Обследование моторики. ТерминологияОбщая (корпоральная) моторика; Мелкая моторика; Мимическая моторика; Артикуляторная моторика; Праксис; Координация движений; Статическая координация;
Динамическая координация; Серийно-последовательная координация; Пространственная координация; Ритмическая и темпоральная координация; Силовая координация. Совершенствование корпорального праксиса, манипуляции, координация движений (созревание подкорковых структур мозга, мозжечка), Тяга к образу в предметной деятельности, начало развития элементарной конструктивной деятельности
Общая (корпоральная) моторика;
Мелкая моторика;
Мимическая моторика;
Артикуляторная моторика;
Праксис;
Координация движений;
Статическая координация;
Динамическая координация;
Серийно-последовательная координация;
Пространственная координация;
Ритмическая и темпоральная координация;
Силовая координация.
Возраст
01,5 мес.
Новообразование
Безусловнорефлекторная
сфера
Моторное развитие
Беспорядочное движение
руками, ногами
2 мес.
34,5 мес.
Начало ориентировочной
деятельности (включение
элементарных уровней коры
мозга)
Развитие ориентировочной
деятельности (включение
двигательных систем мозга:
пирамидных, стволовых,
подкорковых)
Приподнимает головку, лежа
на спине, подносит руки ко
рту, хватает предметы,
прикасающиеся к рукам,
осматривает движения рук
Лежа на животе, высоко
поднимает головку, опираясь
на предплечья, играет с
руками, вытягивает вперед,
осматривает, шире охват
окружающего пространства
Возраст
01,5 мес.
2 мес.
34,5 мес.
Новообразование
Моторное развитие
Безусловнорефлекторная
сфера
Начало ориентировочной
деятельности (включение
элементарных уровней коры
мозга)
Развитие ориентировочной
деятельности (включение
двигательных систем мозга:
пирамидных, стволовых,
подкорковых)
4,55 мес. Совершенствование
функционирования
двигательных систем,
тенденция к принятию
вертикального положения,
начало предметной
деятельности (начало
созревания коры мозга)
55,5 мес. Начало освоения схемы тела,
продолжение развития
предметной деятельности
(активизация созревания
теменных структур мозга)
Пытается сесть, когда
тянут за руки, сидит и
держит головку прямо при
поддержке поясницы,
способность извлекать
звуки из погремушки,
вложенной в руку
Лежа на спине, трогает
руками колени,
перекатывается со спины
на бок, попытки взять
увиденный предмет двумя
руками, одной рукой,
провести пальцем по
поверхности игрушки
4,55 мес. Совершенствование
функционирования
двигательных систем,
тенденция к принятию
вертикального положения,
начало предметной
деятельности (начало
созревания коры мозга)
55,5 мес. Начало освоения схемы тела,
продолжение развития
предметной деятельности
(активизация созревания
теменных структур мозга)
5,56,5 мес. Формирование отдельных поз тела
и конечностей (созревание
функций постцентральных и
премоторных зон мозга),
усложнение ориентировочной
деятельности, подготовка к более
сложной предметной деятельности
6,57,5 мес. Интенсивное освоение схемы тела
(активизация теменных долей
мозга)
Лежа на животе, опирается на
вытянутые руки, кисти
раскрыты, грудь поднята,
подбородок опущен, смотрит
вперед, сидит с опорой,
поворачивает голову в стороны,
кисти рук часто раскрыты, поза
руки соответствует предмету,
который он берет
Лежа на спине, поднимает ноги
вверх, трогает ступни руками,
сидит без поддержки, легко
теряет равновесие,
перекладывает предмет из руки
в руку, вращает кистью с
игрушкой
5,56,5 мес. Формирование отдельных поз тела
и конечностей (созревание
функций постцентральных и
премоторных зон мозга),
усложнение ориентировочной
деятельности, подготовка к более
сложной предметной деятельности
6,57,5 мес. Интенсивное освоение схемы тела
(активизация теменных долей
мозга)
7,58,5
мес.
8,59,5
мес.
Более зрелый
кинестетический
(афферентный) и
кинетический
(эфферентный) праксис
(более зрелые теменные доли
мозга, усложнение
двигательных координаций,
укрепление «вертикали»
Усложнение двигательных
актов (включение лобных
долей), появление
произвольности, владения
телом, начало жестовой
коммуникации
(непредметные действия)
Предмет – объект
спонтанного внимания,
сидит без поддержки, сам
занимается игрушкой,
поднимает предмет двумя
руками, когда ставят на
ножки, упирается и
пружинит
Переворачивается со
спины на живот, с живота
на спину, ползает на
животе, хлопки в ладоши
7,58,5
мес.
