Обстоятельство. Виды обстоятельств.

  • docx
  • 29.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обстоятельство. Виды обстоятельств.docx

 

Тема. Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Цель.                                                                                                                                        Познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения.                     Задачи: расширить представления учащихся об обстоятельстве; развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся; обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.

                                                    Ход урока

1. Синтаксическая разминка. Закончите правильно предложения:

1.     Особый вид определения, выраженный существительным, – …

2.     Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, – …

3.     Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …

4.     В предложении В классе тихо, слово “тихо” –

5.     Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – …

6.     Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – …

7.     Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – …

2. Новый материал.

– Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?

– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.

Примеры

Способы выражения  обстоятельств:

1.Звонко кукушка вдали куковала.

наречие

2. Она изменилась до неузнаваемости.

сущ. с пред.

3.Он работал не покладая рук.

фразеол. оборот

4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

дееприч. оборот

5. Я приехал повидать тебя.

инфинитив

6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.

сравнительный об.

7. И звуки полетят, красуясь и играя.

деепричастие

– Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?                     – Какие орфограммы встретились в этих предложениях?

 

 

– По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)

3. Тестовое  задание (самопроверка).

Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

 

В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж,

     Но раньше, чем послать его на вернисаж,

     Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

 

В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

В) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

 

Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.

Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

4. Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

 3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

 4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

 5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

 7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

 (Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

– Можно ли назвать данные предложения текстом?

– Определите стиль и тип речи данного текста.

– Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!

– Что такое обстоятельство?

– Чем оно может быть выражено?

– Какова роль обстоятельств в тексте?

– Какое задание показалось интересным на уроке?

– Какое задание показалось достаточно простым?

5. Д/з.( Заполнить таблицу «Основные виды обстоятельств», дополнив её своими примерами.)