ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

  • docx
  • 02.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 "Семицветик"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

воспитатель первой квалификационной категории

Чепурная Е,Э.

Масликова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Сургут  2024

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………..……………………..…………………………………. 2

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1. Особенности обучения детей дошкольного возраста……………………5

1.2. Содержание образования по финансовой грамотности

дошкольников……………………………………………………………………10

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЫ ДОУ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

2.1. Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности………………………….…………..………………………………12

2.2. Результат применения методов обучения…………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………..……………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный для него подарок, просто так не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Естественно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают,

что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. И чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,

принимается человеком в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Актуальность дипломной работы заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Практическое использованиеработа с детьми подготовительных

групп в ДОУ.

Объект исследования образовательно-воспитательная деятельность дошкольников в условиях ДОУ.

Предмет исследования  методы обучения финансовой грамотности дошкольников.

Цель  – сформировать методы обучения финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) определить содержание обучения финансовой

грамотности детей в ДОУ;

2) разработать методику и методические рекомендации по

формированию финансовой грамотности воспитанников ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

1.1.          Особенности обучения детей дошкольного возраста

 

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки

 

Процесс передачи знаний, умений, навыков выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу, и называются обучением.

Обучение это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.

Педагогический процесс это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания[6].

Навыки способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.

Умения способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как

знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком-то виде деятельности для достижения результата.

Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности:

ü трудовые умения;

ü умения использовать данную информацию;

ü умения умственной деятельности;

ü умения учебной деятельности;

ü умения речевой деятельности;

ü умения в художественной деятельности;

ü умения общения и поведения человека.

Владение динамической системой умений составная часть образования. Умения образуются на основе знаний, и включает ранее приобретённые навыки.

Знания отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий. Это целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления и способах деятельности, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира.

В течение дошкольного детства, ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подтолкнуть» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.

 

Общая характеристика учебной деятельности

 

Центральным, основным компонентом обучения является учебная деятельность. Процесс познания, происходящий в учебной деятельности ребёнка, отражает диалектику познания в её основных положениях. Познание ребёнком окружающей действительности идёт по тем же законам, что и познание мира человечеством в ходе его истории.

Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, дошкольника. Формирование личности ребёнка дошкольного возраста осуществляется в ходе освоения им общественно-исторического опыта.

Основная задача обучения представлена в его образовательной функции: обеспечить освоения основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах познания, полноту этих знаний, их системность и осознанность.

Для учения характерны все основные компоненты, составляющие

любую деятельность: цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения. Цель учения освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения представлена системой постепенно усложняющихся конкретных учебно-познавательных задач.

Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.

Учебная деятельность у детей вызывается и определяется системой разнообразных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.) ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечения активной позиции дошкольников в процессе обучения.

Таким образом, деятельность детей в едином процессе обучения представлена учебной деятельностью с её целью, средствами и мотивами. Овладение навыками и умениями этой деятельности, как и процесс освоения знаний, осуществляется под руководством педагога.

Деятельность педагога в процессе обучения направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков и умений. При этом он выполняет ряд функций:

ü информационная функция выступает как источник знаний;

организационная функция организует познавательную деятельность учащихся;

ü контрольно-диагностическая функция определяет уровень и степень освоения содержания и в соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения;

ü воспитательная функция формирует отношение к познаваемым объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка.

Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения в формировании личности ребёнка: образовательную, развивающую, воспитывающую.

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения. Процесс обучения строится линейно-концентрически и осуществляется различными методами.

Метод это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает в себя, способ деятельности обучающего, который направлен на организацию и руководство деятельностью обучающегося, и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированный деятельностью взрослого[7].

Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений. Этому способствует и использование в процессе обучения разнообразных методов (наглядных, практических и словесных). Каждая группа методов строится на основе той или другой ведущей формы мышления (наглядно-действенной, наглядно-образной, словесно-логической) что и создаёт условия для прочного усвоения содержания обучения.

В процессе обучения используются самые разнообразные методы рассказ взрослого (педагога, учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обучающие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д.).

Необходимость использования разнообразных методов диктуется разными причинами: многообразием содержания обучения, уровнем сформированности учебно-познавательной деятельности обучающихся, структурой учебного процесса на разных этапах его осуществления.

 

Формы организации обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.

 

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся, характеру взаимодействия между учащим и обучающимся (степенью активности и самостоятельности), способам (методами и приёмами) деятельности; месту проведения, а также по удельному весу по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения. Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и практической деятельности.

