ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

...Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека
Иконка файла материала ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.doc
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ...Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому   ребенку,   говорят   даже   иногда   о   врожденной   его   злостности,   не   думая   и   не подозревая,   что   качества   ребенка   являются   отражением   качеств   окружающих   его   лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться   серьезной   причиной   совершенствования   представителей   семьи,   в   особенности относительно   их   правдивости,   искренности   и   прямоты:   если   любящая   мать   озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего   ребенка;   этим   она   несомненно   будет   содействовать   собственному   своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит   и   ребенка   к   правдивости,   непосредственности   и   искренности   и   этим  положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и   условий   его   образования   всего   глубже   складывается   убеждение,   насколько   сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка... [1, стр. 84] Вследствие   недостатка   внимания,   а   главное   вследствие   незнания   обыкновенно спешат   допустить   существование   врожденных   дурных   наклонностей,   красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе   и   за   нее   ответствен   сам   ребенок!   Влияние   руководства   взрослых   как­то   всегда остается   в   тени;   и   верить   не   хотят,   что   «испорченность»   ребенка   школьного   или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все­ таки   один   воспитанник.   В   громадном   большинстве   случаев   не   прирожденная   тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую   будущность,   оставляя   на   его   личных   проявлениях   и   привычках   неизгладимые следы нравственной порчи: умственного бессилия. Кому   не   известно,   что   все   дело   воспитания   (и   в   семье,   и   в   школе)   зачастую сводится   к   тому,   что   ребенка   нужно   «учить»,   причем   под   словом   «учить»   нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т.д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя»,  не приучиться связывать  причину со следствием,  то рутинные педагогические приемы принудительного характера по­прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту... Обыкновенно   предполагают,   что   ребенка   можно   и   обмануть:   ведь   он   глуп,   не разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым и осязаемым. Если ему говорят, что «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном случае, если ему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он встречает в семье несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо твердо помнить, что ребенок первоначально только и знает впечатления, получаемые органами его чувств, он только им и повинуется и действует исключительно на основании этих чисто реальных впечатлений; он непременно делает только то, что ему приятно, и избегает всего, что ему в каком­либо отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать,но, если он видит, что окружающие пользуются чем­нибудь, а ему не дают, то и он при первом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз она плохо лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то же самое. Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на опыте, видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всяким случаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть умником и пользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно. Наказание не может выяснить ему объективных признаков правды, оно только покажет ему, что не попадаться – добро, а попадаться – зло и, имея возможность сделать кому­нибудь зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании. [3 стр. 115] ...Кроме простого, всегда искреннего и правдивого слова, не могут быть допущены ни в семье, ни в школе никакие поощрения, никакие наказания. Обыкновенно приучают ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его качают, усыпляют различными однообразными напевами, его целуют, подделываются под произносимые им звуки, – все это оказывается искусственными   раздражителями.   Когда   после   всего   этого   начинается   ученье,   ребенок оказывается   вялым,   апатичным,   ленивым;   на   него   жалуются   за   безучастность   его   к занятиям,   между   тем   как   все   сделано,   чтобы   именно   понизить   его   жизнедеятельность, чтобы сделать его апатичным и вялым. Чтобы возбудить его к учению, опять прибегают к искусственным возбудителям в виде похвалы, отметок, подарков и наград. Развившаяся при   таких   условиях   апатия   вызывает   у   молодого   человека   погоню   за   переменой впечатлений; кондитерская оказывается преддверием к винному погребку и кутежам точно так же, как отметки и поощрения развивают стремление к различным спортам, карточной игре и т.п. Человека заедает нестерпимая скука, он готов насладиться всякой травлей и грубым чувственным развлечением, чтобы только заглушить угнетающее его чувствование. У него нет внутренней жизни, он не возбуждается мыслью и не занят умственным своим совершенствованием.  Молодого  человека  укоряют за его грубый  и  развращенный  нрав, совершенно упуская из виду причины, содействовавшие его развитию, забывают, что только условия его семейной и школьной жизни могли способствовать развитию тех типичных явлений,   которые   у   него   наблюдаются,   что   ими   убита   идейная   жизнь   и   развиты   одни животные проявления... Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от них   впоследствии   очень   трудно,   а   иногда   и   не   под   силу   взрослому.   При   нормальных условиях развития ребенка, когда его не ограничивают постоянными регламентациями, он всегда   отличается   наблюдательностью,   причем   сейчас   же   повторяет   подмеченное   им действие и затем уже рассуждает над ним. Это самый выгодный способ развития ребенка, который необходимо поддерживать; при этом ребенок более всего останавливается над теми   явлениями,   которые   ему   доступны.   Он   сам   их   подмечает,   они   ему   не   навязаны, соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легче их усваивает. В ребенке нельзя искусственно развить наблюдательность, можно только устранить всякие сильные влияния,   которые   могли   бы   понизить   его   впечатлительность;   кроме   того,   можно   еще содействовать   постепенному   видоизменению   материала,   необходимого   для   его образования.   При   всяком   искусственном   способе,   применяемом   для   возбуждения наблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не сам наталкивается на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, с которыми хотят его познакомить.   В   таком   случае   легко   впасть   в   ошибку   при   оценке   сил   ребенка   и   его подготовки, между тем как всякое такое несоответствие приводит к тому, что ребенок недостаточно усваивает воспринимаемое... Вслед за наблюдением ребенок повторяет то, что   произвело   на   него   более   сильное   впечатление;   этим   повторением   он   приучается   кразличным   приемам,   употребляемым   в   обыденной   жизни.   При   искусственном   же приучивании к таким приемам и действиям ребенок не сам выбирает производимое им действие, а имитирует требуемое от него: понятно, что и здесь такие требования могут не соответствовать степени физического развития ребенка и уменью его производить такие действия... [6 стр. 42] После наблюдения и повторения наблюдаемого ребенок обыкновенно охотно  рассуждает над значением воспринятого и повторенного им; это драгоценное качество  главным образом и содействует его образованию, а также ограничению произвола его  действий и выяснению личных качеств человека. Обыкновенно находят, что ребенок  должен только исполнять обращенные к нему требования, что он должен набирать  материал и знания для будущей своей деятельности. С этим никак нельзя согласиться на  основании следующего психологического положения: смотря по тому, каким образом  человек относится к каким­либо явлениям при первой встрече с ними, соответственно  этому скорее всего он будет к ним относиться и впоследствии. Если он в раннем возрасте  не приучился рассуждать над своими впечатлениями и действиями, то он впоследствии  очень трудно к этому привыкает. Набором знаний он развивает свою память, которую до  того изощряет упражнением, что ему легче всего все воспринимать этой умственной  способностью; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания остаются сырым  материалом, который не переварен рассуждением. Без анализа и рассуждения, без  проверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он поэтому сам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить  общего образа; у него нет общих понятий, он знает, но не понимает. Поэтому  самостоятельно видоизменить свои действия он не в состоянии и только повторяет то, что  знает, что слышал, что вычитал из книги; у него нет личного характера, а для развития  нравственного характера нет условий.