Обследование моторики

  • Рабочие листы
  • ppt
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обследование моторики. ТерминологияОбщая (корпоральная) моторика; Мелкая моторика; Мимическая моторика; Артикуляторная моторика; Праксис; Координация движений; Статическая координация; Динамическая координация; Серийно-последовательная координация; Пространственная координация; Ритмическая и темпоральная координация; Силовая координация. Совершенствование корпорального праксиса, манипуляции, координация движений (созревание подкорковых структур мозга, мозжечка), Тяга к образу в предметной деятельности, начало развития элементарной конструктивной деятельности
Иконка файла материала Технология обследования моторики.ppt
Общая (корпоральная) моторика; Мелкая моторика; Мимическая моторика; Артикуляторная моторика; Праксис; Координация движений; Статическая координация; Динамическая координация; Серийно-последовательная координация; Пространственная координация; Ритмическая и темпоральная координация; Силовая координация.
Возраст 0­1,5 мес. Новообразование Безусловно­рефлекторная  сфера Моторное развитие Беспорядочное движение  руками, ногами 2 мес. 3­4,5 мес. Начало ориентировочной  деятельности (включение  элементарных уровней коры  мозга) Развитие ориентировочной  деятельности (включение  двигательных систем мозга:  пирамидных, стволовых,  подкорковых) Приподнимает головку, лежа  на спине, подносит руки ко  рту, хватает предметы,  прикасающиеся к рукам,  осматривает движения рук Лежа на животе, высоко  поднимает головку, опираясь  на предплечья, играет с  руками, вытягивает вперед,  осматривает, шире охват  окружающего пространства
Возраст 0­1,5 мес. 2 мес. 3­4,5 мес. Новообразование Моторное развитие Безусловно­рефлекторная  сфера Начало ориентировочной  деятельности (включение  элементарных уровней коры  мозга) Развитие ориентировочной  деятельности (включение  двигательных систем мозга:  пирамидных, стволовых,  подкорковых)
4,5­5 мес. Совершенствование  функционирования  двигательных систем,  тенденция к принятию  вертикального положения,  начало предметной  деятельности (начало  созревания коры мозга) 5­5,5 мес. Начало освоения схемы тела,  продолжение развития  предметной деятельности  (активизация созревания  теменных структур мозга) Пытается сесть, когда  тянут за руки, сидит и  держит головку прямо при  поддержке поясницы,  способность извлекать  звуки из погремушки,  вложенной в руку Лежа на спине, трогает  руками колени,  перекатывается со спины  на бок, попытки взять  увиденный предмет двумя  руками, одной рукой,  провести пальцем по  поверхности игрушки
4,5­5 мес. Совершенствование  функционирования  двигательных систем,  тенденция к принятию  вертикального положения,  начало предметной  деятельности (начало  созревания коры мозга) 5­5,5 мес. Начало освоения схемы тела,  продолжение развития  предметной деятельности  (активизация созревания  теменных структур мозга)
5,5­6,5 мес. Формирование отдельных поз тела  и конечностей (созревание  функций постцентральных и  премоторных зон мозга),  усложнение ориентировочной  деятельности, подготовка к более  сложной предметной деятельности 6,5­7,5 мес. Интенсивное освоение схемы тела  (активизация теменных долей  мозга) Лежа на животе, опирается на  вытянутые руки, кисти  раскрыты, грудь поднята,  подбородок опущен, смотрит  вперед, сидит с опорой,  поворачивает голову в стороны,  кисти рук часто раскрыты, поза  руки соответствует предмету,  который он берет Лежа на спине, поднимает ноги  вверх, трогает ступни руками,  сидит без поддержки, легко  теряет равновесие,  перекладывает предмет из руки  в руку, вращает кистью с  игрушкой
5,5­6,5 мес. Формирование отдельных поз тела  и конечностей (созревание  функций постцентральных и  премоторных зон мозга),  усложнение ориентировочной  деятельности, подготовка к более  сложной предметной деятельности 6,5­7,5 мес. Интенсивное освоение схемы тела  (активизация теменных долей  мозга)
