МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ:» РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЧИСЛАХ И ВЕЛИЧИНАХ»
НА ТЕМУ:
» Обучение детей 5-6 лет приемам сравнения 6-10 предметов по длине, высоте, толщине, ширине, либо по двум признакам в практической и игровой деятельности. Выстраивание сериационных рядов однотипных предметов.»
Выполнила: студентка 3 курса группы ZSДО31
заочной формы обучения
Смирнова Дарья Юрьевна
Направление подготовки: 44.03.01
Педагогическое образование
Программа:
Дошкольное образование
Проверил:
кандидат педагогических наук, доцент
Гребенникова Надежда Лукинична:_______
СТЕРЛИТАМАК – 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
§1 Содержание учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления» компонента «Величина» в старшей группе. (работа с учебной программой дошкольного образования)
1.1. Совершенствование умений детей старшей группы строить сериационные ряды………………………………………………………7
1.2. Развитие глазомера детей в процессе дидактических игр, упражнений и практической деятельности………………………………………………11
§2. Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке (выкладывание сериационных рядов)
2.1. Ознакомление с методикой обучения дошкольников раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке…………………………15
2.2. Примерные дидактические игры для дошкольников……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Исследования А. М. Леушиной показали, что учить детей вначале надо не числу, а сравнению, способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях, а затем уже обучать счетной деятельности, пользуясь числительными. Она ценила умение детей по-разному действовать с предметами, сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Еще Ф. Энгельс высказал мысль о том, что «…к нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления». [15] Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
В раннем детстве в результате действий с игрушками разных размеров у ребенка формируются опыт восприятия и оценка их величины. Дети прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком. («Только наша собака большая», «Нет, моя кукла большая», — спорят две девочки.) Дети с трудом овладевают относительностью оценки величины. Поставьте перед ребенком 4—5 одинаковых по форме игрушек, постепенно уменьшающихся размеров, попросите показать самую большую или самую маленькую. Ребенок сделает это правильно. Затем уберите самую большую и снова попросите показать большую игрушку. «Теперь нет большой. Вы ее спрятали», — отвечают дети трех-четырех лет. Ребёнок часто не соотносит вообще размеры предметов: старается уложить большую куклу на маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. п.
Дети трехлетнего возраста воспринимают размеры предметов недифференцированно, т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя длину, ширину, высоту. Когда им предлагают среди нескольких предметов найти самый высокий или самый длинный, они останавливают свой выбор на самом большом.
Методика работы по формированию знаний о величине опирается на положение теории сенсорного воспитания о необходимости обследования, т. е. специально организованного восприятия предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. [16]
Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Мы считаем, что такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребёнка коренным образом отличается от развития детёнышей животных. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Дети в жизни сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Как правило полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда. [17] Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны – 1) Термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. В их усвоении и применении проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. [18]
2) Волков Б.С. предлагает свою формулировку – это сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов, высота звуков и т. д.). [19]
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что сенсорный эталон это установленный образец объектов, предметов, свойств, качеств.
Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Если на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов, т.е. сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. То на втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Важно, чтобы представления сенсорных эталонов были достаточно разнообразными. Мы знакомили ребёнка с цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними, чтобы научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. [17]
Обучение ребёнка зависит от качества образования. А чтобы определить его соответствие необходимо знать уровень развития детей. Главной стратегией достижения нового качества дошкольного образования является диагностика резервов развития ребёнка, где основным результатом его деятельности становится не система знаний, умений и навыков, а уровень его компетентностного развития.
§1 Содержание учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления» компонента «Величина» в старшей группе. (работа с учебной программой дошкольного образования)
1.1. Совершенствование умений детей старшей группы строить сериационные ряды
В старшей группе у детей продолжаем формировать умения строить сериационные (упорядоченные) ряды (по 1-3 признакам одновременно) и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов.
Усложнения
Размерная разница между элементами уменьшается и составляет 1/10.
Количество элементов увеличивается до 7-10.
Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (напр., первая полоска – длина 15см, ширина 5см; вторая – 13,5см, 4,5см соответственно, третья – 12см, 4см, четвертая – 11,5см, 3,5см, пятая – 10см, 3см, шестая – 8,5см, 2,5см, седьмая – 7см, 2см.)
Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра. Одни и те же предметы упорядочить сначала по одному, а потом по другому признаку.
Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.
Предлагаем упражнения на определение самого высокого (самого низкого предмета) на основе логических рассуждений. Сначала эти упражнения выполняются с опорой на наглядность, а потом только по словесной инструкции. (Коля выше Сережи и ниже Саши. Кто самый высокий?)
Предлагаем сравнивать предметы в ряду не только с соседними, но со всеми предыдущими и со всеми последующими. Рассуждения ведутся на основе свойства транзитивности.
Важно, чтобы дети не просто строили сериационный ряд, а устанавливали отношения между его элементами. Например, красная, самая длинная и широкая, синяя – короче и уже, зеленая – еще короче и уже, …. желтая - еще короче и уже, она самая короткая и узкая. Синяя - короче и уже, чем красная, но длиннее и шире, чем зеленая.
Упорядочивать предметы можно не только по признаку величины, но и по другим признакам (оттенки цвета, количество). С 5-6 лет можно учить детей проводить упорядочивание явлений в природе, дел в течение дня и т.д.
Развитие глазомера детей в процессе дидактических игр, упражнений и практической деятельности.
Детям предлагаются специальные упражнения на развитие глазомера:
сравнить мало отличающиеся по величине предметы (те, которые нельзя сравнить методами приложения или с помощью условной мерки),
найти или изобразить предмет, равный образцу,
оценить расстояние или величину объекта на глаз (сколько шагов между березой и верандой).
Игры: «Угадай», «Что больше», сюжетно-дидактические игры «Ателье», « Магазин».
Для проверки результата измерения на глаз могут быть использованы более точные методы: приложение, мерка-посредник, мерка как единица измерения. Целесообразно использовать «естественные» мерки: рост человека, шаг, длину стопы, пядь, щепотку и т.д.
Обучение детей измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с деятельностью измерения.
Дети учатся измерять линейные величины, объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Детей следует:
знакомить с правилами измерения уловной меркой;
формировать умение действовать с измеряемой величиной (объектом измерения), меркой (средством измерения) и результатом (определенным количеством мерок, числом). Эти три компонента находятся в зависимости;
развивать умение давать словесные отчёты о выполнении задания, на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами,
использовать навыки измерения целого на части, для развития глазомера.
Начинать обучение следует с «линейного» измерения, т.к. дети в практической деятельности чаще всего имеют дело с измерением длин.
У детей должны быть сформированы представления о величине как свойстве предметов, умения выделять в предметах определённые признаки (длину, высоту, ширину, объём), соизмерять объекты по эти признакам, определяя их равенства или неравенство.
К моменту измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счётной деятельности.
Измерению целесообразно придавать практическую, проблемную направленность.
Показ с объяснением приёмов измерения должен быть чётким, ясным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребёнка.
Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (длина стола равна четырём меркам).
В процессе обучения измерению используются разные формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная.
Оборудование для измерения:
условные мерки;
сосуды для жидких и сыпучих веществ;
объекты для измерения (линейные протяженности, крупы, вода)
Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. На начальных этапах подбираются такие объекты и такие мерки, чтобы мерка укладывалась равное число раз, без остатка.
фишки – эквиваленты – мелкие однородные предметы, служащие для точного подсчёта числа мерок.
1.2. Развитие глазомера детей в процессе дидактических игр, упражнений и практической деятельности
Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.
Глазомер — способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.
Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках — точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребёнка; в метании на дальность и особенно в цель — расстояние до цели и т. д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.
Глазомер представляет собой способность определять расстояния не прибегая к применению специальных приборов или устройств (помимо собственных глаз). Для того чтобы выработать у себя достаточно хороший глазомер, следует постоянно делать специальные упражнения для определения расстояний, как можно чаще измерять их на глаз, а также с помощью расчетов измерять расстояние до видимых предметов, распознавать крутизну склонов, скорость и ширину течения рек.
Для того чтобы развить глазомер у детей, необходимо с ними упорно тренироваться. При этом существует несколько упражнений, которые направлены на развитие глазомера.
