Как правило, любой из описанных в этой книге инструментов можно применить в любой ситуации, требующей нестандартного мышления. Тем не менее бывают случаи, когда для решения творческой задачи ее нужно сформулировать определенным образом. Например, метод отстранения лучше всего применять тогда, когда есть нечто, чего можно избежать. Как можно применить его, например, в ситуации «чистого листа», когда вы не знаете, с чего начать? Нужно сформулировать задачу следующим образом
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ
Как правило, любой из описанных в этой книге инструментов можно
применить в любой ситуации, требующей нестандартного мышления. Тем не
менее бывают случаи, когда для решения творческой задачи ее нужно
сформулировать определенным образом. Например, метод отстранения лучше
всего применять тогда, когда есть нечто, чего можно избежать. Как можно
применить его, например, в ситуации «чистого листа», когда вы не знаете, с
чего начать? Нужно сформулировать задачу следующим образом:
«Как бы мы подошли к решению этой задачи, если бы мыслили
стандартно? Давайте теперь попробуем сделать наоборот».
В качестве другого примера рассмотрим задачу, связанную с решением
проблемы. В данном случае у нас есть конкретная цель — ликвидация
проблемы. Можно ли применить в этом случае метод случайного слова?
Согласно определению, он лучше всего подходит для решения задач,
относящихся к фокусированию на области действия, и не предназначен для
решения узких и конкретных проблем. Мы на время «забываем» о проблеме и
используем этот метод. Затем пробуем применить полученные с его помощью
идеи к нашему конкретному случаю. Если ни одна из них не дает
немедленного решения, мы пробуем видоизменить их. Даже тогда, когда нам
не удалось извлечь прямую пользу из полученных идей, все же принцип,
лежащий в их основе, может оказаться полезным.
Конечно, у каждого человека есть свои излюбленные инструменты. Это
зависит от индивидуальных особенностей личности. Например, многих
привлекает простота метода случайного слова. Другие предпочитают метод
отстранения, потому что он помогает им резко изменить обычный взгляд на
проблему. Более опытные и решительные люди охотно применяют методы
двух шагов, потому что они позволяют получить более острые
провокационные идеи. Тем, кто любит пунктуальность и систематический
подход, больше всего нравится веер концепций.
Независимо от того, есть у вас любимый инструмент или нет, важно время
от времени применять все методы. У каждого игрока в гольф есть любимая
клюшка, но он играет и другими.ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Некоторые методы применимы безо всяких ограничений и оговорок во всех
случаях, когда возникает потребность в творческих идеях; другие более
полезны в определенных ситуациях.
Фокусирование
Умение создавать, переопределять творческое фокусирование и разделять
его на подфокусы ценно в любом случае. Даже тогда, когда перед вами стоит
конкретная задача, полезно выяснить фокусирование, к которому она
относится, а также попытаться создать новые объекты фокусирования,
относящиеся к той же задаче. Время от времени мысленно возвращайтесь к
фокусированию. Пытайтесь дать ему другие определения (что часто бывает
довольно трудно). Это очень полезный навык, применимый во всех без
исключения ситуациях.
Вызов
Творческий вызов можно применить к чему-то существующему. Можно
также пересмотреть сам ход вашего мышления. Почему надо смотреть на эту
проблему именно таким образом? Зачем ограничиваться этими рамками?
Даже тогда, когда идея или решение уже сформированы, их можно
пересмотреть (полностью или частично).
Альтернативы
Простой поиск альтернатив — сущность творчества. Есть ли другие,
альтернативные, определения творческого фокусирования? Каковы
альтернативные подходы к решению задачи? Какие альтернативные методы
можно применить в данном случае? Каждый раз, когда нам удается найти
концепцию, мы немедленно пытаемся отыскать другие способы ее
осуществления. Даже тогда, когда окончательная идея уже найдена, стоит
задаться вопросом: нельзя ли сделать это лучше?