7,5­8,5  мес. 8,5­9,5  мес. Более зрелый  кинестетический  (афферентный) и  кинетический  (эфферентный) праксис  (более зрелые теменные доли  мозга, усложнение  двигательных координаций,  укрепление «вертикали» Усложнение двигательных  актов (включение лобных  долей), появление  произвольности, владения  телом, начало жестовой  коммуникации  (непредметные действия) Предмет – объект  спонтанного внимания,  сидит без поддержки, сам  занимается игрушкой,  поднимает предмет двумя  руками, когда ставят на  ножки, упирается и  пружинит Переворачивается со  спины на живот, с живота  на спину, ползает на  животе, хлопки в ладоши
7,5­8,5  мес. 8,5­9,5  мес. Более зрелый  кинестетический  (афферентный) и  кинетический  (эфферентный) праксис  (более зрелые теменные доли  мозга, усложнение  двигательных координаций,  укрепление «вертикали» Усложнение двигательных  актов (включение лобных  долей), появление  произвольности, владения  телом, начало жестовой  коммуникации  (непредметные действия)
9,5­11 мес. 11­12 мес. 1­1,5 года Совершенствование пальцевого  праксиса (развитие широкой  сенсомоторной доли мозга),  усложнение предметной  деятельности Стремление к вертикальному  положению, совершенствование  кистевого и пальцевого праксиса Активно осваивает ползание,  встает на четвереньки,  раскачивается вперед­назад,  сидит, «пинцетный захват» Встает с поддержкой,  присаживается, держась за  опору, осваивает бросание Совершенствование  корпорального праксиса,  манипуляции, координация  движений (созревание  подкорковых структур мозга,  мозжечка), Тяга к образу в  предметной деятельности, начало  развития элементарной  конструктивной деятельности Стоит без опоры, напряженно  делает несколько шагов,  вытянув руки вперед,  манипулирует предметами,  внимательно смотрит, сам  встает с пола, попытки  рисовать («каракули»), ставит  на кубик 1­2 кубика,  разворачивает завернутый  предмет
9,5­11 мес. 11­12 мес. 1­1,5 года Совершенствование пальцевого  праксиса (развитие широкой  сенсомоторной доли мозга),  усложнение предметной  деятельности Стремление к вертикальному  положению, совершенствование  кистевого и пальцевого праксиса Совершенствование  корпорального праксиса,  манипуляции, координация  движений (созревание  подкорковых структур мозга,  мозжечка), Тяга к образу в  предметной деятельности, начало  развития элементарной  конструктивной деятельности
1,5­2 года 2­3 года Начало освоения рельефа  (выработка ассоциативных связей  между теменно­премоторными  зонами и затылочными (зрение)),  появление мелкой моторики рук  (совершенствование стриальной  системы мозга) Осваивает ровный и неровный  рельеф, приставным шагом  поднимается по ступенькам,  держась за перила и руку  взрослого, опускает предмет в  маленькое отверстие Сложные двигательные  координации, возраст новых  навыков (активное развитие  подкорковой (экстрапирамидной)  и мозжечковой двигательных  систем совместно с пирамидными  и стволовыми) Встает со стульчика без опоры,  ходит задом наперед,  перешагивает через  препятствия, сам спускается по  лестнице приставным шагом,  пытается поймать катящийся  мяч, строит башенку из 4  кубиков, переливает жидкость  из одного сосуда в другой
1,5­2 года 2­3 года Начало освоения рельефа  (выработка ассоциативных связей  между теменно­премоторными  зонами и затылочными (зрение)),  появление мелкой моторики рук  (совершенствование стриальной  системы мозга) Сложные двигательные  координации, возраст новых  навыков (активное развитие  подкорковой (экстрапирамидной)  и мозжечковой двигательных  систем совместно с пирамидными  и стволовыми)
3 года Выработка первых  двигательных  автоматизмов  (значительная степень  зрелости двигательной  сферы) Стоит на одной ноге 2­3  секунды, встает на  цыпочки, поднимается  по лестнице сам  приставным шагом,  подталкивает мячик  ногой, ударяет по нему  с размаху, пытается  подпрыгнуть, крутит  педали трехколесного  велосипеда, раскатывает  пластилин, пытается  резать бумагу  ножницами
3 года Выработка первых  двигательных  автоматизмов  (значительная степень  зрелости двигательной  сферы)
1 – 1,5 года – зажатие карандаша в ладони, нет попыток изобразить что-то определенное; 2 – 3 года –зажатие карандаша сверху; С 3 лет – определенные линии, неровные овалы; 3,5 – 4 года - свободное манипулирование карандашом, копирование, передача пропорций; 5 лет – выполнение горизонтальных и вертикальных штрихов, четкие линии; 6 лет – копирование геометрических фигур, завершенные овалы, доступны любые графические движения.