1. Необходимо оторвать от газеты небольшую полоску бумаги, а затем попросите попытаться сложить ее одинаковыми частями по размеру, на 3 или 4.
2. Поиграйте в "угадайку" Для этого ребенок должен угадать сколько именно шагов нужно пройти до конкретного места, к примеру, от стула к стене.
3. Обращайте внимание детей на размеры, а также длину предметов, сравнивайте их. На прогулке спрашивайте, какой дом или дерево выше остальных. А что если несколько небольших домиков поставить друг на дружку как будто конструктор, тогда что будет выше?
Таким образом, вы сможете развить не только глазомер у дошкольников, но также и логическое мышление, зрительное восприятие и память.
Со временем дети научатся самостоятельно определять расстояния между разнообразными предметами.
Научите детей находить пропорциональные соотношения на примере анализа простых форм. Для этого понадобятся самые простые, обычные предметы. Можете взять любые предметы, которые захотите, лишь с одним условием - они должны быть не сложные по своей структуре, форме.
К примеру, достаточно взять несколько бутылок, разных по форме и по размеру, можете взять обычные стеклянные банки, которые также должны быть различны по размеру. Здесь не нужно прибегать к свето-теневой передаче. Сейчас вы сможете поработать с объемами и научиться находить их пропорции. При этом материалы разместите на предметной плоскости практически на одной линии.
С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
Или: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.
Ход:
— Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
— Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание: аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
— Что выше у нас на участке забор или беседка?
— Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
— Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще ...») и др.
§2. Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке (выкладывание сериационных рядов)
2.1. Ознакомление с методикой обучения дошкольников раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке
После формирования навыков сравнения размеров предметов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала
Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5—25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные. Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера.
Аналогично:
Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1—6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметрам, кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.
Методика обучения
Последовательность работы: величина -» длина ~ ширина -» высота -» толщина -» величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд.
4. Положить последнюю полоску.
Замечание: при выборе обсуждаем относительность величины:
— Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.
— Сравни соседние полоски.
— Красная длиннее желтой, но короче синей (А С).
Показываем транзитивность отношений «больше — меньше», «длиннее — короче», «шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше»:
— Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А =А
Усложнения
1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).
2. Уменьшаем контрастность величины.
3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»
4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.
5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).
6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.
7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).
Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;«Кто выше ростом?»(Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).
2.2. Примерные дидактические игры для дошкольников
Практическое выделение величины
Спрячь шарик в ладошках
Цель: Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Оборудование: Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.
Ход игры: Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
Спрячь игрушки
Цель: Та же, пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование: Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.
Ход игры: Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом, он побуждает детей пробовать.
Опусти шарик в коробку
Цель: Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький».
Оборудование: Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.
Ход игры: Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб выполняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педагог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.
Помоги мишке и кукле
Цель: Та же.
Оборудование: Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.), разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда), коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур.
Ход игры: Педагог ставит на стол две коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой – мишку и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и просит его помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз, но только надо быть внимательным: большой шар опускать в большое отверстие, маленький шар в маленькое отверстие.
Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка радуются, благодарят его.
Затем педагог ставит на стол коробки с квадратными прорезями. Приходят уже другие игрушки, педагог вызывает другого ребенка. Игра повторяется.
Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)
Цель: Та же, учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.
Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.
Ход игры: Педагог раздает детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действуют, просит пробовать и показывает, как это делать.
Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям дают коробки с другими формами.
Спрячь матрешку
Цель: Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование: Двуместные матрешки по количеству детей, большая двуместная матрешка для воспитателя, мишка.
Ход игры: Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого педагог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну целую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек, но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется вместе с ними.
Матрешки
Цель: Та же.
Оборудование: Матрешки 3–6-местные по числу детей.
Ход игры: Педагог раздает детям 3-местные матрешки (пять элементов – четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит детей пробовать. Если у кого из детей остается лишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.
Когда дети научатся складывать 3-местную матрешку, им дают 4–6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.
Построй башню
Цель: Та же.
Ход игры: Круглые формочки-песочницы (вкладки) по числу детей.