На первых этапах обучения дошкольников младшей группы для них характерна слитность. Лишь постепенно у детей возникает умение принимать учебную задачу в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу восприятия и наблюдения.

На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада происходит постепенная дифференцировка практической и учебно-познавательной задачи. Сохраняющаяся связь учебно-познавательной задачи с практической требует от воспитателя учёта детского опыта при

формулировке задач, а также установления связи между занятиями разного содержания.

Важнейшими условиями дальнейшего формирования у детей умения принимать учебно-познавательную задачу являются её конкретность и определённость, связь с практической задачей и близость детскому опыту.

В детском саду используются фронтальные, групповые индивидуальные

формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа с детьми осуществляется в связи с организацией их жизни и разнообразной не учебной деятельностью в повседневном общении, в процессе руководства играм и т. д.

В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой занятиями.

 

 При этом решаются две дидактические задачи:

1. Предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется на занятиях;

2. Отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных на занятиях.

В этих же целях в повседневном педагогическом процессе применяется групповая форма обучения, которая охватывает небольшое количество детей. Использование индивидуальных и групповых форм обеспечивает дифференциацию обучения, более конкретный учёт уровня развития учебно- познавательной деятельности детей и их активное включение в процесс обучения на занятии.

Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Однако в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста, занятия приобретают форму дидактической игры.

Для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков:

1)на занятии идёт освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному программой;

2)занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

3)занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.

На занятиях осуществляется освоение содержание программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребёнка в предметном мире, созданным людьми (с разнообразием свойств и качеств вещей и предметов); в мире природы, в мире человеческой деятельности и отношений и так далее. Ребёнок овладевает основными видами деятельности: предметной, трудовой, игровой, учебной.

В целом обучения на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью детей, разнообразием приёмов и действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приёмов обучения.

 

1.2. Содержание образования по финансовой грамотности

дошкольников

Многие родители озадачивают ребенка фразой «Сейчас нет денег!». Дети, а в особенности малыши детского сада, еще не знакомы с финансовыми отношениями во взрослой жизни, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. Зачастую родители вообще считают, что «дети и деньги» понятия несовместимые. Воспитание детей это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб это необходимость, а мороженое это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.

Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

ü что такое деньги, какие они бывают;

ü что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

ü что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта

ребенка;

ü как планировать свои расходы;

ü техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОУ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

2.1. Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности

 

Для контроля знаний и осуществления дальнейшего обучения, был проведен небольшой опрос детей подготовительных групп, в общем количестве 50 человек. В процессе проведения опроса необходимо выяснить, насколько дошкольники финансово грамотны.

Проверка и оценка финансовой грамотности проводится в виде устного опроса.

Проведенный опрос показал, что большинство детей понимают, что такое деньги, либо имеют представление, они могут назвать виды денег, так как с детства получают карманные  деньги. 22% детей ходят самостоятельно

в магазин и 84% получают карманные деньги в виде наличности, и уже даже 6 детей из 50 пользуются специальной картой по программе Сбербанка. Дополнительная дебетовая карта Сбербанка открывается к личному счету родителей, выдается на имя ребенка, и дети владеющие картами уже могут сами совершать покупки, как в Интернет-ресурсах, так и в магазине, но для этого им необходимо знать правила безопасности по использованию пластиковой карты, и как показал опрос всего 16% дошкольников понимают чего нельзя делать с картой. Так же дети еще не совсем понимают, какая разница между необходимыми и желаемыми покупками.

Опрос показал необходимость в обучении детей финансовой грамотности. Для того чтобы дети могли все усвоить, необходимо разработать методы обучения.

Методы обучения способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Своеобразие и вариативность методов обеспечиваются приемами, которые составляют элемент метода, отдельный шаг к его реализации.

В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа).

Игровые методы обучения. Игровое обучение это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать необходимо показать сами предметы или их изображение.

Формы словесного обучения.

Беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Тестовый метод. Тест стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.

Проведем занятия, и рассмотрим вопросы, которые были заданы детям (таблица 1), с целью обучения детей финансовой грамотности.

Тема: «Финансовая грамотность». Подготовительная группа

Цель: обучить детей финансовой грамотности.

Обучение проводится в два этапа:

Понедельник – 1 занятие (30 мин.) по 15 минут, с перерывом 5 минут;

Среда – 2 занятие (30 мин.) по 15 минут, с перерывом 5 минут;

Пятница общий опрос (10 мин.)

План занятий.

На первом занятии разберем такие вопросы, как:

1. Что такое деньги, виды денег;

2. Карманные деньги;

3. Что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»;

На втором занятии:

1. Как планировать расходы;

2. Что такое банковская пластиковая карта;

3. Техника безопасности использования банковской карты.