Случайный вход
Метод случайного входа (и его разновидность — метод случайного слова)
имеет очень широкую область применения. Если вы топчетесь на месте и
исчерпали все идеи, используйте случайное слово, и перед вами немедленно
откроется новое направление. Если вы не знаете, с чего начать, случайное
слово даст вам отправную точку. Чтобы повысить эффективность метода,
лучше представить фокусирование в виде «фокусирования на области
действия».
Срез
Срез также относится к наиболее общим методам. На начальном этапе
мышления вы создаете срез, относящийся ко всей ситуации в целом. Затемможете создать еще один, на этот раз ограниченный теми мыслями, которые
пришли вам в голову в процессе работы над проблемой. Срез имеет много
общего с методом случайного слова, но обладает меньшей провокативностью.
Его лучше всего применять для решения сложных, многофакторных ситуаций.
Метод прядения нити
Этот метод применяется в тех случаях, когда известен ряд требований к
ситуации. Требования заносятся в список. Затем из каждого вытягивается
«нить», состоящая из элементов, оторванных от контекста конкретной
ситуации. Поскольку для большинства ситуаций можно определить набор
наиболее общих требований, метод прядения нити можно применять где
угодно.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
Различают несколько основных типов мышления, каждому из которых
соответствует один или несколько наиболее употребительных мыслительных
инструментов. Эти основные типы являются в значительной степени
условностью, упрощенным подходом к мышлению, но все же они помогают
нам подобрать наиболее эффективный в данном случае инструмент.
Мышление, направленное на достижение (цель)
Как добиться поставленной цели? Как разрешить проблему? Как
выполнить поставленную задачу? У нас имеется ясное представление того, к
чему мы хотим прийти. Если у нас имеется проблема, нужно найти способ
разрешить ее или обойти. Такой тип мышления охватывает круг вопросов,
связанных с проблемами, задачами, проектами, переговорами, разрешением
конфликтов и т. д. Хотя к данному случаю применимы различные
инструменты мышления, самыми подходящими являются следующие.
Вызов. Границы проблемы, ее доминирующие концепции, ключевые
факторы и даже само определение можно подвергнуть вызову. Почему нужно
смотреть на это именно так, а не иначе? Почему вообще мы должны
относиться к этому как к проблеме?Веер концепций этот инструмент является ключевым для мышления,
связанного с достижением, потому что отвечает на вопрос «как попасть в
нужное место?». Какие концепции нам необходимы? В процессе создания
веера концепций могут появиться новые фокусные точки, которые также
требуют творческого внимания. Тщательная проработка всех ветвей веера
может предоставить нам множество альтернативных подходов и способов
достижения цели. Очевидно, что веер концепций — это систематизированный
способ поиска альтернатив.
В простых случаях (или в случае нехватки времени) можно применить
простой поиск альтернатив.
Метод двух шагов, этот радикальный метод, отличающийся высокой
провокативностью, полезен в тех случаях, когда нам необходим совершенно
новый подход. Он позволяет вывернуть проблему наизнанку и вынуждает
взглянуть на нее с совершенно неожиданной стороны. В отличие от веера
концепций, предоставляющего нам множество возможных подходов, метод
двух шагов создает подходы «невозможные». Если проблема имеет давнюю
историю, важно попытаться применить к ней хотя бы один из провокационных
методов, в противном случае мы рискуем остаться на том же месте.
Мышление, направленное на усовершенствование (изменение)
Этот тип мышления часто можно перефразировать таким образом, что оно
сближается с мышлением, направленным на достижение (как можно добиться
ускорения этого процесса?). Полезно, однако, выделить его в отдельную
группу, потому что оно имеет несколько специфических особенностей. Во-
первых, в данном случае мы всегда имеем дело с чем-то уже существующим и
устоявшимся. Вторая отличительная особенность заключается в том, что
определение усовершенствования (увеличение скорости, сокращение
времени, уменьшение потребности в энергии, сокращение количества
ошибок) всегда формулируется как общая проблема, не имеющая конкретного
числового предела. Здесь также применимы различные методы, но наиболее
эффективными являются следующие.
