Одной из часто встречающихся проблем, связанных с профессиональной деятельностью в сфере «человек – человек» является чужая агрессия. Какова должна быть наша внутренняя позиция, чтобы людям просто в голову не приходило цеплять вас и агрессивно себя вести?
В каком виде может проявляться чужая агрессия?
- В открытом виде: это нападки со стороны абсолютно посторонних людей, хамство на улице и пр. Чаще всего такую «неприкрытую» агрессию использует достаточно конфликтный , но при этом искренний и открытый человек. В таком случае реагировать на такого рода агрессию стоит спокойно, без лишних негативных эмоций и здесь важно выяснить у оппонента, что именно послужило причиной его враждебности. Скорее всего ваш оппонент не станет скрывать от вам истинные мотивы своего отношения и поведения.
Постарайтесь уладить конфликт, не теряя собственного достоинства. Старайтесь общаться по существу. Либо вообще избегать общения с таким человеком.
В каком виде может проявляться чужая агрессия?
- В скрытом виде: это выражается в нелицеприятных высказываниях, советах, которых не просили, необоснованной критике, цеплянии в адрес человека. С категорией людей, которые затаивают обиду и скрывают свою враждебность под маской любезности, намного сложнее. Их враждебность иногда сложно доказать, однако легко почувствовать. В таком случае нужно просто стараться обходить острые углы и контролировать свои эмоции.
- Защитная агрессия. Такую агрессию используют неуверенные в себе, «избитые» жизнью и обстоятельствами люди. Они пытаются использовать нападение как лучшее средство защиты. Попробуйте с помощью доброго отношения создать ощущение безопасности для этого человека, проявите заинтересованность к нему и будьте искренними. Тогда вы сможете смягчить его враждебность, он почувствует, что в безопасности, и сбросит защитную маску агрессии.
Какие люди могут попасть под действие чужой агрессии?
Во-первых, это люди, которые сам внутри имеют много агрессии, но у которых стоят запреты на ее проявление. Энергетическое внутреннее состояние человека таково, что он «притягивает» агрессоров в свою жизнь. Окружающие чувствуют и безошибочно выделяют того, кому можно нахамить по положению тела, мимике, голосу, жестам, манере поведения и .т.д.
Во-вторых, это так называемые «жертвы» – люди, страдающие травмой отвергнутого. Агрессору нужно слить свой негатив, но того на того, кто не сможет ответить; на жертву, у которой своя агрессия подавлена.
В-третьих, это люди, которые подавляют в себе ответную агрессию, «Проглатывают» чужую, не позволяют себе дать адекватный отпор агрессору.
Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков: - оперативность поиска и воспроизведения информации; - остроумие, ироничность; - находчивость, хитрость; - умение использовать логику и аргументирование; - мастерство риторики; - стрессовоустойчивость и терпимость (толерантность); - помехоустойчивость.
Что НЕ НУЖНО делать:
- хамить и ругаться в ответ;
- смолчать и «проглотить»;
- смолчать и внутренне принять;
- показывать свой страх;
- опускать глаза;
- отступать назад;
- оправдываться .
Как реагировать в ситуации проявления чужой агрессии?
- Никогда не отвечать взаимностью.
- Не принимать все происходящее на свой счет.
- Выслушивать!
- Перенести разговор.
- проявить уверенность.
- Не позволять нарушать и уметь отстаивать свои границы.
- Учиться находиться в состоянии баланса, спокойствия «удава» либо давать отпор агрессору в приемлимой форме.
Тест «Оценка поведения в конфликтных ситуациях»
1. Позитивно оцениваю партнера.
2. Стараюсь понять его доводы.
3. Контролирую свои эмоции.
4. Анализирую причины конфликта, стараюсь понять, в чем моя ответственность за этот конфликт.
5. Стремлюсь к сотрудничеству.
6. Стараюсь встать на точку зрения партнера, посмотреть на ситуацию его глазами.
7. Думаю, что говорю, стараюсь не говорить о том, о чем позже могу пожалеть.
8. Подчеркиваю наше равенство.
9. Проявляю терпимость.
10. Стараюсь найти разумное решение.
Тест «Оценка поведения в конфликтных ситуациях»
НЕТ – 1 балл
РЕДКО – 2 балла
ИНОГДА - 3 балла
ЧАСТО – 4 балла
ПОЧТИ ВСЕГДА – 5 баллов
Менее 25 баллов – вы не обладаете навыками поведения в конфликтных ситуациях;
25 – 40 баллов – вы владеете некоторыми навыками поведения в конфликте, но ваше поведение неустойчиво;
Более 40 баллов – вы полностью владеете способами грамотного поведения в конфликтных ситуациях.
Упражнение на стабилизацию психоэмоционального состояния «Внутренний луч»
… Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч и т.д., теплым, ровным, расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, кругом общения.
Заканчиваем упражнение словами «Я становлюсь новым человеком!»
Упражнение на снятие напряжения «Ластик»
Данное упражнение направлено на развитие умения «забывать» и как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
… Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши и ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую хотели бы забыть. Это может быть реальная картинка, ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно стирать с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте», пока картинка совсем не исчезнет с листа. Выполните проверку. Откройте и снова закройте глаза, представьте тот же лист. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до полного исчезновения.
Методику можно повторять несколько раз.
Упражнение «Пресс»
Данное упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности.
«… Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение».
Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные эмоции и энергию, которую они с собой несут.
Упражнение «Настроение»»
Представьте, что несколько минут назад у вас
Закончился неприятный разговор с оппонентом. Как снять негативный осадок? Возьмите цветные карандаши или фломастеры и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой, нарисуйте абстрактный сюжет – линии, пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы переживая это состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его.
Упражнение «Список претензий»
Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с людьми. Давайте проанализируем НАШЕ недовольство теми, кто входит в круг нашего общения, с кем мы вынуждены контактировать в силу профессиональной деятельности. В столбик необходимо записать как можно больше претензий, адресованных людям из нашего окружения (можно указывать конкретных людей, кто наиболее часто действует как раздражитель).
Рефлексия упражнения: чтобы принимать людей, такими, какие они есть, нужно понимать, чем они нас не устраивают.
Притча «Безвредная змея»
Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося никому ущерба. Но как только люди узнали об этом, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и отпугивала их».
Мораль притчи: можно научиться противостоять чужому злу, не причиняя зла в ответ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.