Общая двигательная активность; Объем движений; Способность к переключению движений; Координация движений рук, ног; Чувство равновесия; Равномерность работы мышц; Тонус мышц вовремя движения и при удержании позы; Темп движения; Точность движения; Двигательные замены; Синкинезии; самостоятельность выполнения.
Движения рук и плечевого пояса; Движения туловища; Движения ног и сохранение равновесия; Статическая координация; Динамическая координация; Пространственная ориентация.
1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе; 0, 25 балла – неполный объем движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются; 0 баллов – неспособность выполнить движение.
Проба 1. Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Проба 2. Стоять с закрытыми глазами на правой, а потом на левой ноге. Руки вперед. Дошкольники – 5 сек., школьники – 10 сек., подростки – 15 сек.
Статическая и умеет сформирована: произвольно фиксировать на некоторое время нужную позу – три балла. координация по движений заданию координация Статическая течение движений сформирована недостаточно: удерживает позы с в напряжением; из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывки в стороны, касается пола другой ногой – 2 балла. времени, но раскачивается заданного сильно Статическая не движений сформирована, открывает глаза и отказывается выполнять пробу, иногда падает – 1 балл. координация
Проба 1. Выполнить подряд три (дошкольники), шесть (школьники, подростки) плавных приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.
чередование Серийно-последовательная координация движений сформирована: выполняет правильно и с первого раза движений движения, четкое , уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, проскоках, хлопках, размахиваниях покачиваниях руками в такт шагам и т.д.) – три балла. пробежках, тела,
Серийно-последовательная координация движений сформирована недостаточно: выполняет правильно, но со второго-третьего раза; отмечается повышенная двигательная активность, наличие расторможенность с некоординированных широкой колебаний, зависимость указанных нарушений от эмоциональных переживаний – 2 балла. и движений амплитудой
координация Серийно-последовательная движений сформирована слабо: чередование шага и хлопка не удается; пробу выполняет с напряжением, раскачиваясь, балансируя моторная туловищем и напряженность, некоординированность движения, выраженная неловкость, зависимость от эмоциональных переживаний, какой-либо ситуации – 1 балл. пассивность, указанных нарушений и руками; скованность
Серийно-последовательная не движений координация сформирована: пробу выполнить не удается– 0 баллов.
координация движений статическая Общая моторика нормальная: - сформирована; заданию и произвольно умеет по - фиксировать на некоторое время нужную позу; - динамическая координация движений сформирована: движения четкие, уверенные, целенаправленные, в различных видах моторной активности. взаимосвязанные Общая сумма баллов – 30.
и колебаний, Общая моторика нарушена: - повышенная двигательная активность, наличие расторможенность некоординированных движений с широкой выраженная амплитудой зависимость моторики от эмоциональных переживаний; - моторная напряженность, скованность и некоординированность движения, зависимость неловкость, указанных степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии. Общая сумма баллов – менее 20. пассивность, нарушений от
Пальцевые пробы Графические пробы Предметные пробы Инструментальные пробы
Асимметрия лица, сглаженность носогубных складок, Нарушение тонуса лицевой мускулатуры, Гипомимия, Гиперкинезы лица, Оральные синкинезии.
Мышцы лба Мышцы глаз Мышцы щек Статическая координация Динамическая Пространственная Серийно-последовательная Ритмическая Мимический праксис.
Общая двигательная активность; Способность к удержанию позы; Объем движений; Способность к переключению движений; Равномерность работы мышц; Тонус мышц вовремя движения и при удержании позы; Темп движения; Точность движения; Двигательные замены; Синкинезии; самостоятельность выполнения.