Вызов. Это ключевой метод. Почему мы пришли именно к такому способу
исполнения? Почему нужно продолжать делать это именно так, а не иначе?
Зачем ограничиваться существующими рамками? Мы можем подвергнуть
вызову как сам процесс, так и наше к нему отношение. Особенно полезен в
данном случае анализ традиционности.
АЛЬТЕРНАТИВЫ. Мы ищем альтернативы везде и повсюду. Мы определяем
фиксированные точки и затем занимаемся поиском альтернативных способов
достижения этих точек. Это касается не только всего процесса в целом, но и
каждой из его частей.
ОТСТРАНЕНИЕ. В данном случае это наиболее подходящий из
провокационных методов. Мы проговариваем «естественные» для данного
процесса положения — те, которые кажутся нам само собой разумеющимися,
и затем отстраняемся от них. В случае усовершенствования нам всегда естьот чего отстраниться, потому что мы имеем дело с устоявшимся процессом.
Даже самые фундаментальные явления могут быть предметом для
провокационного метода отстранения.
Мышление «чистого листа» (начало)
С чего и как начать? Мышление «чистого листа» — противоположность
мышлению, направленному на усовершенствование. В предыдущем случае у
нас имелся существующий процесс, над которым нам предстояло работать; в
данном случае у нас нет ничего, кроме самых общих представлений и
пожеланий. Изобретения и дизайн — яркий пример мышления «чистого
листа». К этому же типу мышления относится разработка новых концепций и
возможностей. Иногда мышление «чистого листа» ошибочно трактуют как
мышление, связанное с достижением (мне нужно новое изобретение в этой
области).
СЛУЧАЙНЫЙ ВХОД. Это ключевой метод. Метод случайного входа
немедленно предоставляет вам стартовые точки в любой ситуации. Он уводит
ваше мышление в различных направлениях. Как только эти направления
определились, вы можете модифицировать или изменить их. Вы можете
перейти от них к совершенно иным направлениям. Именно поэтому данный
метод столь популярен среди рок-групп.
МЕТОД ПРЯДЕНИЯ НИТИ. Можно перечислить несколько наиболее общих
требований к задаче и затем применить к ним этот метод. Это поможет вам
выработать новые направления мышления. Можно позволить идеям
рождаться непроизвольно, «интуитивно» или форсировать идею сознательно,
выбрав из нитей несколько элементов по своему усмотрению.
МЕТОД ВОЗДУШНЫХ ЗАМКОВ. Это один из двухшаговых провокационных
методов. В ситуации, при которой неизвестно, с чего начать, можно начать с
фантазий. Это немедленно откроет новые направления мышления. Метод
лучше всего сочетается с сознательным стремлением найти и
сформулировать концепцию, лежащую в основе полученных идей. Какая
концепция лежит в основе данной идеи? Как еще можно использовать эту
концепцию?
Организующее мышление (навести порядок)
Все элементы у нас в руках. Как организовать их наилучшим образом? Это
относится к планам, стратегиям, некоторым видам дизайна и организации
труда в целом. Хотя это мышление может быть в основном аналитическим, и
здесь могут потребоваться новые подходы.
АЛЬТЕРНАТИВЫ. Ключевой момент — испробовать различные варианты.
Важно испробовать не только «разумные» альтернативы, но и провокационые.
Что бы вышло, если бы мы сделали это вот так?
ВЫЗОВ. Организующее мышление часто отталкивается от традиционных
способов выполнения процесса; оно связано предположениями,
ограничениями и сдерживающими факторами. Поэтому очень важнопересмотреть (подвергнуть вызову) обычные методы и способы действия,
попытаться применить новые.
ИСКАЖЕНИЕ. Этот метод относится к двухшаговым провокационным
методам. Он прекрасно соответствует организующему типу мышления,
потому что в этом случае мы «перетасовываем» нормальный порядок
расположения элементов, чтобы получить новую комбинацию. Этот тип
провокационных идей может привести к внезапным озарениям, догадкам и
полностью изменить прежний способ организации.