Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану
«Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову).
Тип урок: комбинированный урок
Цели:
1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;
формирование навыка композиционного членения текста.
2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.
3. Воспитание интереса к русскому языку воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру
Оборудование: текст, карточки «Вставь букву», индивидуальные карточки – помощницы
Осенняя ёлочка
Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.
Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
( По Н. Сладкову)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент(1минута)
Целеполагание и мотивация. (1 минута) Сообщение темы урока (2 мин)
Актуализация (5 мин)
Первичное осмысление материала. (5мин)
Осознание и осмысление информации. (15мин.)
Физкультминутка (1 мин.) Применение знаний и умений (10мин) Самопроверка Рефлексия (1мин) Итог урока (3мин) Д\з |
Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. . Сегодня у нас особая миссия! Мы – исследователи. Что мы исследуем на уроках русского языка? Загадка: Гостья к нам пришла с опушки - Зелена, хоть не лягушка. И не Мишка косолапый, Хоть ее мохнаты лапы. И понять не можем мы: Иглы для чего нужны? Не швея она, не ежик, Хоть на ежика похожа. Догадаться очень просто, Кто пришел к нам нынче в гости? - О чём эта загадка? - Как догадались? - Что вам особенно понравилось в этом стихотворении? - Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему? Цель нашего урока – исследование текста о… На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью. Типы текста На доске открывается таблица по ходу ответов детей. (Приложение 1)
I.Работа по содержанию. 1.Что привлекло автора в этой сцене? 2. Что нового вы узнали? 3. Лексическая работа со неизвестными словами. II. Работа над композицией текста. - Определите тему текста. - Какова главная мысль текста?
- Какой заголовок соответствует содержанию текста?
- Сколько частей в тексте? - Кому захотелось запомнить текст? Почему?
- Назовите основные части текста. - Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?
III. Работа над текстом( по частям), составление плана, выбор опорных слов. - Прочитайте первую часть текста.
- Когда появилась на свет ёлочка? - Как можно сказать об этом по- другому? - Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала? - Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе? - О чём первая часть? Скажите кратко. - Как озаглавим первую часть? - Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.) Попробуем вместе выявить опорные слова .- Перескажите первую часть близко к тексту. б) – Прочитайте вторую часть текста. - С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение. - Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки? - Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите? - Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом. - Каких цветов были листья? - На что похожи листья осинки? - Чем листья осинки похожи на фонарики? - Как в тексте названы листья клёна? Почему? - Чем одаривала ёлочку ива? Почему? - Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? ( Скрытое сравнение – метафору) - В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему? - Озаглавьте вторую часть текста. - Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.) Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом). Перескажите эту часть друг другу. - Прочитайте третью часть текста. - Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки? - Как вы догадались? - Отчего ёлочка счастлива?
- Почему наряд ёлочки разноцветный? - Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим. - Озаглавьте третью часть. - Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.) Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная. Перескажите третью часть себе. А в лесу растёт черника Земляника, голубика, Чтобы ягодку сорвать Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу Корзинку с ягодой несу VI.Орфографическая работа. Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.
Что нового мы узнали на уроке ? Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать? Что для этого необходимо? Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное. Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично». Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо». Спасибо, что сами себя оценили. Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения. Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами. |
Выполняют задание
Ответы детей ( слова, предложения, тексты).
О ёлке Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй. Ответы детей
ёлке
Ответы детей: повествование, описание, рассуждение. Зависит от речевой задачи. Отвечает на свой вопрос. Состоит из композиционных частей. Чтение текста учеником.
Работа с этимологическим словарём. Ёлочка. Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки. Ёлочка. Осенний наряд деревьев. Осенняя ёлочка. Три. - Для того, чтобы мы запомнить текст, , употребить в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста. Вступление, основная часть, заключение (концовка). Ответы детей
Чтение вслух Ответы детей с опорой на текст Родилась Раздвинула листья… Ответы детей с опорой на текст
Рождение ёлочки Запись плана изложения в тетради Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась пересказ
Чтение шёпотом Ответы детей с опорой на текст На фонарики Формой…
Осинка дарит фонарики. Клён роняет звёзды. Ива засыпает рыбками.
