...Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
...Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают
самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не
подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц.
Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т.
е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает
имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его
привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен
являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности
относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена
развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из
действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за
всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность
своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему
совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно
приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит
верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека
и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно
влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к
труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка...
[1, стр. 84]
Вследствие недостатка внимания, а главное вследствие незнания обыкновенно
спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво
толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по
себе и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых както всегда
остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или
дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все
таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость
(нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку
горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые
следы нравственной порчи: умственного бессилия.
Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую
сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко
подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т.д. Да иначе и быть не может,
пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге;
если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные
педагогические приемы принудительного характера попрежнему будут царить в стенах
школы, как и в семейном быту...
Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и обмануть: ведь он глуп, не
разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается именно таким образом,
что он приучается проверять слышанное им видимым и осязаемым. Если ему говорят, что
«мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном случае, если ему что
не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он
встречает в семье несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки
правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо твердо
помнить, что ребенок первоначально только и знает впечатления, получаемые органами его
чувств, он только им и повинуется и действует исключительно на основании этих чисто
реальных впечатлений; он непременно делает только то, что ему приятно, и избегает всего,
что ему в какомлибо отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать,но, если он видит, что окружающие пользуются чемнибудь, а ему не дают, то и он при
первом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз она плохо
лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то же самое. Будучи
пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на опыте, видит, что необходимо
быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всяким случаем так, чтобы этого не видели и
не знали; он старается быть умником и пользуется удобными случаями уже осторожнее,
более скрытно. Наказание не может выяснить ему объективных признаков правды, оно
только покажет ему, что не попадаться – добро, а попадаться – зло и, имея возможность
сделать комунибудь зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании. [3
стр. 115]
...Кроме простого, всегда искреннего и правдивого слова, не могут быть допущены
ни в семье, ни в школе никакие поощрения, никакие наказания. Обыкновенно приучают
ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и
этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу
его развития. Младенца носят на руках, его качают, усыпляют различными однообразными
напевами, его целуют, подделываются под произносимые им звуки, – все это оказывается
искусственными раздражителями. Когда после всего этого начинается ученье, ребенок
оказывается вялым, апатичным, ленивым; на него жалуются за безучастность его к
занятиям, между тем как все сделано, чтобы именно понизить его жизнедеятельность,
чтобы сделать его апатичным и вялым. Чтобы возбудить его к учению, опять прибегают к
искусственным возбудителям в виде похвалы, отметок, подарков и наград. Развившаяся
при таких условиях апатия вызывает у молодого человека погоню за переменой
впечатлений; кондитерская оказывается преддверием к винному погребку и кутежам точно
так же, как отметки и поощрения развивают стремление к различным спортам, карточной
игре и т.п. Человека заедает нестерпимая скука, он готов насладиться всякой травлей и
грубым чувственным развлечением, чтобы только заглушить угнетающее его чувствование.
У него нет внутренней жизни, он не возбуждается мыслью и не занят умственным своим
совершенствованием. Молодого человека укоряют за его грубый и развращенный нрав,
совершенно упуская из виду причины, содействовавшие его развитию, забывают, что только
условия его семейной и школьной жизни могли способствовать развитию тех типичных
явлений, которые у него наблюдаются, что ими убита идейная жизнь и развиты одни
животные проявления...
Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от
них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому. При нормальных
условиях развития ребенка, когда его не ограничивают постоянными регламентациями, он
всегда отличается наблюдательностью, причем сейчас же повторяет подмеченное им
действие и затем уже рассуждает над ним. Это самый выгодный способ развития ребенка,
который необходимо поддерживать; при этом ребенок более всего останавливается над
теми явлениями, которые ему доступны. Он сам их подмечает, они ему не навязаны,
соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легче их усваивает. В ребенке
нельзя искусственно развить наблюдательность, можно только устранить всякие сильные
влияния, которые могли бы понизить его впечатлительность; кроме того, можно еще
содействовать постепенному видоизменению материала, необходимого для его
образования. При всяком искусственном способе, применяемом для возбуждения
наблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не сам наталкивается
на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, с которыми хотят его
познакомить. В таком случае легко впасть в ошибку при оценке сил ребенка и его
подготовки, между тем как всякое такое несоответствие приводит к тому, что ребенок
недостаточно усваивает воспринимаемое... Вслед за наблюдением ребенок повторяет то,
что произвело на него более сильное впечатление; этим повторением он приучается кразличным приемам, употребляемым в обыденной жизни. При искусственном же
приучивании к таким приемам и действиям ребенок не сам выбирает производимое им
действие, а имитирует требуемое от него: понятно, что и здесь такие требования могут не
соответствовать степени физического развития ребенка и уменью его производить такие
действия... [6 стр. 42]
После наблюдения и повторения наблюдаемого ребенок обыкновенно охотно
рассуждает над значением воспринятого и повторенного им; это драгоценное качество
главным образом и содействует его образованию, а также ограничению произвола его
действий и выяснению личных качеств человека. Обыкновенно находят, что ребенок
должен только исполнять обращенные к нему требования, что он должен набирать
материал и знания для будущей своей деятельности. С этим никак нельзя согласиться на
основании следующего психологического положения: смотря по тому, каким образом
человек относится к какимлибо явлениям при первой встрече с ними, соответственно
этому скорее всего он будет к ним относиться и впоследствии. Если он в раннем возрасте
не приучился рассуждать над своими впечатлениями и действиями, то он впоследствии
очень трудно к этому привыкает. Набором знаний он развивает свою память, которую до
того изощряет упражнением, что ему легче всего все воспринимать этой умственной
способностью; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания остаются сырым
материалом, который не переварен рассуждением. Без анализа и рассуждения, без
проверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого,
он поэтому сам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить
общего образа; у него нет общих понятий, он знает, но не понимает. Поэтому
самостоятельно видоизменить свои действия он не в состоянии и только повторяет то, что
знает, что слышал, что вычитал из книги; у него нет личного характера, а для развития
нравственного характера нет условий.