Общий опрос.

Метод обучения: словесный, игровой, наглядный, тестирование.

Занятие 1

Ход занятия

Мобилизующее начало занятия

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. У нас с вами будут проходить очень интересные занятие, помните, в прошлый раз я задавала каждому из вас вопросы?

(Ответы детей)

-Да, вы верно вспомнили, я вам задавала разные вопросы: про деньги, про походы в магазин, спрашивала, умеете ли вы планировать свои покупки и другие вопросы. И вот сегодня мы с вами об этом поговорим. У нас будет два занятия сегодня, в среду и в пятницу проведем с вами общий тест. В

детском саду еще не было таких занятий, и мы с Вами впервые сегодня проведем такое интересное и очень важное занятие.

Постановка проблемного вопроса

-Вы уже все достаточно большие и многим из вас родители дают карманные деньги, а у кого-то уже есть настоящие банковские пластиковые карты как у взрослых. Практически все из вас ходят самостоятельно в магазин, вы совершаете покупки. Но когда я вам задавала вопросы, поняла, что не все вы еще знаете о деньгах, о том как планировать свои покупки и многое другое. А все это важно для вас знать и очень поможет в будущем.

Занятие

-Итак, ребята сейчас мы включим презентацию, и поговорим с вами о том, что такое деньги?

Для начала детям нужно показать в презентации монетки, купюры и пластиковую карту, чтобы они внимательно их рассмотрели. Пока дети знакомятся с ними, необходимо разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются товары.

-Деньги это металлические, бумажные и электронные знаки, с помощью которых мы покупаем и продаем. Мы можем обменять их на покупку товара (молоко, игрушка) или услуги (подключить домашний интернет).

Обсуждение.

-Какие виды денег вы видите?

(Ответы детей)

-А какими видами денег пользуются ваши родители?

(Ответы детей)

-Что такое карманные деньги? Дают ли вам родители карманные деньги?

(Ответы детей)

-Карманные деньги это сумма, которую могут дать вам ваши родители на ваши собственные нужды. Карманные деньги выдаются вам не

просто так, а для того, что бы вы научились правильному отношению к деньгам, и должным образом умели распоряжаться полученными средствами.

-Я вижу, что многим из вас уже дают родители карманные деньги, а умеете ли вы ими правильно распоряжаться?

(Ответы детей)

-Спасибо за ответы, итак для начала, нам с вами нужно определиться какие покупки «необходимые», а какие «желаемые». Сейчас у нас с вами на слайде появился список продуктов и предметов, у каждого свой номерок. Каждому сейчас выдам листочки, и вы распределите, так как считает правильным. Слева необходимые, справа желаемые. После мы с вами проверим, и я вам расскажу, что есть на самом деле желаемое, а что необходимое.

На слайде изображены продукты и предметы (у каждого свой номер), детям нужно в левой части листка разместить необходимое, в правой части разместить желаемое. Список: 1. Хлеб; 2. Шоколад; 3. Молоко; 4. Йогурт; 5. Мяч; 6. Одежда; 7. Игрушка; 8. Крупа; 9. Чипсы; 10. Масло подсолнечное.

-Молодцы, все закончили. А теперь я вам расскажу, что такое желаемые и необходимые покупки. Желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых. Вот смотрите.

1. Еда. Необходимые продукты мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье траты желаемые.

2. Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода необходимые вещи. А вот интернет, кабельное телевидение это уже желаемые траты.

3. Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу это необходимая трата. А вот оплата, допустим, скачанных игр желаемая трата.

4. Транспорт. Чтобы добраться до детского сада, школы и до работы мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, троллейбусом,

маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.

5. Одежда и обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью это уже будет желаемая трата.

6. Бытовая техника. Телевизор, холодильник, стиральная машина вещи необходимые.

7. Кружки, секции, занятия. Хорошее образование, постоянные занятия спортом или любимым полезным делом это очень важно. Именно поэтому затраты на эти занятия можно назвать необходимыми.

-Необходимые покупки это то, без чего нам сложно сосуществовать, без чего никак нельзя обойтись. А желаемые покупки это те вещи, которые нам хочется приобрести, но и без них можно обойтись. Если мы будем тратить свои деньги, больше на то, что нам хочется купить, то на необходимое просто не хватит денежных средств, и это будет очень плохо. Вам придется тратить отложенные деньги, либо еще хуже брать в долг у кого-то. Согласитесь, что это не есть хорошо?