Оборудование: Педагог достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит красивую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Затем, постепенно начиная от самой большой формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает: вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно, постройка падает: «Нет, формочка маленькая, возьму побольше». Берет другую, но и та не подходит. Наконец берет нужную и та прочно устанавливается на основании – не сдвигается. Педагог радуется и достраивает башню, время от времени пробуя и примеривая формочки и обращая внимание детей на необходимость добиваться устойчивости в конструкции.
Достроив свою башню, педагог может предложить кому-либо построить рядом такую же или раздает комплекты формочек каждому ребенку и просит их построить свои башни. В ходе работы педагог поощряет правильность выбора той или иной формочки и говорит, что благодаря этому башня становится устойчивой.
В заключение педагог оценивает работу детей. «Все построили красивые, прочные башни: внизу – самая большая формочка, а наверху – самая маленькая». Затем дети собирают все формочки, складывая их в одну. Действуют уже без показа, самостоятельно. Педагог наблюдает, как они переносят усвоенный принцип в новую ситуацию.
Уложи куклу спать
Цель: Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
Оборудование: Две куклы (большая и маленькая), два набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.
Ход игры: Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать, но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на заранее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих детей и предлагает им построить кровати для кукол. При необходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов строителя, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о величине кукол и кроватей. Принцип соотнесения их по величине дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, педагог предлагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена. Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие величин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать все дети. Если же дети-«строители» допустили ошибки (кровать оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем достает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати. При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кровати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит: «Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше – вы построили ей большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше – вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку, а на маленькую кровать – маленькую простынку и маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно».
Оденем кукол
Цель: Та же.
Оборудование: Четыре куклы разного размера, два комплекта одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).
Ход игры: Вначале детям дают двух кукол – самую большую и самую маленькую, т. е. кукол, резко контрастных по величине. «Куклы встали после сна и забыли, кто в чем был одет,– говорит педагог.– Помогите им одеться». Раскладывает на столе вперемешку два платья, два чепчика. Величину предметов педагог не называет, дети должны самостоятельно выбрать одежду для кукол. Педагог вызывает ребенка и просит его найти куклам их вещи. В случае ошибочного выбора педагог не останавливает ребенка, а предлагает примерить выбранную вещь маленькой или большой кукле, т. е. практически убедиться в своей ошибке. Когда куклы одеты, педагог помогает детям закрепить свои действия в слове: «Эта кукла большая – ей маленькое платье не подойдет, а нужно большое платье и большой чепчик. А эта кукла маленькая – ей нужно маленькое платье и маленький чепчик».
Вариантом игры может быть задание «Оденем кукол на прогулку». Игра проводится так же, но дети надевают куклам пальто и шапку.
В дальнейшем можно дать сразу 3–4 куклы и увеличить количество одежды для них.
Зрительное восприятие величины
Лото (определение предмета по величине)
Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.
Оборудование: Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).
Ход игры: Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».
В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры каждому ребенку дают не одну, а 2–3 карточки.
Красивая пирамидка
Цель: Учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант).
Оборудование: Пирамидки (каждая из четырех колец с колпачком) по количеству детей.
Ход игры: Педагог берет одну пирамидку, рассматривает ее, говорит, что она красивая, ровная, гладкая. Проводит рукой по поверхности пирамидки от основания кверху, подходит к каждому и предлагает провести рукой по пирамидке. Затем разбирает пирамидку, просит сложить такую же красивую. Берет одно из колец, говорит: «Большое. (Надевает его на стержень, берет следующее кольцо, смотрит с сомнением.) Это большое или это? (Показывает на другое кольцо.) Сейчас проверю. Вот так (Накладывает кольца друг на друга, показывает детям.) Одно кольцо выступает, оно больше». (Надевает его на стержень.) То же проделывает с остальными кольцами и закрывает пирамидку колпачком. Показывает детям, какая она стала красивая, гладкая. После этого раздает пирамидки детям, помогает разобрать, смешать кольца. Дети складывают пирамидки, педагог при необходимости помогает им, но только в том случае, когда ребенок не может самостоятельно наложить кольца друг на друга. Когда пирамидки сложены, педагог предлагает детям еще раз убедиться, красивые ли они. С теми, кто не видит ошибки, проводит рукой ребенка по пирамидке, давая ему понять, что Пирамидка сложена неправильно. Ребенок еще раз собирает пирамидку. Педагог помогает, каждый раз повторяя: «Вот большое кольцо. Вот поменьше. Еще меньше». И т. д. В заключение педагог хвалит всех детей, ставит все пирамидки на стол, говорит, какие они красивые
Где такие?