8,59,5
мес.
Более зрелый
кинестетический
(афферентный) и
кинетический
(эфферентный) праксис
(более зрелые теменные доли
мозга, усложнение
двигательных координаций,
укрепление «вертикали»
Усложнение двигательных
актов (включение лобных
долей), появление
произвольности, владения
телом, начало жестовой
коммуникации
(непредметные действия)
9,511 мес.
1112 мес.
11,5 года
Совершенствование пальцевого
праксиса (развитие широкой
сенсомоторной доли мозга),
усложнение предметной
деятельности
Стремление к вертикальному
положению, совершенствование
кистевого и пальцевого праксиса
Активно осваивает ползание,
встает на четвереньки,
раскачивается впередназад,
сидит, «пинцетный захват»
Встает с поддержкой,
присаживается, держась за
опору, осваивает бросание
Совершенствование
корпорального праксиса,
манипуляции, координация
движений (созревание
подкорковых структур мозга,
мозжечка), Тяга к образу в
предметной деятельности, начало
развития элементарной
конструктивной деятельности
Стоит без опоры, напряженно
делает несколько шагов,
вытянув руки вперед,
манипулирует предметами,
внимательно смотрит, сам
встает с пола, попытки
рисовать («каракули»), ставит
на кубик 12 кубика,
разворачивает завернутый
предмет
9,511 мес.
1112 мес.
11,5 года
Совершенствование пальцевого
праксиса (развитие широкой
сенсомоторной доли мозга),
усложнение предметной
деятельности
Стремление к вертикальному
положению, совершенствование
кистевого и пальцевого праксиса
Совершенствование
корпорального праксиса,
манипуляции, координация
движений (созревание
подкорковых структур мозга,
мозжечка), Тяга к образу в
предметной деятельности, начало
развития элементарной
конструктивной деятельности
1,52 года
23 года
Начало освоения рельефа
(выработка ассоциативных связей
между теменнопремоторными
зонами и затылочными (зрение)),
появление мелкой моторики рук
(совершенствование стриальной
системы мозга)
Осваивает ровный и неровный
рельеф, приставным шагом
поднимается по ступенькам,
держась за перила и руку
взрослого, опускает предмет в
маленькое отверстие
Сложные двигательные
координации, возраст новых
навыков (активное развитие
подкорковой (экстрапирамидной)
и мозжечковой двигательных
систем совместно с пирамидными
и стволовыми)
Встает со стульчика без опоры,
ходит задом наперед,
перешагивает через
препятствия, сам спускается по
лестнице приставным шагом,
пытается поймать катящийся
мяч, строит башенку из 4
кубиков, переливает жидкость
из одного сосуда в другой
1,52 года
23 года
Начало освоения рельефа
(выработка ассоциативных связей
между теменнопремоторными
зонами и затылочными (зрение)),
появление мелкой моторики рук
(совершенствование стриальной
системы мозга)
Сложные двигательные
координации, возраст новых
навыков (активное развитие
подкорковой (экстрапирамидной)
и мозжечковой двигательных
систем совместно с пирамидными
и стволовыми)
3 года
Выработка первых
двигательных
автоматизмов
(значительная степень
зрелости двигательной
сферы)
Стоит на одной ноге 23
секунды, встает на
цыпочки, поднимается
по лестнице сам
приставным шагом,
подталкивает мячик
ногой, ударяет по нему
с размаху, пытается
подпрыгнуть, крутит
педали трехколесного
велосипеда, раскатывает
пластилин, пытается
резать бумагу
ножницами
3 года
Выработка первых
двигательных
автоматизмов
(значительная степень
зрелости двигательной
сферы)
1 – 1,5 года – зажатие карандаша в ладони, нет
попыток изобразить что-то определенное;
2 – 3 года –зажатие карандаша сверху;
С 3 лет – определенные линии, неровные овалы;
3,5 – 4 года - свободное манипулирование
карандашом, копирование, передача пропорций;
5 лет – выполнение горизонтальных и
вертикальных штрихов, четкие линии;
6 лет – копирование геометрических фигур,
завершенные овалы, доступны любые
графические движения.
Общая двигательная активность;
Объем движений;
Способность к переключению движений;
Координация движений рук, ног;
Чувство равновесия;
Равномерность работы мышц;
Тонус мышц вовремя движения и при
удержании позы;
Темп движения;
Точность движения;
Двигательные замены;
Синкинезии; самостоятельность выполнения.