(Рассуждение детей)

-Ребята, наш список мы должны были распределить, так: в левую часть (необходимое) мы относим 1. Хлеб; 3. Молоко; 6. Одежда; 8. Крупа; 10. Масло подсолнечное. А в правую часть (желаемое) – 2. Шоколад; 4. Йогурт; 5. Мяч; 7. Игрушка; 9. Чипсы.

-Кто справился молодец, а кто не совсем справился, теперь точно знает, и думаю, что больше ошибок не сделает. Итак, мы с вами разобрали, уже правильно, наши списки желаемого и необходимого, и теперь можем распланировать свои расходы. А этим мы займемся на следующем занятии.

-Так как наше с вами занятие заканчивается, попрошу вас, дома выполнить очень важное задание, если нужна будет помощь, то попросите родителей, они вам обязательно подскажут. Вам нужно будет составить список того, что бы вы хотели купить (справа) на ваши карманные деньги, и то, на что вы, возможно, давно копите (слева). Если у вас еще нет карманных денег, то задание можете не выполнять, но вместе с нами послушаете и разберете все на следующем занятии.

-Итак, следующее занятие у нас с вами будет в среду, не забывайте, пожалуйста, о важном задании. Мы с вами хорошо сегодня поработали. Всем большое спасибо. До свидания.

Занятие 2

Ход занятия.

Мобилизующее начало занятия.

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. На прошлом занятии я попросила вас выполнить важное задание, вы его сделали?

(Ответы детей)

-Молодцы, доставайте все свои листочки. Сегодня мы с вами разберем, как планировать свои расходы, что такое банковская пластиковая карта и какие существуют правила безопасного пользования такими картами.

Постановка проблемного вопроса.

-Всем вам наверняка хочется, что-то купить, и об этом вы давно мечтаете, вам родители дают карманные деньги, и вы пытаетесь накопить, но не получается. И что бы нам с вами это разобрать, у вас было небольшое домашнее задание. Так же мы с вами сегодня разберем, что такое банковская пластиковая карта и как безопасно ей пользоваться. Я знаю, что у нескольких ребят уже есть свои пластиковые карты, да и все вы видели, как ваши родители пользуются этой банковской картой, и возможно, вы пробовали сами расплачиваться картами родителей. Я не сомневаюсь, что вы представляете себе, что такое карта. Но есть множество разных ситуаций, о которых важно знать, и мы с вами об этом сегодня поговорим.

Занятие.

-Итак, ребята, я сейчас пройду и посмотрю, как вы выполнили ваше домашнее задание.

-Хорошо, вижу, что у всех есть заветная мечта, накопить на тот или иной предмет, у всех он разный. Вы дома расписали в левой стороне листка, то на что вы копите, а в правой стороне, то, что вы хотите купить на ваши карманные деньги.

-Итак, давайте возьмем любую работу и разберем. Возьмем работу Алены. Алена слева написала, что у нее есть кошка, для которой Алена хочет купить домик, в котором кошка будет спать и точить когти, а в правой части написала, что хочет купить на карманные деньги: пазлы, конфеты, сок, лаки для ногтей.

-Что мы можем с вами сказать? Кто-нибудь догадывается, на что похоже ваше домашнее задание?

(Ответы детей)

-Ребята, все просто, ваше задание похоже на то, что мы с вами делали на прошлой встрече. Вспоминайте, мы распределяли с вами необходимые продукты и желаемые. Вспомнили, да?

(Ответы детей)

-Молодцы, так вот, домашнее задание, похоже, тем, что в левой стороне так же вы расположили необходимую для вас покупку, а в правой у нас с вами оказались желаемые покупки. И если мы с вами постараемся хотя бы отказаться от части этих желаемых покупок, то мы будем ближе к своей мечте, к своей главной покупке, на которую так долго копим. Понимаете, о чем я?

(Ответы детей)

-Прекрасно, теперь вы можете самостоятельно, решить, так ли нужны вам желаемые покупки.

-Сейчас мы с вами обсудим, что такое пластиковая банковская карта и правила безопасности при ее использовании.

-Пластиковая банковская карта это карта, на которой лежит определенное количество денег, и у каждой карты есть свой секретный Пин- код. Карты делают на имя того, кто ее заказывает. На такую карту ваши

родители получают зарплату. Ей мы можем расплачиваться как в магазине, так и через интернет, можем уже расплачиваться и в транспорте, можем снять через банкомат нужное количество денег.

-Вы уже пользовались банковской картой? Удобная вещь, правда?

(Ответы детей)

-Конечно, пользоваться картой удобно, не нужно лишних движений, просто достал карту, вставил в специальный аппарат, нажал Пин-код и все, готово, покупка совершена. Но пользуясь картами, обязательно нужно соблюдать технику безопасности.