Цель: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение и обведение по контуру; закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование: Трафареты, вырезанные из дерева или плотного картона, с изображением больших и маленьких предметов простой формы по несколько пар на ребенка, наборное полотно.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе несколько трафаретов с изображением одного и того же предмета разной величины, например три мяча. В наборное полотно вставляется трафарет, например мяч, средний по величине. Педагог говорит, что нужно найти такой же. Рассматривает мячи, лежащие на столе, выбирает один и говорит: «Я думаю, что он такой же». Вынимает из наборного полотна образец и сравнивает их, накладывая друг на друга. Формы совпадают, педагог обращает на это внимание детей, обводит пальцем сложенные вместе мячи по контуру, предлагает это сделать каждому, подходит к детям. «Мячи одинаковые»,– говорит педагог. Потом меняет предметы на столе, кладет три домика, ставит в наборное полотно парный самому маленькому, вызывает одного из детей и просит его найти такой же. Свой выбор ребенок проверяет наложением. Если предмет выбран неверно, контуры не совпадают, педагог говорит, что один из домиков больше, показывает, как выступают контуры большого домика, и предлагает найти нужную форму.
Лиса и зайцы
Цель: Понимать, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения.
Оборудование: Шапочки с ушками для зайцев по числу играющих, одна шапочка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты, многоугольники и др.) по числу детей, два больших обруча.
Ход игры:
Педагог кладет на пол два больших обруча и объясняет, что это будут домики для зайцев (домики можно ограничить строительным материалом или стульями). Раздает детям-«зайцам» шапочки и каждому дает в руки картонный круг (овал, квадрат). Обращает внимание детей на то, что у одних круги большие, а у других маленькие. Внутрь каждого обруча педагог кладет один из кругов; там, где лежит большой круг,– дом для зайцев с большими кружками, там, где маленький,– дом для зайцев маленькими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисы. Зайцы по сигналу барабана выбегают на прогулку и разбегаются по комнате. Из укрытия выходит лиса (вначале ее роль исполняет взрослый) и ловит зайцев. Зайцы прячутся в домики. Если заяц вбегает не в свой дом, лиса его забирает и уводит в свою нору. При повторном проведении игра усложняется: пока дети бегают, педагог меняет образцы местами.
В дальнейшем дети распределяются на три группы – по трем домикам. Им дают кружки трех величин. Роль лисы исполняет ребенок.
Красивые узоры (занятие)
Цель: Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин.
Оборудование: Большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); круги (квадраты, треугольники и др.) трех величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование больших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же чередование треугольников и других форм; чередование другого типа: большой кружок – маленький, маленький – большой, маленький– маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).
Ход игры: Педагог выставляет на доске образец, рассматривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой на первый кружок и говорит: «Большой. (Плавно переносит указку на следующие.) Маленький–-большой–маленький», стараясь подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объясняет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раздает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а педагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей, снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой – маленький, большой – маленький...
Построим дома
Цель: Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование: 1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные крыши, окна, двери трех величин, соответствующие размерам домов.
2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.
Ход игры: Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы дома (крыши, двери, окна). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети подходят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столами принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы подобрали самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу. В дом поменьше мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
Три медведя
Цель: Продолжать учитывать в игре величину предметов; вызывать положительное эмоциональное отношение к игровым действиям, требующим учета величины; познакомить с персонажами сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
Оборудование: Мишки (игрушки) разной величины (большой, средний, маленький) в одежде (большой – в брюках, средний – в юбке и фартуке, маленький – в коротких штанишках), посуда (тарелки, ложки, кружки) трех величин, кровати трех размеров.