Фонарики, звёзды, рыбки…
Чтобы не было повторов
Деревья дарят подарки Запись плана изложения в тетради
пересказ Чтение про себя Да И стоит ёлочка счастливая. У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная. Ответы детей с опорой на текст
Счастливая и нарядная ёлочка Запись плана изложения в тетради
пересказ Выполнение необходимых движений
Работа по карточке «Вставь букву» (Приложение 2) Слушают, закрыв, глаза. Написание изложения без предварительного пересказа детьми. (Приложение 2)
Проверка по карточке «Самопроверка» (Приложение 3)
-Ответы детей.Самооценка.
|
Приложение № 1
Композиция текста – повествования
1. Вступление
2. Основная часть.
3. Концовка.
План.
1. Рождение ёлочки.
2. Деревья дарят подарки.
3.Счастливая и нарядная ёлочка.
Приложение № 2
д…ревья - ____________ ос…нь - _______________ тр…винки_____________ з…мля - ______________ р…ждение - ____________ Ры…ки – __________
(На)свет_______________ (по)явилась_____________ (раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________ (в)день_________________
___________________________-____ Первая часть. Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Вторая часть. Опорные слова Осинка дарит фонарики. Клён роняет звёзды. Ива засыпает рыбками.
Третья часть. Опорные слова : счастливая, нарядная, разноцветная.
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
…ревья - ____________ ос…нь - _______________ тр…винки_____________ з…мля - ______________ р…ждение - ____________ Ры…ки – __________
(На)свет_______________ (по)явилась_____________ (раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________ (в)день_________________
______________________________ Первая часть. Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Вторая часть. Опорные слова Осинка дарит фонарики. Клён роняет звёзды. Ива засыпает рыбками.
Третья часть. Опорные слова : счастливая, нарядная, разноцветная.
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
…ревья - ____________ ос…нь - _______________ тр…винки_____________ з…мля - ______________ р…ждение - ____________ Ры…ки – __________
(На)свет_______________ (по)явилась_____________ (раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________ (в)день_________________
______________________________ Первая часть. Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Вторая часть. Опорные слова Осинка дарит фонарики. Клён роняет звёзды. Ива засыпает рыбками.
Третья часть. Опорные слова : счастливая, нарядная, разноцветная.
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка? 2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения? 3. Какая стояла ёлочка?
|
Приложение № 3
Самопроверка 1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов. 2. Начало предложения пиши с большой буквы. 3. Найди слова, которые нужно проверить. 4. Проверь, все ли опорные слова использованы. 5. Прочитай текст ещё раз.
|
Самопроверка 1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов. 2. Начало предложения пиши с большой буквы. 3. Найди слова, которые нужно проверить. 4. Проверь, все ли опорные слова использованы. 5. Прочитай текст ещё раз.
|
Самопроверка 1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов. 2. Начало предложения пиши с большой буквы. 3. Найди слова, которые нужно проверить. 4. Проверь, все ли опорные слова использованы. 5. Прочитай текст ещё раз.
|
Самопроверка 1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов. 2. Начало предложения пиши с большой буквы. 3. Найди слова, которые нужно проверить. 4. Проверь, все ли опорные слова использованы. 5. Прочитай текст ещё раз.
|
Самопроверка 1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов. 2. Начало предложения пиши с большой буквы. 3. Найди слова, которые нужно проверить. 4. Проверь, все ли опорные слова использованы. 5. Прочитай текст ещё раз.
|
Самопроверка 1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов. 2. Начало предложения пиши с большой буквы. 3. Найди слова, которые нужно проверить. 4. Проверь, все ли опорные слова использованы. 5. Прочитай текст ещё раз.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.