-Как вы думаете, как нужно пользоваться банковскими пластиковыми картами, чтобы наши деньги, никто и никогда не украл!?

(Ответы детей)

-Отчасти правильно вы думаете. Предлагаю нам с вами пройти тест. Я читаю вам вопрос, а вы на листочках пишите ответ букву «А» или «Б». И после мы с вами обсудим, верно ли вы ответили.

Проводится тест из 8 вопросов – «Техника безопасности. «Умеет ли ребенок правильно пользоваться банковскими картами?» (Приложение 1)

-Итак, проверяем.

1 вопрос ответ «Б». Храните свою карту в недоступном для окружающих месте. Не передавайте карту другому лицу, за исключением продавца (кассира). Рекомендуется хранить карту отдельно от наличных и документов, особенно в поездках.

2 вопрос ответ «Б». Во избежание мошеннических действий с использованием вашей карты требуйте проведения операций с ней только в вашем присутствии, не позволяйте уносить карту из поля вашего зрения.

3 вопрос ответ «А». Если к вам обратились по телефону, в интернете, через социальные сети или другими способами и под различными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карте, пароли или другую персональную информацию, будьте осторожны: это явные признаки мошенничества. При любых сомнениях рекомендуем прекратить общение и

обратиться в банк по номеру 900 или телефону, указанному на обратной стороне вашей банковской карты.

4 вопрос ответ «Б». Не прислушивайтесь к советам третьих лиц, а также не принимайте их помощь при проведении операций. При необходимости обратитесь к сотрудникам в филиале банка или позвоните по номеру 900 или телефонам, указанным на устройстве или на обратной стороне вашей карты.

5 вопрос ответ «А». Уничтожайте чеки с паролями от систем интернет-банка, если вы не планируете их использование. Не передавайте чеки третьим лицам, в том числе сотрудникам банка.

6 вопрос ответ «А». Во избежание использования вашей карты другим лицом храните ПИН-код отдельно от карты, не пишите ПИН-код на карте, не сообщайте ПИН-код другим лицам (в том числе родственникам), не вводите ПИН-код при работе в сети Интернет.

7 вопрос ответ «Б». Необходимо следить за актуальностью своего номера мобильного телефона, привязанного к карте. При смене номера телефона (потеря, кража, замена) обязательно нужно сообщить об этом в банк, чтобы на старом номере не осталось не отключенных банковских услуг. Этим могут воспользоваться мошенники перекупщики номеров.

8 вопрос ответ «А». Нельзя открывать ссылки, приходящие в СМС с

незнакомых номеров это может привести к хищению денежных средств и попаданию вирусов.

Итоги занятий.

-Вот мы с вами и разобрали очень важные вопросы, мы с вами узнали что такое деньги, какие виды существуют. Что за деньги мы покупаем необходимые для нас вещи. Мы с вами научились планировать свои расходы, чтобы приблизиться к желаемой покупке. А так же мы теперь точно знаем как вести себя со злоумышленниками, чтобы сохранить свои деньги. Мы с вами обучались финансовой грамотности.

-Как вы считаете, успешно? Интересно вам было?

(Ответы детей)

-А что вам больше всего понравилось на занятиях?

(Ответы детей)

-Замечательно! Я думаю, ваш воспитатель возьмет на заметку данную тему, и может еще какие-то вопросы с вами обсудит, проведет интересные игры. Спасибо вам, ребята, за отличное занятие, приду к вам в пятницу, и проведем еще один небольшой опрос. А теперь идем пить сок, и одеваться на прогулку!

 

Рекомендации воспитателю игровые методы обучения

Пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников сюжетно-ролевая игра в магазин. Дети уже с яслей в детском саду играют в эту игру, но здесь роль воспитателя по ходу игры объяснить детям многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить.

Игра «магазин» Прежде чем начать играть, детям нужно оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Использовать в качестве ценников можно цветные стикеры. Например: ограничив общую сумму, скажем, 100 игровыми рублями. То есть все товары в магазине вместе должны стоить 100 рублей. И, распределяя цены, нужно в эти 100 рублей уложиться.

Чтобы ребенок разобрался, как играть, пусть продавцом сначала побудет воспитатель. А ребенок покупателем. Ребенок приходит в магазин с «деньгами», например «дублеры денег», и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Тридцать рублей». Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Так же можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в обмен на деньги. Когда воспитанник освоится с ролью покупателя, пусть

попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях.