Ход игры: Педагог рассказывает детям сказку: «Жили-были три медведя: папа – Михайло Иванович. (Достает из-за ширмы самого большого медведя – он здоровается с детьми – и сажает его на стол.) Мама-медведица. (Достает зверюшку средней величины – медведица также здоровается с детьми – и усаживает рядом с большим медведем.) Маму звали Настасья Петровна. У медведя Михайло Ивановича и медведицы Настасьи Петровны был маленький сын, медвежонок Мишутка. (Достает медвежонка – тот здоровается с детьми и тоже усаживается рядом с другими игрушками.) Посмотрите внимательно, кто из них самый большой. (Дети отвечают.) Правильно, самый большой папа, Михайло Иванович. Кто из них немного поменьше? (Ответы детей.) Правильно, мама, Настасья Петровна. А кто самый маленький? (Мишутка.) Верно. У медведей в лесу был свой домик. Вот они пришли домой и захотели есть. Кто хочет им помочь?» Вызывает одного из детей и просит раздать медведям посуду, но не перепутать, где чья тарелка (миска), ложка (о величине не упоминает). Ребенок раздает тарелки, а затем кормит медведей. Другой ребенок раздает чашки и поит медведей чаем. Третий распределяет кровати и укладывает их спать. После этого педагог подводит итог: «Вы хорошо думали и помогли трем медведям узнать свою посуду и свои кровати, не перепутали – большому медведю дали большую тарелку, ложку и чашку, медведю поменьше дали тарелку, ложку и чашку поменьше, положили на кровать поменьше, а самому маленькому, Мишутке, дали маленькую тарелочку, ложечку и чашечку и уложили на маленькую кровать. «Спасибо»,– сказали медведи и уснули».
У кого большой мяч?
Цель: Обратить внимание на относительность величины предметов (один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают); закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше».
Оборудование: Мячи разной величины по количеству детей.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом, а педагог за маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи. Педагог вызывает двоих и дает каждому по мячу. Спрашивает, у кого большой мяч, а у кого маленький. Дети отвечают, педагог подтверждает: «Верно, у Кати мяч большой, а у Коли маленький». Предлагает Коле отвернуться, а в это время меняет у Кати мяч на маленький, меньший, чем у Коли. Не давая Коле повернуться, спрашивает: «Какой у тебя мяч?» Коля отвечает: «Маленький» – и поворачивается. «Какой у Коли мяч?» – спрашивает педагог. Дети отвечают: «Большой». Такие перемены производятся несколько раз. Затем педагог вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их в ряд на столе. Спрашивает: «Где самый большой мяч?» Убирает его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке – от маленького к большому. Когда останется один мяч, педагог спрашивает: какой мяч остался – большой или маленький? Дети говорят, что большой. Педагог выходит и приносит еще один мяч, больше того, что лежит на столе. Спрашивает, указывая на лежащий на столе мяч, большой он или маленький,-- оказывается, теперь он маленький. Дети встают в круг и играют с большим мячом, передавая его друг другу.
Зоопарк
Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.
Оборудование: Трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из картона, наборное полотно.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки – самую маленькую и чуть побольше – и достает два трафарета – зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки – для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.
Вариант игры. В наборное полотно располагают сразу все клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине.
Ежик
Цель: Продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Оборудование: Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.
Ход игры: Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». – «Побежали в лес,– предложила мама-ежиха. – Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-папе, а другой – ежихе; следующего ребенка – почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.
Запоминание, связанное с представлением о величине
Запомни и найди
Цель: Учить удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.
Оборудование: Карты лото с изображением 4–6 предметов разной величины по два на ребенка (одни и те же предметы могут быть изображены несколько раз, но не рядом, а вперемешку. Например, на одной карте изображена большая кастрюля, а на другой – две кастрюли, одна из которых среднего размера, а другая маленькая. При этом на первом листе могут быть изображены три зайца – большой, маленький и средний и два будильника – большой и маленький), маленькие карточки с изображением всех предметов, имеющихся на больших листах, чистые листы плотной бумаги или картона по числу больших листов лото.
