как он сам либо устранится полностью, либо станет
выступать в роли консультанта или спонсора. Суть такой
установки хорошо передаёт фраза: "Встреча с работником
является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные
процессы, в которые работник "включается и на которые
оказывает ограниченное воздействие, происходили в
течение долгого времени до него и будут продолжаться
после его ухода".1
(Б) Социальная работа в школах
1 Энциклопедия социальной работы. Пер.с Англ. Т.13. М.: Центр общечеловеческих ценностей,
19931994 (Т.3. С.196199).В различных странах мира существуют два подхода к
этому направлению социальной работы. Социальные
работники либо входят в состав персонала школ, либо
объединены в специальные службы социального обеспечения
образования. Это имеет место, в частности, в Великобри
тании.
Социальные работники, являясь сотрудниками этой
службы, часто прикрепляются к отдельным школам. Они
регулярно посещают школы, за которые отвечают, и
работают с учителями и другими сотрудниками школы,
помогая им оценивать потребности детей в тех случаях,
когда возникают проблемы с их поведением,
посещаемостью, успеваемостью, материальными или
социальными лишениями. Социальные работники также
участвуют в разработке политики и стратегии преодоления
этих проблем и установлении связей между семьями и
школой.
Обязанностью социальных работников является помощь
родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе
и дома, они поощряют их максимально использовать
образовательные возможности, предоставляемые их
ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений,
в решении других проблем, которые влияют на образование
их детей.
Социальные службы обеспечения образования отвечают
за организацию регулярных проверок посещаемости уроков,
проводимых учителями. Социальные работники выясняют
причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие
на уроках может свидетельствовать о том, что ребёноксталкивается с трудностями дома и в школе, а также о
проблемах, которые испытывают его родители. После
выяснения всех обстоятельств и консультации с
учителями, социальные работники оказывают помощь как
ребёнку, так и его родителям. Если исследование показы
вает, что проблема выходит за рамки компетенции школы
или службы социального обеспечения, социального
образования, социальные работники обращаются в
отделение социальных служб и другие агентства.
Особой заботой сотрудников службы социального
обеспечения образования является выявление детей,
подвергающихся жестокому обращению, страдающих от
материнской или эмоциональной обездоленности, а также
тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное
развитие отстает. Всем им оказывается помощь с
привлечением в необходимых случаях психологов, юристов,
медицинских работников, полиции и т.д.
Сотрудники службы имеют связь с медицинскими
работниками школ и через них узнают о длительной
болезни коголибо из детей, имеющих отклонения в
развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе,
служба организует домашнее или больничное обучение.
Большую роль играют сотрудники службы социального
обеспечения образования в интеграции детей, имеющих
отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут
особую ответственность за оказание помощи таким детям и
их родителям.
Среди других функций этой службы можно выделить:
заботу о детях, которые изза поведения временно илиокончательно исключены из школы; оказание поддержки
родителям в устройстве ребёнка в другое учебное
заведение; помощь детям из числа национальных
меньшинств в адаптации среди других школьников;
создание и сохранение нормальных отношений между ними;
выявление детей, которые незаконно заняты на работе в
учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе;
общее наблюдение за выполнением правовых норм в
отношении детского труда; наблюдение за посещением
детьми детских групп и детских центров (аналоги
имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); вы
яснение причин длительного отсутствия и помощь в
случаях если оно связано с серьёзной болезнью или
жестоким обращением; поддержка детей, получающих
образование вне школы (консультативно, на дому, в
центрах промежуточного лечения); оказание содействия
родителям и детям в пользовании социальными
привилегиями, предоставляемыми школьникам (финансовая
помощь в приобретении школьной формы, транспортные рас
ходы, школьные завтраки и т.д.).
Второй подход, когда социальные работники
включаются в штат школы, имеет место в Германии. Здесь
социальная работа в школе приобретает в настоящее время
всё большее значение. До недавних пор она велась в
основном только в образцовых школах. Задачу школы
видели исключительно в обучении и образовании детей и
подростков, воспитание рассматривалось как задача
семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать
изолировано от воспитания, они представляют собой единый взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей
считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования,
когда они должны реагировать на отклонения в поведении
учеников.
Именно поэтому социальные работники занимаются в
школах с учениками, которым ведут себя особенно
вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в
школе профилактическую работу, предлагая ученикам во
внеурочное время интересные возможности для проведения
свободного времени, а, также, изучая условия жизни
учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями
беседы, давать необходимые советы.1
Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных
стран в школах "нет таких ставок как завуч по
воспитательной работе. Основная ответственность за
воспитание ребёнка лежит на семье".2
Также там нет понятия "социальный педагог" (по этой
причине в этом параграфе везде упоминается понятие
"социальный работник"). А вот, например, в США работа
полицейского главным образом направлена на профилактику
правонарушении учениками школ. Полицейские ходят в дет
ские сады, школы, проводят беседы с детьми.
Полицейские, работающие в этом направлении, постоянно
посещают школу, играют с детьми, интересуются их
проблемами и помогают им в их разрешении.3
1
2
3
Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Издво “Союз”, 1994 199с. (Часть 2) С.181
Михайлова А. Тамбов ТерреХот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. 1996,
октябрь. № 8. – с.2
Там же, стр. 1