Игра «Кто как работает?» Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры. Покажите черный ящик, солнышко и облако. Попросите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит», «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Рекомендации для родителей

По статистике, в России с понятием «финансовая грамотность» знакомо лишь 38 % взрослых. Это и неудивительно, ведь впервые с

вопросами планирования финансов каждый из нас сталкивается, как правило, когда получает первую работу и, соответственно, первую зарплату. А происходит это лишь в возрасте 16-20 лет. Но обучать детей основам финансовой грамотности можно гораздо раньше. И лучшим инструментом в обучении станут карманные деньги. Именно с их помощью ваш ребёнок сможет тренироваться в постановке финансовых целей и планировании личного бюджета.

Вот несколько правил о карманных деньгах, которые, следует соблюдать родителям. Именно они впоследствии позволят ребёнку ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с финансами.

1. Выдавайте детям карманные деньги важно, чтобы у ребёнка были деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Только на собственном опыте управления деньгами ребёнок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать. Начать можно в любой момент, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребёнок может посчитать деньги, с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу.

2. Договоритесь с ребёнком о сумме и периодичности выдачи карманных денег, все детали следует, прежде всего, обсудить с ребёнком в формате уважительного диалога. Особенно важно в течение разговора рассказать ребёнку о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ним период, на который вы будете выдавать ему определённую сумму (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц) и четко обговорите «правила игры».

3. Не платите ребёнку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания. В формировании финансовой грамотности ребёнка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребёнком договоренностей по периодичности и объёму средств, которые он получает.

Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов. Цель предоставления карманных денег ребёнку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансов. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя ему самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребёнка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребёнком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребёнку, для чего нужна копилка. Обсудите с ребёнком суть накоплений для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребёнка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от сиюминутных удовольствий в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30 % от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке. Если копить на важную для ребёнка вещь слишком долго, мотивируйте его тем, что, когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.

7. Включите в карманные деньги часть расходов на ребёнка. Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребёнка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребёнок может отвечать самостоятельно. В зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти, до тех пор, пока все расходы ребёнка не окажутся в его собственной зоне ответственности.

8. Помогите ребёнку оптимизировать расходы. Расскажите ребёнку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать и как конкретно это сделать.

9. Будьте примером. Дети это наша копия. Поэтому для воспитания финансово грамотного человека в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотностью. Всё, что вы рекомендуете или рассказываете ребёнку о финансовой грамотности, будет иметь вес в его глазах только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Общие рекомендации

Также важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений,

развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

1. Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

(Народные сказки «Жадная старуха», «Иван царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»);

2. Сказки, отражающие труд людей (Хаврошечка, Морозко, А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»);

3. Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»);

4. Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», труд, распределение, обмен, производство; (С.Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво»);

5. Сказки, помогающие понять значение экономичность,предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость. ( К.Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно- познавательные навыки.

 

2.2. Результат применения методов обучения

На этапе планирования внедрения в ДОУ  направления  основ персональной финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, мною был проведен опрос, состоящий из 9 вопросов (таблица 1), среди воспитанников детского сада 6-7 лет, в количестве 50 человек. Опрос показал, что существует необходимость внедрения в педагогическую практику образовательных технологий, направленных на обучение финансовой грамотности дошкольников. В ходе проведенных занятий, были применены следующие методы:

1. Наглядные методы;

2. Словесные методы;

3. Метод тестирования;

4. Метод наблюдения.

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации.

Наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому (поучительному) принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Данный метод помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Используя в своей работе презентации, иллюстративный материал, дети легче воспринимали информацию, с помощью которой они быстро справились с поставленной задачей.

Словесные методы использовались в форме бесед, проблемных ситуаций.  В условиях детского сада беседы используются как важное средство коллективного общения детей. Посредством беседы дети обогащают свой словарный запас, усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, развивают умения слушать и понимать вопросы, правильно формировать свой ответ, а так же задавать краткие вопросы. Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи, которая имеет большое значение для последующего обучения в школе.

Использование тестовых методов. Тестовые методы технологичны, точны по результатам, обеспечивают одинаковые условия для всей группы детей, хорошо сочетаются с другими образовательными технологиями, дают возможность оценить уровень развития знаний, умений и навыков воспитанников.

С помощью данного метода, мною был проведен тест по безопасному использованию банковских карт дошкольниками, для того, чтобы, дети в дальнейшем имели возможность правильно пользоваться банковскими картами, знали правила поведения со злоумышленниками, для сохранения

собственных денежных средств.

Метод наблюденияэто специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие объектов и явлений, который дает возможность обобщить и оценить информацию.

Метод наблюдения дал возможность оценить деятельность

воспитанников в условиях внедрения основ персональной финансовой грамотности в ДОУ.