Ход игры: Педагог раздает детям по одному большому листу и по картонке, просит внимательно рассмотреть картинки и накрыть лист картонкой. Затем поднимает одну из маленьких карточек; например картинку с изображением большой кастрюли, показывает, не называя, кладет на стол тыльной стороной вверх, отсчитывает до 15 и, не переворачивая картинку, спрашивает: «У кого такая?» (Предмет и его величину не напоминает.) Дети снимают картонки и по памяти ищут нужное изображение. Когда они найдут нужную картинку, покажут и назовут ее, педагог демонстрирует свою картинку, давая детям возможность проверить свой выбор. Только после этого педагог оценивает результат: «Правильно, у Наташи большая кастрюля и у меня большая кастрюля». Или: «Наташа выбрала верно, у нее большая кастрюля, а Вова не совсем правильно. У него тоже кастрюля, но она меньше». Подходит к Вове и дает ему возможность сопоставить картинки на близком расстоянии. Если на листе у ребенка изображены три кастрюли, он должен показать пальцем нужную и держать палец на изображении до момента проверки.
Красивый узор
Цель: Учить осуществлять выбор величин по слову-названию
предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин.
Оборудование: Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.
Ход игры: Педагог раздает детям полоски бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно.) Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) Затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключение педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Комната для трех медведей
Цель: Продолжать учить детей осуществлять выбор и соотнесение величин предметов по словесному определению, действовать в соответствии со словесной инструкцией; учить пользоваться в игровой ситуации предметами-заменителями; продолжать знакомить со сказкой «Три медведя».
Оборудование: Предметы-заменители – картонные геометрические формы разной величины (длинный прямоугольник – «стол», квадраты трех величин – «стулья», круги трех величин –(«тарелки», половинки овалов трех величин – «чашки»), картонные фигурки трех медведей.
Ход игры: (проводится небольшими подгруппами, не более 6 детей). Играющие располагаются вокруг маленького стола, педагог вместе с детьми. Рядом с педагогом на другом стуле лежит под салфеткой оборудование для игры. «Помните, я расссказывала вам сказку про трех медведей,– говорит педагог.– Они приходили к нам в гости. Самый большой, его звали Михайло Иванович, поменьше – медведица, ее звали Настасья Петровна, а самый маленький медвежонок Мишутка. Сегодня мы построим для них комнату и опять позовем их в гости. (Достает из-под салфетки картонный прямоугольник, кладет на середину стола.) Это будет стол для трех медведей. Около него нужны стулья. (Достает три квадрата и вперемешку выкладывает на стол.) Кто расставит стулья около стола так, как я скажу? Вот тут самый большой стул – для Михайло Ивановича. (Ребенок берет большой квадрат и ставит на указанное место.) Вот тут стул поменьше–для Настасьи Петровны. (Ребенок кладет соответствующий квадратик.) Тут самый маленький стул – для Мишутки». (Ребенок кладет маленький квадрат). Затем другой ребенок раскладывает тарелки-кружки. Педагог уже не указывает, на какое место их ставить, а просто говорит: «Расставь тарелки так: самую большую – Михайло Ивановичу, поменьше – Настасье Петровне, а самую маленькую – Мишутке». Если ребенок кладет круги не на прямоугольник, педагог напоминает, что это у медведей стол. Третий ребенок расставляет чашки. Дети зовут медведей, те приходят, благодарят детей. Каждый медведь узнает свой стул, свою тарелку и чашку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика работы по формированию знаний о величине опирается на положение теории сенсорного воспитания о необходимости обследования, т. е. специально организованного восприятия предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. [16]
Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Мы считаем, что такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребёнка коренным образом отличается от развития детёнышей животных. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Дети в жизни сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцыперович, О.Н. и др. Основы методик дошкольного образования: краткий курс лекций: учебное пособие. Минск: Новое знание ИНФА-М, 2016
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/index.html
3. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова. – М., 1992.
5. Житко И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
6. Жытко, I.У. Гуляем, навучаем, развiваем цi знаёмiм дзяцей з матэматыкай/ I.У. Жытко, В.П. Бараноуская, Л.С. Хадановiч. Мiнск, 1997
7. Житко,И.В. Формирование элементарных математических представлений удетей от 5 до 6 лет: учеб. метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В.Житко.—Минск: Нац. институт образования, 2015.—128с.
8. Житко, И. В. Математический калейдоскоп : учеб.метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. Минск : Нац. инт образования, 2019
9. Кравченко О.Ю. Методика формирования элементарных математических представлений. Учебное пособие для учащихся УССО по специальности «Дошкольное образование». Минск : РИПО, 2024.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.