Движения рук и плечевого пояса;
Движения туловища;
Движения ног и сохранение равновесия;
Статическая координация;
Динамическая координация;
Пространственная ориентация.
1 балл – правильно, точно и полно выполняет
все движения в нормальном темпе с первого
раза;
0,5 балла – выполняет правильно, но с
повторением инструкции или повторением
показа, в замедленном темпе;
0, 25 балла – неполный объем движений,
некоординированность движений,
двигательное беспокойство, не все задания
выполняются;
0 баллов – неспособность выполнить движение.
Проба 1. Стоять с закрытыми глазами,
стопы ног поставить на одной линии так,
чтобы носок одной ноги упирался в пятку
другой, руки вытянуты вперед.
Проба 2. Стоять с закрытыми глазами на
правой, а потом на левой ноге. Руки
вперед.
Дошкольники – 5 сек., школьники – 10 сек.,
подростки – 15 сек.
Статическая
и
умеет
сформирована:
произвольно фиксировать на некоторое время
нужную позу – три балла.
координация
по
движений
заданию
координация
Статическая
течение
движений
сформирована недостаточно: удерживает позы
с
в
напряжением;
из
стороны в сторону, балансирует туловищем,
руками, головой, сходит с места или делает
рывки в стороны, касается пола другой ногой –
2 балла.
времени,
но
раскачивается
заданного
сильно
Статическая
не
движений
сформирована, открывает глаза и отказывается
выполнять пробу, иногда падает – 1 балл.
координация
Проба 1. Выполнить подряд три
(дошкольники), шесть (школьники,
подростки) плавных приседаний.
Пола пятками не касаться,
выполнять только на носках.
чередование
Серийно-последовательная
координация движений сформирована:
выполняет правильно и с первого раза
движений
движения,
четкое , уверенные, целенаправленные,
взаимосвязанные в различных видах
моторной активности (в беге, прыжках,
проскоках,
хлопках,
размахиваниях
покачиваниях
руками в такт шагам и т.д.) – три балла.
пробежках,
тела,
Серийно-последовательная
координация движений сформирована
недостаточно: выполняет правильно, но
со второго-третьего раза; отмечается
повышенная двигательная активность,
наличие
расторможенность
с
некоординированных
широкой
колебаний,
зависимость указанных нарушений от
эмоциональных переживаний – 2 балла.
и
движений
амплитудой
координация
Серийно-последовательная
движений сформирована слабо: чередование
шага и хлопка не удается; пробу выполняет
с напряжением, раскачиваясь, балансируя
моторная
туловищем
и
напряженность,
некоординированность
движения,
выраженная
неловкость,
зависимость
от
эмоциональных переживаний, какой-либо
ситуации – 1 балл.
пассивность,
указанных
нарушений
и
руками;
скованность
Серийно-последовательная
не
движений
координация
сформирована: пробу выполнить
не удается– 0 баллов.
координация
движений
статическая
Общая моторика нормальная:
-
сформирована;
заданию и произвольно
умеет по
-
фиксировать на некоторое время нужную
позу;
- динамическая координация движений
сформирована: движения четкие, уверенные,
целенаправленные,
в
различных видах моторной активности.
взаимосвязанные
Общая сумма баллов – 30.
и
колебаний,
Общая моторика нарушена:
- повышенная двигательная активность,
наличие
расторможенность
некоординированных движений с широкой
выраженная
амплитудой
зависимость моторики от эмоциональных
переживаний;
- моторная напряженность, скованность и
некоординированность
движения,
зависимость
неловкость,
указанных
степени
переживания дефекта, какой-либо ситуации,
от наличия логофобии.
Общая сумма баллов – менее 20.
пассивность,
нарушений
от
Пальцевые пробы
Графические пробы
Предметные пробы
Инструментальные пробы
Асимметрия лица, сглаженность
носогубных складок,
Нарушение тонуса лицевой мускулатуры,
Гипомимия,
Гиперкинезы лица,
Оральные синкинезии.
Мышцы лба
Мышцы глаз
Мышцы щек
Статическая координация
Динамическая
Пространственная
Серийно-последовательная
Ритмическая
Мимический праксис.
Общая двигательная активность;
Способность к удержанию позы;
Объем движений;
Способность к переключению движений;
Равномерность работы мышц;
Тонус мышц вовремя движения и при
удержании позы;
Темп движения;
Точность движения;
Двигательные замены;
Синкинезии; самостоятельность выполнения.