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности можно назвать игровой метод. Дети активно принимали участие в игровой ситуации, которая была направлена на усвоение основ финансовой грамотности, а также демонстрировали полученные знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Быть финансово грамотным очень важно для современного человека.

Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает, как ими правильно воспользоваться. За всю жизнь через руки человека проходит много финансов, поток которых человеку необходимо контролировать. Он должен уметь принимать обоснованные

решения по использованию и управлению своими деньгами. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором жизненного благополучия и успеха человека.

Чтобы стать финансово грамотной личностью не нужно изучать множество учебников, не нужно вникать во все нюансы экономической науки. Работа будет проходить более на психологическом уровне. Необходимо усвоить ряд правил, и постараться их соблюдать. При этом условии, даже если сейчас нет необходимых знаний и умений, можно научиться более эффективно управлять своими деньгами.

Финансовая грамотность способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность населения. Она помогает нам мыслить более рационально, планировать свое будущее. Ее нельзя недооценивать, ведь от нее зависит благополучие человека. Именно финансовая грамотность учит нас, как правильно копить, приумножать, создавать свои сбережения.

Финансовой грамотности необходимо обучаться с дошкольного возраста. Проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом

исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее

разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Работая с детьми дошкольного возраста я определила, что дети непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и

сверстниками. Свои взаимоотношения с детьми строила, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.

Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников решались в разных видах детской деятельности и развития. Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была разработана рекомендация «дети и их карманные деньги», и рекомендован список прочтения с детьми сказок, в которых отражаются экономические аспекты. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.

Дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, и из первого опроса, мне стало ясно, что у детей есть опыт карманных денег, а у нескольких детей есть пластиковые банковские карты. Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путем некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.

Главное говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому предпочтение отдаю таким формам как беседа и игра. Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получили знания о том что такое деньги, какие виды денег бывают, как распределить свои расходы путем определения желаемого и необходимого, а так же как безопасно использовать банковские карты. Расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве. Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса детей. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – 2-е изд., измен. И доп. М. : Институт новой экономики, 2012. – 856 с.

2. Ахметшина, Г. К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт.-сост. Г. К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин. Казань, 2007. – 255 с

3. Берзон, Н. И. Финансы. Учебник для бакалавров. Бакалавр.

Углубленный курс / И. Н. Берзон. Юрайт. : 2016. – 498 с.

4. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А. Блискавка. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

5. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. М. :Финансы, 2010. – 130 с.

6. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие /авт.-сост. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. М. :2007. – 301 с.

7. Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М. :Финансы, 2010. – 90 с.

8. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.- сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М. :Просвещение, 2016. – 272 с.

9. Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.

10. Жилкина, А. Н. Финансы. Учебник для бакалавров / под ред. А. М.

Ковалева. 6-е изд. Юрайт, 2015. – 443 с.

11. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата /авт.-сост. О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. 2-е изд. М. : Юрайт, 2017. – 219 с.

12. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика/авт.-сост. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М. : КноРус, 2012. – 106 с.

13. Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. Калининград, 2013. – 126 с.

14. Ларева, Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. М. : ИНФРА-М, 2014. — 102 с.

15. Ли, В. Д. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие/ В. Д. Ли. Алматы И.Д Свет, 2004. – 140 с.

16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ Под общ. ред. проф.Л. И.

Скворцова. – 24-е изд., испр. М. : Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200

17. Пушкарь, А. Е. Дети и деньги./ А. Е. Пушкарь. М. : Известие, 2008. – 320 с.

18. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь/авт.-сост. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

19. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017- 2023 гг.Москва – 2017. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации.

https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118377 Дата обращения

05.02.2017

20. Статистические данные аналитического центра НАФИ. http://nacfin.ru/kazhdyj-pyatyj-zaemshhik-platit-po-kreditu-bolshe-treti- semejnogo-doxoda Дата обращения 11.09.2017

21. Отчет НАФИ по Проекту «Дети и финансы», 2015 год. http://nacfin.ru/deti_i_finansi Дата обращения 12.02.2017

22. Детское образование. http://www.maam.ru/obrazovanie/detskie-igry Дата обращения 30.10.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тест. Техника безопасности.

«Умеет ли ребёнок правильно пользоваться банковскими

картами?»

Вопрос 1. Маша поехала к бабушке на поезде. Чтобы не залезать в сумку много раз, она положила бумажник с наличными и банковскую карту на столик. Сосед по купе заинтересовался дизайном карты и попросил дать сфотографировать. Маша с удовольствием передала соседу карту, которую скоро вернул. Всё ли Маша сделала верно?

a) Конечно, Маша всё сделала правильно! Это удобно, к тому же бумажник всегда на виду и можно не беспокоиться, что его украдут. Ничего плохого в том, что сосед сфотографировал дизайн карты, нет, ведь он тут же вернул её назад.

b) Так делать нельзя! Машу могут отвлечь и украсть бумажник, а сосед может оказаться мошенником, получившим все данные карты!

Вопрос 2. Артём взял в супермаркете молоко и булочку и решил оплатить покупку с помощью банковской карты. Однако терминал не принимал карту. Кассир сказал, что он может сходить проверить карту на специальном устройстве в подсобном помещении. Артём очень голоден. Соглашаться ли ему на проверку?

a) Да, иногда бывает так, что терминалы выходят из строя и не могут нормально провести операцию по карте. В этом случае необходимо отдать карту кассиру и подождать, пока её проверят;

b) Ни в коем случае! Кажется, продавец мошенник и хочет обмануть Артёма! Пусть он лучше купит булочку и молоко в другом магазине, а о сложившейся ситуации расскажет родителям.

Вопрос 3. Юле в социальной сети «ВКонтакте» пришло сообщение, что её банковская карта заблокирована в связи с подозрительной активностью. Для разблокировки карты и подтверждения того, что карта не украдена у владельца, необходимо отправить номер карты, срок ее действия и CVC-код в личном сообщении администратору группы «СберБанк лучший банк в мире!». Юле нужно:

a) Не отвечать на сообщение, позвонить по номеру 900 или официальному телефону банка, указанному на карте, и сообщить о том, что мошенники из группы «СберБанк лучший банк в мире!» пытаются выведать данные карты.

b) Передать все запрошенные данные и ответить на все вопросы банки часто блокируют карты в целях безопасности, а данные карты и так есть в их базе это всего лишь подтверждение, что карту не украл злоумышленник.

Вопрос 4. Родители попросили Диму оплатить услуги ЖКХ банковской картой через специальный терминал. Поскольку Дима делал это первый раз, дело шло не очень быстро, очередь уже начала роптать. В отделение вошла женщина, показала, какие кнопки нажимать, и предложила свою помощь. Стоит ли Диме соглашаться?

a) Конечно, это ускорит процесс оплаты, а Дима научится это делать быстрее. Хорошо, что есть добрые люди!

b) Не стоит. В отделениях обычно есть сотрудники, к которым можно обратиться за помощью с терминалом. Мало ли что женщина из очереди насоветует!

Вопрос 5. Алина забыла свой пароль к интернет-банку и решила его переустановить через банкомат. После завершения операции и получения чека с паролем Алина запомнила цифры, выкинула чек в стоящую рядом урну и пошла домой. Всё правильно?

a) Конечно, нет! Мошенники могут достать чек из урны и воспользоваться указанными на нем данными. Чек нужно уничтожить!

b) Да, всё верно. Мусорные урны около банкоматов регулярно очищаются специальными сотрудниками, и за ними ведётся видеонаблюдение. Да и в конце концов, даже мошенникам не хочется копаться в мусоре!

Вопрос 6. Андрей с ребятами играл в футбол во дворе и захотел пить. Но прерывать игру не хотелось, поэтому он попросил сбегать за водой в магазин младшую сестру, игравшую неподалеку, дал ей свою карту и на звал ПИН-код. Ничего страшного?

a) Не стоило так делать. Сестра может сообщить ПИН-код кому-то ещё или потерять карту!

b) Конечно, ничего страшного! Это же сестра, родственникам надо доверять!

Вопрос 7. Марина потеряла телефон, на котором стояло мобильное приложение Сбербанка; и очень огорчилась. Родители купили ей новый телефон и сим-карту с более выгодным тарифом. Нужно ли Марине сообщить об этом в банк?

a) Нет, не нужно. Данные о новом номере автоматически поступят в базу данных банка, как только Марина войдёт в приложение с нового телефона.

b) Обязательно! На старом номере остались подключенными услуги, и этим могут воспользоваться мошенники!

Вопрос 8. Ане на телефон пришло сообщение от отправителя Sberbank с информацией о том, что ей начислен дополнительный денежный бонус на текущий счёт. Для его получения нужно пройти по ссылке, указанной в СМС. Что делать?

a) По ссылке не ходить, сообщить о рассылке в службу безопасности банка, выпустившего карту.

b) Перейти по ссылке и выполнить все инструкции. Это распространённая практика в век высоких технологий.

Правильные ответы: 1) б, 2) б, 3) а, 4) б, 5) а, 6) а, 7) б, 8) а.